Благодарственная ектения после причащения и заамвонная молитва
Священник возвращается к престолу, надевает камилавку (скуфью или митру), берет антимисную губку, начертывает ею знак креста над антиминсом и затем, положив губку в середину его, закрывает антиминс, а потом и илитон: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, затем левую и, наконец, правую.
Диакон отдает кадило пономарю и, распоясав орарь и возложив как прежде на левое плечо, выходит северной дверью на амвон, где произносит благодарственную ектению: «Прости приимше…»,которая заканчивается прошением:«Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Хор: «Тебе, Господи».
При служении одним священником без диакона. Эту ектению священник произносит перед престолом.
Священник, сложив антиминс, берет в руки Евангелие и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных) иначертывает Евангелием знак креста над антиминсом, воздвигая его на словах: «Отца»–на восток, «и Сына»– на запад, «и Святаго»– насевер и«Духа»– на юг. Затем он полагает Евангелие на антиминсе.
Хор: «Аминь».
Священник возглашает: «С миром изыдем»ивыходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи).
Хор: «О имени Господни».
Диакон (а если его нет, то священник) воздвигает правой рукой орарь и возглашает: «Господу помолимся», а затем поворачивается левым плечом к священнику и показывает орарем в сторону алтаря через открытые царские врата.
Хор: «Господи, помилуй».
Священник поворачивается лицом к алтарю и читает заамвонную молитву:«Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый…» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
В конце молитвыдиакон крестится, кланяется священнику и, пересекая солею, входит в алтарь через северную дверь, подходит к северо-западному краю престола, складывает руки, как для принятия благословения, полагая их ладонями на престол (правую поверх левой), а сверху приклоняет голову.
Потребление Святых Даров
После прочтения заамвонной молитвысвященник входит царскими вратами в алтарь и читает перед престолом диакону молитву на потребление Святых Даров: «Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия…»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
В конце этой молитвы священник благословляет крестообразно рукой голову диакона.Диакон отвечает: «Аминь», а затем крестится, отходит к жертвеннику и потребляет Святые Дары как на полной литургии.
Примечание. После потребления Святых Даров необходимо обязательно замыть дискос, лжицу, копие и тарелочку для раздробления над чашей, и затем тщательно вытереть их насухо.
При служении одним священником без диакона. Священник, после прочтения заамвонной молитвы, идет к жертвеннику, читает таммолитвуна потребление Святых Даров и при неспешном чтении 33-го псалма потребляет Святые Дары. Затем он тщательно умывает руки и уста и вкушает антидор и теплоту.
Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды).
Примечание. В Великую среду, после «Буди имя Господне…», полагаются три великих поклона с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.
Чтец: «Слава, и ныне» и читает 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью).
Во время пения33-го псалма священник, по Служебнику, должен раздавать молящимся в храме антидор (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных). Но на практике это нигде не совершается, а антидор раздаётся пономарями после отпуста во время целования креста.
Отпуст и окончание литургии
После окончания пения 33-го псалма священник, стоя в царских вратах, оборачивается к народу и, не выступая из царских врат, благословляет народ возглашая: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии).
Хор: «Аминь».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».
Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».
Священник берет с престола напрестольный крест, становится в царских вратах и, держа крест двумя руками на уровне своего лица, произносит великий отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и святаго(имя рек, егоже есть храм, и егоже есть день, затем святого следующего дня), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец»(см.: Приложения, Отпусты).На последних словах отпуста он осеняет крестом молящихся.
Хор поет многолетие.
Затем священник произносит проповедь, а после окончания её поворачивается лицом на восток и произносит: «Слава Тебе, Боже...»(трижды).
Чтец читает благодарственные молитвы после причащения, затем «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...» и отпустительный тропарь.
Священник в это время целует крест и даёт его для целования народу. После целования всеми креста священник снова осеняет им народ, возвращается в алтарь и полагает крест на место. Поцеловав его, он крестится и поклоняется перед престолом и целует его. Диакон (а если его нет, то сам священник) закрывает царские врата и катапетасму.
Затем священник читает (или слушает чтение на клиросе) благодарственные молитвы (если он не прочитал их сразу после причащения), «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...» и отпустительный тропарь.
После окончания чтенияна клиросе тропарей священник перед престолом вслух произносит отпуст:«Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец».
После отпустасвященник целует престол и Евангелиеи разоблачается.
Диакон после потребления Святых Даров проверяет антиминс, чтобы там не осталось даже мелких частиц. Далее он тщательно умывает руки и уста, вкушает антидор и теплоту, и, так же как священник читает молитвы после причащения, убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения, убирает с престола и жертвенника лампады и подсвечники, покрывает их покрывалом, а затем снимает священные одежды.
Окончив Божественную службу, священнослужители после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.