Раздел 11. Решение проблем тех, кто отправляется к могилам, не означает того, что отправляться к ним разрешено.
Знай, брат мой, что многие из тех, кто отправляется в путь для посещения могил праведников, утверждают, что именно у этих могил они излечиваются от болезней, узнают местонахождение пропавших людей и предметов, видят там чудеса, слышат необычные голоса. Они утверждают, что тот, кто не проявит должного почтения к умершему праведнику или тем более унизит его, того непременно постигнет горе, беда или несчастье. Посетители этих мест рассказывают различные чудеса, которые они видели при посещении их. Они рассказывают о том, как такого-то ударила молния, или померли все члены его семьи, или он заболел тяжелой, неизлечимой болезнью, после того, как посмеялся над почитателями могил или их действиями. Все это еще более усиливает убежденность почитателей могил в своей правоте и их привязанность к этим местам.
Вот некоторые выдержки из интернета, говорящие об этом:
«Знакомый поведал о том, что его родственник привез сюда жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно; оказавшись у источника, она неожиданно встала и твердо зашагала, к радости обоих!».
А также: «Источник несколько раз засыпал бульдозер, но он вновь и вновь выбивался из земли. Пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Все пчелы вскоре поумирали...».
Подобными же утверждениями переполнены книги суфиев. Например, в книге «аль-Басаир» с. 42, говоря о гробнице Мусы аль-Казыма в Багдаде, автор утверждает: «Гробница Мусы аль-Казыма является проверенным местом, в котором Всевышний Аллах отвечает на мольбы». Также, в книге «Табакат уль-аулия» с. 281, говоря о могиле Ма’руфа аль-Курхи, автор утверждает: «Его могила хорошо выделена и известна. Люди ездят к ней для снискания благодати. Жители же Багдада просят посредством этой могилы дождя у Всевышнего, говоря, что Всевышний Аллах не отказывает им в этих их просьбах. Они утверждают: «Могила аль-Курхи известна тем, что решает проблемы страждущих».
Однако, здесь необходимо понять, что все это не оправдывает действий почитателей могил и не говорит о разрешенности этих действий. Разъяснить это можно в нескольких пунктах:
1. Большинство этих историй и рассказов является выдумкой и ложью, не имеющей основы в действительности. Чаще всего эти сказки передаются от неизвестных людей, или же лжецов и проходимцев. Те, кому выгодны многочисленные собрания людей в подобных местах, распространяют на просторах интернета и других СМИ подобные небылицы.
Один из имамов ханафитского мазхаба Шукри аль-Алюси сказал: «Подобные сказки выдумывают те, кто не обладает знаниями и является слабым верой. Или же эти истории передаются от неизвестных людей. Что же касается нас, то если бы даже эти истории передавались от имени пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то мы не приняли бы их, не удостоверившись в достоверности цепочки передатчиков. А что же сказать о том, что передается от кого-либо иного?!» [«Фатх уль-Маннан» с. 372-373.].
Все ученые единогласны в том, что подобные истории, сказки и сны не являются доводом на разрешенность того, запрет чего обговорен в священных контекстах.
Сказал один из имамов ханафитского мазхаба, Махмуд Шукри аль-Алюси (1342 г/х): «Шариатские постановления и религиозные поклонения устанавливаются только лишь Книгой Аллаха, Сунной Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и единогласным мнением имамов Сунны (иджма’). И это путь первых поколений этой общины. Поэтому не разрешается утверждение шариатского постановления, исходя из чего-либо, кроме этих трех источников…что же касается утверждения законности каких-либо поклонений посредством таких сказок и историй, то это путь иудеев, христиан и им подобных». [«Гаят уль-Амани» 2/274-275 (изд. «Дар ихья ис-Сунна»).]
2. Стоит отметить, что в некоторых случаях около могил праведников действительно происходят необычные явления. Объяснением этому служит то, что подобные действия совершают джинны, представая перед посетителем могил в различных образах, в том числе в образе этого праведника, или обращаясь к нему, или указывая на место потерянных вещей, или подсказывая способ излечения от определенных болезней. Все это джинны делают для того, чтобы ввести почитателей могил в еще большее заблуждение.
Сказал Аллах: "К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем».(43: 36-37).
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Одной из самых великих причин заблуждения многобожников является то, что они видят и слышат рядом со своими идолами. Некоторые слышат около идолов голоса, которые подсказывают место нахождения потерянной вещи или способ решения какой-либо проблемы. Кто-то из почитателей могил видит, как перед ним раскрывается могила и из нее выходит образ старца, который обнимает его или принимается разговаривать с ним. Этот же могилопоклонник считает, что этот образ является никем иным, как умершим пророком или праведником. Но, на самом деле, могила не раскрывалась, но это всего лишь дьявол создает иллюзию раскрытия могилы». [«аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 140.]
Сказал один из имамов ханафитского мазхаба, имам аль-Хужанди: «Иногда дьявол предстает в образе умершего праведника. Он начинает разговаривать с могилопоклонником, подсказывает ему способ решения его бед и указывает ему на некоторые скрытые вещи. Что же касается этого могилопоклонника, то он обманывается этим и впадает в еще большее заблуждение». [«Хукму Ллахи аль-Уахид ас-Самад» с. 19.]
Я же могу добавить от себя еще одну из таких историй. В одной из деревушек Йемена имеется источник, который люди считают священным. Они взяли себе такие убеждения, потому что заметили, что тот, кто искупается в воде этого источника, тут же излечивается от различных кожных заболеваний. Все бы ничего, но загвоздка в том, что излечение наступает только в том случае, если купаться в воде этого источника именно в понедельник и только после утреннего намаза. Естественно, после того, как жители этой деревушки заметили это явление, уже никто из обладателей знания не может переубедить их в том, что все это не что иное, как проделки джиннов и колдунов. Дело в том, что джинны или же колдуны, своим колдовством насылают на людей этой местности порчу, болезни и т.п. Но после того, как человек идет к этому источнику, они ослабляют или аннулируют действие своей порчи, в результате чего, различные кожные аномалии исчезают с тела человека. Этот же простой житель деревушки берет себе убеждение в том, что излечение он получил именно потому, что искупался в этой воде, хотя вода этого источника, на самом деле, ничем не отличается от вод других источников. Примерно то же самое нередко происходит на могилах. Это не означает, что колдуны или джинны способны приносить вред или удалять его без видимых на это причин. Но это подобно тому, как любой из людей может принести вред другому человеку в рамках своих физических возможностей.
3. Иногда Всевышний Аллах отвечает на мольбы этого могилопоклонника, по причине того, что он обращается к Аллаху у этой могилы с искренней мольбой. Особенно часто это происходит тогда, когда просящий находится в тяжелом положении.
Сказал Аллах: "Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли божество вместе с Аллахом? Как же мало вы поминаете назидание!».(27: 62).
Это потому что Всевышний Аллах отвечает даже на мольбы неверующих, когда те взывают к Аллаху искренней мольбой, находясь в безвыходном положении.
Сказал Аллах: «Он – Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!» Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле безо всякого права на то. О люди! Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это – преходящее наслаждение мирской жизнью. Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали».(10: 22-23).
А что касается этого несчастного, то после этого, он еще сильнее укрепляется в своем убеждении о том, что его мольбе был дан ответ, только потому, что он молил Аллаха у могилы этого праведника.
4. И последнее из того, что необходимо отметить в этом разделе, это то, что не все пути, которые приводят к решению проблем и устранению несчастий, разрешены в шариате. То, что то или иное действие приводит к благу или устраняет вред, недостаточно для объявления этого действия разрешенным. Иными словами: «достижение цели каким-либо средством, не делает это средство разрешенным». В пример здесь можно привести следующее:
Никто из людей не сомневается, что торговля спиртным, наркотиками, свининой, ростовщичество, грабеж, воровство – все это является средством для того, чтобы стать богатым. Однако, кто посмеет заявить, что что-либо из перечисленного является разрешенным в шариате?! Точно так же, как взятки, подкупы и лжесвидетельства являются средствами для незаконного приобретения каких-либо прав. Но кто может сказать, что Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует)разрешили что-либо из вышеуказанного?! Исходя из этого, даже если почитатели могил заявляют, что их мольбы получают ответ у могил и их проблемы решаются, это не говорит о разрешенности собраний в местах захоронений и совершения в этих местах различных видов поклонения.
Сказал шейх уль-Ислам: «То, что посредством некоторых действий человек получает определенную пользу, еще не говорит о разрешенности этих действий» [«Мажму’уль-Фатауа» 1/264-265.]
Завершить же раздел можно словами великого имама этой общины – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) а ибн уль-Амира ас-Сан’ани, который, приведя слова одного из могилопоклонников о том, что люди часто извлекают бытовую пользу от посещения могил и совершения там различных видов поклонения, сказал: "Также и идолы! Люди видят около них то, что больше этого. Они слышат голос изнутри этого идола, а также сообщение о некотором из того, что скрывает человек в своей душе. Поэтому, если то, что ты сказал, является доводом на истинность могилопоклонничества, то пусть это будет доводом и в пользу идолопоклонничества также!
Твои слова - это разрушение Ислама и укрепление фундамента идолопоклонничества» [«Татхир уль-и’тикад» с. 86 (изд. «Мактабат уль-имам аль-Уади’и»).].