Тахкык сделал: Шейх абу Амр абдуль-Карим аль Хаджури.
Лектор: Руслан Абу Ибрахим.
Переписала лекции с аудиоуроков: Умм АбдулЛах.
В этих стенограммах могут быть некоторые грамматически ошибки, а также некоторые ошибки в именах некоторых людей и арабских терминах из-за того, что мы не смогли их расслышать. В основе же от смысла мы не отошли, ин шаа Аллах.
Аудиолекции состояли из 11 уроков. Стенограммы также разделены по урокам.
1 урок.
БисмиЛляхи аР-рахмани аР-рахиим. АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля расулиЛлях.
Сегодня по Милости Аллаха (Субханаху уа Тааля) начинаем изучение (можно сказать) новой науки. До этого мы изучали «таухид аль-улюхия» - единобожие в поклонении Всевышнему Аллаху, право Всевышнего Аллаха на единство в поклонении Ему. Сегодня мы начинаем изучение новой науки – «Асма уа с-Сыфат» (Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха).
Эта наука изучается также отдельно. У нее есть свои матны и своя лестница в матнах. Некоторые из них легкие, некоторые посложнее, а есть и более сложные. Мы начнем с книги, которая называется "Аль-иктисаду филь-и'тикад" - «Достаточность в убеждениях» или «Минимум в убеждениях». Это тот минимум, который необходимо знать относительно Имен Всевышнего Аллаха и Его Атрибутов. Следует упомянуть, что первые два матна, которые изучаются во время изучения Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха («Аль-Иктисад филь и'тикад», а после "Люм'ат уль-и'тикад") не ограничены только Именами и Атрибутами Всевышнего Аллаха. В них также рассматриваются и другие вопросы. Вопросы о сподвижниках, вопросы, касающиеся достоинства Пророка (салаЛлаху алейхи уа салляма), о женах Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа салляма), о том, как необходимо относиться к «ахлю уль-бида» и подобные вопросы. Поэтому мы решили начать именно с этой книги - "Аль-иктисаду филь-и'тикад". Она небольшого размера. Каждый вопрос будет приходить отдельной главой. Мы будем его зачитывать, а после делать свои небольшие «тагъаликаты» (примечания) для того, чтобы книга "Аль-иктисаду филь-и'тикад" была вступительной частью или предисловием к книге "Люм'ат уль-и'тикад", которая идет, как более широкая книга. В ней разбирается большее количество вопросов.
Необходимо отметить, что автора книги "Аль-иктисаду филь-и'тикад" зовут абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль Макдиси. Это имя написано на обложке книги. Будем разбирать книгу, на которую сделал «тахкык» шейх абу Амр абдуль-Карим аль Хаджури, издательство Дуруль Асар (египетское издательство). Есть два Даруль Асар. Одно египетское, другое йеменское. Йеменское отличается тем, что снизу написано Санаа. Когда пишется просто «Даруль Асар», то это египетское издание. Итак, автора записали абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль-Макдиси (или аль-Макдаси, некоторые говорят Макдиси). Это один из великих имамов своего времени.
Родился в 541 году в городе Джаммагъиль. Это на территории современной Палестины. В то время эта местность относилась к Шаму. Детство свое и свою жизнь провел в Дамаске. Дамаск это Сирия (просим Всевышнего Аллаха, чтобы облегчил положение Сирии в том, что там сегодня происходит). Скончался этот имам в Мисре.
Нам известны два ученных под именем Макдаси (если быть более точным, то известно гораздо больше имен, но более известны для начинающих студентов два ученых). Обоих зовут аль-Макдиси. Первый из них - автор «аль-Иктисад филь и’тикад» абу Мухаммад абдуль Гъани ибн Абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль-Макдиси. Он известен тем, что написал "'Умдат уль-Ахкам" - один из первых матнов, который проходят в науке фикха. На нее также есть «тахкык» шейха абу Амра аль-Хаджури. Вторая книга называется «Аль Камаль фи асмаи рРиджаль». Эту книгу мы разобрали на дополнительном уроке после того, как закончили «Байкъуни». Эта книга - «аль-Камаль фи асмаи рРиджаль» стала основой для «Тахиб аль-камаль» (автор Амризи) и для следующих «тахрибов» и «тальхибов» и т.д. Она стала основой относительно биографий передатчиков хадисов.
Умер имам в Мисре в 600-м году.
Нельзя путать этого имама с автором «аль-Мугъни» ибну Куддама аль-Макдиси.
Абу Мухаммад абдуль Гани аль-Макдиси является автором "'Умдат уль-Ахкам", «Аль-Камаль фи асмаиль Рриджаль» и книги «аль-Иктисад филь и’тикад», которую мы начинаем изучать. Ибну Куддама аль-Макдиси является автором книги «аль-Мугъни» (наиболее известное название книги) и книги "Люм'ат уль-и'тикад". Автор "Аль-иктисаду филь-и'тикад" абдуль Гани аль-Макдиси был шейхом автора «аль-Мугъни» ибну Куддама аль-Макдиси, хотя они были примерно одинакового возраста. Автор книги «аль-Иктисад филь и’тикад» и "'Умдат уль-Ахкам" и есть этот абдуль Гани аль-Макдиси. Его акъыда в «Асма уа ас-Сыфат» и в других вопросах была безошибочнее акъыды ибну Куддама аль-Макдиси. В книге ибну Куддама аль-Макдиси "Люм'ат уль-и'тикад" есть некоторые моменты, которые попали под критику обладателей знания (а именно, три выражения, которые он употребил в книге). Что касается книги "Аль-иктисаду филь-и'тикад", то в ней нет моментов, которые бы попали под критику. Поэтому говорят обычно, что Абдуль Гани аль-Макдиси шейх ибну Куддама аль-Макдиси безошибочнее, «чище» в вопросах идеологии.
Чтобы вы не путались можно сказать, что этот имам абдуль Гани аль-Макдиси был саляфи. Был на саляфийской акъыде. Когда он преподавал фикх и другие науки, у него не было никаких проблем в Дамаске. После того, как он начал разговаривать относительно Асма уа ас-Сыфат и выявлять свою идеологию в вопросах Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха, он попал под большую критику. В это время у власти были му’тазилиты, ашариты и тому подобные заблудшие течения, большее заблуждение которых заключается в Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха. После того, как абдуль Гани аль-Макдиси, автор нашей книги, начал выявлять свои убеждения относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха, его вызвали к правителю их территории (к правителю Сирии). Ему устроили допрос перед правителем. Собрались все муфтии, все главы му’атазилитов, ашаритов и т.д., и провели над ним суд. Они вынесли ему смертельный приговор (приговорили его к смерти за те убеждения, которые он носил). После этого некоторые из обладающих влиянием заступились за этого имама, и дело закончилось тем, что его просто выслали из Сирии. Он переехал в Миср и жил там, пока не скончался в 600-м году.
В Мисре он продолжал отстаивать свои убеждения (саляфитские убеждения) относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха. Он даже написал вот эту книгу "Аль-иктисаду филь-и'тикад". Этот имам пострадал за свою саляфитскую идеологию относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха. Всевышний сохранил для нас его книгу, которую мы будем, ин шаа Аллах, изучать. Последним, что нужно отметить, приступая к изучению этой книги, является то, что ею пользовался и взял из нее пользу шейх уль ислямия ибн Теймийя, когда написал «Акъыда аль Уасатыйа». Некоторый материал он взял именно из этой книги - из книги абдуль Гани аль-Макдиси. Также Сыддык Хасан Хан аль Къаннуджи (автор книги «Къатху Ссамар») воспользовался трудом имама абдуль Гани аль-Макдиси. На нее также есть «тахкъыкъ» шейха абу Амра аль-Хаджури.
Говорит абу Мухаммад абдуль Гъани ибн абдуль-Вахид ибн Гъали ибн Сурур аль-Макдиси:
بسم الله الرحمن الرحيم