Ектения и вторая молитва о верных
Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Диакон: «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»и далее остальные прошенияектении (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Во время этой ектениисвященник тайно читает перед престолом вторую молитву верных: «Владыко Святый, Преблагий, молим Тя, в милости богатаго...»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
Хор: «Господи, помилуй».
Диакон произносит: «Премудрость», благоговейно поклоняется и входит северной дверью в алтарь.
Священникзаканчивает вторую молитву верных велегласным возгласом: «По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Хор: «Аминь»иначинает протяжно петь:«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…».
Священнослужители снимаютскуфьи, камилавки и митры.
При служении одним священником без диакона. Ектению о верных священник произносит в сокращённом виде (по аналогии с полной Литургией). Т. е. он произносит только первое прошение: «Паки и паки...» и тайно читает вторую молитву верных. Затем он произносит последнее прошение: «Заступи, спаси, помилуй...»,далее«Премудрость» и возглас: «По дару Христа Твоего…».
«Ныне Силы Небесныя…»
Диакон, войдя в алтарь, кланяется святому престолу и священнику и открывает царские врата. Далее он идет на горнее место, принимает у пономаря кадильницу и испрашивает благословение на каждение у священника: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии).
Диакон отвечает: «Аминь» и начинает каждение, читая про себя 50-й псалом. Служебникпредписывает кадить только«святую трапезу и святое предложение и священника»[213](см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных). По установившейся же современной практике диакон кадит: святой престолс четырех сторон, Святые Дары на жертвеннике и святой алтарь. Далее священника, лиц, молящихся в алтаре, затем переднюю часть престола исвященника с горнего места: иконостас и молящихся он не кадит.
Окончив каждение на горнем месте, диакон крестится, кланяется священнику, отдает кадило пономарю и отходит на свое место справа от священника пред престолом.
Затемоба священнослужителя поклоняются трижды перед святым престолом со словами священника: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».
Далеесвященник, воздев руки, вполголоса произносит: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена доринóсится» (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Диакон при этом держит орарь в поднятой руке, так же, как и при возглашении ектений изаканчивает молитву священника словами: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»(см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных).
Эту молитву они читают трижды, каждый раз совершая крестное знамение и поклон пред святым престолом.
Прочитав «Ныне Силы Небесныя…»в третий раз, и сотворив поклон, священник целует антиминс и престол, а диакон край престола.
Затем священнослужители кланяются друг другу (не поминая друг друга), а священник кланяется и народу (по установившейся практике), и отходят к жертвеннику: священник идет прямо от престола северной стороной алтаря к жертвеннику, а диакон обходит престол и идет через горнее место.
При служении одним священником без диакона. После произнесения возгласа: «По дару Христа Твоего…» священник открывает царские врата и затем совершает каждение алтаря (тайно читая50-й псалом) таким же порядком, как и диакон(см.выше). После каждения он поклоняется трижды перед святым престолом со словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя»и, воздев руки, вполголоса читает молитву: «Ныне Силы Небесныя…», каждый раз заканчивая её словами: «Верою и любовию приступим…»и, совершая крестное знамение и поклон пред святым престолом.
Прочитав «Ныне Силы Небесныя…»в третий раз, и сотворив поклон, священник целует антиминс и престол, кланяется народу, и отходит от престола прямо к жертвеннику.
Великий вход
Священнослужители подходят к жертвеннику, благоговейно крестятся и поклоняются пред ним.
Диакон принимает от пономаря кадильницу и подаёт её священнику со словами: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии), принимает его и кадит Святые Дары, молясь: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Дары, он отдает кадило диакону.
Диакон принимает кадило в левую руку. Священник берет воздух, покрывающий дискос и потир, целуя крест на нем, и подносит для целования диакону.
Диакон крестится, целует крест на воздухе и правую руку священника.
Священник возлагает воздух на левое плечо диакона.
Диакон берет кадило в правую руку, а в левую подсвечник с горящей свечой с жертвенника, и становится слева от жертвенника, лицом к священнику.
Священник берет правой рукой дискос, целуя его через покровец, и поднимает его на уровень глаз (чтобы не уронить Агнца), а в левую руку берет потир, держа его при персех (при груди). Далее он переносит Святые Дары с жертвенника на престол, выходя северной дверью и входя в алтарь через царские врата.
Диакон предшествует священнику, идя лицом к Святым Дарам, и кадит часто.
Никаких остановок на солее и поминовений не совершается.
Перед началом перенесения Святых Даров, согласно современной богослужебной практике, пономарь звонит в колокольчик, хор прерывает пение и все молящиеся в храме и алтаре повергаются ниц.
После входа в алтарь пономарь снова звонит в колокольчик и все молящиеся в алтаре и храме встают с колен.
Хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Священник, войдя в алтарь со Святыми Дарами, сначала поставляет потир на антиминсе в его правой стороне, а потом уже обеими руками (чтобы избегнуть при этом каких-либо опасных случаев) поставляет на него дискос рядом с потиром, слева от него, поцеловав его край через покровец.
Далее он снимает с потира и дискоса покровцы (целуя изображение креста на них[214]) и по установившейся практике полагает их по обоим углам престола (но не на краю антиминса): покровец с дискоса на юго-западном, а с потира на северо-западном углу. Причём покровцы не складывают, но подгибают, только одну его сторону, которая соприкасается с антиминсом[215].
При всех совершаемых священнодействиях священник ничего не произносит.
Диакон, после входа священника в алтарь отдает пономарю подсвечник со свечой и становится на своём месте с правой стороны престола.
Священник снимает с плеча диакона воздух и обвивает им кадильницу, которую диакон держит за кольцо одной рукой. Затем он покрывает воздухом дискос и потир.
Далее диакон отдает кадильницу священнику, целуя при этом его руку. Священник, приняв от диакона кадильницу, трижды кадит Святые Дары, а затем и диакона. Затем онотдает кадильницу диакону, а диакон трижды кадит священника и отдает кадило пономарю. После этого они вместе крестятся и целуют святой престол.
После окончания пения: «Верою и любовию...» священник, перед престолом воздевая руки, произносит молитву прп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами[216].
Хор: «Аминь».
На втором прошении молитвы прп. Ефрема Сирина, диакон, сотворив на горнем месте поклон священнику, выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения просительной ектении.
Священник закрывает царские врата и завесу наполовину.
При служении одним священником без диакона. Сотворив поклон перед престолом, и поклонившись народу, священник идет к жертвеннику, благоговейно крестится и поклоняется пред ним. Затем онблагословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии), принимает его от пономаря и кадит Святые Дары, молясь: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Святые Дары, он отдает кадило второму свещеносцу.
Свещеносцы со свечами и кадилом становятся в алтаре у северной двери.
Священник берет воздух, покрывающий дискос и потир, целует крест на нем и возлагает его на свое левое плечо. Затем он берет правой рукой дискос, целуя его через покровец, и поднимает на уровень глаз (чтобы не уронить Агнца), а в левую руку берет потир, держа его, при персех (при груди). Далее он переносит Святые Дары с жертвенника на престол, исходя северной дверью и входя в алтарь через царские врата.
Свещеносцы со свечами предшествуютсвященнику,и выходят из алтаря северной дверью друг за другом. Затем они идут через солею, спускаются с амвона и становятся за ним, лицом на восток, не отпуская при этом подсвечники.
Священник, войдя в алтарь со Святыми Дарами, поставляет потир и дискос на антиминсе.
Далее он поворачивается на запад, подходит к царским вратам и благословляет свещеносцев.
Свещеносцы, после благословения священника, крестятся и входят со свечами в алтарь: первый – северной и идет на горнее место, а второйс кадилом, пропустив первого – южной дверью и становится с южной (правой) стороныпрестола.
Священник возвращается к престолу, снимает с дискоса и потира покровцы, целуя и полагая их по обоим углам престола. Затем он снимает воздух со своего плеча иобвивает им кадильницу, которую свещеносец держит за кольцо одной рукой. Далее он покрывает воздухом дискос и потир, принимает кадильницу от свещеносца и трижды кадит Святые Дары.
После этого онотдает кадильницу свещеносцу, крестится, целует святой престол и после окончания пения хоромпроизносит перед престолом молитву прп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами, а затем закрывает царские врата и завесу наполовину.
Второй свещеносец принимает кадило у священника иидет на горнее место, где вместе с первым свещеносцем крестится с поклоном к горнему месту и кланяется священнику. Затем онитушат свечи и отходят на свои места.