Можно ли отправляться в путь для посещения могил.
https://youtu.be/1AjZqT-whWM
Вопрос: Можно ли отправляться в путь для посещения могил? Прошлые вопросы касались отправляться в путь для посещения мечетей, мы сказали: «что нельзя отправляться в путь для посещения мечети, кроме как трех мечетей», теперь вопрос: а для посещения могил других населенных пунктах можно ли отправляться в путь или нет?
Ответ:
Сказал ибн Абдуль Хади в своей книге «Ас Сарим аль Мунки»: «Шейхуль-ислам ибн Таймийя упомянул относительно этого вопроса два мнения ученых:
Первое мнение о том что это является разрешенным как говорят об этом некоторые приверженцы имама аш-Шафии, а так же имама Ахмада.
Второе мнение в этом вопросе то что это является запретом (т.е. отправляться в путь для посещения могил является запретным). Как об этом заявил имам даруль хиджра имама Малик и от других имамов этой общины не передается противоречие в этом вопросе и этого мнения придержалась целая группа приверженцев имама аш-Шафии, а так же имама Ахмада.
И шейхуль-ислам ибн Таймийя указал на то что правильным мнением в этом вопросе является мнение второе о том что запрещено отправляться в другой населенный пункт для посещения могил и привел в довод за это свое мнение известный хадис который является достоверным единогласно со слов Абу Хурейра Радъия Аллаху ‘анху, (а так же со слов Абу Са‘ида аль-Худри этот хадис так же является приведенным у Бухари и Муслима) о том что Пророк саля Ллаху ‘алайхи ва салям сказал: «Нельзя отправляться в путь кроме как трем мечетям: это моя мечеть (т.е. мечеть Пророка в Медине), так же мечеть запретная (т.е. в Мекке) и мечеть аль-Акса»». (Конец слов ибн Абдуль Хади).
Как берется из этого хадиса запретность отправляться к могилам в другой населенный пункт? Ответ: то что если запрещено отправляться для совершения поклонения даже к мечетям кроме как к трем мечетям, тем более запрещено отправляться для совершения такого поклонения к могилам ясно или нет поэтому отправляться в иной населенный пункт т.е. не в тот пункт в котором человек живёт а из пункта А в пункт Б, для того что посетить могилы постороннего населенного пункта является запретным и в доводов на этот вопрос на самом деле гораздо больше, т.е. этот (хадис о трех мечетях) лишь один из доводов, и то этот довод является косвенным, и есть относительно этого прямые и некоторые из этих доводов разбирались нами в книге о Булгаре о том что это дело является запретным.
[Примечание редактора стенограммы]:
В виду важности затронутой темы решил в примечании выставить всю главу из книги упомянутой Русланом.
Глава 14. Совершение поездок с целью поклонения к определенным местам, которые не выделены для поклонения в шариате.
Вот некоторые выдержки из интернета, касающиеся данного вопроса:
«В наши дни около 20 тысяч человек ежегодно посещают этот источник, история которого насчитывает не менее тысячи лет».
«Мусульмане отправляются в столицу средневекового государства Волжская Булгария. Торжества приурочены к годовщине официального принятия Ислама волжскими булгарами в 922 г. На праздник в Казань мусульмане едут в пятый раз. Сегодня утром автобус с паломниками отправился в путь».
«Паломничество - хождение верующих к святым местам на поклонение».
«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков. Здесь 12 июня 922 года был официально принят Ислам. Но в это время на территории Булгарии уже работали мечети и медресе. Здесь похоронены сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует)Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) а (да благословит его Аллах и приветствует), мир Ему. Здесь так же могилы святых людей, которые похоронены возле малого минарета. Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и за рубежа делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых».
Вопрос совершения поездок к определенным местам (места захоронений, гробницы, мавзолеи, мечети), для того, чтобы совершать поклонение Аллаху в этих местах, основывается на убеждении людей о том, что эти места обладают большей благодатью, чем места их проживания.
Именно это означают их слова:«Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и за рубежа, делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых». То есть тот человек, который едет в Булгар с конца России для того, чтобы покаяться там перед Аллахом, непременно считает, что Всевышний Аллах принимает покаяние в Булгаре лучше, чем если бы он делал то же покаяние в своей мечети в своем конце России.
Некоторые же из участников поездок в Булгар, не имеют таких убеждений, но проделывают путь к этим местам, потому что считают своим долгом посетить могилы своих предков и навестить их. Именно это понимается из их слов:«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков».
Здесь возникает два вопроса: