Омовения, предназначенные для женского пола
Положение 125. Существует три вида омовения, предназначенные для женского пола:
1- «гусл-хайз»,
2- «гусл-истихаза»,
3- «гусл-нифас» и причиной этих омовений является кровь, которая вытекает из матки, и
которая имеет свои особые заповеди.
«Гусл-хайз» (омовение, вызванное менструацией)
Положение 126. После кровотечений, вызванных менструацией, необходимо женщине для
чтения намаза и других деяний, которые нуждаются в очищении, совершить омовение тела.
Положение 127. Кровотечение, вызванное менструацией, не происходит до девятилетнего
возраста и если до этого времени девочка увидит кровь, то эту кровь не следует понимать как
кровь, которая вытекает после девятилетнего возраста.
Положение 128. Период менструаций продолжается минимум три дня, так если кровотечение
будет длится меньше указанного срока, то эта кровь не одинакова, в решениях по шариату, с
кровью, период которой длится больше трех дней.
Положение 129. Период менструаций не продолжается больше десяти дней, так если
кровотечение будет длится больше указанного срока, то эту кровь не следует понимать как кровь,
период которой длится от трех до десяти дней.
Положение 130. Кровь при менструации обычно бывает густой, теплой, темной, с давлением и
с небольшим жжением.
Положение 131. Женщине, в период менструаций, запрещается совершение нижеприведенных
деяний:
• чтение намаза и «Таваф» (ритуальное хождение вокруг Святой Каабы),
• совершение деяний, которые были запрещены оскверненному «джаниб» например
останавливаться в мечетях9.
Положение 132. Во время менструаций, чтение намаза и соблюдение поста не обязательно и
нет необходимости читать просроченный из-за менструации намаз, но просроченный пост, нужно
соблюдать.
Положение 133. Нет разницы между омовением тела, вызванное менструацией и омовением
тела, оскверненного эякуляцией. Разница только лишь в намерении.
«Гусл-истихаза» (омовение, вызванное регулами)
Положение 134. Существует еще один вид крови, вытекающей из матки девочки или
женщины, которую называют «истихаза».
9 Деяния, запрещенные оскверненному, были оговорены в положении 120.
Положение 135. Кровь «истихаза» обычно бывает желтой, холодной, вытекает без давления и
жжения, и не бывает густой, но иногда может быть темной, теплой, густой и вытекать с
давлением.
Положение 136. Так как кровь «истихаза» бывает разной (то вытекает в большом количестве,
то в среднем, то в малом количестве) она делится на три вида. Если кровь будет в малом
количестве, то не надо совершать «гусл-истихаза», но эта . кровь аннулирует Вуду. Если кровь не
будет в малом количестве совершение гусла становится обязательным.
«Гусл-нифас» (омовение послеродовых кровотечений)
Положение 137. Омовение послеродовых кровотечений связано с рождением ребенка и в
другое время такого кровотечения не бывает; женщина послеродовых кровотечений должна
совершить омовение «гусл-нифас»
«ТАЯММУМ» (СОВЕРШЕНИЕ РИТУАЛЬНОГО
ОМОВЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ ИЛИ ПЕСКОМ)
Положение 138. При нижеприведенных обстоятельствах, необходимо вместо Вуду совершить
«таяммум»:
• при отсутствии воды или при невозможности достать воду,
• в случае опасения нанесения вреда (здоровью),
• в случае, если воду использует для совершения Вуду или гусл, сам, жена, дети, друзья
или те, которые имеют с ним какие-то отношения (даже животные, находящиеся в его
распоряжении), умрут от жажды или заболеют, или это приведет к острой жажде,
которую трудно вытерпеть,
• в случае, если его тело или одежда стали наджисом, а воды хватает лишь для
устранения этого наджиса и не будет иметь другой одежды, кроме этой,
• в случае, если времени будет очень мало, что если совершит Вуду или гусл,
установленное для молитвы время подойдет к концу и весь намаз или часть намаза,
прочтется после положенного времени.
Как совершается «таяммум»
Положение 139. При совершении «таяммум»-а необходимо соблюдать следующее:
1- Искреннее сердечное намерение.
2- Ударить ладонями о землю или же о другую поверхность, разрешенную для
«таяммума», или просто опустить ладони, коснувшись земли.
3- Провести ладонями по всему лбу, сверху вниз до бровей и верхней части носа
(переносица).
4- Провести ладонью левой руки по правой руке от запястья до кончиков пальцев.
5- Провести ладонью правой руки по левой руке от запястья до кончиков пальцев.
Положение 140. На основе обязательной предосторожности, необходимо ударить ладонями о
землю, одновременно.
Положение 141. На основе обязательной предосторожности, необходимо провести ладонями
по обе стороны лба.
Положение 142. Чтобы убедиться в том, что по всей кисти руки провел ладонью, необходимо
провести ладонью чуть выше запястья, но нет необходимости проводить между пальцами.
Положение 143. Для совершения «таяммума» человек должен снять с руки кольцо и
избавиться от любого другого препятствия, находящегося на тех частях тела, которые
используются при совершении «таяммума»
Положение 144. Все деяния «таяммума», должны совершаться с намерением совершения
«таяммума» и ради послушания указов Всевышнего. Нет необходимости определять, что
«таяммум» совершается вместо гусла или вместо Вуду, кроме одного случая, когда совершает два
«таяммума».
Чем совершается «таяммум»
Положение 145. «Таяммум» можно совершать с землей, песком, известью, камнем, при
условии если они будут чистыми.
Заповеди для «таяммума»
Положение 146. Нет разницы между «таяммум»-ом, которая совершают вместо Вуду с
«таяммум»-ом, который совершают вместо гусла.
Положение 147. Если совершающий «таяммум»вместо Вуду, совершит деяние, аннулирующее
Вуду, то его «таяммум» аннулируется.
Положение 148. Если совершающий «таяммум» вместо гусла, совершит деяние,
аннулирующее гусл, то его «таяммум» аннулируется например вместо «гусл-джанабат» совершит
«таяммум» и после, опять осквернится, то его «таяммум» аннулируется.
Положение 149. «Таяммум» действителен в случае, когда человек не сможет совершить Вуду
или гусл. Таким образом если совершит «таяммум» без причины, то его «таяммум»
недействителен. Если в начале будет иметь причину для совершения «таяммум»-а, а затем эта
причина устранится, то его «таяммум» также аннулируется например если человек не имея воды
совершит «таяммум» и потом найдет воду, то его «таяммум» аннулируется.
Положение 150. Если кто-то вместо «гусл-джанабат» совершит «таяммум», то нет
необходимости для чтения намаза совершать Вуду. Но если вместо других омовений тела
совершит «таяммум», то из желательной предосторожности, будет лучше, если для намаза
совершит Вуду и если не сможет совершить Вуду, то должен совершить вместо Вуду еще один
«таяммум».
НАМАЗ
Намаз - это одно из важнейших религиозных предписаний, которое если будет принято
Всевышним, то и другие богослужения будут также зачтены, но если намаз не будет принят, то и
другие деяния не будут приняты.
Подобно тому, как если бы человек ежедневно будет пять раз купаться в реке, то грязи на его
теле не останется, точно также пятикратный намаз очищает человека от грехов.
Заслуживает похвалы человек, который читает намаз в его первоначальное время, а человек,
пренебрегающий намазом, похож на того, который вообще не читает намаз. Милостивый Пророк
(да благословит его Аллах и род его) изволил сказать: «Человек, пренебрегающий намазом и
считающий намаз незначительным, заслуживает наказанией загробного мира. Достоин похвалы
тот, кто совершая молитву, не будет совершать действий, уменьшающих вознаграждение за намаз:
например, не совершать молитву в состоянии сонливости, или смотреть на небо во время намаза.
Напротив, молящийся должен совершать действия, которые увеличивают вознаграждение за
молитву; например: одевать чистую одежду, наносить благовония, чистить зубы и расчесывать
волосы.
Виды намаза
Для ознакомления с положениями и предписаниями намаза, во-первых напомним, что
сушествуют обязательные и желательные намазы. Обязательные намазы бывают двух видов
некоторые из них являются ежедневной обязанностью, которые должны совершаться в
определенное время, а некоторые совершаются иногда по особым причинам и не входят в
постоянную ежедневную программу.
Время ежедневных намазов
Положение 151. Ежедневные намазы - это пять намазов, которые в совокупности равны
семнадцати ракатам:
• Утренний намаз (Субх) - два рак’ата
• Полуденный намаз (Зухр) – четыре р.
• Послеполуденный намаз (Аср) – четыре р.
• Вечерний намаз (Магриб) - три р.
• Ночной намаз (Иша’) - четыре р.
Положение 152. Время утреннего намаза от призыва (азан) к утреннему намазу до восхода
солнца и в течении этого промежутка времени необходимо прочесть намаз, и чем ближе к азану,
тем оно лучше.
Время полуденного и послеполуденного намаза начинается в полдень (по шариату) и
продолжается до заката солнца. Сразу же после полудня, тот отрезок времени, за который можно
прочесть четырехракатный намаз, относится только к полуденному намазу и тот отрезок времени,
который остается до захода солнца, и в котором можно прочесть четырехракатный намаз,
относится только для чтения послеполуденного намаза.
Время вечернего и ночного намаза начинается после захода солнца и кончается в полночь.
Сразу же после захода солнца, тот отрезок времени, за который можно прочесть трехракатный
намаз, относится только к вечернему намазу и тот ) промежуток времени, который остается до
полночи, и в котором можно прочесть четырехракатный намаз, относится только для чтения
ночного намаза.
Время утреннего азана
Положение 153. Перед утренним азаном на востоке начинает светлеть и это называют началом
рассвета, а то время, когда белизна рассвета станет обширней, и есть начало времени утреннего
намаза.
Время полуденного азана
Положение 154. Если прут или другую вещь на подобие его расположить вертикально земле,
то утром после восхода солнца его тень будет падать на западную сторону и чем выше будет
подниматься солнце, том тем короче будет становиться тень. В то время, когда эта тень станет
наименьшей, а затем, но уже с восточной стороны начнет увеличиваться и есть начало времени
полуденного намаза10.
Время вечернего азана
Положение 155. Началом времени вечернего намаза, является время, когда исчезнет краснота
на восточной стороне горизонта, которая появляется после захода солнца.
Полночь
Положение 156. Для определения времени полночи, которая является последним временем для
чтения ночного намаза, необходимо разделить пополам промежуток времени между закатом и
утренним азаном11.
Заповеди для времени намаза
Положение 157. Неежедневные намазы не имеют определенного времени и зависят от
времени, из-за которого намаз становится обязательным например намаз (Айат) (знамение)
совершается из-за землетрясения, затмения солнца, луны или при других стихийных бедствиях и
намаз по усопшему становится обязательным в то время, когда мусульманин покидает этот мир.
Положение 158. Если намаз прочтется раньше положенного времени или специально
прочтется раньше времени, то он аннулируются.
Если намаз совершается в положенное время, то в исламском законоведении этот намаз
называют «Ада» т.е. выполненный во время. Если намаз совершится после положенного времени,
то этот намаз называют , «Каза» т.е. пропущенный и просроченный.
10 В некоторых городах, как например в Мекке, иногда в полдень тень вообще исчезает и после того, как тень
появляется, становится ясно, что наступил полдень (по шариату).
11 Приблизительно если пройдет одиннадцать часов и пятнадцать минут после полудня, будет последним
временем ночного намаза например если полдень (по шариату) будет в 12ч. 15. минут, то полночь будет в 23ч. 30.
минут.
Положение 159. Человек должен читать намаз в определенное для него время и если кто-либо
специально не прочтет его в установленное время, то будет считаться грешником.
Положение 160. Желательно совершать намаз в начале положенного времени и чем ближе к
началу времени, тем лучше, но если промедлит с его совершением, например из-за того, чтобы
прочесть обшественный намаз, то не будет ничего предосудительного.
Положение 161. Если для осуществления намаза останется мало времени и если человек
захочет совершить желательные части намаза, весь намаз или часть намаза прочтется после
определенного для него времени, то не должен совершить желательные части намаза например
если молящийся захочет прочесть «Кунут» (молитва-просьба), но из-за этого время намаза может
закончиться, то тогда не должен совершать «Кунут».
Положение 162. Человек обязан совершать намаз «Аср» после намаза «Зухр» и намаз «‘Иша’»
после намаза «Магриб», но если специально прочтет намаз «Аср» до намаза «Зухр» и намаз
«‘Иша’» до намаза «Магриб», то эти намазы будут недействительными.
Кибла
Положение 163. Кааба, которая находится в священном городе Мекке в «масджид-аль-харам»
является киблой для мусульман. Молящиеся обязаны во время чтения намаза обращаться лицом в
сторону киблы .
Положение 164. Тот, кто находится вне города Мекки или вдали от него, то для него
достаточно для чтения намаза встать так, чтобы со стороны было видно, что он совершает намаз в
направлении киблы.
Одежда____________молящегося
Положение 165. Лица мужского пола при совершении намаза должны прикрыть срамные
части тела (аврат) и лучше если одежда будет по крайней мере от пупа и до колен.
Положение 166. Одежда лиц женского пола при совершении намаза должна покрывать все
тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног. Если же все тело будет покрыто, то это не
будет создавать препятствий для совершения намаза.
Положение 167. Одежда молящегося должна отвечать следующим условиям:
• должна быть чистой (не наджисом),
• должна быть дозволенной (с точки зрения шариата) и не должна быть узурпированной,
• не должна быть изготовлена из мертвечины; например не должна быть из кожи
животного, забитого не по законам шариата, будь это даже ремень или шапка (в
порядке обязательной предосторожности),
• не должна быть изготовлена из шкуры хищников, и даже в порядке обязательной
предосторожности, не должна быть изготовлена из шкуры тех животных, чье мясо с
точки зрения шариата нельзя употреблять в пищу; например не должна быть
изготовлена из шкуры леопарда или лисы,
• если молящийся мужчина, то его одежда не должна быть вышита золотом или быть из
натурального шелка.
Положение 168. Не только одежда, но и все тело молящегося должно быть чистым.
Положение 169. Если человек знал, что его тело или одежда стали наджисом, но по причине
невнимательности или лени, забыв об этом прочтет намаз, то в порядке обязательной
предосторожности должен прочесть этот намаз заново.
Положение 170. В некоторых случаях чтение намаза с телом или одеждой, которые стали
наджисом, будет правильным:
• если не будет знать, что его тело или одежда стали наджисом и поймет это только лишь
после завершения намаза,
• если из-за раны, которая имеется на теле, одежда или тело станут наджисом, а замена
или промывание их будет иметь затруднения,
• если тело или одежда молящегося загрязнены кровью, но площадь загрязненного места
не превышает размера двухкопеечной монеты12,
• если будет находиться в безвыходном положении и прочтет намаз с телом или одеждой,
которые стали наджисом (конечно следуя обьяснению, которое приведено в книге
«Таузих-ал-масаил» положение 856).
Положение 171. Желательно для чтения намаза одевать аба’ (мужская верхняя, широкая
одежда без рукавов), белую и опрятнейшую одежду, наносить благовония на себя и надевать
кольцо с камнем агат.
Положение 172. Не желательно совершать намаз в черной, грязной, узкой одежде или в
одежде с рисунками, а также совершать намаз с растегнутыми пуговицами на одежде.
Место молящегося
Положение 173. Место, где человек совершает молитву, должно отвечать следующим
условиям:
• должно быть дозволенным (не узурпированным),
• не должно быть в движении, которое будет препятствием, для того, чтобы стоять,
совершать поясной или земной поклон, даже в порядке обязательной
предосторожности, должно быть недвижимым, так, чтобы не нарушалось спокойствие
тела,
• не должно быть тесным и с низким потолком, чтобы можно было должным образом
совершать поясной или земной поклон,
• место прикосновения лба при земном поклоне должно быть чистым,
• если место молящегося стало наджисом, то этот наджис не должен быть влажным,
чтобы не намочил одежду или тело молящегося,
• место прикосновения лба во время земного поклона, не должно быть выше или ниже на
четыре пальца, от места прикосновения ног. Однако, если земля не сильно покатая, то
нет препятствий для совершения молитвы13,
• в порядке обязательной предосторожности место женщины, во время намаза, должно
находиться сзади мужчины.