И сказал Умар ибн Хаттаб: «Поистине я знаю тот день, в который был ниспослан этот аят».
و المكان
«И даже знаю место», в котором был ниспослан этот аят Посланнику Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма).
نزلت على رسول الله (صلى الله عليه السلام)
«Этот аят был ниспослан Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи уа ссалям)»
و نحن بعرفة عشية جمعة".
«В то время, когда мы находились на Арафате вечером пятничного дня».
После этого имам абдуль Гани аль-Макдиси не привел, где приводится этот хадис. Лишь в самом конце книги, на самой последней страничке он указал, что те хадисы, которые он привел в своей книге и не указал откуда они - это хадисы «муттафакъун алейхи», приводятся у Бухари и Муслима. Привел этот хадис абдуль Гани аль Макдиси для того, чтобы указать, что Всевышний Аллах усовершенствовал для нас нашу религию в Коране и достоверной сунне. И для того, чтобы устанавливать Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, нам достасточно Корана и достоверной Сунны. Нам не нужно переходить на иджтихады, къыясы и тому подобное.
فآمنوا بما قال الله – سبحانه – في كتابه
«Праведные предки, а также следующие поколения после них уверовали в то, что Всевышний сказал в своей Книге».
Если Всевышний сказал, что Он Слышащий, мы не говорим: «Нет, Он не Слышащий». Мы говорим: «Да, мы веруем, и говорим, что Он Слышащий».
Если Всевышний говорит: «Рука Аллаха», то мы не говорим: «Нет, у Аллаха нет Руки» или не говорим: «Имеется в виду не Рука, а имеется Милость». Мы говорим: «Всевышний говорит Рука, значит, мы тоже говорим Рука». Мы не пытаемся дать объяснение своим разумом.
و صح عن نبيه
«Уа саха ан-набийи»«и достоверно это пришло от Его Пророка»
و أمرّوه كما ورد من غير تعرض لكيفية
«и эти праведные предки, а также те, которые следовали за ними после них أمرّوه«амирругъу» - читали эти аяты и хадисы такими, какие они есть».
Они не придирались к этим аятам, не изменяли их. Читали их такими, какими они были и говорили так, как было сказано в них. Сказал Аллах то, что Он вознесся над троном, они также говорили «Вознесся над троном». И не говорили «Тут имеется в виду то-то или то-то. А те Имена и Атрибуты, которые пришли в Къуране и Сунне - «амирругъу» (приводили их так, как они пришли); كماورد -«камаууарад» - «так, как они пришли до нас»;
من غير تعرض لكيفية«мингъейри таъаррадун ли кайфия» - «без того, чтобы узнавать "как"».
Что такое «кайфия»? Мы верим в Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, не задаваясь вопросами. «Мингъейри таъаррадун ли кайфия» - без того, чтобы узнавать «как». Мы говорим, что у Всевышнего Аллаха есть два Глаза, так установлено в сунне Пророка (салаллаху алейхи уа ссалям). Тогда уляма, имамы этой уммы говорят: «Мы не говорим «как?». Мы не говорим «какие это Глаза». Это не означает, что у этих глаз нет «кайфийя». Это не значит, что у них нет формы, или образа. Нет, у этих Глаз есть образ, и есть форма. Есть «кайфийа». Они каким-то образом выглядят. Они есть, но какие Они мы не знаем. И мы не спрашиваем, какие Они. Нужно запомнить, что когда имамы этой уммы говорят «би ля кейф» (без того, чтобы спрашивать «как») - это не означает, что у Атрибутов Аллаха нет «кейфия» (Образа). У Всевышнего Аллаха и у Его Атрибутов есть образ, но какой Он - мы не знаем. И мы не спрашиваем, какие Они, эти Глаза; или какие две Руки у Всевышнего Аллаха; и не говорим, какие Стопы у Всевышнего Аллаха; и не говорим, какая Голень и т.д. Мы этого не спрашиваем, не узнаём, не знаем и не можем узнать. Этого узнать невозможно потому, что мы не видели Всевышнего Аллаха. Не видели того, что было бы подобным Всевышнему Аллаху. Никто нам не рассказывал о том, какие именно Они. Просто пришло в Коране, что они есть, и Всевышний Аллаха описан этими Атрибутами. Нельзя говорить, что у Всевышнего Аллаха и Его Атрибутов нет Образа. Это будет неправильно. У Всевышнего Аллаха есть Образ, но какой Он мы не знаем.
Праведные предки или имамы читали эти аяты, не задаваясь вопросом «Как это?», «Какие Они – Глаза?» А также, не допуская убеждения, что это чему-то подобно. Если мы говорим, что у Всевышнего есть Руки, две Руки, то мы не говорим, что эти руки такие же, как руки кого-либо из творений. У муравья есть руки. У слона есть руки. Его передние ноги называются в арабском языке «йад» (руки). У верблюда есть. У человека есть. Если четыре эти творения поставить в ряд, то мы увидим, что их руки сильно отличаются друг от друга. У одних с копытами, другие с сандалиями, третьи вообще без ничего и т.п. Есть четыре руки у четырех творений, все это называется «йад» рука, но все эти руки разные и не схожи друг с другом. Так же и у Всевышнего Аллаха (Субхана уа Тааля). У Него есть Руки, но они не схожи с руками Его творений. Мы верим, что у Всевышнего Аллаха есть Руки, и не спрашиваем, какие Они и не считаем, что эти руки схожи с чем–либо. Мы считаем, что эти Руки ни с чем не схожи, и нет у Них подобия. То же самое и у муравья есть глаза. У паука есть глаза. У нас есть глаза. У слона есть. Но мы не говорим, что они схожи друг с другом. Так же у Всевышнего Аллаха есть Глаза, но Они не такие, как у Его творений и не схожи с глазами Его творений.
Саляфы читали аяты об Атрибутах и не спрашивали, какие это Атрибуты, не считали, что эти Атрибуты схожи с атрибутами творений – это второе, что они делали, когда читали аяты или хадисы относительно Атрибутов Аллаха.
Так же они не считали, что у этих Атрибутов есть полноценная схожесть. Не считали, что эти Атрибуты полностью схожи с какими-то атрибутами. Слова «шаби» (тот у которого есть частичная схожесть) и «митль», а «митль» (тот, который полностью схож с чем-либо). Мы говорим, что у нас и у Всевышнего Аллаха есть «къадрун муштарак» (частичная схожесть). Я живу и Аллах живет, у меня есть глаза и у Аллаха есть Глаза и т.д. В этом заключается «къадрун муштаракъ». Однако дальше эта схожесть перестает существовать. Да, у меня есть глаза, и у Всевышнего есть глаза, но Глаза Всевышнего не такие как у меня. Схожесть только в названиях и смыслах. Название и смысл нам понятны. Но в том, какие они есть огромная разница. У меня глаза такие, какие мне надлежит иметь из слабости моей, а у Всевышнего Аллаха такие, какие надлежат Его Совершенству.
أو تأويل يؤدي إلى التعطيل
«Также они не делали какого-то «таътыля» (переиначивание этих смыслов, которое приводит к «таъуилю» - отмене этих Атрибутов). Под словом «таъуиль» здесь подразумевается «тахриф» (полное изменение Атрибутов Аллаха). Когда ашариты читают аяты: «И две Руки Всевышнего Аллаха распростерты», они говорят: «Нет, нельзя верить в эти аяты так, как они пришли, нужно сделать «тауиль», то есть переиначить этот аят потому, что если мы скажем, что у Аллаха есть две Руки, значит, он схож со своими творениями. А Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему». Поэтому нам приходится изменить этот аят и сказать: «Да, у Аллаха есть руки, а точнее говоря, нет у Аллаха Рук. А под словом Руки имеется в виду Милость, например, или Его Щедрость, или Его Мощь и т.п. Они делают «тауиль» - переиначивают аят, что приводит к отмене этого Атрибута. В итоге отсюда вытекает, что нет у Аллаха Рук, а есть только Милость, Щедрость, Мощь и т.д. А Рук у Аллаха, получается, нет. То есть они сделали «тауиль», который лучше назвать «тахриф» (изменение священных контекстов). Это качество иудеев. Они изменяют священные контексты. Так же муатаззилиты, ашариты и подобные им заблудшие течения изменяют сегодня контексты и называют это «тауиль», то есть тафсир. Разъяснение этого аята на самом деле это не тафсир, а «тахриф». Это изменение священных контекстов, что не позволил нам делать Всевышний Аллах. И они говорят: «Имеются в виду не Руки, а имеется в виду Мощь». Они ссовершили изменение, которое приводит к отмене качества.
Следует запомнить, что человек не делает «тауиль» или «тахриф» кроме как если у него есть убеждение «тамсиль» или «ташбих». Человек не будет изменять явный смысл контекстов, кроме как если у него в голове есть «ташбих» (придавание Всевышнему Аллаху подобие). Он говорит: «Если у Аллаха есть Руки, а у творений тоже есть руки, значит, Аллах подобен этим творениям». Если же мы спросим: «У Аллаха есть Сущность или нет?» Он скажет: «Да». Потому что если он скажет что у Аллаха нет Сущности, то этот человек кафир. Это означает, что нет Самого Всевышнего Аллаха, поэтому все они и джахмиты и муатаззилиты, все они говорят, что у Аллаха есть сущность. Тогда мы говорим: «А у меня есть сущность или нет?» Он скажет: «Да». Мы спросим: «Раз ты признаешь, что у Всевышнего Аллаха есть Сущность и у меня есть сущность, ты что сделал? «Ташбих!» Значит, тебе придется делать изменение хадисов, которые входят под установление того, что у Аллаха есть сущность. Соответственно ты попал в «танаху» (в противоречие самому себе). Одно ты отменяешь. Второе устанавливаешь. Ты либо устанавливай и то и то, либо отменяй и то и то. Если ты установишь и то и другое, то тогда ты станешь саляфитом в отношении Асма уа ас-Сыфат. Если же ты отменишь и то, и другое, то тогда ты станешь человеком неверующим.
«Таъуиль» - это изменение явного внешнего смысла аята, которое приводит к отмене. Отмена, к которой приводят изменения священных аятов, может быть либо полной, либо частичной. Кто-то говорит: «Да, мы говорим, что у Аллаха есть Руки, но это имеется в виду мощь». Это не полная отмена, а частичная. Полная отмена встречается у джахмитов, которые говорят: «Нет у Аллаха Рук». Этот аят вообще неправильный. Поэтому большинство уляма считают, что джахмиты являются неверующими.
و وسعتهم السنة المحمدية
«И достаточно было этим имамам сунны Пророка (салаЛляху алейхи уа ссаляма)». Не лезли они с какими-то къыясами, иджтихадами, своими мнениями.
و الطريقة المرضية
«А также прямого пути»,
و لم يتعدوها إلى البدعة المردية
«И они не переходили с этого прямого пути (или с этой сунны) к нововведению
«аль-мардийа» - к противному, неправильному, мерзкому нововведению
الردية «ар-радия» - которое превращает тебя в мерзкого человека.
فحازوا بذلك الرتبة السنية و المنزلة العلية
«И тем, что они ограничились этим путем, они достигли великого уровня и высокого положения».
Мы разъяснили несколько понятий относительно Асма уа ас-Сыфат, а также установили сразу несколько Имен Всевышнего Аллаха и сказали, что сразу несколько Имен у Всевышнего Аллаха не установлено, и привели на это доводы из хадисов и аятов.
Вопросы к 1 уроку:
1. Как зовут автора книги? Какие другие книги он написал? Какова его краткая биография?
2. Кто автор книги "люм'ат уль-и'тикад" («Блеск убеждений»)? Является ли он также автором книги "аль-иктисаду филь и'тикад" («Достаточность в убеждениях»)?
3. Чьи убеждения более безупречны: автора "люм'а" или автора "аль-иктисад"?
4. Установлены ли в отношении Всевышнего имена "аль-мутафаррид" (единственный), "аль-маусуф" (описанный) и "аль-муназзах" (пречистый)?
5. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-бака" (постоянство, вечность)? Пришло ли в священных контекстах приписывание Аллаху имени "аль-Бакы" (вечный)?
6. Какое значение несет атрибут "аль-'изза" (величие, могущество)?
7. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-кибрия" (высокомерие) и имя "аль-мутакаббир" (высокомерный)?
8. Каких видов бывает направление на прямой путь? Укажи доводы.
9. Какова разница между Именами, Атрибутами, Действиями Всевышнего Аллаха и сообщением о Нем.
10. Кто такие "саляфы"?
11. Установлено ли в отношении Всевышнего имя "аль-фард" (единственный)? Какое имя Всевышнего, похожее смыслом на имя "аль-фард", установлено в достоверных контекстах?
12. Какое значение несет слово "аль-кадим" (древний) в словах автора "Аллах описан Своими древними атрибутами"?
13. Устанавливаются ли Имена Всевышнего из каких-либо кроме Корана и достоверной Сунны источников, таких как ижма' (единогласное мнение) и кыяс (аналогия)?
14. Что значат слова автора "и мы не говорим об образе атрибутов Всевышнего"? Означают ли его слова, что у атрибутов Всевышнего нет образа?
15. Что значат слова автора "Разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию (таъуиль)"?
Ответы на вопросы 1 урока:
1. Абу Мухаммад 'Абдульгани ибн 'Абдульуахид ибн 'Али аль-Макдиси. Автор "аль-Камаль фи Асмаи ррижаль", "'Умдат уль-Ахкам" и др. Родился в Палестине (город Джамма'иль) в 541 год. Практически всю жизнь прожил в Дамаске (Сирия), затем за свои саляфитские убеждения относительно имен и атрибутов Аллаха был выслан в Египет, где и скончался в 600 году.
2. Автор "Люм'а" – Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Ахмад Ибн Кудама аль-Макдиси. Он и автор "Аль-иктисаду филь-и'тикад" две различные личности.
3. Убеждения относительно Имен и Атрибутов Аллаха более безупречны у автора "аль-Иктисад", что касается автора "Люм'а" (Блеск убеждений), то примерно три момента его книги попали под критику тех обладателей знания, которые жили в его время либо позже.
4. Нет, за отсутствием довода. Но эти слова используются при сообщении об Аллахе (аль-ихбару 'ани Ллях).
5. Атрибут "аль-Бака" установлен, однако, имя "аль-Баки" не установлено достоверными контекстами, хоть и пришло в слабом хадисе от Абу Хурейры, в иснаде которого возможность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима.
6. Атрибут "аль-'Изза" объединяет в себе сразу несколько значений: способность противиться и сопротивляться (аль-имтина'), мощь (аль-кууа), одолевание (аль-галяба) и принуждение (аль-кахр).
7. Да.
8. Направление на прямой путь (аль-хидая) бывает двух видов: 1. Хидаятуль иршад (т.е. указание на прямой путь) – этот вид направления не является отличительным свойством лишь Всевышнего Аллаха, но касается также посланников, а также призывающих к религии Аллаха, сказал Аллах: "Воистину, ты указываешь на прямой путь" (42: 52). 2. Хидаяту ттауфик (т.е. превращение неверующего в верующего) – этот вид направления является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха: "Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает". (2: 272), а также: "Воистину, ты не можешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает". (28: 56).
9. Глава об Именах Аллаха наиболее сужена, из каждого Имени берется Атрибут, но не наоборот, что способствует тому, что глава об Атрибутах шире главы об Именах. Глава о Действиях Всевышнего Аллаха еще шире, нежели глава об Атрибутах. А глава сообщения об Аллахе самая широкая из четырех глав.
10. "Саляфы" – это первые три поколения мусульман – сподвижники, их последователи и последователи последователей. Это наилучшие три поколения мусульман, по сообщению самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе от Ибн Мас'уда (Бухари и Муслим): "Лучшее поколение это мое поколение, затем те, кто за ним, затем те, кто за ним". Те же, кто пришли после них и следуют их дорогой, не называются саляфами (саляф), а называются саляфитами (саляфи).
11. Нет, имя "аль-Фард" не установлено достоверным контекстом, указание этого имени приходит в хадисе Джабира ибн 'Абдиллях, но в его иснаде сразу три болезни: 1. Мухаммад ибн Язид ар-Рифа'и – слабый единогласно 2. Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби – лжец. 3. Абу Салих Базам вольноотпущенник Умму Хани – слабый, а его передача от Кальби – уровня сильной слабости. Но в контекстах установлено иное Имя Всевышнего, смысл которого схож с именем аль-фард, а это Имя "аль-Уитр", как это приходит в хадисе Абу Хурейры (Бухари и Муслим).
12. Смысл - вечный, не имеющий начала, которым описывался и описывается Всевышний всегда без начала и конца.
13. Нет, только Кораном и Сунной. Что касается единогласного мнения, то в этом вопросе оно принимается только в том случае, если известен контекст, на котором оно было построено, и его достоверность, для того, чтобы была убежденность, что единогласное мнение неоспоримо. В итоге получается, что основой утверждения Имени или Атрибута является контекст Корана и Сунны. Что касается аналогии, то в вопросах об Именах и Атрибутах она не берется в расчет, даже если это будет аналогия: все качества, которые являются признаком совершенства у людей, Всевышний описывается ими тем более. Такая логика неправильна. И мы не говорим: храбрость – хорошее качество среди людей, значит тем более Всевышний описывается Атрибутом Храбрость или Именем Храбрый.
14. Его слова означают: У Атрибутов Всевышнего есть образы и сущность (кайфия), однако мы не говорим об этих образах и сущностях, так как не имеем об этом знания.
15. Это когда приверженцы заблудших течений делают разъяснение Атрибутов Всевышнего так, что результатом этого становится отмена Атрибута, как если говорят: под Ликом Аллаха имеется в виду не Лик как таковой, а милость, щедрость или Сущность Всевышнего. Подобное разъяснение является ложным. Это и есть разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию. Такое разъяснение на самом деле правильнее назвать искажение (тахриф), нежели разъяснение (тафсир).
Урок.
صفة الاستواء و العلو
Следующая глава называется «Сыфат уль-Истиуа уа льУлю».
Мы говорим, что Всевышний Аллах описывается качеством الاستواء «аль-Истиуа» и качеством العلو «аль-Улю». الاستواء переводится на русский язык, как «вознесение» или «возвышение». العلو переводится как «возвышенность». «Возвышение» - это действие, процесс. العلو - это имя существительное – «возвышенность». Следует отметить, что слово الاستواء в арабском языке имеет три смысла: первый – «Саада» (Возвысился). Перевод примерно один и тот же на арабский язык. Потом «'Аля» («'айн», «лям» «алиф»). «Саада» уа «'Аля», уа «Артафаа» - это три смысла слова الاستواء в арабском языке. То, что под словом الاستواء подразумевается «аль-Аля» (Возвышение) пришло от имама аль-Бухари от Муджахида.
Что касается тафсира «Би 'иртифа» (тоже Возвышение), то это пришло сразу от группы муфассиров.
Некоторые называют и четвертое значение слова الاستواء – «истакъарра» (утвердился). Среди тех, кто считает, что слово الاستواءимеет и четвертое значение «истакъарра» Ибн Каййим. Мы говорим, что Всевышний Аллах «вознесся над Троном». «Вознесся над Троном» значит «вознесся», «возвысился».
Говорит имам абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур ибн Макдиси:
فمن صفات الله تعالى التي وصف بها نفسه
«И из тех Качеств или Атрибутов Всевышнего Аллаха, которыми Он описал Сам Себя»
و نطق بها كتابه
«и говорит Его книга о том, что Всевышний описывается этим Качеством».
و أخبر بها نبيه:
«И об этом сообщил Его Пророк»,
أنه مستو على عرشه
«то, что Всевышний Аллах вознесся над Его Троном (возвысился над троном)»,
كما أخبر عن نفسه
«как об этом сообщил Сам Всевышний Аллах».
فقال عز من قائل: "إِنّ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ"(الأعراف: 54)