Роль хадисов в толковании корана.

Из предыдущих глав ясно, что в основе толкования священного Корана лежит традиция. Такой вывод справедлив уже потому, что Сунна является второй частью откровения, ниспосланного пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует). Она несет в себе божественное разъяснение того, что ниспослано в Коране, и необходима для его правильного понимания. Всевышний сказал о Коране: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». Сура «аль-Кийама», аяты 17-19.

Аллах разъяснил Коран, и Его посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), донес это разъяснение до своих последователей. Аль-Аузаи рассказывал, что Хассан б. Атиййа говорил: «Джибрил приносил посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), Сунну, подобно тому, как он приносил Коран. Сунна комментирует Коран». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

Поэтому каждый мусульманин нуждается в знании того, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), понимал небесное откровение, комментировал его и претворял в жизнь его заповеди и предписания. Более того, он обязан руководствоваться этим знанием, ибо только так можно пройти прямым путем и снискать благоволение Аллаха. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Сура «аль-Хашр», аят 7.

Отворачиваются от наставлений и разъяснений пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), только заблудшие, которые отказываются идти его светлой стезей, хотя не способны выйти к свету самостоятельно. Аййуб ас-Сахтайани говорил: «Если человеку рассказывают о Сунне, а он говорит: «Прекрати! Расскажи нам лучше о Коране», – то знай, что он впал в заблуждение и вводит в него других». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

Ислам не различает между велениями Аллаха и Его посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), ничего не решал без повеления своего Господа. Поэтому правоверный обязан полностью покориться их воле и быть убежденным в справедливости их решения и суждения. Коран гласит: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение». Сура «аль-Ахзаб», аят 36.

Это значит, что между решениями и словами Аллаха и Его посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), не может быть никаких противоречий. Имам аш-Шафии говорил: «Хадис не может противоречить Корану, но может разъяснять его смысл, который бывает конкретным или общим, отменяющим или отмененным». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 737.

Эту важную роль хадисов признают все праведные богословы, как ранние, так и поздние. Йахйа б. Абу Касир говорил: «Сунна выносит вердикт о Коране, а Коран не выносит вердикта о Сунне». Аль-Аузаи говорил: «Коран нуждается в Сунне, а Сунна не нуждается в Коране». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

Подобных высказываний много, и все они свидетельствуют о важной роли Сунны в понимании истинного смысла Божьих откровений. Эта роль не ограничивается только толкованием аятов, и классифицировать ее можно следующим образом:

Сунна подтверждает Коран.

Поскольку первоисточником коранических аятов и хадисов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), было откровение, эта роль Сунны совершенно очевидна. Многие достоверные хадисы совпадают по смыслу с кораническими аятами и подтверждают их. В качестве примера можно привести высказывание Всевышнего: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он не любит расточительных». Сура «аль-Араф», аят 31.

Его смысл предельно ясен и подтверждается словами пророка, (да благословит его Аллах и приветствует): «Ешь, пей, одевайся и раздавай милостыню, но делай это без расточительства и высокомерия». [Этот хадис передали Абу Давуд и Ахмад. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 572].

Сунна истолковывает Коран.

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), истолковал для своих сподвижников многие коранические аяты, и его комментарии были доподлинно зафиксированы в Сунне. Один из таких комментариев упоминается в хадисе Масрука, который рассказывал, что они спросили Абдуллаха б. Масуда о значении аята: «Никоим образом не счи­тай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». Сура «Аль Имран», аят 169. Абдуллах сказал: «Мы тоже спросили об этом посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Их души находятся внутри зеленых птичек, у которых есть фонари, привязанные к Трону. Они кормятся в Раю, где пожелают, а затем возвращаются к этим фонарям. Однажды Аллах посмотрел на них и сказал: «Желаете ли вы чего-нибудь?» Они ответили: «Чего еще мы можем желать, если мы кормимся в Раю, где пожелаем?» Аллах повторил это трижды, и когда им стало ясно, что они непременно должны попросить о чем-либо, они сказали: «Господи, мы хотим, чтобы Ты вернул наши души в тела, чтобы мы еще раз были убиты на Твоем пути». Только тогда, когда Он увидел, что они ни в чем больше не нуждаются, они были оставлены в покое». Этот хадис передали Муслим, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 7, стр. 37-38.



Наши рекомендации