Раздел 9. Позволяется ли отправляться в путь для посещения могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?
Тем, кто находится в Медине, посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является желательным. Также желательным является посещение его могилы иноземцам, которые приехали посетить мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Отправляться же в путь для посещения мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует) разрешено без разногласий, так как это одна из трех мечетей, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) исключил из общего запрета.
Что же касается совершения пути для того, чтобы посетить саму могилу пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является узаконенным, на чем сошлось подавляющее большинство имамов этой общины. [См. «ар-Радду ‘аля аль-Ахнаи» с. 29-30.]
Что же касается тех, кто разрешает это, то в довод они приводят слабые или ложные хадисы, или же слабые и ложные сообщения от сподвижников, а также очень странное, своеобразное понимание некоторых аятов и достоверных хадисов. Здесь же ограничимся приведением некоторых из этих аятов, хадисов и сообщений.
1. «Для того, кто посетит мою могилу, мое заступничество за него станет обязательным».
Ответ:
1.Этот хадис является одним самым сильных их хадисов с точки зрения достоверности. Несмотря на это, этот хадис относится к категории «отвергаемых» («мункар»). В его иснаде передатчик по имени Муса ибн Хиляль, хадисы которого отвергаются. [См. «Талхыс уль-Хабир» 2/266; «аль-Макасид уль-Хасана» № 425.]
Даже если бы этот хадис был достоверным, в нем нет указания на узаконенность отправляться в дорогу к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
2. «Кто придет ко мне, только для того, чтобы навестить меня, заступничество за него в Судный День станет моим долгом».
Ответ:
Этот хадис является слабым, в его иснаде Масляма ибн Салим – слабый передатчик. [См. «ас-Сарим уль-Мунки» с. 49.]. И даже если бы этот хадис был достоверным, в нем также нет указания на узаконенность отправляться в путь к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
3. «Тот, кто совершит Хадж и навестит меня после моей смерти, тот подобен тому, кто навестил меня при жизни».
Ответ:
Этот хадис является очень слабым, так как в его иснаде Хафс ибн Сулейман аль-Кари – слабый передатчик, более того, он был обвинен во лжи. [См. «Асна уль-Маталиб» № 1378; «Талхыс уль-Хабир» 2/266.]
4. «Кто совершит Хадж и не навестит меня, тот обидел меня».
Ответ:
Этот хадис ложный, выдуманный, который вообще не имеет цепочки передатчиков. [См. «Кашф уль-Хафа» № 2460; «аль-Макасид уль-Хасана» № 1178.]. К тому же, этот ложный хадис противоречит единогласному мнению всех мусульман, так как нанесение обиды пророку (да благословит его Аллах и приветствует) является одним из тягчайших грехов, но мусульмане сошлись во мнении, что посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не является обязательным, исходя из чего, придется сделать вывод, что мусульмане сошлись на мнении о том, что они не считают запретным нанесение обиды пророку (да благословит его Аллах и приветствует) [«аль-Фатауа» 27/25.].
В общей же сложности суфии приводят около четырнадцати (14) подобных хадисов. Те же, которые мы привели, являются наиболее сильными из них в смысле достоверности. Что же тогда сказать о достоверности остальных?!
Что касается сообщений от сподвижников, то приведем здесь некоторые из них.
1. «Биляль ибн Рабах (муаззин пророка (да благословит его Аллах и приветствует)) приехал в Медину из Шама только для того, чтобы навестить могилу пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Ответ:
В иснаде этого сообщения неизвестный передатчик по имени Ибрахим ибн Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ибн Сулейман. Поэтому Хафиз ибн Хаджар сказал: «Ложность этой истории очевидна». [«Лисан уль-Мизан» 1/107.]
2. История о том, что ‘Умар ибн ‘Абдульазиз отправил гонца из Шама в Медину и сказал ему: «Поприветствуй от меня посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Ответ:
В иснаде этого сообщения сразу несколько неизвестных передатчиков, поэтому это сообщение очень слабое. [См. «Сарим уль-Мунки» с. 244.] Более того, это сообщение никоим образом не указывает на узаконенность того, чтобы отправляться в путь только для посещения могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это потому что в этом сообщении не говорится о том, что правитель послал гонца только для того, чтобы поприветствовать от его имени пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
3. «Когда ‘Умар ибн уль-Хаттаб уезжал из Шама в Медину, он сказал Ка’бу аль-Ахбар: «Не хочешь ли ты поехать со мной в Медину, чтобы навестить могилу пророка? На что Ка’б ответил: «Да, о повелитель правоверных! Я часто так делаю».
Ответ:
Это сообщение ложное и выдуманное. [См. «Сарим уль-Мунки» с. 247.]
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Все хадисы, приводимые относительно посещения могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), являются слабыми, по единогласному мнению ученых-мухаддисов. Более того, эти хадисы ложные и не приводит их ни один из авторов известных сборников хадисов. Никто из имамов не использовал эти хадисы в довод, более того, имам Малик – имам Медины, не любил когда кто-либо говорил: «Я посетил могилу пророка [Эти слова имама Малика можно найти в книге «аль-Кира» с. 629, автором которой является имам Мухиббуддин ат-Табари.]». [«ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи» с. 189.]
После того, как мы привели хадисы и сообщения, нам остается привести лишь их на редкость интересное толкование аята.
Сказал Аллах: "Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, и если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным».(4: 64).
Из этого аята могилопоклонники делают вывод о том, что желательным является идти к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и просить за себя прощения. Более того, свое понимание этого аята они еще и подкрепляют ложной историей о том, что якобы какой-то бедуин прочитал этот аят, после чего отправился к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует), попросил рядом с ней прощения у Аллаха, после чего один из его знакомых увидел во сне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал ему: «Иди и обрадуй этого бедуина прощением».
Ответ:
1. Ни от одного из сподвижников или их последователей не передается достоверных сообщений о том, чтобы они ходили просить прощения у Аллаха к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А ведь они лучше остальных понимали смысл Корана.
2. В приведенном аяте сказано: «если бы Посланник попросил прощения за них». Откуда же тебе знать, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил за тебя прощения?! Более того, достоверно известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не слышит в своей могиле и не знает, что происходит в этом мире. Это потому, что он уже умер и живет теперь иной жизнью, сущность которой неизвестна.
Доводом тому то, что в Судный День люди придут к водоему пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но ангелы начнут отгонять от него многих из них, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изъявит свое удивление. Тогда ангелы скажут ему: «Ты не знаешь, что они ввели после тебя». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)скажет: «И тогда я скажу то же, что сказал праведный раб (т.е. ‘Иса ибн Марьям): «Я был свидетелем о них, пока находился среди них, когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними». И тогда мне скажут: «Они не переставали отходить от твоей религии с тех пор, как ты покинул их». (Хадис достоверный; Бухари 3349; Муслим 7201; Ахмад 2096; со слов Ибн ‘Аббаса).
Поэтому становится ясно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), хоть и живет в своей могиле самой совершенной жизнью, какой только может жить человек, но, несмотря на это, он не знает того, что происходит в этой жизни, а сущность его жизни неизвестна.
А что касается хадиса: «Кто попросит на меня благословения у моей могилы, я услышу его, а кто попросит его на меня вдали от моей могилы, то мне его передадут», то этот хадис является ложным, так как в его иснаде Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ибн Маруан ас-Судди – лжец.
1. Также, на ложность данного понимания этого аята указывает и то, что если каждый грешник начнет ходить к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для того, чтобы попросить рядом с ней прощения, то его могила превратится в место постоянных собраний, что и запретил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому одной из причин, запрещающих совершение поездки для посещения могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является то, что эти поездки непременно приведут к постоянным собраниям у могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что является запретным, исходя из слов самого же пророка (да благословит его Аллах и приветствует).