Как получить ответ на мольбу
К величайшим проявлениям милости Всевышнего к нам относится Его обещание не оставлять без ответа мольбы тех, кто взывает к Нему.
Всевышний Аллах сказал:
«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).
Всевышний также сказал:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (2:186).
Заметьте: после слов: «если Мои рабы спросят тебя обо Мне» нет слова «скажи», как во многих других коранических аятах, содержащих ответ на вопрос. Вероятнее всего, это символическое устранение посредника между рабом и Господом в поклонении и обращении с мольбами. А Аллах знает обо всём лучше.
Рабы Всевышнего должны верить в обещание Всевышнего. Ат-Тахави (да помилует его Аллах) сказал в «Аль-‘акыда ат-тахавиййа»: «Всевышний Аллах отвечает на мольбы и исполняет просьбы. Он владеет всем, но Им никто не владеет. Никто не способен обойтись без Аллаха и мгновение ока, а кто считает, что может обойтись без Аллаха хотя бы мгновение ока, тот неверующий и пропащий».
Ответ на мольбу может приходить в разных формах. В некоторых случаях верующему записывается награда за его мольбу, которая, как мы уже говорили, является поклонением, а ответ, которого он ожидал, не приходит. Однако это не означает, что Всевышний Аллах не ответил на его мольбу: награда и была ответом.
В других случаях ответом на мольбу раба Всевышнего становится умиротворение и радость, которые приносит сердцу верующего поклонение Господу, поминание Его, обращение к Нему с мольбой и демонстрация собственного бессилия, смирения и потребности в Господе. Обращаясь к Всевышнему с мольбой, верующий стремится не просто попросить Его о чём-то, а возвеличить Аллаха и воздать Ему хвалу посредством своей мольбы, и при этом он желает, чтобы Аллах «ответил» ему, как Он Сам обещал в Коране, а не просто удовлетворил его просьбу. И в данном случае он получает ответ в указанной форме.
Мольба мусульманина не остаётся без ответа, однако Всевышний Аллах выбирает для него лучшее. Так Всевышний может ответить на его мольбу, то есть даровать ему то, о чём он просил; или дать ему нечто лучшее взамен того, о чём он просит, например, отвести от него соответствующих размеров зло; или припасти для него нечто лучшее, чем то, о чём он просил, в мире вечном.
Желающий получить ответ на свою мольбу должен создавать причины для этого. Причины бывают явные и скрытые.
К сокрытым причинам, способствующим получению ответа на мольбу, относятся искреннее и скорое покаяние; заглаживание обид и возмещение нанесённых кому-либо убытков; благие (дозволенные) пища, питьё, одежда, жильё и средство передвижения; отказ от запретного и сомнительного; сосредоточенность (собранность) сердца; упование на Всевышнего и устремление к Нему в поисках милости и защиты; страх перед Всевышним и предание себя на волю Его; отказ от связывания надежд с кем-либо, кроме Него. Вспомни уверовавшего из семейства Фараона:
«Вы вспомните то, о чем я вам говорю. Я вверяю свое дело Аллаху. Воистину, Аллах видит рабов» (40:44).
И наконец, человек ни в коем случае не должен отчаиваться и думать, что Всевышний Аллах не ответит на Его мольбу.
К явным причинам получения ответа на мольбу относятся: благие дела, например, милостыня, а также предварение мольбы омовением и молитвой, поднятие рук во время обращения к Всевышнему с мольбой, а также совершение действий, о которых в Коране или Сунне говорится, что они способствуют получению ответа на мольбу, в том числе использование благодатных мест, периодов времени и состояний[9].
Если говорить об использовании благодатных периодов времени, то в году это: день стояния на Арафате (день ‘Арафа), время совершения обрядов хаджа, а также ночь предопределения: верующий должен обращаться к Всевышнему с мольбами в те ночи, среди которых Посланник Аллаха * велел нам искать Ночь предопределения.
Среди месяцев это месяц рамадан, и, особенно, его последняя декада.
Если говорить о неделе, то это пятница, а точнее период с того момента, когда имам сел на минбар и до завершения молитвы в этот день.
Если говорить о часах, то это предрассветные сумерки, последняя треть ночи и период в пятницу, о котором сказано, что он наступает вслед за послеполуденной молитвы.
Если говорить о благодатных местах, то это Мекка и все места, которые посещает паломник во время совершения хаджа.
Если говорить о состояниях, способствующих получению ответа на мольбу, то в качестве примера можно привести обращение к Аллаху с мольбами на поле боя. Итак, когда войско вступает в бой, а также во время дождя, после совершения омовения, во время азана, между азаном и икамой, во время икамы, во время земного поклона (ибо ближе всего раб к своему Господу бывает тогда, когда он совершает земной поклон), после обязательных молитв, во время поста (до разговения), в процессе совершения обрядов хаджа — человек получает ответ на свою мольбу. Мольба притеснённого также не остаётся без ответа, равно как и мольба справедливого правителя, мольба родителя за своих детей. Муджахид и некоторые другие учёные говорили также, что хорошо обращаться к Всевышнему с мольбами после чтения Корана. Собрания мусульман и собрания, в которых люди поминают Аллаха, — также прекрасная возможность для желающих обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбами. Если проснувшийся ночью сказал: «Нет божества кроме Аллаха», попросил у Аллаха прощения, а потом обратился к Всевышнему с мольбой, то это также способствует получению ответа на мольбу. Другие благодатные возможности для обращения к Аллаху с мольбами: когда кричит петух, когда человек болеет (до самого выздоровления), когда человек находится у больного или возле тела умершего. Не стоит забывать и мольбу, с которой обращается человек к Всевышнему за своего брата по вере в его отсутствие, а также мольбу путника и мольбу вынужденного, то есть попавшего в беду или безвыходное положение. Можно обращаться к Всевышнему с мольбами перед сном. Передаётся также, что когда человек увидит Каабу, ему также следует воспользоваться возможностью обратиться к Всевышнему с мольбами.
Ещё один полезный совет тем, кто желает получить ответ на свою мольбу: им следует использовать мольбы, с которыми обращался к Всевышнему Посланник Аллаха *, а также обращаться к Всевышнему, упоминая величайшее из Его Имён, о чём говорится в двух хадисах, которые приводят Ибн Хиббан, ат-Тирмизи и имам Ахмад.
‘Абдуллах ибн Бурайда передаёт от своего отца, что Посланник Аллаха * услышал, как один человек говорит: «О Аллах! Поистине, я прошу Тебя посредством того[10], что я свидетельствую, что Ты — Аллах, нет божества кроме Тебя, Одного, Самодостаточного, Который не рождал и не был рожден, и нет никого подобного Ему…» И он сказал:
} وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَقَدْ دَعَا اللَّهَ بِاسْمِهِ الأعْظَمِ ، الَّذِي إِذَا دُعِيَ بِهِ أَجَابَ ، وَ إِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى {
«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, Он воззвал к Аллаху, упомянув Его Величайшее Имя, а когда к Аллаху обращаются с мольбой, упоминая это Его Имя, Он непременно отвечает на эту мольбу, и кто попросит о чем-то, упоминая это Имя, тому будет непременно даровано то, о чем он просил».
Анас ** передает: «Посланник Аллаха * услышал, как один человек говорит, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя посредством того, что Тебе хвала, нет божества, кроме Тебя, и Ты — Благодетель, Творца небес и земли. О Обладатель величия и Щедрости! О Живой, о Поддерживающий жизнь!” Посланник Аллаха * сказал: “Он обратился к Аллаху, упомянув Его Величайшее Имя”».
Лучшая мольба — когда человек просит Всевышнего помочь ему снискать Его довольство.
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, говоря о достоинствах и значении аята: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»: «Если говорить об этих двух основах — поклонении и испрашивании помощи, то людей можно разделить на четыре категории. К наилучшей из них относятся те, кто поклоняется Аллаху и просит у Него помощи в поклонении Ему. Поклонение Всевышнему — их заветная цель, и они просят Его помочь им в её достижении. Поэтому к лучшим просьбам, с которыми обращаются к Господу, является просьба о помощи в снискании Его довольства. Именно этому учил Посланник Аллаха * одного из искренне любимых им сподвижников — Му‘аза ибн Джабаля. Посланник Аллаха * сказал ему: “О Му‘аз! Клянусь Аллахом, я люблю тебя. Не забывай же говорить после каждой молитвы: ‹О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе должным образом›[11]” Поэтому самая полезная мольба — мольба о помощи в угодном Всевышнему, и лучший дар — получение ответа на такую мольбу. И все мольбы, с которыми обращался к Всевышнему Посланник Аллаха *, сводятся к этому, а также к защите и избавлению от всего, что противоречит довольству Господа. Посланник Аллаха * просил Господа облегчить ему снискание Его довольства и помочь ему обрести его в полной мере».
Шейх ислама Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах) сказал: «Я задумался о том, какая мольба является самой полезной, и обнаружил, что это мольба о помощи в сникании довольства Всевышнего. А потом я увидел её в суре “Аль-Фатиха”: “Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи ”…»
Прошу Великодушного Аллаха, Господа великого Трона, посредством Его Прекрасных Имён и Возвышенных Атрибутов, даровать нам эту великую милость и помочь нам поклоняться Ему должным образом и благодарить Его, а также внушить нам благие мольбы и даровать нам ответ на них по милости Его и помочь нам сделать всё необходимое для того, чтобы наши мольбы не оставались без ответа!
Как же счастливы те, кому даровано всё это…
Если Всевышний Аллах ответил на твою мольбу, не воспринимай это как нечто само собой разумеющееся. Благодари Всевышнего за оказанную тебе милость и восхваляй Его за это. Посланник Аллаха * сказал: «Что мешает любому из вас, когда Аллах отвечает на его мольбу или когда он выздоравливает после болезни, или возвращается из путешествия, сказать: “Хвала Аллаху, по милости Которого вершится благое”?» [Ибн Маджа; аль-Хаким. Аз-Захаби умолчал о нём. В его иснаде слабость].
Итак, ты, дорогой брат-читатель, узнал эти полезные истины об обращении к Аллаху с мольбами, о положении обращения к Аллаху с мольбами среди различных видов поклонения, а также о его влиянии на того, кто обращается к Всевышнему с мольбой, и того, за кого обращаются к Аллаху с мольбой. Будь же усерден в своих ду‘а, используй часы свой жизни, чтобы творить благое. Блажен тот, кто поступает так, и за кого возносятся добрые молитвы, как при его жизни, так и после его смерти.
И остерегайся всего, что мешает верующему получить ответ на свою мольбу, например:
1. Слабость самой мольбы из-за содержащейся в ней несправедливости, направленной против самого взывающего к Аллаху или против кого-то другого.
2. Слабость самого взывающего — сердце его не устремлено к Аллаху должным образом.
3. Потребление и совершение запретного. Например: пища, питьё, одежда, жильё, купленные на средства, приобретённые запретным путём; запретные источники доходов; плата, которую приносит запретная работа; сдача помещения в аренду тому, кто торгует запретным, и так далее.
В связи со сказанным стоит вспомнить слова Посланник Аллаха *: «Не отвращает предопределения ничего, кроме мольбы, и не продлевает жизнь ничего, кроме благочестия, и поистине, человек лишается удела из-за совершаемых грехов» [Ат-Тирмизи].
4. Спешка и нетерпеливость: у человека не хватает терпения, и он, видя, что ответ не приходит, перестаёт обращаться к Всевышнему с мольбами, поскольку хочет, чтобы ответ приходил сразу же.
Также остерегайся мольбы притесняемого, даже если он неверующий или грешник, потому что мольба притесняемого не остаётся без ответа и поднимается в небеса, словно искра.
Горе тому, против кого направлены стрелы мольбы притесняемого! Да помилует Аллах имама Ибн аль-Каййима, который сказал: «Как велика разница между тем, за кого люди постоянно обращаются с мольбами, и тем, на кого люди неустанно призывают кару Господню!»
Бойся же Аллаха, о верующий, и остерегайся притеснять Его рабов, поступать с ними несправедливо и задевать их честь!