Иллюстрации Дженнифер Рейн Кросби
АСТ»Астрель
Москва
УДК294.3 ББК 86.35
Э34
Автор благодарит Нельсона Фостера — за вдумчивое редактирование и доброжелательное вступительное слово, Дженнифер Рейн Кросби — за прекрасные иллюстрации, Фила Винсона — за манные предложения.
Настоящее издание является авторизованным переводом книги «Zen Master Rave», опубликованной в 2002 г. издательством «ТшШе Publishing»
Перевод с английского А.Ю. Патрикеева Компьютерный дизайн обложки — студия «Дикобраз»
Эйткен, Р.
Э34Ворон — Мастер Дзэн : слова и дела мудрой птицы / Роберт Эйткен; пер. с англ. А.Ю. Патрикеева; ил. Д.Р. Кросби. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 206, [2]с.:ил.
ISBN 5-17-027131-Х (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-10502-4 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 0-8048-3473-3 (англ.)
Книга Роберта Эйткена, одного из самых известных учителей дзэн-буддизма в Америке, является сборником оригинальных коа-нов — историй, логических головоломок, парадоксов, используемых в практике некоторых школ дзэн-буддизма.
Рекомендуется читателям, интересующимся религиозными учениями Востока и основами психотренинга.
УДК 294.3 ББК 86.35
Подписано в печать с готовых диапозитивов 15.12.2004.
Формат 70X90*/^. Бумага газетная. Печать высокая с ФПФ.
Усл. печ. л. 7,61. Тираж 2500 экз. Заказ 5.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.000577.02.04 от 03.02.2004 г.
ISBN 5-17-027131-Х (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-10502-4 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 0-8048-3473-3 (англ.)
© Honolulu Diamond Sangha, текст, 2002 © Jennifer Rain Crosby, иллюстр., 2002 © ООО «Издательство Астрель», 2005
Один из самых известных и уважаемых учителей дзэн-буддизма в Америке Роберт Эйткен в своей книге дает блестящее введение в дзэн-буддизм в виде сотни уроков, преподанных историями (и голосами) животных, среди которых есть начинающие — Кряква и Крот — и те, кто уже сам начал учить других, вроде Ежихи, и настоящие мудрецы — Бурый Медведь и сам Ворон — Мастер Дзэн.
Книга Роберта Эйткена является сборником оригинальных коанов — логических головоломок, парадоксов, загадок, используемых в некоторых школах дзэн-буддизма.
Это учение отводит особую роль медитации как эффективному способу психотренинга в достижении сатори — душевного спокойствия, равновесия, внезапного просветления.
Медитация подразумевает созерцание, отрешение от мирской суеты, сосредоточение на одной мысли, на каком-то одном ощущении или предмете.
Участники медитации сидят лицом к стене, в позе лотоса, помогающей принять идеально спокойное положение тела и отрегулировать дыхание. Такая медитация называется дзадзэн, дословно «сидячий дзэн».
После медитации проводится практика — сессия вопросов и ответов — коанов. Учитель озадачивает учеников вопросами типа «Каков звук хлопка одной ладонью?» или «Обладает ли собака природой Будды?».
В таких вопросах и ответах не стоит искать формальной логики. Невнятность ответа предполагает подталкивание ученика к самостоятельному поиску ответа. В ответе часто шифруются аллюзии, иногда — ссылки на определенные буддийские сутры, притчи, даже стихотворения религиозного или философского характера. Важное значение имеет и многозначность слов, употребляемых в коанах.
Посвящается Тому Эйткену
Читая Ворона
Нельсон Фостер
Однажды, после того как Роберт Эйткен, или достопочтенный Учитель Эйткен, как его с любовью называют ученики, стал читать свои записи, я публично спросил его, откуда взялись эти истории. «Из глубокого сна», — ответил он. Тогда, следовательно, это книга снов, и, читая ее, входишь в мир сна, уносящий в давние времена, когда животные умели говорить, познавая и разъясняя глубочайшие истины.
Центральная фигура этого мира — Ворон, Мастер Дзэн — сам прямо утверждает это, предполагая, что у сна есть в конечном счете иной автор: «Мы дети из сна Будды Шакьяму-ни... — учит он. — Его присутствие — это камни, выступившие из травы на дальнем краю нашего круга. Мы совершаем поклоны и читаем сутры вместе с толпами его последователей на протяжении веков. Его благовония наполняют воздух. Его учение позволяет нам остановиться. Остановимся же вместе с ним».
Это приглашение заставляет вспомнить иной сон, записанный почти 2500 лет назад, вскоре после времен Будды.
Однажды Чуан Чу снилось, что он мотылек, порхающий здесь и там, счастливый и довольный тем, что поступает, как заблагорассудится. Он не осознавал, что он Чуан Чу. Внезапно он проснулся и стал тем самым Чуан Чу во плоти, которого трудно с кем-то спутать. Однако он не знал, был ли он Чуан Чу, которому приснилось, будто он мотылек, или это мотыльку приснилось, будто он Чуан Чу .
И в самом деле, чей же это сон? Снится ли Ворон Эйткену достопочтенному? Снится ли Ворону Шакьямуни? Снимся ли Шакьямуни мы с вами, или же это нам, сущим, снятся другие?
Если этот дом с зеркальными стенами хоть немного знаком вам, возможно, именно в таком доме вы каждое утро выбираетесь из постели, работаете, встречаетесь с членами вашей семьи и друзьями. Мы, двуногие существа, исследуем особенности этого дома тысячелетиями, и снова и снова, когда наступает тишина, мы оказываемся в самой его середине, и перед нами встают бесчисленные вопросы, поднимающиеся из бездны этой книги или нашего сна, кому бы это ни снилось: «Кто я, кто вы? Почему мы здесь? Куда мы идем? Что нам делать?»
Остановимся, предлагаю я, и позволим достопочтенному Ворону вести нас...
Нельсон Фостер преподает дзэн-буддизм
в храмах Алмазной Сангхи в Калифорнии, на Гавайях и является одним
из редакторов альманаха
«Ревущий поток:
Новая книга для чтения Дзэн».
В поисках Учителя
Когда Ворон жил рядом с достопочтенным Зайцем, он часто приходил к нему и спрашивал о Пути. Однажды он спросил:
—Говорят, Будда Шакьямуни взглянул из-под дерева Бодхи, увидел утреннюю звезду иобъявил о прозрении . Мне кажется, в этой истории чего-то не хватает. Что случилось, когдаон увидел звезду?
Заяц опустил уши, закрыл глаза и ответил:
— Он понял истину взаимозависимого становления .
— Ну, — подумал Ворон, — похоже, достопочтенный Заяц понимает в буддизме, а я, скорее всего, совсем не буддист. — И он улетел повидаться с достопочтенной Луговой Собачкой.
Когда он объявил о своем прибытии, Луговая Собачка высунула голову из своей норки и заморгала на ярком солнечном свете. Ворон рассказал ей о своей встрече с достопочтенным Зайцем и спросил:
—Что случилось, когда Будда увидел утреннюю звезду?
Луговая Собачка выбралась наружу и встала торчком. Она сложила лапки на груди, быстро оглядела горизонт и сказала:
—Будда понял основополагающий фактединства .
— Ну, — подумал Ворон, — достопочтенная Луговая Собачка, похоже, понимает в метафизике, а я, наверное, совсем не метафизик. — И он улетел повидаться с достопочтенным Лосем, который жевал водоросли в ручье у Кедрового Брода. Усевшись на камень, Ворон каркнул, чтобы привлечь внимание. Когда Лось поднял голову, Ворон рассказал ему о своих встречах с достопочтенным Зайцем и достопочтенной Луговой Собачкой и спросил:
— Что случилось с Буддой, когда он увидел утреннюю звезду?
Лось опустил голову в воду ручья, снова поднял ее и начал жевать.
— Вкусные водоросли, — сказал он.
— Ну, — подумал Ворон. — Это, похоже, более естественный ответ. Он посидел еще на камне, но Лось больше ничего не сказал, продолжая жевать водоросли.
—Ладно, — подумал Ворон, — может, ясюда и вернусь, но пока, скорее всего, стоит продолжить путешествие.
И он улетел повидаться с достопочтенным Бурым Медведем.
Объявив о своем прибытии, он стал ждать у входа в берлогу. В конце концов Бурый Медведь вышел и молча сел перед ним на корточки. Ворон рассказал ему, что, по словам Зайца, Будда Шакьямуни осознал истину взаимозависимого становления, Луговая Собачка говорила, что он осознал основополагающий факт единства, а Лось просто сказал: «Вкусные водоросли».
—А каково ваше мнение, достопочтенный? — спросил Ворон.
Бурый Медведь издал странный звук, и Ворон не мог разобрать, то ли тот засмеялся, то ли зарычал. Наконец, Бурый Медведь заговорил.
—Чего-то по-прежнему не хватает, — сказал он. Ворон любезно подождал, но Медведьхранил молчание.
— Ну, — подумал Ворон, — достопочтенный Бурый Медведь, похоже, кое в чем разбирается. Наверное, стоит остаться здесь и поучиться у него.
Метафора
Когда они познакомились поближе, Ворон восседал на спине у Бурого Медведя, пока тот искал пищу. Однажды, когда они отправлялись в путь, Ворон спросил:
— Вы учите исключительно метафорами?
— Малиновка поет на дубе, а вьюрок поет на земляничном дереве, — ответил ему Бурый Медведь.
— Что эти метафоры означают? — спросил Ворон.
Бурый Медведь повернул голову, посмотрел на Ворона и спросил:
—Жаворонок поет в небесной синеве —о чем еще можно спрашивать.^
—Что это за пение? — спросил Ворон.Бурый Медведь снова вернулся на тропу и прохрипел:
—Сегодня вечером опять побеседуем.
Вера
Однажды утром, после дзадзэна, Ворон спросил Бурого Медведя:
— Важна ли вера в познании?
— Великая вера, — сказал Бурый Медведь.
— Как мне следует управлять ею? — спросил Ворон.
—Раз, два, три, — ответил ему БурыйМедведь.
Нерожденное
Отдыхая под ночным небом вместе с Бурым Медведем, Ворон спросил:
— Что такое нерожденное?
— Ужасное, — ответил Бурый Медведь.
— Это то же, что и пустота? — спросил Ворон.
— Откуда же все это берется? — ответил Бурый Медведь.
Поворотные моменты
Однажды рано утром Ворон и Бурый Медведь занимались дзадзэном, после чего Ворон спросил:
— Почему мы не исследуем поворотные моменты, которые важны сегодня для леса?7
— Задай мне важный вопрос, — сказал Бурый Медведь.
— У охотника на медведей природа Будды? — спросил Ворон.
— My , — прорычал Бурый Медведь.
— Вот тебе и раз, — сказал Ворон, — му — это старое азиатское слово.
—В этом-то и вся трудность, — ответилБурый Медведь.
Характер
Однажды вечером, обсуждая свои личные проблемы, Ворон спросил Бурого Медведя:
— Какова роль характера в познании?
— Я стараюсь держать обещания, — сказал Бурый Медведь.
— Я тоже стараюсь держать обещания, но я легко увлекаюсь, — заметил Ворон.
— Холодный ветер напоминает мне об обещанном, — сказал Бурый Медведь.
Рождение и смерть
Однажды вечером, после чтения сутр, Ворон сказал:
—В общине достопочтенного Зайца насучили, что нам следует быть свободными отрождения и смерти. Я никак не мог понять, какэто.
— Это потому, что это невозможно, — сказал Бурый Медведь.
— Нам ясно дали понять, что возможно, — возразил Ворон.
Бурый Медведь бросился на Ворона, страшно оскалив зубы. Ворон каркнул и взлетел на ближайшую сосну. Бурый Медведь поглядел на него снизу и спросил:
— Что заставило тебя каркнуть? Ворон перелетел чуть пониже и сказал:
— Пусть лучше малиновка объяснит. Бурый Медведь посопел и заметил:
— Так, теперь дело за малиновкой.
—Она так красиво поет, — продолжил Ворон.
—Что случилось с камнями и деревьями? —спросил Бурый Медведь.
Ворон каркнул.
—Куда они подевались? — спросил БурыйМедведь.
Ворон каркнул один раз, потом еще, потом еще один. Бурый Медведь медленно кивнул и показал Ворону зубы.
—У малиновки, похоже, сегодня с утра сильный кашель, — сказал он наконец, а потомони оба долго смеялись.
Тщательный подход
Ворон пришел к берлоге Бурого Медведя и зашел внутрь.
— Мне пора отправляться в путь, — объявил он.
— Что ты скажешь о своей учебе здесь? — спросил Бурый Медведь.
—У Бурого Медведя очень тщательныйподход, — ответил Ворон.
—Постарайся остаться здесь еще на некоторое время, — заметил Бурый Медведь.
Сон
Ворон всей душой воспринял учение Бурого Медведя. Он долго блуждал по земле, по лесам, высокогорным лугам и холодным озерам. В конце концов тонкие перышки у него под клювом начали редеть, и он нашел заброшенное место у Высокой Ели. Ворон устроился там, и начали собираться ученики. В их числе была Ежиха, которая училась у достопочтенного Койота. Среди остальных первых его учеников были Дятел, Тетёрка, Барсук, Филин и Черный Медведь, жившие неподалеку. Они садились в круг на маленькой лужайке под Высокой Елью. Ворон садился с ними и отвечал на их вопросы, а во время настоящих уроков он садился на крайние ветви стоявшего неподалеку дуба — Дуба Собраний, как его стали называть. Груда камней в траве служила алтарем. В один прекрасный день Ворон уселся на свою ветку и сказал присутствующим:
— Мы дети из сна Будды Шакьямуни. Он показывает пальцем в середину нашего круга, и
Царь Богов вставляет в землю травинку там, куда он показал. Наш храм основан, и Будда улыбается . Камни, выступившие из травы на дальнем краю нашего круга, — это его присутствие. Мы совершаем поклоны и читаем сутры вместе с толпами его последователей на протяжении веков. Его благовония наполняют воздух. Его учение позволяет нам остановиться. Остановимся же вместе с ним.
Круг учеников молчал. Наконец Филин воскликнул:
— А вы уверены, что все это вам не снится? Ворон наклонил голову:
— Это действительно мне снится.
Точка опоры
Однажды вечером после дзадзэна Ежиха спросила:
— В процессе познания мы изучаем поворотные моменты. Какова же точка опоры, вокруг которой вращается наше исследование?
— Толстая кишка, — ответил Ворон.
—Так все это физическое? — спросилаЕжиха.
—Все физическое, все ментальное, все нравственное, все духовное, все, относящееся к пустоте, все материальное, — сказал Ворон.
Ежиха задумалась над его словами и наконец спросила:
— Каков же вывод?
— Форель в пруду, лилии на берегу, — ответил Ворон.
Эго
Во время одного из первых собраний у Высокой Ели Барсук спросил Ворона:
— Как мне избавиться от моего эго?
— Оно не так уж сильно, — ответил Ворон.
— Но я жаден, — настаивал Барсук. — Я эгоцентричен и склонен манипулировать окружающими.
— А я что говорю, — сказал Ворон.
Дух познания
Отдыхая вместе с остальными после дзад-зэна Однажды вечером, Филин спросил:
— Каков дух познания?
— Вопрошание, — ответил Ворон. Филин вскинул голову и спросил:
— О чем же мне вопрошать?
— Неплохое начало, — сказал Ворон.
Робкий и правдивый
Одним теплым летним вечером Дятел появился в кругу учеников с гостем.
— Это Крот, — сказал он. — У него есть вопросы о жизни, но он очень робок и боится приходить на собрания. Он хочет удостовериться, что будет здесь в безопасности, — и Дятел бросил взгляд на Барсука и Филина.
— Я и сам хищник. Хорошо, что этот вопрос возник так скоро, — сказал Ворон. Обращаясь к Кроту, он произнес:
— Это священный храм Будды, где все его ученики, откуда бы они ни были, могут чувствовать себя в безопасности. Ты здесь в безопасности. Правильно, Филин? Верно, Барсук?
— Здесь ты в безопасности, — отозвались они.
Казалось, Крот трепещет, однако он все же заговорил:
—Благодарю вас. Признаюсь, мне по-прежнему не по себе, однако вопросы заставляют меня остаться. Забавное положение, правда?
—А что есть такого, что не было бы забавным? — спросил Ворон.
Крот промолчал.
—Как бы то ни было, не хочешь ли ты задать вопрос? — спросил Ворон.
Крот прочистил горло и спросил:
—Следует ли мне всегда говорить правду?Иногда это приносит больше вреда, чем пользы.
—Тогда это не правда, — сказал Ворон.Крот вздохнул и замолчал. Тогда заговорил
Филин. Он спросил:
— Следует ли мне в таких случаях лгать?
— Говори правду, — сказал Ворон.
Сущность природы
Однажды ранним утром Дятел специально прилетел, чтобы встретиться с Вороном, и спросил:
— Я слышал о сущности природы, но не совсем понимаю, что это. Это нечто такое, что может быть уничтожено?
— Вот уж, действительно, излишне заносчивый вопрос, — ответил Ворон.
Дятел взъерошил перья и спросил:
—Вы хотите сказать, что я не должен подвергать эту тему сомнению?
—Ты полагаешь, что она существует, —сказал Ворон.
Будда камней
Однажды ученик йога Рино послал Ворону письмо, где говорилось: «У тебя груда камней представляет Будду. Приезжай ко мне, и ты встретишь живого Будду».
Ворон упомянул об этом в разговоре и сказал: — Если этот парень останется у йога Рино, он сможет понять, что живые Будды попадаются на каждом шагу, а наша груда камней — единственная на свете.
Вдохновение
Ворон уселся на свою ветку и сказал: — Некоторые говорят, что вдохновение нужно искать в своем собственном сердце. В каком-то смысле это верно: необходимо найти место мира и покоя и проводить там свою жизнь.
Верно также, что вдохновение приходит откуда-то извне. Будда взглянул вверх из-под дерева Бодхи и заметил утреннюю звезду. В тот момент он испытал великое осознание. Что же он осознал? В этом-то нам и нужно разобраться.
Будда намекнул на достигнутое им новое понимание, когда сказал: «Теперь я вижу, что все существа — Будды» . Все существа, все сущее, ценны сами по себе и как бы говорят: «Вот я!»
Тетерка что-то пробормотала, и Ворон спросил:
— Тетерка, у тебя вопрос?
— Вот она я, однако я не считаю себя столь уж ценной, — сказала Тетерка.
—Поквохчи, Тетерка, — попросил Ворон.Тетерка поквохтала.
Ворон каркнул.
Карма
Однажды вечером у Высокой Ели впервые появилась Серая Волчица. Представившись, она сказала:
— Удобно ли мне задать вопрос?
— Разумеется. Спрашивай, пожалуйста, — ответил Ворон.
— Благодарю, — сказала Серая Волчица. — Возможно, всем это совершенно очевидно, но я не понимаю, что такое карма. Не могли бы вы объяснить мне?
— Убийство выплывает наружу, — сказал Ворон.
— Некоторые преступления никогда не раскрываются, — сказала Серая Волчица.
— Помоги мне не делать жизнь ложью, — ответил Ворон.
Родство
В тот же вечер впервые пришел Кугуар. После ответа Ворона Серой Волчице он спросил:
—Тогда карма — это просто причина иследствие?
— Родство роднит, — ответил Ворон. Кугуар резко встряхнул головой и сказал:
— Меня это иногда раздражает.
—Вот твой настоящий шанс, — ответилВорон.
Цель познания
Барсук присутствовал на круге лишь время от времени, потому что ему приходилось заботиться о семье. Однажды вечером ему удалось принять участие в дзадзэне и задавать вопросы. Он спросил:
—Какова, в конце концов, цель познания?
—А ты не догадываешься? — спросилВорон в свою очередь.
Барсук поколебался с ответом.
—Я не уверен, — сказал он.
—Сомнения порождают целую ГолубуюПланету, — сказал Ворон.
Цель Бурого Медведя
В тот же вечер Ежиха спросила: — Что имел в виду Бурый Медведь, когда принял на себя роль учителя?
— Хотел, чтобы маленькие девочки вопросы задавали, — ответил Ворон.
— Не обращайся с нами свысока, достопочтенный. Я хочу знать, что имел в виду Бурый Медведь, когда принял на себя роль учителя? — сказала Ежиха.
Ворон наклонил голову:
— Превосходно! Превосходно!
— Это не ответ! — топнула ногой Ежиха.
— А он не имел в виду ответы, — сказал Ворон.
Буддийские термины
Однажды вечером после дзадзэна Дятел спросил:
— Я хотел бы понять основные буддийские термины, но не уверен, поможет ли это в моем познании. Что вы об этом думаете?
— Они помогают нам разобраться в наших обетах, — сказал Ворон.
—Тогда это нечто вроде подходящихсредств? — переспросил Дятел1 .
—Как дождь, — ответил Ворон.
Обслуживание
Кряква довольно долго посещала собрания перед тем, как задать первый вопрос:
— А не зря ли мы все здесь сидим? Ведь Голубая Планета вот-вот отправится к чертям?
— А на еду ты не зря тратишь время?
— А что в ней такого? — спросила Кряква. — Это просто обслуживание себя самой!
—Обслуживание Кряквы, обслуживаниеозера, обслуживание можжевельника, обслуживание оленя, — продолжил Ворон.
БУДДА
Следующим вечером Дятел заговорил. Он сказал:
— Мне бы хотелось снова вернуться к буддистским терминам. Давайте начнем с самого основного. Что есть Будда?
— Не скажу, — ответил Ворон.
—Да ладно вам! — воскликнул Дятел.Ворон каркнул и взлетел на Дуб Собраний.
Иллюзия
В другой раз Дятел спросил: — Что вы можете сказать об иллюзии?
— Кусты можжевельника, — ответил Ворон.
— Каким образом кусты можжевельника являются иллюзией? — продолжил Дятел.
— Он дает мне тень в жаркий полдень, — ответил Ворон.
Дятел задумался на мгновение, а потом спросил:
— Значит, называть вещи — это иллюзия?
— Просто знайте, что дело это рискованное, — ответил Ворон.
Мифология
Ворон привел своих учеников к Оленю-сэн-сею, преподававшему каратэ у Кривой Сосны. Олень прочел небольшую лекцию и показал несколько упражнений, затем на Поляне Основателя они поклонились большому камню в виде Бодхидхармы.
После возвращения домой тем же вечером Ежиха спросила:
— Был ли Бодхидхарма в действительности основателем каратэ?13
— Это зависит от вашей мифологии, — ответил Ворон.
—Какова ваша мифология, достопочтенный? — спросила Ежиха.
—Я преклоняюсь, — ответил Ворон.
Просветление
Однажды, когда все сидели кругом и закусывали, Дятел спросил у Ворона:
— Что такое просветление?
— Я не стану отрицать его, — ответил Ворон.
— А что вы будете утверждать? — спросил Дятел.
— Сдерживание, — ответил Ворон.
— Какое сдерживание? — спросил Дятел.
— А ты? — спросил Ворон. Дятел заколебался.
— Луна с краю небосклона, — сказал Ворон.
Смерть
Крот пришел к Ворону и сказал: — Мы почти не говорили о смерти. Меня не беспокоит, куда я после нее отправлюсь, но я видел, как умирали многие члены моей семьи, и мне интересно, что происходит в момент смерти? Ворон посидел некоторое время в молчании, потом сказал:
— Я раздаю свои пожитки.
Дух святой
Преподобный Журавль пригласил Ворона и его учеников на экуменическую службу, проходящую в Маленькой Церкви в Гроте. После этого община Высокой Ели шумно обсуждала это событие. Следующим вечером Филин спросил:
— Дух святой — это нечто вроде природы Будды?
— Обе идеи схожи, — ответил Ворон.
— Значит, христианство и дзэн-буддизм каким-то образом связаны? — спросил Филин.
— Нет, ничего подобного. Они совершенно различны и четко отделены, — сказал Ворон.
Филин замолчал на мгновение. Потом спросил:
— Чем они различны?
— Их представления об идее различны, — сказал Ворон.
— Чем различаются их представления об идее? — спросил Филин.
— В одной идее — вечная жизнь, а другая истекает до заката солнца, — ответил Ворон.
Нечто особенное
Однажды ближе к вечеру, поедая с остальными личинок, Крот заметил:
— Будда Шакьямуни представлял собой нечто особенное, правда? Я уверен, такого, как он, больше не было.
— Как земляничное дерево, — сказал Ворон.
— Чем земляничное дерево особенное? — спросил Крот.
—Каждым своим листочком, — сказалВорон.
Крот замолчал.
— Как особенность каждого листочка земляничного дерева связана с познанием? — спросила Ежиха.
— Вашим познанием, — ответил Ворон.
Метафизика
Я до сих пор думаю о наших переживаниях в Маленькой Церкви в Гроте. Может ли буддист быть христианином? — спросил в тот вечер Филин.
— Возлюби ближнего, — сказал Ворон.
— Может ли христианин быть буддистом? — спросил Филин.
— Таких множество, — сказал Ворон.
— Не обходите ли вы стороной конфликт в области метафизики? — спросил Филин.
— А какое отношение к этому имеет метафизика? — спросил Ворон.
—Какова ее предпосылка? — спросилФилин.
—Хороший ход, Филин, — сказал Ворон.
Первое лицо единственного числа
Ранним осенним вечером, не объявив о своем прибытии, пришла Росомаха.
— Здравствуй, — сказал Ворон, — я Ворон.
— Достопочтенный встречается с этим существом впервые, — сказала Росомаха.
— Так ли это? Что случилось с первым лицом единственного числа? — спросил Ворон.
— Появилась несамость, — сказала Росомаха.
— Чуть было не обманулся, — сказал Ворон.
Почитание и культ
Как и Филин, я до сих пор думаю о нашем посещении Маленькой Церкви в Гроте. Интересно, чем различаются почитание и культ? — сказал Дятел.
— От одного теплеет в животе, от другого нет, — сказал Ворон.
— А что есть что? — спросил Дятел.
— Не мое дело, — сказал Ворон.
Не говори чепухи
Однажды вечером Ворон взлетел на свою ветку на Дубе Собраний и сказал:
—Я долго работал с достопочтенным Зайцем, и кое-что в его учении тревожило меня. Я неспрашивал об этом, я просто кончил работу иушел. Теперь я считаю, что мог бы помочь намобоим, если бы заговорил об этом раньше. Такчто сейчас я спрошу, не тревожит ли вас что-либо в нашей учебной программе?
Воцарилось долгое молчание. Наконец Индюшка, зашедшая тем вечером в гости, заговорила:
— Мне интересно, — сказала она, — почему в вашей общине мало певчих птиц?
— Возможно, они удовлетворены тем, что вдохновляют нас с верхушек деревьев, — сказал Ворон.
— А как же вдохновляются они? — спросила Индюшка.
— Не говори чепухи, — ответил Ворон.
Новый руководитель диспута
В конце вечернего собрания Ворон объявил: — Дуб Собраний будет председательствовать на встрече завтра вечером.
—Этого я не пропущу, — сказал Дятел.Следующим вечером Ворон занял свое обычное место в круге. Дятел сказал:
— Вы говорили, сегодня вечером беседу поведет Дуб Собраний.
— Я здесь, но я забыл, о чем собирался говорить, — ответил Ворон.
Руководство
Как-то раз Ежиха пришла к Высокой Ели и решила посмотреть, нельзя ли просто пообщаться с Вороном. Ворон совещался с Дятлом, поэтому Ежиха решила держаться подальше, пока Ворон не освободится. Потом она сказала:
— Вы теперь опытный мастер. Есть ли у вас общие правила того, как обучать Пути?
— Не отдавай гнездо, — ответил Ворон.
— Вы говорите так, будто можете только намекать, — заметила Ежиха.
— Нет, я говорю прямо, — сказал Ворон.
— Хорошо, что такое My? — спросила Ежиха.
— Тихий пруд — это аналогия, а не метафора, — ответил Ворон.
—Что же такое метафора? — спросилаЕжиха.
— То, что не чуждо вашему наследству, — ответил Ворон.
— Это, по-моему, сказано совсем не так уж прямо, — сказала Ежиха.
— Хорошо, что такое My? — спросил Ворон.
БE3 ОПТИМИЗМА
Однажды вечером, когда все уже расходились после собрания, Тетёрка казалась печальной, и Ворон окликнул ее:
—Тетерка, как дела?
—Ах, — ответила Тетерка, — даже незнаю. Я подчас теряю всякий оптимизм. Почемумне требуется так много времени, чтобы понятьхоть что-то?
— У каждого на это уходит одно и то же время, — сказал Ворон.
— Некоторые пришли после меня, — сказала Тетёрка, качая головой. — Они задают умные вопросы и в познании, кажется, движутся вперед, а я сижу, сижу и только думаю, что тут происходит.
— Говорят, Будда Шакьямуни до сих пор сидит где-то, пройдя только половину пути, — сказал Ворон.
— Это не внушает оптимизма, — заметила Тетёрка.
— Если подумать, пожалуй, нет, — сказал Ворон.
Вне истории
Барсукснова был занят, заботился о своей семье. Однажды вечером, вернувшись, он спросил:
— Можно ли понять нечто сверх того, как стать лучше?
— Вне истории, — сказал Ворон.
— В пустоте? — переспросил Барсук.
— Там, где струя воды смыла мох, — сказал Ворон.
ТЕМНАЯ СТОРОНА
На следующий день Дятел пришел, когда Ворон прихорашивался после бури, и спросил:
— Как вы думаете, я мог бы стать учителем? Ворон оглядел Дятла:
— В чем темная сторона? — спросил он. Дятел заколебался.
—Я не уверен, существует ли она, — сказал он.
Ворон отвернулся, сказав:
—Тогда как ты можешь быть учителем?
Польза практики
Однажды вечером Тетерка пропустила дзадзэн, но пришла позже, чтобы задать вопрос:
— Говорят, некоторые старые ученики и даже учителя поступают эгоистично, вызывая тем самым раздоры в общине. Так в чем же польза познания?
— Оно приходит, или не приходит, — сказал Ворон.
—А что нужно, чтобы оно пришло? —спросила Тетерка.
—Познание, — ответил Ворон.Тетерка вздохнула и замолчала.Филин спросил:
— Я не понимаю. Если познание не приходит, то как может помочь еще большее усердие?
— Надеюсь, я доживу до этого, — сказал Ворон.
Путь
К Барсуку в общине относились хорошо, и все были рады видеть его. Однажды он смог принять участие в дзадзэн и неформальном обсуждении после него. Крот сказал:
—Я рад, что ты смог прийти сегодня. Я понимаю, как трудно тебе вырваться.
—Благодарю, Крот. Для меня так важнобыть здесь и познавать Путь вместе со всеми, —ответил Барсук.
—Для Пути это тоже много значит, — сказал Ворон.
Барсук уселся с озадаченным видом. Филин заговорил снова и спросил:
— У Пути есть чувства?
— Посмотри на муравьев, — сказал Ворон.
Достопочтенный Ворон
Однажды утром Ежиха пришла к Ворону одна и спросила:
— Что такое достопочтенный Ворон?
— Меня так и тянет поохотиться на новорожденных ягнят, — ответил Ворон.
— Как ты с этим справляешься? — спросила Ежиха.
— Без этого я бы запутался, — сказал Ворон.
Порядок вещей
Ворон взобрался на свою ветку на Дубе Собраний и сказал:
— Проблема в том, что одно приводит к другому.
— Разве не таков порядок вещей? — спросил Филин.
— Не совсем, — ответил Ворон. Филин вскинул голову.
— Вы же только что сказали... — начал он. Ворон закаркал.
БОЛЬ ВО ВРЕМЯ ДЗАДЗЭНА
Однажды утром Черный Медведь пришел повидаться с Вороном и сказал: «У меня постоянно болит под правой лопаткой. Должен ли я заниматься дзадзэном несмотря на это?»
—Пробовал ли ты терпеть это? — спросилВорон.
Черный Медведь ответил:
— Мне только хуже делается.
— Может, тебе следует приподнять свою подушку. Попробуй сидеть на камне, — сказал Ворон.
Черный медведь сказал:
— Это, похоже, не помогает.
— Попробуй медитировать лежа, — сказал Ворон.
Черный Медведь сказал:
— Разве можно выполнять дзадзэн лежа?
— А как еще ты можешь это выполнить? — спросил Ворон.
ДЗАДЗЭН В ЛЕСУ
Несколько дней дул сильный ветер, и община не собиралась. Наконец ветер стих, дождь прекратился, и собрания возобновились. Филину явно хотелось говорить, и остальные отнеслись к его желанию с пониманием.
— Я слышал, — сказал он, — что давным-давно люди могли полностью посвятить себя познанию, и появлялись просветленные мастера. Сегодня все в лесу так заняты и охотой, и сбором урожая, и защитой самих себя, что на дзад-зэн остается очень мало времени. Как же можно надеяться достичь уровня просветления, доступного старым мастерам?
— Они видели цветущую сливу, мы слышим малиновку, — сказал Ворон.
Филин сказал:
—И все же кажется, что у них сам воздухбыл наполнен просветлением. О нас сегодня такого не скажешь.
—Просто малиновка улетела, — сказалВорон.
Общепринятая мораль
Однажды Ежиха пришла встревоженная. Ворон обратился к ней с Высокой Ели:
— Что случилось, Ежиха?
— Я слышала от своих старых друзей, что достопочтенный Койот нарушает даже общепринятую мораль, — сказала Ежиха.
Ворон слетел к ней и сказал:
— Койота так и тянет помолиться над новорожденными ягнятами.
— Вы говорили, вас тоже тянет к этому. Вы не поддаетесь своему влечению до конца? — сказала Ежиха.
— Поддаюсь в этот самый момент, — сказал Ворон.
— Как же, поучая меня, вы одновременно поддаетесь своему желанию есть маленьких ягнят? — спросила Ежиха.
— Воспользуйся желанием, — сказал Ворон.
Сны
Однажды днем, после того как ученики общины Высокой Ели сходили к Низкому Мосту за ягодами, Черный Медведь сказал Ворону:
—Сегодня я в последний раз участвую в наших встречах перед уходом на зимнюю спячку.Я хотел бы задать вопрос. Зимой, когда я сплю,мне часто снятся сны. Видят ли сны учителядзэн?
— Сумбурные, — сказал Ворон. Черный Медведь усмехнулся:
— Мои сны такие же, все там перепутано!
— Не только в наших снах, — сказал Ворон. Черный Медведь спросил:
— Тогда чем же отличаются учителя дзэн? Ворон расправил крылья.
Открылосьполностью
Ежиха пришла к Ворону специально для беседы и сказала:
—Прошлым вечером, когда я укладываласвоего малыша, я вдруг поняла, что все полностью открылось и стало ясным до самого дна.
—А ты? — спросил Ворон.Ежиха промолчала.
Разум
Однажды вечером Филин сказал: — Я слышал, будто разум — это горы, реки и огромная Голубая Планета .
— Правильно, — сказал Ворон.
— И что разум не может быть ни высоким, ни низким, — продолжил Филинь.
— Тоже верно, — сказал Ворон.
— Так что же такое разум? — спросил Филин.
— Шарики, — сказал Ворон.
Страдание
Зима установилась прочно, и частые снежные бури мешали общине собираться. Потом настал не по сезону теплый день, и несколько членов общины собрались на дзадзэн. В то время, когда задавались вопросы, Филин сказал:
—Многие зиму не переживут, и, по-моему,это напоминает нам всем о том, что наше пребывание здесь недолговечно. Я не уверен, в чеммой вопрос, но... — его голос затих.
—Может, и нет вопроса, — сказал Ворон.Крот сказал:
— Мне кажется, есть. В нашем лесу столько страдания. Кто-то умирает и оставляет своих малышей без попечения, кто-то болеет, кого-то убивают и съедают. Как же это сочетается с учением Будды?
— Он был озабочен тем, сколько мук приносят страдания, — сказал Ворон.
— Есть ли страдания без мук? — спросил Крот.
—Ваши — сейчас, — сказал Ворон.Крот промолчал.
—Выходит, по учению Будды нужно простоулыбаться и все терпеть?— спросил Филин.
Ворон запрыгал на месте, выкрикивая:
—Старею! Старею! — и громко каркнул.
Панический страх
Ежиха сказала Ворону: — Неделю назад я обнаружила, что все полностью открылось и стало ясным до самого дна, а прошлой ночью я без всякой причины проснулась в паническом страхе. Что происходит?
—Неделю назад ты осознала, что все ясно иоткрыто до самого дна, а прошлой ночью тыпроснулась в страхе, — сказал Ворон.
Ежиха опустила голову и спросила:
—Что мне делать?
— Среда не просветление, — сказал Ворон. Ежиха задумалась на мгновение и сказала:
— По-моему, среда — это просветление. Ворон наклонил голову:
— Так и есть, так и есть, не ошибись.
— Вы же только что сказали, что нет, — возразила Ежиха.
— Среда — это просветление, потому что в него вовлечены твое тело и разум. Не просветление, потому что ты не сосредоточена на этом, — сказал Ворон.
Восьмеричный путь
Наконец настала весна, и Ворон решил развлечь своего старого учителя, достопочтенного Бурого Медведя, и пригласил его выступить. После лекции Барсук вышел вперед и спросил:
— Как мне избавиться от своих страстей?
— Чем ты будешь без страстей? — спросил Бурый Медведь.
— Наверное, мне следует изменить вопрос. Как мне избавиться от своих привязанностей? — спросил еще раз Барсук.
— Чем ты будешь без привязанностей? — спросил