Глава четвертая: Отвергать тагутов – условие свидетельства
(Это есть продолжение главы второй, первого раздела, второй части книги "Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама".)
Мухаммад б. Абдуль-Уаххаб, толкуя этот хадис, сказал:
Посланник Аллаха, , сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху”.
Этот хадис один из самых важных доказательств, разъясняющих смысл формулы «нет божества, кроме Аллаха». Формальное ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни даже обращение в молитвах к одному только Аллаху, не придавая Ему в этом сотоварищей. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека.
(Китаб ат-Таухид)
Насколько убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!
Абдур-Рахман б. Хасан сказал:
Из хадиса ""Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху” мы понимаем, что Посланник Аллаха, , условием неприкосновенности жизни и имущества сделал две вещи:
1) Сказать свидетельство, зная все его смыслы, будучи полностью уверенным, искренне очищая перед Аллахом религию. Это условие было упомянуто раньше в предыдущих хадисах.
2) Отвергать всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (ложные божества, тагуты). В этом хадисе Посланник Аллаха, , не посчитал достаточным условием для неприкосновенности жизни и имущества только формальное произнесение свидетельства. Для сохранения жизни и имущества человек обязан претворить свидетельство в свою жизнь, выполнять его условия на практике.
Этот хадис по смыслу аналогичен следующему аяту:
“Кто отверг тагута и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается".
(Корова(2), 256)
Затем писатель приводит слова Мухаммада б. Абдуль-Уаххаба из "Китабут-Таухида" и продолжает:
Вот это – необходимое условия для действительности свидетельства.
Аллах повелевает:
"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят ... то ведь Аллах видит то, что они делают!”
(Добыча(8), 39)
"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – прощающий, милосердный!"
(Покаяние(9), 5)
Здесь Аллах приказал нам сражаться с ними, пока они не покинут ширки, направят свои деяния только к Аллаху, и пока не будут выполнять намаз и давать закят.
Муслим передает хадис с передачей от абу Хурайры:
РасулуЛлах, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не засвидетельствуют "ля иляха илля Аллах" и не уверуют в меня и в то, что я принес (Коран и сунна). Кто сделает это, уберег от меня свое имущество и себя. Личные их счеты принадлежат Аллаху".
В "Сахихайне" (сборники Бухари и Муслима) с передачей от Абдуллаха б. Умара передается:
РасулуЛлах, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах"...”
Эти два хадиса являются как бы тафсирами вышеприведенных аятов. Несомненно, что среди ученых не существует разногласий в том, что необходимо сражаться с тем, кто не знает смысла свидетельства или не выполняет на практике его требования и условия, даже если языком он произносит свидетельство.
(Фатхуль-Маджид, стр. 111)
Имам Науауи говорит следующее:
"РасулуЛлах, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”".
Абу Сулайман аль-Хаттаби по поводу этого хадиса говорит следующее:
Ясно, что в хадисе подразумеваются обыкновенные мушрики, а не ахлюль-китаб. Потому, что если ахлюль-китаб даже и скажет "Ля иляха илля Аллах", то все равно сражение с ними продолжается".
"Личные их счеты же принадлежат Аллаху" – это означает, что наказание за скрытые их грехи принадлежит Аллаху. Что касается явных для нас грехов, которые они проявили наружу, то муслимы воздают наказание за эти грехи и в этом мире. Хадис объясняет нам, что если человек, скрыл свой куфр и притворился для нас муслимом, то мы, судя по его внешнему виду, вынуждены признать его муслимом. Большинство ученых придерживаются этого мнения. Имам Малик говорит, что если выяснится, что человек притворялся, то его необходимо убить, не принимая его покаяния (потому, что он уже доказал свою лживость). Имам Ахмад б. Ханбаль тоже придерживается этого мнения.
Судья Ияд подтвердил это мнение и, углубляясь в этом вопросе, сказал: "Причина того, что жизнь и имущество человека, произнесшего свидетельство неприкосновенно, состоит в том, что он внешне проявил веру. В этом хадисе подразумеваются арабские мушрики, которые отрицали таухид, потому что первые с кем сражались муслимы были они.
Что касается тех, кто до этого признавал таухид, то произнесение ими свидетельства недостаточно для того, чтобы принять их муслимами, потому что, будучи неверными, они произносили это слово. В других хадисах есть другие условия, которые нужно выполнить, чтобы принять их за муслимов. Например, намаз и закят.”
Имам Науауи продолжает:
К примеру одним условий является уверовать во все, что принес Посланник Аллаха, , ибо в хадисе говорится:
"Мне приказано сражаться с людьми, пока они засвидетельствуют "Ля иляха илля Аллах" и не уверует в меня и во все, что я принес (Коран и сунна)”.
(Шарх Науауи, том 1, стр 206)
Ученик абу Ханифы, Мухаммад б. Хасан Шайбани в связи с этим говорит следующее:
Хасан предал, что РасулуЛлах, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”
Когда Посланник, , говорил эти слова, он сражался с обычными мушриками, не принимающими таухида. Когда один из них произносил "Ля иляха илля Аллах" он говорил это в том смысле который подразумевал сражающийся с ними Мухаммад, . Поэтому подразумевалось, что они с этим словом покидали свою прежнюю религию и входили в Ислам. Так как мы не знаем их внутреннее положение, то вынуждены ограничиться тем, как они выглядят внешне. Если затем обнаруживалось, что он говорил нечто противоположное свидетельству, то считалось, что он изменил этому слову.
Мушрики признавали Аллаха, но отвергали таухид. Вот как это объясняет Коран:
"А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллах". До чего же они обольщены!"
(Украшения(43), 87)
"Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллах», – они превозносились".
(Стоящие в Ряд(37), 35)
"И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: "Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!"".
(Сад(38), 4-5)
Призыв Посланника, , был распространен, и мушрики знали, что Мухаммад, , хочет от них этим словом и если кто-нибудь из них говорил "Ля иляха илля Аллах", он полностью менял свои верования и принимал верования, которые исповедовали в своей жизни муслимы. Поэтому Посланник Аллаха, , свидетельство "Ля иляха илля Аллах" установил для них в качестве отличительного свойства (граница) между неверными и муслимами.
Но когда дело касается иудеев и христиан положение меняется. То, что они произнесут это свидетельство, не является доказательством того, что они стали муслимами. Ведь они так и так произносят это слово. Им мешает войти в ислам другой куфр – они не признают посланничество Мухаммада, . Поэтому чтобы они стали муслимами они должны покинуть куфры, свойственные им и признать именно то, что им недостает для входа в истинную веру.
Сегодняшние иракские иудеи признают и эту основу из Ислама, они соглашаются, что Мухаммад, , – посланник Аллаха. Но на этот раз им мешает войти в Ислам уже другой куфр – они говорят, что Мухаммад, , посланник Аллаха, но посланник только для арабов и они даже "подкрепляют" этот куфр аятом из Корана:
“Он — тот, кто направил к простолюдинам (простецам, неграмотным) посланника из их числа”.
(Сбор(62), 2)
Поэтому они не считаются муслимами, несмотря на то, что признают посланничество Мухаммада, . Все они считают, что находятся на истинном пути. Поэтому их слова, что я муслим (предавшийся Аллаху) или то, что они приносят свидетельство, для нас не имеют какого-нибудь значения. Для того чтобы они считались муслимами они на деле должны покинуть свои религии (куфры) и выразить это ясными словами, не допускающими каких-нибудь иных толкований.
(Китаб ас-Сийар аль-Кабир би Шарх аль-Аимма.