Сущность обращения к Аллаху с мольбами и его место среди обрядов поклонения
Однокоренные слова ду‘а (دعاء) и да‘ва (دعوى) являются отглагольными существительными и имеют значения «обращение», «испрашивание», «просьба».
Обращение к Аллаху с мольбами — поклонение Всевышнему и одно из проявлений покорности Ему. Раб Всевышнего обращается к Господу с мольбами, прося у Него помощи, защиты, милости и блага. Обращаясь к Всевышнему с мольбами, верующий показывает, что нуждается в Господе и не может обойтись без Него и признаёт собственное бессилие и слабость.
Если мы посмотрим на первую суру Корана — «Аль-фатиху» — нам откроется много удивительного. Всевышний Аллах начал Свою Книгу с ду‘а.
«Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому. Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» — ду‘а-восхваление.
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем» — ду‘а-просьба.
Две последние суры Корана завершает ду‘а-просьба, но при этом в них содержится и ду‘а-восхваление.
А теперь задумаемся о месте обращения к Аллаху с мольбами среди обрядов поклонения и высоте его положения в Пречистой Сунне.
Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Нет пред Аллахом ничего более благородного, чем обращение к нему с мольбами» [Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Хиббан. Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Лучшее поклонение — обращение к Аллаху с мольбами» [Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].
Ан-Ну‘ман ибн Башир ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение», а потом прочитал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60)[1].
Обращение к Аллаху с мольбами занимает столь благородное и высокое место среди обрядов поклонения потому, что объединяет в себе столько проявлений покорности Всевышнему, сколько не объединяет ни один другой вид поклонения. Обращение к Аллаху с мольбами требует «присутствия сердца», то есть максимальной сосредоточенности и собранности, а также поклонения Всевышнему посредством устремления к Нему, связывания с Ним чаяний, надежды на Его милость, упования на Него, стремления к Его награде и страха перед Его наказанием.
Обращение к Аллаху с мольбами также требует поклонения Ему, которое раб осуществляет своим языком, то есть восхваления и прославления Его, поминания Его, свидетельствования о Его единственности, возвеличивания Его и страстного и смиренного воззвания к Нему.
Обращение к Аллаху с мольбами также требует телесного поклонения Всевышнему — смиренного склонения пред Господом, демонстрации собственной слабости и бессилия, признания, что нет силы и могущества ни у кого, кроме как при содействии Аллаха, и так далее.
Поэтому Всевышний Аллах сказал в одном из ясных аятов Своей Книги:
ﮋ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﮊ
«Скажи: “Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы. Вы сочли это ложью, и скоро оно [наказание] станет неотступным”» (25:77).
То есть: если бы не ваше поклонение.
Ду‘а-поклонение — это обращение к Всевышнему Аллаху посредством всех очевидных и сокрытых видов поклонения — слов, действий и намерений, которые наполняют сердца верующих осознанием величия Всевышнего Аллаха. Сюда же относится отказ от всего, что Аллах запретил.
Ду‘а-просьба — это когда раб Всевышнего взывает к своему Господу, прося Его о том, что приносит ему пользу в мире этом и в мире вечном или о защите от того, что может причинить вред или об избавлении от постигшей беды. Этот вид ду‘а наполняет сердца надеждой на милость Всевышнего и страхом перед Его наказанием, а также смирением перед Ним.
Всевышний Аллах сказал:
ﮋ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﮊ
«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).
В этом аяте ду‘а-просьба названа поклонением. А в другом аяте Книги Всевышнего этот вид ду‘а назван религией.
Всевышний Аллах сказал:
«Взывайте же к Нему, очищая пред Ним свою религию» (7:29).
А в достоверном хадисе Посланника Аллаха * сказано: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение». Этот хадис приводят авторы четырёх «Сунан» и других сборников хадисов. Ни о каком другом виде поклонения не сказано, что он «есть поклонение». Этот хадис можно уподобить другому, в котором сказано: «Хадж — Арафат».
Это указание на важность обращения к Аллаху с мольбами. Поэтому Всевышний Аллах назвал его молитвой:
ﮋ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬﯭ ﮊ
«Среди бедуинов есть и такие, которые веруют в Аллаха и Последний день и считают, что их пожертвования приблизят их к Аллаху и помогут заслужить молитвы Посланника» (9:99).
Имеется в виду обращение Посланника Аллаха * с мольбами к Аллаху за них.
Всевышний Аллах также сказал:
«Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (9:103).
То есть обращайся к Всевышнему с мольбами за них. Слово «молитва» используется в арабском языке в значении обращения к Аллаху с мольбами.
Ду‘а-поклонение и ду‘а-просьба неразрывно связаны. Ничто из них не может быть обращено не к Аллаху, а кто поступает так, тот взывает не к Аллаху и, как следствие, придаёт Аллаху сотоварищей, то есть совершает великий ширк, который выводит его из религии. Таково согласное мнение мусульман (иджма‘ — إجماع).
Кто возьмётся изучать коранические аяты, содержащие предостережение от придавания Аллаху сотоварищей, тот непременно обнаружит, что в большинстве случаев Всевышний Аллах предостерегает нас от ширка именно в обращении к Нему с мольбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обращение к Аллаху с мольбами входит в число наиболее важных составляющих исламской религии, относительно которых распространяются сомнения, неверные утверждения и нововведения.
Обращение к Аллаху с мольбами — самое благородное дело пред Аллахом. И это прекрасный способ приучить себя проявлять терпение и искренность на пути Всевышнего, уповать на Него, предавать себя Его воле и вручать Ему исход дел своих.
Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему отдаляться от слабости и лени и даёт ему драгоценную возможность наслаждаться «беседой» с Господом.
Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему укреплять веру и увеличивает его убеждённость в правильности выбранного пути. Всевышний Аллах любит, когда Его рабы обращаются к Нему с мольбами: «Аллах гневается на того, кто не обращается к Нему с мольбами». Эти слова Абу Хурайра ** передаёт от Посланника Аллаха *, и их приводят аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
Обращение к Аллаху с мольбами — лёгкое поклонение, не ограниченное определённым местом, временем и положением. Человек может обращаться к Господу с мольбами днём и ночью, на суше, на море и в воздухе, в путешествии и в своём доме, будучи бедным и богатым, здоровым и больным, вслух и про себя, тайно и явно. Обращение к Аллаху с мольбами — неотъемлемая часть жизни верующего. Оно сопровождает его по жизни, поскольку раб Всевышнего нуждается в Господе, в Его милости и защите всю свою жизнь, от колыбели до могилы, и обеспечивает ему постоянную связь с Господом.
Обращение к Аллаху с мольбами способствует избавлению от бед и несчастий. Вспомним пророка Ибрахима (мир ему):
«И я обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря обращению с мольбами к моему Господу я не буду несчастен» (19:48).
Вспомним также пророка Закариййу (мир ему):
«А ведь раньше благодаря обращению к Тебе, Господи, с мольбами я не был несчастен» (19:4).
Сколько бед обошло людей стороной благодаря их мольбам, сколько трудностей было преодолено благодаря обращению к Аллаху с мольбами, сколько грехов простил Аллах Своим рабам благодаря их мольбам!
Обращение к Аллаху с мольбами подобно щиту, который защищает человека от несчастий и от Шайтана.
Всевышний Аллах сказал:
«Пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (4:102).
Сколько благ, тайных и явных пришло к людям благодаря тому, что они обращались к Всевышнему с мольбами. Сколько раз обращение к Аллаху с мольбами становилось причиной побед, помощи от Всевышнего и Его содействия, а также возвышения степеней в этом мире и в мире вечном. Обращение к Аллаху с мольбами обладает множеством достоинств, а милость Всевышнего к Его рабам поистине безгранична…
Все эти блага являются ответом на мольбу, поскольку ответ может приходить в разной форме.
Ду‘а-просьба по праву относится к числу важнейших религиозных обязанностей в исламе. Поэтому пророки и посланники Всевышнего много обращались к Всевышнему с мольбами. Всевышний Аллах сказал о них в суре «Пророки»:
ﮋ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﮊ
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны пред Нами» (21:90).
В Коране и Сунне содержится множество адресованных нам побуждений обращаться к Всевышнему с мольбами. Ислам говорит нам, что обращение к Аллаху с мольбами вкладывает в сердца рабов Всевышнего любовь к Нему и укрепляет связь верующих с Ним. Обращение к Аллаху с мольбами — оружие верующего и его неприступная крепость. Это благо, которое даруется рабу Всевышнего: обращаясь к Всевышнему с мольбами, он копит для себя это благо, а забывая взывать к Господу и пренебрегая этим, он лишает себя этого блага.
Если человек совсем не обращается к Всевышнему с мольбами — это повод предположить, что вера его слаба и далека от совершенства. Отказываясь обращаться к Господу миров с мольбами, человек как будто отворачивается от Аллаха. А кто отворачивается от Аллаха, от того отворачивается Аллах…
После всего сказанного становится очевидным, что обращению к Аллаху с мольбами отводится очень важное место в жизни мусульманина. Оно важно для нас как при жизни, так и после смерти. При жизни человек обращается к Аллаху с мольбами за самого себя и за других. У того, кто обращается к Аллаху с мольбами за своего брата по вере в его отсутствие есть основания ожидать ответа, поскольку ангел в этот момент говорит: «И тебе да будет то же!», о чём упоминается в Сунне.
В обращении к Аллаху с мольбами — защита для верующего от врагов, опасностей и всякого зла.
К тому же обращение к Аллаху с мольбами и поминание Его помогают прогнать Шайтана. Великий учёный ислама Ибн ‘Абду-ль-Барр (да помилует его Аллах) сказал: «Широко известно, что Шайтана можно прогнать с помощью чтения Корана, поминания Аллаха и азана, и об этом говорится в хадисах и упоминается в словах наших праведных предшественников…»[2].
А после смерти человека обращение к Аллаху с мольбами становится нитью, которая связывает ныне живущих мусульман с уже умершими: живые обращаются к Всевышнему с мольбами за тех, кто уже покинул этот мир:
«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не вселяй в наши сердца ненависти и зависти к тем, кто уверовал» (59:10).
А в достоверном хадисе, в котором упоминается то, что может принести верующему пользу после его смерти, сказано: «…и праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбами за него».
Обращение к Аллаху с мольбами за умерших, а также раздача милостыни от их имени приносит умершим пользу. В этом вопросе мусульманские учёные единодушны.
Глава вторая