Приготовление и освящение Даров для литургии Преждеосвященных Даров
Дары длялитургии Преждеосвященных Даров приготавливаются и освящаются заранее на полной предыдущей литургии:
на литургии святого Иоанна Златоуста –в неделю сыропустную, в Неделю Ваий, в праздник Благовещения, случившийся в седмичные дни;
или на литургии святого Василия Великого –в неделю 1, 2, 3, 4 и 5-ю Великого Поста.
Приготовление Агнцев на литургии происходит следующим образом.
На проскомидии сначала приготовляется Агнец для литургии,совершаемой в этот день. После вырезания и прободения первого Агнца, точно так же заготовляются и другие Агнцы: два, три, или четыре – столько, сколько на седмице будет совершаться литургий Преждеосвященных Даров. При вырезании и прободении Агнца над каждым из них священник совершает те же священнодействия и произносит те же молитвословия, как и над первым Агнцем: «В воспоминание...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии).
Примечание. Разрезать Агнец для литургии Преждеосвященных Даров нужно не до конца его верхней корки с печатью и, не надрезая по краям самой корки, чтобы при высыхании разрезанные части Агнца не распались на отдельные части.
После вырезания и прободения все Агнцы полагаются вместе на дискосе, и затем проскомидия завершается по обычному чину.
Во время освящения Даров на евхаристическом каноне, священник указуя на Хлеб произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: «Сотвори убо Хлеб сей...», но не говорит при этом во множественном числе:«Хлебы сия...».
Когда священник совершает возношение Святых Даров на возгласе: «Святая святым», то он возносит не один Агнец, а все вместе.
Для причащения на этойлитургии раздробляется только первый Агнец, приготовленный для нее. Затем влагается его частица «IС» в чашу и вливается в нее небольшое количество теплоты.
Остальные же Агнцы напояются Святою Кровию. Для этого, по Служебнику, священник берет правой рукой лжицу, омокает её в Святой Крови, левой же рукой берет Агнец и напояет Его Святой Кровию над чашей крестообразно по разрезу, после чего полагает Агнец печатью вниз в Дарохранительницу (см.:Служебник,Чин божественныя литургии преждеосвященных). Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются в Дарохранительницу, где и хранятся до совершения литургии Преждеосвященных Даров. Затем в чашу вливается нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину.
В современной богослужебной практике существует и другой способ напоения Агнцев. В этом случае священник берет тремя пальцами правой руки (большим, средним и указательным) Агнец за его края сверху печати, а левой рукой подкладывает под него губку, из предосторожности, чтобы частицы Честного тела не падали на антиминс, но, не полагает Агнец на губку. Затем он осторожно и аккуратно опускает Агнец мякотью вниз в чашу со Святой Кровью и напояет его (2-3 секунды), но так чтобы пальцы не прикасались к Святой Крови (т. е. напояет чуть больше половины Агнца). Далее он вынимает Агнец и, держа его над чашей, переворачивает печатью вниз и держит так, пока Святая Кровь не впитается в его мякоть и перестанет с него капать. Затем священник полагает Агнец печатью вниз на отдельном дискосе. Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются на дискосе, на который поставляется звездица и который покрывается покровцем. После этого вливается в чашу нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину. Дискос с приготовленными Дарами до совершения литургии Преждеосвященных Даров хранится на престоле перед Дарохранительницей и перед ним поставляется зажжённая лампада.
Входные молитвы
Литургия Преждеосвященных Даров предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных. Перед её началом священнослужители совершают на солее входные молитвы.
Входные молитвы по современной богослужебной традиции священнослужители читают в конце девятого часа после великих поклонов, во время чтения молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...», которая читается протяжно, с тем, чтобы во время изобразительных священник успел облачиться и выйти на молитву прп. Ефрема Сирина.
После совершения молитвы прп. Ефрема Сирина с 3 поклонами священник остаётся на солее, а диакон, сотворив поклон перед престолом, выходит южной дверью из алтаря к царским вратам и становится рядом со священником справа от него.
Начинается чтение молитв тремя поклонами с крестным знамением и со словами священника:«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды).
Диакон:«Благослови, Владыко».
Священник: «Благословен Бог наш…».
Диакон(а если его нет, то священник): «Аминь».«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».
Священник:«Яко Твое ест Царство…».
Диакон(а если его нет, то священник):«Аминь»итропари:«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». «Слава»: «Господи, помилуй нас…».«И ныне»: Милосердия двери…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).
Затем диакон (а если его нет, то священник) читает тропарь:«Пречистому образу Твоему…». Священнослужители обращаются к местной иконе Спасителя и полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. Далее, подойдя к местной иконе Пресвятой Богородицы, они также полагают два земных поклона, целуют икону и полагают третий земной поклон при чтении диаконом тропаря: «Милосердия сущи источник...»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).
Вслед за этим они снова становятся пред царскими вратами, преклоняют головы и диакон (а если его нет, то священник) читает молитву:«Ослаби, остави, прости Боже…»[192].
Затем священнослужители полагают один земной поклон и кланяются, испрашивая прощение друг другу, со словами:
а) диакон у священника: «Прости ми, отче святый…»;
б) священник у диакона: «Прости ми, брате и сослужителю…».
Далее повернувшись на средину храма, они совершают поясной поклон народу и по одному поклону на оба хора и испрашивают у них прощение со словами: «Простите ми, отцы и братие, и сестры…»[193].
Затем они входят в алтарь: священник – южной дверью, причём идёт прямо к престолу, диакон же – северной дверью, и идёт к правой стороне престола через горнее место, читая на ходу, вслух стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…»(см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование входных молитв).
После входа в алтарь священнослужители полагают два земных поклона перед престолом. Затем священник целует Евангелие и престол и, взяв в руку крест, целует его сам, и сразу же даёт его для целования диакону.Диакон целует престол, с угла своей стороны, крест в руках священника и его руку. После целования престола священнослужители полагают третий земной поклон, кланяются друг другу и отходят на свои места для облачения в священные одежды.