Часть третья. Исправление ошибок в обращении к Аллаху
Известно, что Посланник Аллаха * поминал Всевышнего и обращался к Нему с мольбами, и что он «поминал Аллаха в любом положении».
Мы также знаем, что Посланник Аллаха * учил членов своей общины обращаться к Аллаху с мольбами, и его сподвижники выучили много слов, с которыми Посланник Аллаха * обращался к Господу. Например, Посланник Аллаха * научил своих сподвижников читать ду‘а-истихару. Соответствующий хадис приводит аль-Бухари. А Муслим приводит хадис о том, что Посланник Аллаха * учил своих сподвижников просить у Аллаха защиты от четырёх вещей подобно тому, как учил их сурам Корана: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от мучений в могиле…» и так далее до конца хадиса.
Коранические аяты и хадисы Посланника Аллаха * указывают также на то, какое внимание уделял Посланник Аллаха * этому великому поклонению — обращению к Аллаху с мольбами. Он неустанно заботился о том, чтобы уберечь его от ошибок и искажений. Так, Посланник Аллаха * передал нам запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами полностью и запрет отказываться от него в благополучные времена, лениться при обращении к Аллаху с мольбами. Мусульманину также запрещено выходить в своей мольбе за рамки умеренности. Также запрещено обращаться с мольбой к кому-то или чему-то помимо Аллаха, а также обращаться к Аллаху с мольбой против себя или просить ускорить наказание и не оставлять его до Судного дня. Также запрещено просить о несправедливости, связывать мольбу с какими-то условиями, повышать голос.
Также известен запрет изменять слова в мольбах, которые передаются от Посланника Аллаха *, обращаться к Аллаху со слишком пространными и многословными мольбами, спешить с мольбой, не предваряя её восхвалением Всевышнего, считать, что ответ слишком задерживается, переставать обращаться к Аллаху с мольбами под предлогом того, что «это не помогает», поднимать взор к небу и поднимать руки ладонями вниз, а также указывать двумя пальцами во время обращения к Аллаху с мольбой.
Мусульмане всегда оберегали свою религию, и один из ярких примеров этого — действия сподвижников, которые удерживали людей от выхода за рамки дозволенного в обращении к Аллаху с мольбами и поминании Его. Таких случаев было бесчисленное множество. Например, они запрещали людям собираться вместе для обращения к Аллаху с мольбами, использовать камешки для подсчёта произнесённых слов восхваления Аллаха, обращаться к Аллаху с мольбами стоя и так далее. Эти примеры лишний раз подтверждают важность и ценность книги, которую вы сейчас держите в руках, и доказывают, что она не является чем-то новым и непривычным в данной теме. Кто желает проявлять чистосердечие по отношению к мусульманам и оберегать религию, тот должен обращать внимание мусульман на ошибки, которые закрались в два великих вида поклонения — обращение к Аллаху с мольбами и поминание Его, чтобы мусульмане совершали эти виды поклонения правильно и избегали нововведений.
Ниже приводятся соответствующие доказательства из Корана и Сунны, помогающие изменить неверные представления об обращении к Аллаху с мольбами и исправить ошибки, которые допускают многие в этом поклонении.
1. Запрет полностью отказываться от обращения к Аллаху с мольбами.
Всевышний Аллах сказал:
«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).
2. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами в благополучные времена.
Всевышний Аллах сказал:
ﮋ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓﯔ ﮊ
«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья» (10:12).
Похожие аяты есть в сурах «Ночное путешествие», аят 67, «Люкман», аят 32, «Толпы», аяты 8 и 49, и «Разъяснены», аят 51.
Это действие противоречит действиям пророков (мир им всем).
Всевышний Аллах сказал о них:
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).
То есть: они поклонялись Нам с надеждой на милость Аллаха и страхом перед Его наказанием.
3. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами из лени. Несчастен тот, кто отказывается от обращения к Аллаху с мольбами из лени. Поистине, он лишает себя великого блага. Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Самый слабый из людей — тот, кто не находит в себе силы обращаться к Аллаху с мольбами, а самый скупой — тот, кто скупится на приветствия» [Абу Йа‘ля; ат-Табарани; Ибн Хиббан; ‘Абду-ль-Гани аль-Макдиси].
А в другой версии хадиса говорится: «Самый скупой из людей — тот, кто скупится на приветствия, а самый слабый — тот, кто не находит в себе силы обращаться к Аллаху с мольбами».
4. Запрет выходить за пределы, установленные Шариатом, при обращении к Аллаху с мольбами.
Всевышний Аллах сказал:
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).
Запрет распространяется на любое нововведение, связанное с обращением к Аллаху с мольбами и касающееся времени, места, количества и способа его совершения.
‘Абдуллах ибн Мугаффаль однажды услышал, как его сын говорит, обращаясь к Всевышнему с мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя даровать мне белый дворец в правой части Рая, когда я войду туда!» Он сказал сыну: «Сынок, проси у Аллаха Рая и защиты от Огня, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха * сказал: “Поистине, в моей общине появятся люди, которые будут выходить за установленные пределы в очищении и обращении к Аллаху с мольбами”!»
Этот хадис приводят имам Ахмад, Абу Дауд. Ибн Маджа и Ибн Касир в своём «Тафсире». Хадис с хорошим иснадом.
Сын Са‘да (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды отец услышал, как я говорю: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя Рая, его наслаждений его великолепия, и того-то, и того-то… И я прошу у Тебя защиты от Огня и его цепей и Его оков и того-то и того-то…” Он сказал: “Сынок, поистине я слышал, как Посланник Аллаха * сказал: ‹В моей общине появятся люди, излишествующие в обращении к Аллаху с мольбами›. Поэтому опасайся оказаться в их числе. Поистине, если тебе будет дарован Рай, то будут тебе дарованы и блага, которые в нём и если ты будешь убережён от Огня, то ты будешь убережён и от зла, которое в нём”».
Этот хадис приводят Абу Дауд и Ахмад.
5. Запрет на обращение с мольбами не к Аллаху. Это касается и ду‘а-поклонения, и ду‘а-просьбы. Обращение с мольбами не к Аллаху — самый отвратительный вид выхода за установленные Шариатом пределы в обращении с мольбой, и это явное неверие, выводящее человека из религии, и придавание Аллаху сотоварищей (ширк), и совершающий данное действие является кафиром и мушриком.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. А в День воскресения они отвергнут ваше поклонение» (35:14).
ﮋ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖ ﮗ ﮘﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮊ
Всевышний также сказал:
«Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему»» (73:20).
Всевышний также сказал:
«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (23:117).
Всевышний сказал:
ﮋ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﯸ ﯹ ﯺ ﯻ ﯼ ﮊ
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5).
Мусульманские учёные единодушны в том, что обращение с мольбами не к Аллаху запрещено и что это великий ширк (ширк акбар — شرك أكبر).
6. Многословие и излишние подробности в мольбах — выход за установленные Шариатом пределы в обращении к Аллаху с мольбами.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха * предпочитал обращаться к Аллаху с короткими, но содержательными мольбами, и оставлял другие».
Мы также приводили выше хадисы ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля и Са‘да ибн Абу Ваккаса.
7. Запрет обращаться с мольбой против себя, а также против кого-то, когда для этого нет оснований.
Всевышний Аллах сказал:
«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (17:11).
То есть раздражённый или рассерженный человек обращается к Аллаху с мольбами против самого себя и своих детей подобно тому, как в хорошем настроении он обращается к Аллаху с благими мольбами за себя и свою семью. Это признак торопливости человека, который просит о зле так же, как просит о добре, что является выходом за установленные Шариатом пределы в обращении к Аллаху с мольбами.
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха * вошёл к Абу Саляме, когда взор того уже угас. Он закрыл ему глаза и сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие умершего стали громко причитать, а Посланник Аллаха * сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага[13], ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить “Амин”». А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саляме и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником[14] для тех, кто останется после него, и прости и нас, и его, о Господь миров, и сделай его могилу просторной для него, и освети её для него!»[15] [Муслим; Абу Дауд; ан-Насаи; Ибн Маджа].
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте зла на своих детей, и не призывайте проклятий на своё имущество, ибо такая мольба может совпасть с периодом времени, в который следует просить о желаемом, и тогда Аллах ответит на вашу мольбу» [Муслим; Абу Дауд]. В версии Абу Дауда имеется добавление: «…и ваших слуг».
Мольбы, с которыми неверующие обращаются к Аллаху против мусульман, являются несправедливостью и притеснением, а потому остаются без ответа. Поэтому аль-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха» «Глава о словах Пророка *: “Аллах отвечает на наши мольбы против иудеев, тогда как их мольбы против нас остаются без ответа”». В этой главе он приводит хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).
Ибн Хаджар сказал, комментируя упомянутое название: «Так происходит потому, что наше обращение с мольбой против них соответствует истине, тогда как их обращение с мольбой против нас является несправедливостью».
Он также сказал: «Отсюда можно заключить, что если человек обращается к Аллаху с мольбами против другого, будучи несправедливым по отношению к нему (то есть, не имея на то оснований), Всевышний Аллах не станет отвечать на его мольбу. Это подтверждают и Слова Всевышнего: “Но мольбы неверующих безуспешны”».
8. Запрет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или порывании родственных связей. Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «На мольбы раба Всевышнего будет приходить ответ до тех пор, пока он не начнёт просить о греховном и порывании родственных связей и пока он не начнёт торопить ответ» [Муслим].
‘Убада ибн ас-Самит ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Какой бы мусульманин на земле ни обращался к Аллаху с мольбой, Аллах непременно дарует ему то о чём он просил, или отведёт от него соответствующее зло, если только он не будет просить о чём-то греховном и порывании родственных связей и если он не будет спешить, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху и взывал, а ответ так и не пришёл”» [Ат-Тирмизи; аль-Хаким, который считал этот хадис достоверным и аз-Захаби согласился с ним].
А в версии аль-Хакима содержится добавление: «Или прибережёт для него соответствующую награду».
9. Глава о запрете связывать мольбу с условием. Анас ибн Малик ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Когда любой из вас обращается к Аллаху с мольбой, пусть он проявляет решительность и не говорит: “О Аллах, если желаешь, дай мне”, ибо Аллаха и так никто не может ни к чему принудить» [Аль-Бухари; Муслим].
Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “О Аллах, прости Мне, если хочешь”, “О Аллах, помилуй меня, если хочешь”. Пусть он проявляет решительность в просьбе, потому что Аллаха и так никто не может ни к чему принудить» [Аль-Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Просите Аллаха и о большом, поскольку для Аллаха не представляет трудности исполнить и такую просьбу».
10. Запрет торопить ответ. Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Любой из вас будет получать ответ на свои мольбы, если только он не будет торопить его, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху, а Он не ответил мне! ”» [Аль-Бухари].
А в версии Муслима сказано: «На мольбы раба Аллаха будет приходить ответ, если только он не будет просить о чём-нибудь греховном или о разрыве родственных связей и не станет торопить ответ». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопить ответ?» Посланник Аллаха * сказал: «Это значит говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами и обращался к Нему снова, но я не вижу ответа”, после чего это начинает тяготить его, и он отказывается от обращений с мольбами”».
Абу Са‘ид аль-Худри ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Какой бы мусульманин ни обратился к Аллаху с мольбой, не содержащей греховного и разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо Он даст ему то, о чём он просит, либо Он прибережёт для него награду за его мольбу в мире вечном, либо Он отведёт от него зло соответствующих размеров» [Ахмад; аль-Хаким, который назвал его достоверным, и аз-Захаби согласился с ним].
‘Убада ибн ас-Самит ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Какой бы мусульманин на земле ни обращался к Аллаху с мольбой, Аллах непременно дарует ему то, о чём он просил, или отведёт от него соответствующее зло, если только он не будет просить о чём-то греховном и порывании родственных связей и если он не будет спешить, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху и взывал, а ответ так и не пришёл”» [Ат-Тирмизи; аль-Хаким, который считал этот хадис достоверным и аз-Захаби согласился с ним].
Известно, что Посланник Аллаха * целый месяц обращался к Всевышнему Аллаху с мольбой, прося Его покарать нечестивцев из племён Ра‘ль и Закван. С точки зрения фикха из хадиса следует, что Взывающий к Аллаху не должен считать, что ответ слишком задерживается. Да и стоит ли нам ожидать быстрого ответа на свои мольбы, когда у нас множество грехов, закрывающих ему путь? Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха…
11. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами под предлогом того, что ответ не приходит. Речь идёт о том случае, когда человек перестаёт обращаться к Аллаху с мольбами, потому что он считает, что ответ слишком долго не приходит, и ему наскучивает это. Всевышний Аллах сказал, хваля Своих ангелов: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто у Него, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (21:19–20).
Аз-Зубайди сказал, комментируя хадис «Взывайте к Аллаху без устали»: «То есть пусть вам не наскучивает это».
Хадисы, в которых содержится запрет торопить ответ на мольбу и считать, что он слишком задерживается, указывают на то, что запрещается отказываться от обращения к Аллаху с мольбами под предлогом того, что ответ не приходит». Вспомним хадис Абу Хурайры в «Сахихе» Муслима. Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопить ответ?» Посланник Аллаха * сказал: «Это значит говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами и обращался к Нему снова, но я не вижу ответа”, после чего это начинает тяготить его, и он отказывается от обращений с мольбами”».
А Аллах знает обо всём лучше.
12. Запрет обращаться к Аллаху, когда человек рассеян и сердце его небрежно. Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбы тех, чьё сердце небрежно» [Ат-Тирмизи; ат-Табарани].
Многие называют этот хадис слабым, но его подтверждает хадис ‘Амра ибн аль-‘Аса, который приводит в своём «Муснаде» имам Ахмад.
13. Запрет обращаться к Аллаху с мольбой, не предваряя её восхвалением Аллаха и призывом благословения на Пророка *. Всевышний Аллах начал Свою Книгу со слов восхваления: «Хвала Аллаху Господу миров!»
Фадаля ибн ‘Убайд, сподвижник Посланника Аллаха * передаёт, что однажды Посланник Аллаха * услышал, как один человек взывает к Аллаху с мольбами, не восхвалив Его предварительно и не призвав благословение на Пророка *. Посланник Аллаха * сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал его и сказал ему или кому-то другому: «Когда любой из вас совершает молитву, пусть он сначала воздаст хвалу Господу, затем призовёт благословение на Пророка *, а после этого просит Аллаха, о чём пожелает» [Абу Дауд].
И Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «И последние слова их: Хвала Аллаху Господу миров!» (10:10).
14. Запрет изменять мольбы, которые передаются от Посланника Аллаха *. Аль-Бара ибн ‘Азиб ** передаёт, что однажды Посланник Аллаха * сказал ему: «Когда соберёшься ложиться спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и положился на Тебя, стремясь к Твоей милости и боясь Тебя. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал”[16]. И если ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в своём естественном состоянии, пусть эти слова будут последним, что ты скажешь перед сном».
Аль-Бара сказал: «Желая запомнить эти слова, я стал повторять их и сказал: “Я уверовал в…Твоего Посланника, которого Ты послал”. Но Посланник Аллаха * сказал: “Говори: ‹Я уверовал в…Твоего Пророка, которого Ты послал›”» [Аль-Бухари; Муслим].
15. Запрет просить Аллаха послать наказание за грехи уже в этом мире. Анас ** передаёт, что однажды Посланник Аллаха * пришёл к одному человеку, дабы навестить его. Он был сильно болен и напоминал ощипанного цыплёнка. Посланник Аллаха * спросил его: “Обращался ли ты с какими-нибудь мольбами к Аллаху?” Он ответил: “Я сказал: ‹О Аллах, подвергни меня в этом мире тому наказанию, которое Ты уготовал мне в мире вечном!›” Посланник Аллаха * сказал: “Преславен Аллах! Тебе никогда не вынести этого! Говори лучше: ‹Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и избавь нас от наказания Огня!›”» [Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи].
16. Запрет проявлять чёрствость по отношению к верующим в мольбе. Абу Хурайра ** передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха * сидел в мечети, пришёл какой-то бедуин и, совершив молитву в два рак‘ата, сказал: «О Аллах! Помилуй только меня и Мухаммада и не милуй никого, кроме нас!» Пророк * сказал: «Ты сузил широкое!», имея в виду милость Аллаха. Этот хадис приводит аль-Бухари и другие.
17. Обращение к Аллаху с мольбами о том, что уже предопределено. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт: «Умм Хабиба (да будет доволен ею Аллах), супруга Пророка *, сказала: “О Аллах, доставь мне радость, продлив жизнь мужа моего, Посланника Аллаха, и отца моего Абу Суфйана, и брата моего Му‘авийи”. Пророк * сказал: “Ты просишь Аллаха об этом, когда жизненные сроки уже предопределены, дни отсчитаны и пропитание и блага разделены между рабами. Не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло раньше назначенного срока, и не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло позже назначенного срока. Так что если бы ты просила Аллаха, чтобы Он уберёг тебя от наказания в Огне и мучений в могиле, было бы лучше”» [Муслим; Ахмад].
18. Рифмованная проза в обращении к Аллаху с мольбами. Речь идёт о том случае, когда взывающий к Аллаху с мольбой намеренно подбирает слова так, чтобы получилась рифмованная проза. Это занятие отвлекает человека и мешает сосредоточенности и смирению и мольба получается недостаточно эмоциональной, естественной и искренней, поэтому это запрещено. Если же это получается непреднамеренно, то в этом нет ничего страшного. Это явление встречается в некоторых мольбах, передаваемых от Посланника Аллаха *. Они обычно отличаются гармоничностью звучания.
Всевышний Аллах сказал:
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).
Некоторые толкователи Корана сказали: «Имеется в виду намеренный подбор слов с целью превращения мольбы в рифмованную прозу».
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал, наставляя своего вольноотпущенника ‘Икриму (да помилует его Аллах): «Избегай рифмованной прозы в мольбах, ибо Посланник Аллаха * и его сподвижники избегали этого» [Аль-Бухари].
Ибн Вахб передаёт в своей книге от благородного последователя сподвижников, одного из семи самых известных факыхов, ‘Урвы ибн аз-Зубайра, что когда ему показывали мольбу, представляющую собой рифмованную прозу якобы передаваемую от Посланника Аллаха * или кого-то из сподвижников, он говорил: «Это ложь. Ни Посланник Аллаха *, ни его сподвижники не говорили рифмованной прозой».
Эти слова приводил ат-Тартуши в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».
Именно этот запрет побудил ат-Табарани к написанию его книги «Ду‘а»: «В этой книге я собрал мольбы, передаваемые от Посланника Аллаха *, и побудило меня к этому то, что многие люди полюбили мольбы, имеющие форму рифмованной прозы, сочинённые людьми и не передаваемые ни от Посланника Аллаха *, ни от сподвижников, ни от одного из тех, кто последовал за ними в благодеянии. И это при том, что от Посланника Аллаха * передаётся разъяснение нежелательности рифмованной прозы в мольбах и тем более чрезмерности в ней».
19. Запрет поднимать взор к небу во время обращения к Аллаху с мольбами. Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Люди должны перестать поднимать взор к небу при обращении к Аллаху с мольбами, а иначе Аллах лишит их зрения!» [Муслим].
20. Запрет поднимать руки ладонями вниз во время обращения к Аллаху с мольбами.
21. Запрет указывать двумя пальцами во время обращения к Аллаху с мольбами.
22. Запрет обращаться к Аллаху с мольбами громким голосом.
Всевышний Аллах сказал:
ﮋ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮊ
«Не совершай свою молитву громко и не совершай её шепотом, а выбери среднее между этим» (17:110).
Под молитвой подразумевается обращение к Аллаху с мольбами. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что это было ниспослано об обращении к Аллаху с мольбами, о чём упоминается в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима.
Всевышний также сказал:
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).
Некоторые толкователи Корана сказали, что имеются в виду те, кто выходит за установленные Шариатом для обращения к Аллаху с мольбами пределы, повышая голос во время обращения к Нему с мольбами.
Ибн Джурайдж сказал, что имеется в виду повышение голоса и крики, поскольку взывающим к Аллаху было велено проявлять смирение.
Всевышний Аллах сказал:
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и негромко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205).
23. Запрет говорить: «О Аллах, Господь Корана!» ‘Икрима передаёт: «Однажды Ибн ‘Аббас присутствовал на похоронах, и когда тело покойного уложили в могильную нишу, один человек поднялся и сказал: “О Аллах, Господь Корана, сделай для него просторным то место, в которое входит он! О Аллах, Господь Корана, прости его!” Ибн ‘Аббас повернулся к нему и сказал: “Не говори так, поскольку Коран — Слова Аллаха, а не нечто подчинённое Ему. Они от Него исходят и к Нему возвращаются”» [Аль-Байхакы; ад-Дыйа. Слабый хадис].
24. Запрет собираться для обращения к Аллаху с мольбами. Абу ‘Усман ан-Нахди сказал: «Один из наместников ‘Умара написал ему: мол, здесь люди собираются и начинают обращаться к Аллаху с мольбами за мусульман и предводителя. ‘Умар велел ему прибыть к нему вместе с ними, а привратнику велел приготовить плеть, и когда они вошли к ‘Умару, он замахнулся и ударил их предводителя плетью» [Ибн Ваддах; Ибн Шейба].
25. Запрет обращаться к Аллаху с мольбой после собрания для чтения Корана. Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал о людях, которые собираются для чтения Корана: «Они могут собираться, но нежелательно обращаться к Аллаху с мольбами после завершения чтения».
Ат-Тартуши привёл эти слова в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».
26. Запрет вставать для обращения к Аллаху с мольбами при входе и выходе из мечети. Имам Малик (да помилует его Аллах) осудил это, о чём упоминает ат-Тартуши в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».
Это лишь немногие примеры. На самом деле ошибок, которые допускают люди при обращении к Аллаху с мольбами, гораздо больше, и со временем их число только увеличивается.
А Аллах знает обо всём лучше.
[1] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
[2] Ат-тамхид. Т. 19. С. 46.
[3] Тавассуль (توسل) — понятие, охватывающее все одобренные Шариатом средства приближения к Аллаху. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему…». А приближает верующего к Аллаху исполнение обязательного и желательного в религии. Тавассуль, узаконенный Шариатом, бывает трёх видов:
1. Тавассуль посредством Имён и Атрибутов Аллаха. Всевышний сказал: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их». То есть мусульманин должен говорить, например: «О Милостивый! Помилуй меня! (Йа Рахман! Ирхам-ни!)».
2. Тавассуль посредством благих дел. Мусульманин может обратиться к Всевышнему Аллаху и попросить о чем-то важном для него, упомянув при этом о своих благих делах. Вспомним историю троих, которые оказались запертыми в пещере: каждый из них обратился к Аллаху с мольбой об избавлении и при этом упомянул о благом деле, которое он совершил. В конце концов, Всевышний сделал так, чтобы камень, заваливший вход в пещеру, отодвинулся, и они смогли выбраться наружу. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим со слов Ибн ‘Умара. Вспомним также Слова Всевышнего: «Господь наш! Поистине, мы уверовали, прости же нам наши грехи…». Это приближение к Аллаху посредством веры и благих дел.
3. Тавассуль посредством мольбы праведного человека. Мусульманин может попросить праведного человека (живого, а не умершего!) обратиться к Аллаху с мольбой за него. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис со слов Анаса, в котором говорится, что один человек пришел в мечеть на пятничную молитву и сказал: «О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, и мы оказались в очень трудном положении… Обратись же к Аллаху с мольбой за нас, чтобы Он помог нам!».
А Муслим приводит сообщение о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб просил Увайса аль-Карни, чтобы он обращался к Всевышнему с мольбой за него.
[4] «Инни валлядтука».
[5] «Инни валядтука».
[6] «О Обладатель величия и щедрости!»
[7] Маджму‘ аль-фатава. Т. 22. С. 488.
[8] Имеется в виду уверенность в собственной безнаказанности и пренебрежительное отношение к предостережениям и угрозам Всевышнего.
[9] Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорит о том, что способствует получению ответа на мольбу: «Если во время обращения к Аллаху с мольбой сердце человека сосредоточенно и его мольба придётся на одно из шести времён, в которые мольба не остаётся без ответа (это последняя треть ночи, время азана, время между азаном и икамой, время после обязательных молитв, период с восшествия имама на минбар и до окончания пятничной молитвы и последний час пятницы, после послеполуденной молитвы), и если сердце человека исполнено богобоязненности и смирения перед Господом, если человек обратился в сторону кыбли и пребывает в состоянии ритуальной чистоты, если он возденет руки и начнёт с восхваления Аллаха, а потом призовёт благословение на Его раба и Посланника Мухаммада * и подаст милостыню… В этом случае его молитва не будет отвергнута, особенно если он обратится к Аллаху с одной из просьб, о которых Пророк * сказал, что они обычно не остаются без ответа или содержат в себе величайшее из Имён Аллаха».
[10] От этих слов и до конца фразы — упоминание Качеств и Имен Всевышнего, которое этот человек использует как средство приближения к Нему.
[11] Аллахумма а‘инни аля зикрика ва шукрика ва хусни ‘ибадатака.
[12] Например, потому что упоминается в более достоверном хадисе, нежели остальные.
[13] То есть не говорите «Горе мне!» и не произносите слов, подобных этим.
[14] То есть замени его Собой, Своими заботами.
[15] Аллахумма-гфир ли-Аби Саляма, ва-рфа‘ дараджата-ху фи-ль-махдиййина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-‘алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи, ва наввир ля-ху фи-хи!
[16] Аллахумма, инни аслямту ваджхи иляй-ка, ва фаввадту амри иляй-ка ва альджа’ту захри иляй-ка рагбатан ва рахбатан иляй-ка. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-ка илля иляй-ка! Аллахумма, аманту би-китаби-ка аллязи анзальта ва би-набиййи-ка аллязи арсальта.