История Андалусии от открытия и до падения

История Андалусии от открытия и до падения

(93 – 897)

Автор книги: доктор Рагиб ас-Сирджани

На основе лекций Мираса Абу Мухаммада

Г.х.

Введение

Перед тем, как начать переворачивать страницы истории, покрытые пылью, нужно задаться вопросом: "Зачем же вообще изучать историю?" Пречист Аллах! Всевышний сделал так, что треть Корана состоит из рассказов.

Всевышний Аллах говорит: «Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются» (аль-А'раф, 176).

В другом месте Всевышний Аллах сказал: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (Йусуф, 111). В истории тех народов, что жили до нас, содержатся великие назидания и поучительные уроки, а также законы и обычаи Аллаха, которые действуют в обществе. И эти законы Всевышнего действуют в обществе так же, как и другие законы в быту. Каждый человек знает, что вода кипит при температуре 100 градусов по Цельсию. И невозможно было бы жить, если бы она кипела при 30 или 50 градусах по Цельсию. И подобные законы установлены Всевышним Аллахом в обществе людей. Как Аллах сказал в Своей Книге: «Ты не найдёшь замены для установления Аллаха и не найдёшь возможности уклониться от установления Аллаха» (Фатыр, 43). Однако бывают некоторые исключения из правил, как например это произошло в истории с пророком Ибрахимом, мир ему. Как об этом нам поведал Создатель: «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!» (аль-Анбийа, 69).

Но искренний верующий основывается на правилах, установленных Всевышним, а не на исключениях, подобных примеру выше. Но как же мало тех, кто читает историю, и ещё меньше тех, кто извлекает для себя уроки. А человек, хорошо прослеживающий моменты из истории, извлекающий для себя уроки, то такой человек фактически читает будущее. Удивительное качество истории – это то, что она повторяется. Она может даже повторяться точь в точь, а меняются лишь имена. Более того, она может повторяться в тех же регионах, где когда-то впервые появилась. И ещё одна причина изучения истории – чтобы мы не повторяли ошибок тех, кто жил до нас, – наших предков.

· Почему же история Андалусии?

1)Этой истории около 800 лет (92-897 г.х.);

2) В ней очень легко отслеживать обычаи Аллаха на этой территории: очень много наций поднялись и пали, были великие люди и подлые трусы, были великие победы и потери;

3) Это настоящий клад для искателей знания.

· Перед изучением необходимо поставить несколько вопросов:

Где располагалась Андалусия?

История Андалусии от открытия и до падения - student2.ru

Она располагалась на территории современной Испании и Португалии. И в какое-то время Южная часть Франции также была в составе Андалусии. Вся площадь была около 600 тыс. км2. На юге она омывалась Гибралтарским проливом и Средиземным морем, а на западе Атлантическим океаном. Нужно понимать, что за 800 лет земли Андалусии где-то были захвачены христианами, а затем вновь переходили в руки мусульман, были новые открытия и также были поражения. По этой причине полностью отразить карту этого государства не представляется возможным. Однако, на карте выше показана приблизительная территория этого государства. И также наглядно показано то, где располагались такие государства, как Леон, Навар, Кастилия, Арагон. И естественно, вражеские территории также, то увеличивались в связи с завоеваниями, то уменьшались. Через несколько сотен лет, Андалусия и вовсе поделилась на двадцать два маленьких государства. Однако читателю достаточно иметь представление о территории Кордовского халифата, смотря на карту выше.

3) Почему же называлась "Андалусия"?

Около 2000 лет назад её населяли вандалы. И изначально оно носило название «Вандалусия» от слова «вандал». Позже вандалы покинули эти земли, переплыв Гибралтар, и так они обосновались на землях Северной Африки, в частности в Марокко. И со временем она стала называться «аль-Андалус», что значит Андалусия.

Лекция 2

На территорию Северной Африки Ислам зашёл ещё за 70 лет до начала вторжения в Андалусию. Это был 23 год по хиджре, когда мусульмане начали завоевывать Северную Африку. В ту пору её в основном населяли племена берберов: они то принимали Ислам, то отказывались от него, и так продолжалось вплоть до появления человека по имени Муса ибн Нусейр.

Муса ибн Нусейр был таби'ином[3], который также был передатчиком некоторых хадисов. Его отец – Нусейр, был взял в плен во время битвы "Айн ут-Тамр", которой руководил сподвижник Халид ибн Уалид, да будет доволен им Аллах, и Нусейру тогда было всего 13 лет. Он был мальчиком из числа христиан, обучавшимся в одной из церквей. Сподвижники призвали его к Исламу, и он принял его. Вместе с ним же Ислам принял человек по имени Сирин, который впоследствии стал отцом великого учёного-таби'ина - Мухаммада ибн Сирина, который был самым лучшим толкователем снов в Исламе. Нусейр приобретал шариатские знания, пока не стал учёным. Он также был хорошим всадником, а затем стал полководцем во время правления Му'авии ибн Абу Суфьяна, и его сын – Муса, стал воспитываться во дворе Му'авии ибн Абу Суфьяна. Муса вырос и тоже стал полководцем на территории Египта и тогда наместником там был - 'Абдуль-'Азиз ибн Марван. Через какое-то время, Муса стал предводителем войск Омейадов во всей Северной Африке. И именно тогда, где-то в 85 году по хиджре, Ислам закрепился на тех территориях.

А вообще, ещё 70 лет назад (в 20-х годах хиджры), территорию Северной Африки захватил сподвижник 'Укба ибн Нафи'а, да будет доволен им Аллах, но Ислам не был крепок в сердцах людей и он сам был убит по пути в г. Кайраван, берберами.

Муса ибн Нусейр начал анализировать ошибки 'Укбы и понял, что он совершил две большие ошибки:

1.'Укба ибн Нафи’а захватывал новые территории слишком быстро и оставлял тыл без защиты;

2. Армия имела слабые нравственные качества и слабую веру.

И Муса ибн Нусейр начал очень медленное завоевание этих территорий с целью укрепления тыла, следуя примеру Халида ибн Валида. Это заняло около 6-7 лет, в то время как 'Укба ибн Нафи’а захватил всю Северную Африку за несколько месяцев. Муса также привёз учёных из Йемена, Шама, Хиджаза и других стран, которые обучали людей религии. Дойдя до Атлантического океана, Муса начал размышлять над аятом из Книги Аллаха: «О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас» (ат-Тауба, 123), и он понимает, что идти на юг в сторону пустыни Сахара бессмысленно, ибо там практически не было людей, и решает идти на север. Он захватил всю территорию Северной Африки, кроме одного города - Сабта в Марокко, через который и был выход на Гибралтар. Этот пролив местами достигал от 13 до 37 км. А всего на пролив Гибралтар выходило 2 города - Танджа и Сабта. В ту пору мусульмане уже захватили г. Танджа. И Муса ибн Нусейр для этого стратегически важного места назначил полководца из числа берберов – Тарика ибн Зияда.

Сами берберы были светлокожими, зеленоглазыми, у них часто бывали рыжие волосы. Некоторые историки даже говорили, что племена берберов – это потомки северогерманских племён, которые когда-то давно пришли на земли Северной Африки. Сам же Тарик ибн Зияд по описанию был огромного телосложения и светловолосым.

На самом деле, завоевание земель Андалусии не было какой-то новой идеей. Как мы знаем, на протяжении долгих лет мусульмане пытались захватить Константинополь, однако попытки были безуспешными. Есть слова третьего халифа - ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах: «Поистине, Константинополь можно взять только со стороны моря. И если вы возьмёте территорию Андалусии, то вы разделите награду тех, которые захватят Константинополь».

Перед походом на Андалусию у Мусы ибн Нусейра были следующие проблемы:

1.Не было достаточно судов (кораблей) для переправы, ибо большинство мусульманских битв было на суше, за исключением некоторых случаев в Средиземном море.

2. На пути в Андалусию находились Балеарские острова, которые населяли византийцы, которые могли причинить довольно много неприятностей, и Муса не хотел заходить с армией в Испанию, в то время когда византийцы оставались в тылу, так как они могли нанести удар сзади.

3.Мусульмане ещё не открыли г. Сабта, которым в то время правил царь Юлион, и у него были очень хорошие отношения с предыдущим царём Испании - Гъайташа. Но этого царя Гъайташа сверг человек по имени Родриго. Царь Юлион был против правления Родриго и даже сыновья предыдущего короля бежали к Юлиону, дабы он помог против Родриго. Однако ни у сыновей, ни у Юлиона не было достаточно сил, чтобы свергнуть его.

4. Сила армии, прибывшей из Аравийского полуострова и Йемена была небольшой и была раскидана по всей Северной Африке.

5. Сила христиан в Андалусии была велика: опытные полководцы, укреплённые крепости.

6. Мусульмане практически ничего не знали об Андалусии.

И первое, что начал делать Муса – это строить корабли и порты на тех берегах, что выходили к Средиземному морю, хотя он прекрасно знал, что это займёт у него уйму времени. Самый крупный из портов был в городе Кайраван.

Второе, он начал создавать специальные курсы для берберов с целью изучения Ислама, дабы укрепилась их вера, нравственные качества, и братство в религии.

Третье, он поставил во главе похода в Андалусию - Тарика ибн Зияда. Он прекрасно знал и арабский и берберский языки и был богобоязненным человеком. И следует заметить, что он поставил во главе войска не араба, а бербера, потому что основную часть армии составляли берберы и не все берберы знали арабский язык.

Четвёртое, Муса ибн Нусейр выдвинулся с армией и открыл Балеарские острова и прикрыл за собой тыл.

Однако у Мусы остались некоторые проблемы. Как было сказано ранее, Муса ибн Нусейр построил суда, привёз ученых, открыл Балеарские острова, но осталась проблема, а это – царь Юлион в городе Сабта. Но Муса создал все причина для обретения успеха, и Аллах, Свят Он и Велик, не оставил его, а дал ему благословение в его делах. Как сказал Всевышний Аллах: «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил» (аль-Анфаль, 17). Юлион понимал, что вскоре мусульмане возьмут его город и более того, у Юлиона находились сыновья убитого царя Гъайташа, которые желали отомстить Родриго, и у этих сыновей в Испании было огромное поместье, но войск практически не было, да и сам Юлион также ненавидел Родриго. И в один из дней Тарик ибн Зияд сидел у себя в крепости в г. Танджа и к нему пришли гонцы Юлиона с предложениями:

Ø Я (Юлион) освобожу вам г. Сабта;

Ø Я помогу вам с кораблями;

Ø Я дам всю информацию о географии и жителях Андалусии;

Ø И всё это я дам вам в обмен на владение поместьями предыдущего царя Гъайташа.

Тарик ибн Зияд сообщил об этом Мусе, и возрадовавшись, он отправил письмо халифе мусульман в то время - Уалиду ибн 'Абдуль-Малику. Халифа разрешил принять предложение Юлиона с одним условием: сперва послать разведывательный отряд, дабы убедиться в словах Юлиона. Муса собрал небольшой отряд, около 500 человек, и во главе поставил Тарифа ибн Малика[4].

И в месяц Рамадан, 91 года по хиджре, Тариф переправился через Гибралтар и начал изучать южную часть Андалусии. И действительно, информация данная Юлионом, была правдивой. Затем около года, Муса готовил отряд и в конце концов, собрал около семи тысяч воинов.

Итак, в месяц Ша'бан 92 г.х. они сели на корабли и поплыли через пролив и причалили у горы Тарик[5]. И затем они перешли на территорию зелёного острова (Джазират уль-Хадра), и там мусульмане встретились с небольшой армией испанцев. Тарик ибн Зияд трижды предложил им принять Ислам и сказал следующие слова: «Если же вы не принимаете Ислам, то вы будете платить дань, или же мы начинаем войну». Те отказались, и началась битва, где мусульмане одержали победу, но командир испанцев успел написать письмо Родриго. В то время столицей Андалусии был г. Тулейтала в центре Испании. И в письме он написал: "О, Родриго, поспеши к нам. Поистине, к нам явилась армия, и мы не знаем, они из жителей земли или жителей небес". И неудивительно, что он написал такие слова, ведь в то время это было чуждым, чтобы пришла армия и предлагала принять религию и у всех только принявших эту веру были такие же права и обязанности, как у завоевателей и все становились друг другу братьями по вере. В ту пору в Европе были варварства, насилия и междоусобицы, и завоевания проходили совсем по-другому. И таким образом, король Родриго собрал огромное войско, где лишь всадников было около ста тысяч, а у Тарика ибн Зияда большинство людей было пехотинцами, и Тарик послал письмо в Северную Африку для подкрепления. И Муса послал к нему ещё пять тысяч мусульман во главе с Тарифом ибн Маликом, который когда-то был главой разведывательного отряда. Затем Тарик начал искать подходящее место для боя и нашёл долину "Барбат" (в других версиях "Люкка" или "Лякка"). И позиция для мусульман была очень удобной, где позади них, на юге, были горы и на востоке были горы, на западе было озеро, а испанцы шли с севера. И с такой позицией он знал, что армия Родриго не сможет обойти его и ударить в тыл, но на всякий случай он поставил Тарифа с небольшим войском на юге охранять тыл.

И вот подошла армия Родриго со 100 тысячами всадниками и мулами, нагружёнными верёвками, чтобы пленить мусульман. Сам Родриго сидел на золотом ложе в золотой одежде, которую тащили мулы. И 28 Рамадана 92 года по хиджре началось сражение. Огромная разница была в количестве воинов. Эта битва продлилась 8 дней, и даже в праздник разговения мусульмане воевали. В этой битве армия испанцев была армией этого мира, а армия мусульман была армией следующего мира. И как Аллах сказал в Коране: «Аллах предписал: «Победу непременно одержим Я и Мои посланники!». Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (аль-Муджадиля, 21). И в другом месте Аллах сказал: «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (ан-Ниса, 141). И после 8 дней непрерывных сражений, мусульмане победили испанцев. В одной из версий сказано, что Родриго был убит, в других версиях сказано, что он сбежал. После этого история о короле Родриго была стёрта и ничего о нём после этой битве не сказано. И мусульмане собрали большие трофеи, лучшим из которых была конница. Из двенадцати тысяч мусульман три тысячи человек пали за веру, за распространение религии Аллаха.

Существует придание о том, что Тарик ибн Зияд, прибыв на территорию Андалусии сжёг свои корабли, дабы отрезать путь назад и подбодрить армию мусульман. Однако у этой истории нет основы. Ни в одной исламской книге по истории, которая достойна доверия, это не приводится. В основном, эта история приводится в книгах по истории европейцев. Ведь европейцам необходимо было объяснить, в чём заключался столь сильный дух мусульман, в то время как их было гораздо меньше, чем испанцев. Но ведь Аллах сказал: «Но те, которые были убеждены в том, что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!». Ведь Аллах — с терпеливыми» (аль-Бакара, 249).Это было обычным делом для мусульман, в подавляющем количестве битв мусульман было меньше, чем их врагов. Более того, такой человек как Тарик ибн Зияд, который был великим полководцем, просто не мог отрезать армии путь назад, да и корабли были не его собственностью, а были построены на бюджет из казны мусульман, а некоторые и вовсе были даны на временное пользование царём Юлионом.

После войны, Тарик ибн Зияд решил не упускать возможности захватить Андалусию, и он двинулся на север к городу Ашбилия, который был одним из самых больших городов. Хоть город и был очень сильно укреплён, люди сами открыли ворота перед войском мусульман и согласились платить джизью.

Лекция 3 (92-114)

Тарик ибн Зияд осадил город Устуджа, начав бой с христианами. Очень яростно сопротивлялись христиане, но в конце концов, согласились выплачивать дань мусульманам. Затем Тарик начал отправлять небольшие отряды, около семисот человек, в южные районы Андалусии. А сам он с основным отрядом двинулся на север для завоевания г. Тулейтула. Один из отрядов в 700 человек взял город Куртуба (Кордова), а другие отряды захватили города Малька (Малага), Гранада, Мурсия и другие известные города.

Тем временем, Тарик ибн Зияд, углубляясь на север, взял крепость Джайан, хотя она была очень укреплённой. После этого он двинулся на город Тулейтула, который в то время был самым укреплённым городом во всей Испании, и когда он подошёл к крепости, христиане сдались без боя, согласившись платить джизью, так как основная часть войска Родриго была разбита. Узнав об этой вести, Муса ибн Нусейр отправил ему письмо с приказом не выходить из этого города, дабы дождаться армию из Северной Африки. Муса подготовил отряд из 18 тысяч воинов. Такое огромное количество людей собралось после того, как по Северной Африке прошли слухи о том, что мусульмане открыли новые земли за Гибралтаром и многие начали готовиться для завоеваний. Воины были из Йемена, Ирака и Сирии. Они переплыли Гибралтарский пролив и интуиция Мусы не подвела его, жители города Ашбилия предали Тарика ибн Зияда, и уже вот-вот готовились ударить по нему с тыла. Но как только христиане собрались напасть на воинов Тарика ибн Зияда, тут как тут прибыла армия Мусы ибн Нусейра с чуть менее чем двадцатью тысячью бойцов. И осада Ашбилии длилась несколько месяцев, но затем они вновь открыли ворота и сдались мусульманам. После этого, Муса начал очень медленное и постепенное завоевание Андалусии. В частности, на западе он осадил одну из крепостей и послал своего сына ‘Абдуль-‘Азиза ибн Мусу ещё западнее, и он за короткое время открыл всю западную Андалусию (г. Лиссабон и др.). После того как Муса взошёл на эти земли, они встретились с Тариком лишь через год.

После этого, они оба объединившись двинулись дальше и захватили Барселону и Сарагосу, и таким образом почти всю Андалусию. Удивительно, Испанию и Францию разделяют Пиренейские горы, но Муса ибн Нусейр послал отряд именно через эти горы и они захватили г. Нарбонна (Арбуна), и потом этот город стал большой провинцией.

Итак, приблизительно за 3,5 года они взяли почти всю Андалусию, кроме небольшого клочка земли на северо-западе Испании, Галисии. Это был где-то 95 год по хиджре. Через какое-то время пришло письмо от халифа Уалида ибн ‘Абдуль-Малика, чтобы Муса и Тарик срочно вернулись в Дамаск. Муса ибн Нусейр очень сильно расстроился. В то время Мусе было уже 75 лет. Историки говорили, что Муса намеревался захватить всю Европу и дойти до самого Константинополя. Когда они оба вернулись в Дамаск, халифа мусульман Уалид ибн ‘Абдуль-Малик был уже при смерти и через 3 дня он умер. И после него на трон встал его брат - Сулейман ибн ‘Абдуль-Малик. Пришедший к власти халифа Сулейман тоже считал, что им двоим надо остаться в Дамаске. Через год после этого, халифа Сулейман решил поехать в хадж, и с ним же в 97 году по хиджре в хадж поехал Муса ибн Нусейр. И там в хадже он обратился к Аллаху с мольбой:

"О Аллах! Если Ты желаешь, чтобы я продолжал жить, то отправь меня вновь на те земли, на земли джихада и дай умереть на Твоём пути! А если Ты желаешь, чтобы я умер, то сделай так, чтобы смерть настигла меня в городе Мухаммада - Медине".

И неудивительно, но Аллах ответил на его мольбу. По приезду в Медину, Муса ибн Нусейр скончался. Что касается Тарика, то после того, как он вернулся в Дамаск, о нём больше не было ничего в книгах по истории. Некоторые говорят, что он умер в 102 году хиджры. Тот участок на северо-западе Испании, который Муса не успел захватить, именно он через столетия стал причиной, по которой пала Исламская Андалусия. Казалось бы, что это мелочь, но история показывает нам удивительные примеры, которые должны быть для нас уроком. Таким образом, эпоха открытия Андалусии закончилась где-то в 96 году после хиджры пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Многие историки говорят, что это было чудом военного дела. За 3,5 года захватить такие территории, на которых было много препятствий, гор, множество рек, было практически невозможным. Но это шла армия мусульман, желающих осветить земли Андалусии светом Ислама, и во главе которой стояли такие великие полководцы, как Тарик ибн Зияд и Муса ибн Нусейр, да помилует Аллах их обоих и поселит их в Райских Садах.

После этого начинается эпоха наместников, которая подчинялась халифу в Дамаске. Эта эпоха длилась около 42 лет (с 96 по 138 г.х). И первый из наместников был ‘Абдуль-‘Азиз ибн Муса ибн Нусейр, по приказу самого халифы Сулеймана. Он был подобен своему отцу и сам Муса про него говорил: "Он постоянно выстаивал ночные молитвы и постился".

За 42 года поменялось 22 наместника и это негативно сказалось на новом исламском государстве – Андалусии. Почему же поменялось целых 22 наместника?

1. Многие погибали в военных походах;

2. Одни свергали других, дабы захватить власть, строя интриги и политические козни.

Правление было сильным до 123 года по хиджре, а с 123 по 138 годы – правление Андалусии было слабым. Первое время жители Андалусии ознакомившись с Исламом, начали принимать религию. Испанцы нашли истинную религию, религию мира и добра, которая затрагивала все сферы жизни человека наилучшим образом. Испанцы заходили в религию Аллаха толпами. Отменились социальные классы, не было никакого принуждения в религии, оставлялись церкви, а иногда мусульмане и вовсе выкупали церкви и переделывали их в мечети. Мусульмане построили очень много мостов, открыли оружейные мастерские, построили морской флот. И даже христиане и иудеи изучали арабский язык, и они очень этим гордились. Мусульмане перенесли столицу из Тулейтулы в город Куртуба (Кордова). Также были постоянные походы на Францию. Одним из самых великих наместников был Самх ибн Малик аль-Хуляни. Его поставил во главе Андалусии сам ‘Умар ибн ‘Абдуль-Азиз – халифа мусульман. Каким был сам ‘Умар ибн ‘Абдуль-Азиз, таких наместников он и ставил на землях халифата, богобоязненных и праведных верующих. Самх ибн Малик взял всю территорию юго-запада Франции дойдя до города Тулуза, и он продолжал свои завоевания, пока не был убит в бою в День ‘Арафата в 102 году хиджры.

Затем было несколько наместников, а в 103 году им стал ‘Анбаса ибн Сухейм и он дошёл почти до Парижа. Дойдя до города Санс, ему осталось всего лишь 30 километров до столицы Франции, но он также был убит на поле боя. Он захватил около 70% территории Франции. После его смерти многое изменилось. И так, менялись наместники, и к власти пришёл аль-Хейсам аль-Куляби. Он был арабом и сильным националистом, и дело доходило до военных стычек между арабами и берберами внутри самой Андалусии.

После него пришёл ‘Абдуррахман аль-Гъафики и он примирил всех враждующих друг с другом мусульман. Он дошёл туда, куда не ступала нога мусульманского воина. Он захватил почти весь запад Франции, такие города как Бордо, Тур, Тамуша, пока не дошёл до города Пуатье. Он взял 50.000 бойцов, и они захватили все эти земли и собрали очень много трофеев. И после этого вспыхнули разногласия между арабами и берберами из-за трофеев. И последней проблемой стало то, что люди сказали: "У нас огромная армия, нас никто не победит". Но ‘Абдуррахман аль-Гъафики произнёс такие слова: «Клянусь Аллахом, мы пришли сюда не ради трофеев, а ради распространения религии Аллаха». И когда они подошли к Пуатье, там вышел полководец французов Карл Мартелл[6]. Карл собрал армию в 400 тысяч человек, и началась битва в местечке "Балят", и в истории эту битву назвали "баляту шухада" (дворец шахидов). Битва получила такое название, потому что она проходила около одного заброшенного дворца. Целых 10 дней длилась битва в месяц Рамадан 114 года по хиджре. И вначале мусульмане одерживали победу, но французы увидев как мусульмане собирают трофеи, кинулись грабить трофеи и мусульмане побежали защищать их, и так они потерпели огромное поражение. Европейцы говорят: "Если бы в битве Пуатье выиграли мусульмане, то они бы захватили всю Европу и тогда в Оксфорде преподавали бы Коран". В битве при Пуатье, ‘Абдуррахман аль-Гъафики умирает.

Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (Фатыр, 5).

А также в достоверном хадисе от ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Ансари сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их!»[7]

Сообщается от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, мирская жизнь сладкая и зелёная. Аллах оставил вас наместниками на ней, чтобы посмотреть, как вы станете поступать. Бойтесь же искушения этой жизнью и искушенияженщинами! Воистину, первым искушением Сынов Израилевых было искушение женщинами.»[8]

Пресвят Аллах! Это обычай Аллаха на земле. Если у людей проявляется национализм и чрезмерная любовь к этой ближней жизни, приверженность к какой-то партии, то такая группа людей, каким бы не был над ними полководец, обречена на погибель. И после этой битвы при Пуатье, в Андалусии закончилась эпоха процветания и силы.

Лекция 4 (114-146)

Кто-то может задаться вопросом: «Почему же мусульмане потерпели поражение в битве при Пуатье в то время, когда их поколение было так близко к поколению сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха?» Пресвят Аллах! Люди дивятся, что это произошло в 114 году по хиджре, спустя всего 100 лет после времён сподвижников, хотя подобное уже имело место быть в 3 году хиджры ещё при пророке, мир ему и благословение Аллаха. История повторяется, в битве при Ухуде, пророк, мир ему и благословение Аллаха поставил 50 лучников защищать тыл на возвышенность. И вначале мусульмане одерживали победу, и увидев трофеи, лучники покинули свои места, желая получить трофеи, и Аллах ниспослал аят: "Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь" (Али Имран, 152)[9].‘Абдуллах ибн Мас’уд, один из сподвижников, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знал, что из нас кто-то желает благ этого мира, пока не был ниспослан этот аят». Затем Аллах, Свят Он и Велик, повернул исход битвы наоборот, хотя мусульмане почти выиграли эту битву. И Он сказал дальше в этом аяте: «После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим» (Али Имран, 152).Хафиз Ибн Касир по поводу этого аята сказал: «Аллах простил их тем, что Он полностью не уничтожил их в этой битве, а дал им шанс подняться после этого поражения»[10].

Что касается национализма, то необходимо смотреть в Сунну нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью[11]. (Услышав это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь”»[12].

В другой версии хадиса упоминается, что Абу Зарр сказал Билялю: «Эй ты, сын темнокожей!». И когда эта весть дошла до пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он сильно рассердился и сказал Абу Зарру: «О, Абу Зарр, ты перешёл все границы, и поистине, в тебе есть остатки джахилии (доисламского невежества)», после чего сказал: «"Нет преимущества для араба, над не арабом. И нет преимущества для не араба над арабом. Нет преимущества у белого над чёрным и у чёрного над белым, кроме богобоязненности».[13] И реакция Абу Зарра была моментальной: он упал на землю перед Билялем и попросил, чтобы тот поставил ногу на его щеку, чтобы смыть страшный грех высокомерия. Но Биляль отказался и простил Абу Зарра, да будет доволен ими обоими Аллах.

После битвы при Пуатье, наместником стал ‘Укба ибн Хаджадж ас-Суляли с 116 по 123 г.х. За семь лет он совершил около 7 походов на Францию и он сам спускался обучать пленников Исламу, и около двух тысяч французов приняли Ислам. Он был последним наместником эпохи силы, и сам он был убит в одной из битв. И он сам призывал пленников к Исламу, и около двух тысяч французов приняло Ислам посредством ‘Укбы. Как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обращаясь к ‘Али ибн Аби Талибу: «И клянусь Аллахом, если поведёт Он по причине тебя хотя бы одного человека по прямому пути, то это будет лучше для тебя, чем обладать красными верблюдами!»[14]

И с 123 по 138 годы была эпоха слабости и раздора. В эту эпоху правили наместники, которые были диктаторами, они наказывали свой народ. Среди них был ‘Абдуль-Малик ибн Катан. Он давал трофеи только арабам из племени мудар. Последним из наместников был Юсуф ибн ‘Абдуррахман аль-Фахри, который правил с 130 по 138 год по хиджре. Он отделился от халифата и отказался подчиняться халифу мусульман в то время. Все территории во Франции, кроме лишь немногих, были потеряны. И даже появилось новое государство христиан – Леон. В Андалусии появились хариджиты[15], которые перетянули на свою сторону многих берберов

В 132 годы хиджры Омейадский халифат пал и к власти пришла династия ‘Аббасидов, которые забрали власть через кровавые битвы. Многие историки говорят, что Ислам в Андалусии мог бы закончить своё существование, если бы не Аллах, который сохранил эту религию для людей. И этим чудом, посредством которого Аллах сохранил Ислам, был человек по имени ‘Абдур-Рахман ибн Му’авия ибн Хишам ибн ‘Абдуль-Малик. ‘Аббасиды, желая власти, перебили всех из династии бану Умейа, кроме тех, кто сумел сбежать. И среди них был ‘Абдуррахман ибн Му’авия - внук халифа Хишама (105-125 годы правления).

После прихода к власти династии Аббасидов, ‘Абдур-Рахману ибн Му’авии было 19 лет. В один из дней, будучи в Ираке, он сидел у себя дома с семьёй и у него сильно болели глаза и тут к нему забежал его четырёхлетний сын, сильно плача не успокаиваясь. И когда он вышел во двор, то увидел чёрные знамёна Аббасидов. Он тут же взял нужную провизию и своего младшего брата Уалида, которому было 13 лет, и начал бежать в сторону реки Евфрат, оставив свою семью, зная что Аббасиды не трогают женщин и детей. Подойдя к Евфрату, они начали переплывать его, а войско бежавшее за ними, кричало: "Вернитесь обратно и мы вас не тронем!" Уалид - младший брат, поверил им и ослушался ‘Абдур-Рахмана и поплыл назад, потому что устал плыть. И на глазах у своего брата его убили. ‘Абдур-Рахман переплыл Евфрат и решил бежать в сторону Северной Африки, потому что мать его была из берберов.

Он прошёл Хиджаз, Египет и направился в город Кайраван, а там происходило восстание хариджитов во главе с ‘Абдур-Рахманом ибн Хабибом, которые ненавидели как Омейадов, так и ‘Аббасидов. И ему пришлось бежать в город Барка в Ливии и остался он там на 4 года. После этого он решил уехать в Андалусию, но перед этим послал своего слугу Бадра вести переписку с теми, кто был лоялен к бану Умейа, и начал вести переписку со всеми выжившими Омейадами, а было ему тогда уже 23 года. Более того, он даже начал переписку с берберами. Он в 23 года уже был хорошим дипломатом и политиком.

Слуга ‘Абдур-Рахмана – Бадр, отправил посланца к ‘Абдур-Рахману по имени Гъалиб ат-Тамими. Будучи оптимистом, ‘Абдур-Рахман посмотрел на имя этого посланца и сказал ему: «Хвала Аллаху, мы победим с соизволения Аллаха, и наше дело будет завершено». И затем он вместе с ним перебрался через пролив Гибралтар, где его встретил Бадр и они вместе двинулись в столицу Андалусии – г. Куртуба, а в это время Юсуф аль-Фахри был на севере, усмиряя очередной бунт. ‘Абдур-Рахман собрал в своём окружении Омейадов и берберов, но их было мало, и он хотел объединиться с йеменцами во главе с Абу Субахом аль-Йахсуби, и они согласились на объединение. Затем ‘Абдур-Рахман написал Юсуфу, что хочет взять власть и что он из выживших Омейадов, внук халифа, но Юсуф отверг это предложение, и вышел на него с огромным войском. И состоялась битва, которую назвали "аль-Мусара" в месяц Зуль-Хиджжа 138 года по хиджре. Огромным сожалением было то, что мусульмане сражались друг с другом, но тогда это было единственным решением проблемы.

У ‘Абдур-Рахмана был очень быстрый конь и йеменцы начали говорить, что во время битвы он может ускакать на нём и эти слухи дошли до него и он сам пришёл к йеменцам, отдав коня взамен на мула, сказав:

"Мне неудобно стрелять с коня из лука, конь слишком быстр".

Йеменцы были удивлены и поняли, что он не из тех людей, кто сбежит посреди битвы. И в этой битве "аль-Мусара", ‘Абдур-Рахман победил. Йеменцы начали догонять бежавшую армию Юсуфа, но ‘Абдур-Рахман отдал приказ: «Оставьте их, не уничтожайте полностью ваших врагов, с которыми вы хотите подружиться (ведь они мусульмане). Оставьте их для тех, с кем вы будете враждовать больше, чем с ними (то есть с французами)». Каким был политиком этот юноша, пресвят Аллах! И после битвы Абу Субах хотел покончить с ‘Абдур-Рахманом, но большинство йеменцев отказались выступать против него, сказав: «Поистине, он не простой человек». И слух дошёл до ‘Абдур-Рахмана, но он ничего не сделал, дабы сохранить единство мусульман, которые и без того были разрознены, а лишь через 11 лет, когда укрепился у власти он убрал Абу Субаха с должности занимаемой им долгие годы. После этой же битвы, он захватил город Куртуба (Кордова) и Юг Андалусии и его прозвали ‘Абдур-Рахман ад-Дахиль (‘Абдур-Рахман Пришедший).

И с 138 года началась эпоха правления Омейадов (не халифат) и правил он 34 года до 172 года по хиджре. Он начал усмирять бунты, но в 146 году был большой бунт во главе с аль-Аля аль-Хадрами, которого послал 2-й халифа ‘Аббасидов – Абу Джа’фар аль-Мансур против ‘Абдур-Рахмана, но аль-Аля потерпел поражение, и после этого не было попыток завоевать Андалусию. И Абу Джа’фар даже прозвал ‘Абдур-Рахмана «соколом курайшитов» и сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал море преградой между нами и ними».

Лекция 5

Как было сказано ранее, спасителем мусульман проживавших на территории Андалусии, был ‘Абдур-Рахман ад-Дахиль. И он не сдавался династии ‘Аббасидов, ибо он знал, что если сдастся, то обречёт себя на смерть и погибель, потому что целью ‘Аббасидов было уничтожать всех Омейадов. И ‘Абдур-Рахман ад-Дахиль начал собирать армию, состоящую из 3-х частей:

1. Местный народ, принявший Ислам;

2. Арабы, берберы, йеменцы;

3. Рабы и другие из числа христиан, купленных ‘Абдур-Рахманом и которых воспитывали в духе Ислама.

К концу его правления только всадников в его армии было около ста тысяч воинов. Он начал призывать к Исламу, открыл шариатские суды, центры по призыву к одобряемому и запрету зла. Он также построил мечеть Куртуба (в настоящее время она перестроена в церковь). Он построил её на восемьдесят тысяч золотых динаров. После него ещё восемь правителей династии бану Умейа продолжали расширять её, пока она не стала одной из самых больших мечетей в мире. Он также построил монетный двор, где чеканили местные монеты, отличные от тех, что были в халифате бану ‘Аббас. Он построил самый большой в мире сад «Расафа» по примеру

Наши рекомендации