Глава четвертая: Кто совершит деяние куфра или произнесет слова неверия, становится неверным и внутренне и внешне.
Ибн Таймия говорит:
Некоторые, кто повторяет слова Джахма б. Сауфана и ас-Салихи, говорят следующее:
Произносить слова неверия, например, злословить на Аллаха и Его посланника, произносить христианские верования о троице и другие слова неверия, само по себе не является внутренним куфром. Все это только внешние слова, являющиеся доказательством куфра. А так, произносящий слова неверия, внутренне может быть знающим Аллаха единобожником и верующим.
Когда таким людям приводятся доказательства из Корана, сунны или иджмы того, что произносящие слова неверия становятся неверными и внутренне и внешне, то они начинают отмазываться, что внешний куфр является свидетельством внутреннего куфра, и что наличие веры делает невозможным наличие внешнего куфра.
Таким нужно сказать, что есть два основных положения, опровергающих вас:
1).Положение, которое обязано быть известно всем (основа религии).
2).Положение - неизбежный результат всякого здравомыслящего ума.
Объясним эти положения по очереди:
Все мы хорошо знаем, и в этом не может быть ни малейшего сомнения, что если кто-нибудь будет поносить Аллаха или Посланника, ; произнесет слова неверия, не находясь при этом в положении икраха (угроза смерти или членовредительства), тот станет неверным и внутренне и внешне.
Кто скажет, что такой человек внутренне (в сердце) может быть верующим, но внешне он неверный, тот скажет такое слово, ложность которого установлена основами религии (т.е. это обязаны знать все муслимы, и незнание в этом вопросе не оправдание). Ведь Аллах привел слова неверных в Коране и сообщил, что именно из-за этих слов, они вошли в неверие и заслужили Ад:
"Воистину, стали неверными те, кто сказал: "Аллах - есть Мессия, сын Марьям"
...
(Также) воистину, стали неверными те, кто сказал: "Аллах - есть третий из троицы""
(Трапеза, 5/72-73)
Если сердце уверует в правдивость Посланника, , и в то, что его послал Аллах, то он будет любить и возвышать Посланника, . Невозможно, чтобы вера не воспрепятствовала тому, чтобы человек стал поносить Аллаха и Посланника, . Поношение Аллаха и Посланника, , не может быть результатом чего-нибудь иного, кроме как пренебрежения к Аллаху и Его Посланнику, , а пренебрежение в свою очередь несовместимо с верой. Отсюда ясно, что наличие веры возможно только наряду с любовью к Аллаху и Посланнику, , и возвеличением их.
(Маджмуъуль-Фатауа, 7/557)
"Опасаются двуличные, что будет низведена на них сура, которая сообщит о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно обнаружит то, чего вы опасаетесь».
А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались". Скажи: "уж не над Аллахом ли и Его аятами и Его посланником вы издевались?"
Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали".
(Покаяние, 9/64-66)
Это ясный религиозный текст, доказывающий, что насмехаться над Аллахом, Его посланником и аятами, является куфром. Ругаться и злословить тем более будет куфром. Все это показывает, что если кто-нибудь припишет Посланнику, , какое-нибудь недостаточное или ущербное качество, станет неверным.
(Ас-Сарим аль-Маслюль, 28)
Если мы обратим на высказывания ибн Таймии, то он говорит, что кто скажет про того, кто произносит слова неверия без наличия какого-то не было икраха, что он неверный только внешне, то таковой выскажет ложное с точки зрения основ религии мнение. Что же тогда скажет ибн Таймия о тех, кто считает, что таковые не станут неверными ни внешне ни внутренне?
Ибн Таймия говорит:
Тот, кто станет поносить Посланника, , того следует умертвить, независимо от того, был ли поносящий неверным всегда, или же он был мусульманином до поношения (ибо после поношения, он становится неверным).
Ибн Мунзир сказал:
"Подавляющее большинство ученых единодушны в том, что поносящего Посланника, , следует подвергнуть убиению".
Точно также сказали Малик, Лайс, имам Ахмад и Исхак. Шафии тоже придерживается такого же мнения. Только Нуман говорит, что они не убиваются, приводя в доказательство то, что ширк более тяжкий грех, и, несмотря на это не всех мушриков обязательно убивать по причине их ширка.
Абу Бакр аль-Фариси передал, что среди представителей шафиитской школы имеется иджма (единогласие) в том, что наказанием того, кто поносит Посланника, , является смерть. Точно также как тот, кто поносит кого-нибудь кроме Посланника, , заслуживает наказания в виде побоев палкой, то и тот, кто поносит Посланника, , заслуживает наказания в виде убиения. На самом деле эту иджму шафиитов следует оценивать как иджму двух поколений - сахабов и табиина. Или же возможно, что аль-Фариси подразумевает иджму в вопросе убиения того, кто до того, как он поносил Посланника, , был муслимом.
Судья Ияд также высказался аналогично:
Вся община мусульман объединилась в том, что следует убивать того, кто будет поносить Посланника, , и злословить на него.
Другие ученые тоже передали иджмы в вопросе такфира и убиения того, кто поносит Посланника, .
Один из выдающихся ученых имам Исхак б. Рахауайх сказал:
Все мусульмане проявили единогласие в том, что если кто-нибудь будет поносить Аллаха или Посланника, ; отвергнет что-нибудь из того, что низвел Аллах, или убъет кого-нибудь из посланников станет неверным, даже если он будет признавать при этом все, что низвел Аллах.
Хаттаби сказал:
Я не знаю никого из мусульман, кто не считал бы необходимым убить такого человека.
Из маликитских ученых Мухаммад б. Сахнун сказал:
Ученые единогласны в том, что тот, кто поносит Посланника, , является неверным. Суждение ученых относительно такого умертвление. Кто усомнится в неверии такого человека, тот станет неверным.
Итак, подведем заключительные итоги:
Нет сомнения в том, что если муслим станет поносить Посланника, , то ему выносится такфир и он подвергается убиению. Это мнение четырех имамов. Кроме этого как передали Исхак бин Рахауайх и другие, в этом вопросе существует иджма (единогласие).
(Ас-Сарим аль-Маслюль, 5)
Так же имам сказал:
Несомненно, что поносить Аллаха или Его Посланника, , является куфром и внешне и внутренне. Это куфр, независимо от того, считает ли ругатель это разрешенным или запрещенным, или полагает, что делать это в шутку является оправданием. Таково мнение исламских правоведов и других ученых теологов, которые считают, что вера состоит из слова и деяния.
(Ас-Сарим аль-Маслюль, 451)
Вот, таково положение тех, кто поносит Аллаха, Его Посланника, , или аяты. Прибегаем от этого к Аллаху.
Прежде чем перейти к другой теме, затрону один вопрос, дабы устранить возможные недоразумения.
Несомненно, что произносить слова неверия является куфром и внешне и внутренне. Это будет так, если даже он не знает этого и не намерен стать неверным. Но если человек не знает смысл слова (неверия) и произнесет его, то он не станет неверным ибо не был намерен произнести слово, смыслом которого было бы неверие. Произнося это слово, человек вкладывал туда другой смысл, который куфром не является, поэтому он и не становится неверным.
Приведем пример: например некто может сказать "Мы хотим демократию", полагая при этом, что "демократия" это - шура (совет). Он не знает, что слово "демократия" означает самоуправление народа. Такой человек не станет неверным, ибо не вкладывал в это слово мушрицкий смысл. Но если, человек знает этот смысл и говорит "Мы хотим демократию", то такой человек становится неверным, даже если он и не знает, что это является ширком и куфром, и даже если он не был намеренным быть неверным.
А вот другой пример:
Если некто скажет Посланнику, , слово "раъина" в смысле "послушай меня", то такому человеку такфир не выносится. Но если он скажет это с целью унизить и опорочить - прибегаем от этого к Аллаху, то такой станет неверным и внутренне и внешне, даже если он и не знает, что это куфр и не был намерен стать неверным.
Поэтому в словах ученых часто встречаются выражения типа: "Кто произнесет слово неверия или совершит деяние неверие, ему выносится такфир. Даже если он и не был намерен (стать неверным)".
Ибн Таймия говорит:
"Короче, кто скажет слово куфра или совершит деяние куфра, тот становится неверным именно по причине своего поступка. Он станет неверным, даже если он и не подразумевал им стать. Ведь осознанно, никто не хочет быть совершающим неверие, кроме конечно тех, которых Аллах пожелал сделать такими (сознательными неверными).
Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб сказал:
Мухаммаду бин Абдуль-Уаххабу были заданы некоторые вопоросы. Вот первый вопрос:
Каково юридическое суждение (норма), касающаяся вероотступника? Является ли куфром насмехаться над Аллахом, книгами и Посланником, ? Опишите свойства насмехания, являющегося куфром.
...
Четвертый вопрос:
Что означает выражение "Кто признесет слово неверия, не зная при этом его смысла, то он не становится неверным". Значит ли это, что он не знает смысла этого слова, или же это означает, что он не знает того, что произносить это слово является куфром.
Вот как ответил Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб на эти вопросы:
Вопрос первый:
В связи с этим ученые приводят следующий аят:
"А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались". Скажи: "уж не над Аллахом ли и Его аятами и его посланником вы издевались?"
Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали".
Ученые салафа и халафа (древние и последующие) сказали, что суждение аята остается в силе до самого конца света и оно распространено на всех, кто совершил деяние насмехания над Аллахом или Кораном или Посланником, . Вот слова насмешки, которые говорили они (вероотступники):
"Мы не видели более жадных, лживых и трусливых людей, чем наши чтецы (Корана)".
Таким образом, получилось, что они включили в эти слова Посланника, , и ученых сахабов. Ауф б. Малик передал эти слова Посланнику, , и они пришли просить прощения, оправдываясь тем, что говорили это в шутку, забавляясь. Тогда было ниспущено откровенье, которое сообщало, что их деяния являются неверием, после веры, несмотря на то, что они это делали в шутку.
Отсюда ясно, что оправдывающиеся люди полагали, что неверие наступает только тогда, когда оно совершается всеръез, а не в шутку.
...
Четвертый вопрос:
Ясно, что здесь подразумевается человек, который говорит слова, смысл которых не знает. Что касается того человека, который знает смысл слова, но не знает того, что произношение этого слова сделает его неверным, то для разрешения этого вопроса достаточен следующий аят:
"Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали"
Эти люди оправдывались, не зная того, что их слова сделали их неверными.
Просто удивительно как некоторые люди понимают это правило ("Кто признесет слово неверия, не зная при этом его смысла, то он не становится неверным") вкладывая в него второй смысл (что человек не станет неверным если не знает, что это деяние является куфром и сделает его неверным). А ведь эти люди читали следующие аяты:
"Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают хорошо"".
( Пещера, 18/103-104 )
"Одних Аллах направил на прямой путь, другие же - над ними свершилось предписание Аллаха о том, что они заблудятся. Они взяли себе покровителями шайтанов вместо Аллаха и они полагают, что на прямом пути!".
(Преграды, 7/30)
"И, воистину, они будут сбивать их с пути, хотя те и будут считать, что идут по прямому пути"
(Украшения, 43/37)
Так, что эти люди (крайние мурджииты) полагают, что люди, упомянутые в приведенных мною аятах, не являются неверными? Но эти невежды, даже и не хотят исследовать этот вопрос (как верно это подметил Ибн Абдуль-Уаххаб).
(Тариху Наджд, аль-Масьаля 16, 447)
Раздел второй