Раздел 8. Позволяется ли посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?
1. Что касается посещения могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) без отправления для этого в путь, то это узаконено подобно тому, как узаконено посещение любых других могил.
2. Более того, среди ученых нет разногласий, что посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) без отправления к ней в путь является Сунной. [«ад-Дин уль-Халис» Мухаммад Сыддык Хасан 3/588.]
3. Но, вместе с этим, посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не является обязательным, по единогласному мнению всех мусульман [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/26.].
4. Что касается того, каким образом происходит посещение его могилы, то тому, кто ее посетит, необходимо начать с совершения намаза приветствия мечети (тахият уль-масжид). Затем необходимо подойти к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует), повернуться к ней лицом, после чего негромким голосом сказать: «Ас-саляму ‘алейка йа расуля Ллах» («Мир тебе, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»). Также, к приветствию можно добавить благословение. [«Мажму’ат расаиль иль-кубра» 2/407.]
А вот как описывает этот процесс один из ученых ханафитского мазхаба, шейх ‘Абдуррахман ибн Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) аль-ханафи Дамаад Афанди (1078 г/х) в своей книге «Мажма’ уль-Анхар фи шарх Мультак аль-Абхар» (1/313): «После того, как человек совершит намаз приветствия мечети, он подходит к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует), встает у его изголовья, направившись к Кыйбле, приближается к могиле на три-четыре локтя, не приближаясь ближе этого, и не кладет свою руку на стену могилы…».
5. Передал Кады ‘Ияд от имама Малика, что он сказал: «Я не считаю правильным останавливаться у могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для мольбы, но необходимо поприветствовать пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сразу уходить». [«аш-Шифа» Кады ‘Ияд 2/85.]
6. Также узаконено поприветствовать Абу Бакра и ‘Умара ибн уль-Хаттаба, могилы которых находятся рядом с могилой пророка [«аш-Шифа» 2/86.].
7. Имам Малик также сказал: «Не является необходимым для жителей Медины подходить к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при входе в мечеть и выходе из нее. Это можно делать только приезжим». [«аш-Шифа» 2/88.]
8. Однажды имаму Малику сказали: «Но ведь жители Медины подходят к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по несколько раз в день, в то время как они не из тех, кто вернулся с пути или собирается в путь. Особенно часто подобное происходит в пятницу, когда люди встают у его могилы один или два раза в день, приветствуют пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего долго молят Аллаха». На что имам Малик ответил: «Я не слышал о дозволенности этого ни от кого из прежних ученых этого города, поэтому оставление этого лучше, и не исправится конец этой общины, кроме как тем же, чем исправилось начало ее. И не дошло до меня от сподвижников того, чтобы они делали такое, и это является нежелательным, кроме как тем, кто прибыл с пути или собирается в дорогу». [«аш-Шифа» 2/88.]
9. Если же человек хочет сделать ду’а (мольбу) за себя, то делает ее в мечети, направившись к Кыйбле, а не у могилы - так упоминается от сподвижников. И ни от одного из них не передается, чтобы кто-то из них делал ду’а за себя у могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), более того, ни один из них не задерживался у могилы надолго, делая ду’а за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не говоря уже о ду’а за себя.
Почему же имамы всех мазхабов ставили такие условия и устанавливали такие ограничения?! Что плохого в том, что из любви к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), люди будут многократно подходить к его могиле, приветствовать его и просить за него благословение?! И почему этого не делали сподвижники и почти полностью оставили посещение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?! Неужели они не любили пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не почитали его?! Так сегодня говорят суфии. Они утверждают, что мы не любим пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не любим предков и т.д.
На самом же деле, сподвижники больше остальных любили пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и почитали его. А оставили они многократное посещение его могилы, подчиняясь его же словам: «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний, но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были». (Хадис хороший; Ахмад 8790; Абу Дауд 2042).
Ведь если каждый любящий пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мусульманин начнет постоянно ходить к могиле пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы поприветствовать его и попросить на него благословения, это непременно приведет к тому, что его могила превратится в место постоянных собраний!
История, которая произошла с правнуком пророка (да благословит его Аллах и приветствует), разъясняет смысл слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний». Однажды, Хасан ибн аль-Хасан ибн ‘Али заметил одного человека, который все время старается делать ду’а рядом с могилой пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего сказал ему: «О, такой-то! Почему я все время вижу тебя у могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?» Тот ответил: «Я поприветствовал пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Тогда Хасан сказал ему: «Поистине, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превращайте мою могилу в место периодических собраний, но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были». Поэтому ты и тот, кто в Андалусе в этом отношении равны». (Сообщение достоверно из-за подкрепляющих его цепочек; Са‘ид ибн Мансур в утерянной на данный момент части своего «Сунана», как об этом сказано в «аль-Иктида» 2/656 и в «ас-Сарим аль-Мунки» с. 161; также Исма’иль аль-Кады в «Фадлю ссаля ‘аля ннаби» № 30; ‘Абдурраззак 6726; Ибн Аби Шейба 2/375).
В одном из риваятов: «...поистине, ваши приветствия дойдут до меня, где бы вы ни были».
(Сообщение достоверно из-за подкрепляющих его цепочек;Дыя аль-Макдиси в «аль-Мухтара» № 428; Ибн Аби Шейба 2/375; Абу Я’ля № 469; Исма’иль аль-Кады в «Фадлю ссаля ‘аля ннаби» № 20).
Таким образом, стремление приветствовать пророка (да благословит его Аллах и приветствует), постоянно подходя к его могиле, уже является превращением ее в место постоянных собраний. А что сказать о том, кто подходит к могиле, чтобы совершить около нее ду’а, что вообще не является узаконенным?!
Но что же тогда делать тому, сердце которого переполнено любовью к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и он хочет чем-либо облагодетельствовать его?! Ответ на это пришел в вышеупомянутом хадисе: «но просите на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня, где бы вы ни были».
Это означает, что если мы просим благословения на пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оно доходит до него, где бы мы ни были, и поэтому нет нужды приближаться к его могиле.
Также, Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться, поистине, силен гнев Аллаха на тех, кто превратил могилы своих пророков в места поклонения». (Хадис хороший; Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/317 и др.).
Эти хадисы указывают на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не хотел, чтобы около его могилы собирались люди, не говоря уже о том, чтобы они совершали у нее что-то из видов поклонения, как, например, ду’а.
Также этот последний хадис является явным доводом на то, что даже могила пророка (да благословит его Аллах и приветствует) может стать идолом, которому будут поклоняться, не говоря уже об остальных могилах. Что же касается могилопоклонников, то во многих своих книгах они утверждают то, что могила не может быть идолом. Так кому же нам поверить – пророку (да благословит его Аллах и приветствует) или им?!
Что же теперь скажут представители суфийских тарикатов, которые утверждают, что любят пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но, вместе с этим, делают то, чего он не любил и не хотел?!