Начало Божественной литургии
Во время чтения молитвы 6-го часа архиерей на архиерейском амвоне совершает моление перед началом Божественной литургии. Священникии диаконы вместе с ним тайно молятся и совершают положенные поклоны. Диаконы в это время воздевают правой рукой орарь, также как во время произнесения ектении.
Сначала всетрижды крестятся и поклоняются со словами архиерея: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя».
Затем архиерей воздевает руки и произносит молитву: «Царю Небесный…»(один раз).
После прочтения этой молитвы все совершают поясной поклон. Далее архиерей снова воздевает руки и дважды читает без перерыва: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человéцех благоволение». Все снова совершают поясной поклон.
Затем архиерей третий раз с воздетыми руками произносит: «Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестят хвалу Твою».
Далее протодиакон испрашивает благословение у архиерея, говоря: «Время сотворити Гóсподеви, Высокопреосвященнейший Владыко, благослови».
Архиерей произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Протодиакон отвечает:«Аминь» и испрашивает у него молитв: «Помолися о нас, Владыко святый».
Архиерей отвечает: «Да исправит Господь стопы ваша».
Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый».
Архиерей, благословляя двумя руками на обе стороны, произносит:«Да помянет вас Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
В это время старший священник подходит к архиерею и принимает у него благословение, целуя его правую руку, и затем сразу же уходит через солею южной дверью[258] в алтарь и становится посередине перед передней стороной престола. После ухода старшего священника, третий священник становится на его место, а остальные священники этого ряда подвигаются за ним ближе к архиерейскому амвону.
Протодиакон отвечает: «Аминь»и сразу же складывает руки и орарь для принятия благословения. Далее все диаконывместе с протодиаконом подходят к архиереюипопарно в порядке старшинства,принимают унегоблагословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку. После этого протодиакон идет на солею и становится правее от её центра, а все остальные диаконы встают в один ряд за архиерейским амвоном. В это же время книгодержец, держа Чиновник в обеих руках перед собой, выходит северной дверью на солею и становится лицом к алтарю возле иконы Божией Матери, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам.
Когда старший священник войдёт в алтарь, а протодиакон станет на солее, первая пара иподиаконов открывает царские врата. Затем старший священник дважды крестится, целует Евангелие и престол, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею через открытые царские врата.Вместе с ним крестятся и кланяются архиерею протодиакон, первая пара иподиаконов,книгодержец, жезлоносец и свещеносец. Потомвсе они снова поворачиваются лицом на восток и протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Старший священник, взяв двумя руками святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков»,начертывая Евангелием знак креста над антиминсом. После этого он полагает Евангелие на антиминс, целует с крестным знамением престол и Евангелие, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею. Вместе с ним снова крестятся и кланяются архиерею: протодиакон, первая пара иподиаконов,книгодержец, жезлоносец и свещеносец.
Далее протодиакон на солее произносит великую ектению, старший священник становится возле южной стороны престола, а первая пара иподиаконов,жезлоносец и свещеносец отходят на свои места. Книгодержец спускается с амвона, идет по центру ковровой дорожки и, держа Чиновник в обеих руках перед собой, подходит к архиерею.Архиерей благословляет книгодержца и полагает руку на книгу. Книгодержец целует десницу архиерея, открываетЧиновникна молитве предложения: «Боже, Боже наш, небесный хлеб…» и держит его до окончания чтения им молитвы. После окончания чтения архиереем молитвы, книгодержец закрывает книгу и становится слева позади архиерейского амвона.
На 5-ом прошениимирной ектениина словах: «и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Владимире» старший священник и первая пара иподиаконов становится перед престолом, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам. Затем вначале поминовения протодиаконом правящего архиерея: «и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре» старший священник, первая пара иподиаконов, жезлоносец,свещеносец ивсе священники, стоящие перед архиерейским амвоном, поворачиваются на восток, а затем вместе с протодиаконом крестятся и кланяются архиерею. После архиерейского благословения все снова становятся на свои места.
В конце великой ектениикнигодержец раскрывает перед архиереем Чиновник для чтения им молитвы первого антифона: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна…».После прочтения архиереем этой молитвы,книгодержец поставляет на архиерейский амвон седалище позади архиерея.
На прошении ектении: «О избавитися нам…» два диакона, которые будут возглашатьмалые ектении, выходят из-за архиерейского амвона и идут посередине между рядами священников на солею: первыйстановится слева напротив иконы Божией Матери, а второй – возле протодиакона с правой стороны.
Если хиротесия не буде совершаться, то в конце мирной ектении второй иподиакон даёт рипидчику или ставленнику (если он ужепоставлен вчин иподиакона) лохань и кувшин для омовения рук архиерея и надевает ему на плечи полотенце. Рипидчик держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к краям лохани.
На прошении ектении: «Пресвятую, Пречистую…» второй иподиакон и рипидчик несущий омовение выходят северной дверью, а старший иподиакон южной дверью из алтаря, и вместе становятся посредине на амвоне лицом к царским вратам.
Старший священник после последнего прошения ектении произносит перед престолом возглас:«Яко подобает Тебе…».На словах возгласа: «Отцу, и Сыну, и Святому Духу»он крестится на восток, а на словах: «ныне и присно и во веки веков» поворачивается лицом на запад, выходит к царским вратам и кланяется архиерею через открытые царские врата. Одновременно с ним кланяются архиереюпротодиакон с диаконами на солее, иподиаконы с омовением на амвоне и первая пара священников перед архиерейским амвоном. Затем первая пара священников уходит через солею в алтарь: стоявший на правой стороне священник – южной, а стоявший на левой стороне – северной дверью. В алтаре они становится посередине перед передней стороной престола, затем дважды крестятся, целуют Евангелие и престол, снова крестятся, поворачиваются и выходят к царским вратам, кланяются архиерею, потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола. После ухода первой пары священников, вторая пара становится на место первой, а остальные священники подвигаются за ними ближе к архиерейскому амвону.
Примечание. Если служит более трёх пар священников, то по указанию архиерея в алтарь может уходить две и более пар священников. В этом случае все они также крестятся и кланяются архиерею возле архиерейского амвона и затем боковыми дверями уходят в алтарь. В алтаре первая пара священников становится посередине перед передней стороной престола, а остальные по бокам престола. Затем они дважды крестятся, целуют престол, снова крестятся, кланяется архиереючерез открытые царские врата,потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола.
Если же служат четыре или менее священников, тогда в алтарь уходит только один второй священник.
После возгласа великой ектении хор: «Аминь»и поет 1-й антифон.
Протодиакон с иподиаконами спускается с солеи, и они идут к архиерейскому амвону. Подойдя к архиерею, стоящему на архиерейском амвоне, протодиакон читает: «Умыю в неповинных...», а старший иподиакон берет кувшин и начинает возливать воду на руки архиерею. Затем старший и второй иподиаконы снимают полотенце с рипидчика и отирают руки архиерею. После этого архиерей дважды благословляет двумя руками, и протодиакон с иподиаконами целуют его руки. В первый раз протодиакон целует его правую руку, а второй иподиакон левую, а после второго благословения старший иподиакон целует правую руку, а рипидчик с омовением левую. Далее протодиакон становится за архиерейским амвоном справа от архиерея, а иподиаконы поднимаются на амвон, крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь.
После омовения рук архиерей садится на седалище, а книгодержец поправляет сзади омофор.