Глава восьмая. Доказательство четвертое - предания о пантеистах.
Бухари передает от Икримы следующее:
"Али собрал еретиков и предал огню. Когда это дошло до Ибн Аббаса, он сказал: "На его месте я бы не сжигал их, так как я слышал, что Посланник Аллаха, , запретил это и сказал: "Не мучайте мучением Аллаха (таким мучением, которое Аллах избрал для того, чтобы мучить людей на том свете)". Я бы их просто предал смерти, согласно словам Посланника Аллаха, : "Убивайте тех, кто изменит свою религию".
(Сахих Бухари, Глава о юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию)
Эти люди утверждали божественную природу Али. Когда это дошло до Али, он их сразу сжег. Ибн Аббас присоединился к Али в том вопросе, что их необходимо убить, он разошелся лишь в вопросе способа умертвления. Так вот, в предании не упоминается то, чтобы Али считал их невежество оправданием и, что прежде чем предавать их огню, предоставил бы им доводы и устранил бы их сомнения. Наоборот, Али применил им юридическую норму вероотступничества только из-за того, что своими действиями они нарушили свой таухид. Правда некоторые могут возразить, что в некоторых преданиях передается, что Али предоставил им доводы, говоря следующие слова: "Я такой же раб, как и вы; употребляю пищу как и вы ...". Но это не так. На самом деле он посчитал их вероотступниками еще до того как произнес эти слова. А слова эти - ничто иное, как приглашение к покаянию, которое нужно делать ко всем вероотступникам. Одним из доказательств этого является тот факт, что Бухари привел это предание в главе "о юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию". В других сборниках, например таких как "Найлюль-Автар Шарху Мунтакаль-Ахбар", это предание также приводится в главе об умертвлении вероотступников.
Шаукани по поводу этого хадиса сказал следующее:
Этот хадис доказывает то, что вероотступников можно убивать, не призывая их к покаянию. Хотя в некоторых параллельных версиях этого хадиса передается, что Али призвал их к покаянию.
Ибн Хаджар приводит предание от Абдуллаха бин Шарика, а тот от своего отца:
"Али было сказано: "Тут у дверей масджида есть люди, которые утверждают, что ты их господь". Али позвал их к себе и сказал: "Горе вам, что вы мелите". Они ответили: "Ты наш господь, творец и кормитель". Али сказал: "Горе вам! Ведь я только раб, такой же, как и вы. Ем, как и вы, пью, как и вы..". Хафизъ сказал, что цепочка предания достоверна.
(Найлюль-Автар, 9/57)
Эти выражения ученых показывают то, что призыв к покаянию совершается по той причине, что они стали вероотступниками. Призыв к покаянию же не есть предоставление доказательств. Ведь они стали вероотступниками по незнанию и естественно, что прежде чем их убивать их призывают покаяться.
Ибн Хаджар передает от имама ат-Тахави следующее:
Эти ученые считают, что юридическая норма, применяемая к вероотступникам такая же как и норма, применяемая к харби (воюющим против муслимов) неверным, до которых дошел исламский призыв. Несомненно, что с ними (вероотступниками) можно сражаться и без призыва, но если вероотступники вышли из Ислама по незнанию, то прежде чем с ними воевать, можно пригласить их к покаянию. Что касается тех, кто стал вероотступником сознательно, то их призывать к покаянию не надо. Далее имам Тахави передает, что Абу Юсуф присоединился к ним (тем ученым) в этом вопросе, но добавил, что если сознательный вероотступник покается сам, то война с ним прекращается, а внутреннее его состояние оставляют Аллаху.
(Фатх аль-Бари, 12/281)
Эти слова ученых показывают, что если человек выходит из Ислама по незнанию, то он считается вероотступником, но прежде чем подвергать смерти, его следует призвать к покаянию. Вернемся к преданию о пантеистах.
По этому поводу судья Иядъ сказал следующее:
Несомненно, что Али предал огню тех, кто утверждал его божественность. Абдуль-Малик бин Марван тоже казнил Хариса аль-Мутанабби через повешение. Многие халифы и правители сделали тоже самое и все ученые-современники тех правителей проявили единогласие, одобрив эти акты умертвления. Более того, любой, кто не согласится с тем, что они неверные, сам станет неверным.
(Шифа би Шархи Нураддин аль-Кари, 5/472-473)
Ибн Таймия сказал:
Что касается второго вида, то это утверждают пантеисты, вроде христиан, которые считают, что Аллах может входить в определенных людей или соединяться с ними. Так, например, христиане это утверждают относительно Иисуса. Крайние групцы утверждают это относительно Али и других некоторых людей из ахлюль-байта. По единому мнению всех мусульман это является неверием и внешне и внутренне. Кто станет муслимом и узнает их взгляды, а затем станет сомневаться в их неверии, тот станет таким же неверным, как и те (пантеисты). Это подобно тому, что если кто-нибудь усомниться в неверии иудеев, христиан или (других) мушриков, тот становится неверным.
(Маджмуьуль-Фатава, 2/367-368)
Это были цитаты салафов, начиная с сахабов, относительно тех, кто нарушил свой таухид. Они стали неверными и вероотступниками по той причине, что нарушили одну из основ религии. Знание о том, что они неверные относится к обязательному знанию основ религии. Поэтому, кто не вынесет им такфир после того, как узнает их взгляды, сам станет неверным.