Сомнения, которые не аннулируют намаз
В девяти случаях, при совершении четырех-ракатных намазов, если у молящегося возникнут
сомнения, относительно числа совершенных рак’атов, то его намаз не аннулируется, а должен
хорошо подумать, а затем если будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение,
то должен, согласно этому решению, завершить намаз. Если же молящийся не уверен или
сомневается в правильности принятого им решения, то согласно вышесказанным предписаниям,
он должен продолжать намаз и его намаз будет считаться правильным. Из девяти случаев
сомнения, о которых было сказано выше, более всего , встречаются четыре случая. (Для
подробного - ознакомления со всеми девятью видами можете обратиться к книге «Таузих-ал-
масаил» положение 1208.) Мы же здесь дадим об яснение только тех четырех случаев, с которыми
больше всего приходится иметь дело:
1. Если у молящегося, после совершения второго саджда, появятся сомнения два рак’ата
он совершил или три, то он должен считать, что совершил три рак’ата, а затем
совершить еще один рак’ат и затем закончить намаз. После намаза, в порядке
обязательной предосторожности, необходимо совершить одноракатный намаз-ихтият.
2. Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак’атом, после совершения
второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он прочитал
четырехракатный намаз и на этом завершить намаз, а затем должен стоя прочесть
двухракатный намаз-ихтият.
3. Если возникнут сомнения между третим и четвертым рак’атом, то в какой бы части
намаза они не возникли, молящийся должен считать, что он совершил четырехракатный
намаз, а после этого должен стоя совершить один рак’ат намаз-ихтият или же сидя, два
рак’ата намаз-ихтият.
4. Если в положении стоя, у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым
рак’атом, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и салам , а после этого должен стоя
совершить один рак’ат намаз- ихтият или сидя два рак’ата намаз-ихтият.
Положение 275. Сомнения, на которые не нужно обращать внимание
1. При совершении желательных намазов.
2. При совершении общественного намаза.
3. После завершения намаза.
4. После окончания времени намаза.
Положение 276. Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак’атов,
при совершении желательного намаза, т.е. если он точно не будет знать, один рак’ат он совершил
или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может
считать, что прочел всего лишь один рак’ат и тогда должен прочесть еще один, или может
считать, что совершил уже два рак’ата. Если молящийся точно не будет знать совершил ли он в
этом желательном намазе два рак’ата или три, то в этом случае, молящийся должен считать, что
совершил три рак’ата.
Положение 277. Если при совершении общественного намаза, имам намаза-джамаат будут
иметь сомнения, относительно рак’атов намаза, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет
иметь и будет давать понять имаму, который рак’ат совершается, то имам джамаата не должен
придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения, относительно
рак’атов намаза, но имам джамаата - этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять
намаз так, как его выполняет имам и такой намаз будет считаться правильным.
Положение 278. Если молящийся, после завершения намаза, усомнится в правильности
совершения намаза, например, усомнится в том, что совершил ли он руку или нет, или усомнится
в том, что прочел четыре рак’ата или пять, то в таком случае не должен обращать никакого
внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после
совершения четырехракатного намаза, молящийся будет иметь сомнения в том, что совершил ли
он три рак’ата или пять, то в таком случае его намаз аннулируется.
Положение 279. Если сомнения возникнут после того, как время намаза пройдет и молящийся
не будет знать прочел он намаз или нет, или будет предполагать, что не прочел намаз, то нет
необходимости читать этот намаз заново. Если сомнения возникли до того, как время намаза не
прошло и будет предполагать, что не прочитал намаз, то обязан совершить этот намаз, даже если
будет предполагать, что намаз совершил, должен все равно совершить этот намаз.
Положение 280. Если у молящегося возникнет одно из тех сомнений, которое аннулирует
намаз, то он должен вначале немного подумать и если ничего не сможет вспомнить, и сомнение по
прежнему останется, то может прекратить совершение намаза, но будет лучше, если подумает,
чтобы намаз не аннулировался или же, чтобы после появления уверенности или предположения не
остаться разочарованным из-за того, что хорошо не подумал и не совершил намаз, как полагается.