Аяты из Корана о Лайлат уль-Кадр и их толкование.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 690.
Разъяснение хадиса о запрете отправляться в путь, кроме как к трем мечетям
https://youtu.be/RD-L2PZ5-ag
Вопрос: Каково разъяснение смысла хадиса о том, что нельзя отправляться в путь кроме как к трем мечети?
Ответ:
Слова пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям):«не запрягаются животные», это отрицание, под которым подразумевается запрет, (т.е. не отправляются или не запрягаются животные кроме как к трем мечетям, имеется в виду нельзя запрягать животных для отправки кроме как к 3 мечетям). И тогда когда приводится отрицание в виде запрета это более глубоко в смысле, чем приведение просто запрета. И ар-рихаль это множественное число от слова рахаль, и рахаль это то седло которое ставится на верблюда, (седло которое ставится на верблюда называется рахаль, а то что ставится на лошадь или на коня называется ас сарджу). И своей фразой не запрягаются животные (т.е. имеется ввиду не ставится седло на спину животного), Пророк саля Ллаху ‘алайхи ва салям, этим хотел сказать, т.е. нельзя отправляться в путь потому что одно следует за другим, (если человек запрягает животное, то соответственно он отправится в путь). И упоминание именно седла верблюда т.е. имеется ввиду то что люди отправляются в путь именно на верблюде в большинстве случаев. Вместе с тем, что нет разницы (т.е. не означает, что нельзя отправляться в путь только на верблюдах), нельзя отправляться в путь также и на: лошадях, мулах, ослах и так же пешком. И любые другие виды (средств перемещения, на которых отправляются) в путь, все это запрещается делать кроме как к трем мечетям. И на это понимание указывают слова Пророка саля Ллаху ‘алайхи ва салям, в некоторых риваятах этого хадиса: «отправляться в путь можно только туда то и туда то» этот хадис приводит имам Муслим со слов Абу Хурейры Радъия Аллаху ‘анху. И из этого хадиса понимается почет этих трех мечетей. И то что отправляться к ним в путь для совершения поклонения является узаконенным в шариате, совершать в них различные виды поклонения как намаз или `итикаф (т.е. пребывание неотлучное в мечети) и другие виды поклонения.
Сказал шейхуль Ислам ибн Таймийя: «А что касается этих трех мечетей (т.е. мечеть запретная мечеть пророка саля Ллаху ‘алайхи ва салям в Медине и мечеть аль-акса в Иерусалиме), то ученые единогласны в том что желательно отправляться в путь к этим трем мечетям для совершения намаза в них и других видов поклонения».
Значит, что берется из этого хадиса? То, что отправляться в путь для совершения различных видов поклонения и запрягать для этого животное или отправляться в путь на машинах и т.д. или пешком все это разрешается только для чего? Только к трем мечетям: мечеть запретная в Мекке, мечеть пророка саля Ллаху ‘алайхи ва салям в медине и мечеть аль-акса в Иерусалиме.
Что касается других мечетей то специально для того чтобы совершить какие то виды поклонения в каких то других мечетях разных городов является запретным. Т.е. одно дело если ты выезжаешь со своего города в другой город и у тебя есть там какая то нужда или какое то дело и потом когда ты доехал до этого постороннего города то нет проблем зайти в какую то мечеть так и совершить в ней намаз. Но отправлять из твоего населенного пункта в другой населенный пункт специально для мечети того населенного пункта чтобы совершить в той мечети какой то вид поклонения является запретным. И разрешено совершать такое отправление в путь только к одной из этих трех мечетей либо в мечеть запретную в Мекке, либо в мечеть пророка саля Ллаху ‘алайхи ва салям, в Медине либо мечеть аль-акса в Иерусалиме это является узаконенным и является желательным по единогласному мнению всех ученых.
Запретная мечеть Мекки.
Намаз в этой мечети равняется по награде ста тысячам намазов в других мечетях. [Хадис об этом хороший; Ахмад 16162]. В этой мечети находится Кааба – кыйбла мусульман. В этой мечети узаконено совершение тауафа (обход). Эта мечеть является первой мечетью, построенной на земле. [Бухари 3366; Муслим 1161; Ахмад 21333; со слов Абу Зарра]. К ней разрешается отправляться в путь для совершения поклонения. [Бухари 1189; Муслим 3384; Ахмад 7249; со слов Абу Хурайры]. Также, в ней находится Макам Ибрахим (место, на которое вставал Пророк Ибрахим, когда отстраивал Каабу). В ней холмы Сафа и Маруа, а также колодец Замзама.
Примечание.
Необходимо знать, что благодать в этой мечети смысловая, а не физическая. Это означает, что благодать не переходит на тело человека, если он дотрагивается до частей Каабы или стен самой мечети. Это же касается всех мечетей, достоинства которых будут разъяснены далее.
Вопрос совершения поездок к определенным местам (места захоронений, гробницы, мавзолеи, мечети), для того, чтобы совершать поклонение Аллаху в этих местах, основывается на убеждении людей о том, что эти места обладают большей благодатью, чем места их проживания.
Именно это означают их слова:«Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и за рубежа, делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых». То есть тот человек, который едет в Булгар с конца России для того, чтобы покаяться там перед Аллахом, непременно считает, что Всевышний Аллах принимает покаяние в Булгаре лучше, чем если бы он делал то же покаяние в своей мечети в своем конце России.
Некоторые же из участников поездок в Булгар, не имеют таких убеждений, но проделывают путь к этим местам, потому что считают своим долгом посетить могилы своих предков и навестить их. Именно это понимается из их слов:«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков».
Здесь возникает два вопроса:
Знай, брат мой, что долгое время после начала призыва, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал людям посещение кладбищ. Никто не ходил на кладбище для того, чтобы навестить могилы своих родственников. Так продолжалось очень долго, практически до самой смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В конце же ниспослания этой религии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил людям посещать кладбища и сам ходил на кладбище Медины.
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посетил могилу своей матери и заплакал, после чего заплакали те, кто был вокруг него. Он сказал: «Я попросилу Своего Господа разрешения просить у Него прощения за свою мать, но Он не разрешил мне это [Это потому что мать пророка умерла на многобожии.].Потом я попросил Его разрешить мне посещать ее могилу и Он разрешил мне. Посещайте же могилы, ведь они напоминают о смерти». (Хадис достоверный; Муслим 976; Абу Дауд 3234; Насаи 2033; Ибн Маджа 1572).
Бурайда ибн аль-Хусайб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, но теперь можете посещать их». В другом риваяте: «А теперь тот, кто хочет посетить могилу, пусть посещает, но при этом, пусть не говорит то, что гневит Аллаха». (Хадис достоверный; Муслим 2260 и др.).
Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, ведь их посещение смягчает сердце, слезит глаза и напоминает о следующей жизни, но не говорите ничего, что может разгневить Аллаха». (Хадис хороший; аль-Хаким 1393; Ахмад 11624; см. «Талхыс аль-Хабир» 2/137).
Аяты из Корана о Лайлат уль-Кадр и их толкование.
Ночь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступает в месяце рамадан и приходится на одну из десяти последних ночей этого месяца.
Говоря о превосходстве Ночи предопределения, Аллах сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью. Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он – ваш Господь и Господь ваших праотцев» (ад-Духан, 44:3-8).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 97:1-5).
Къатада сказал: “В эту Ночь предопределяются деяния последующего года”. См. “Тафсир ат-Табари” 25/65.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет”.
См. “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Шейх аль-Альбани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410.
Пояснение и комментарии к суре:
1. То, что в свое время последнее Писание Священный Коран было низведено из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее не описуемой величественности и особенности пред Всевышний Творцом. (См.: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300. )
2. Повторение слова "Ляйлятуль-кадр" трижды неслучайно. Такой оборот в арабском языке указывает на оказание почета и уважения к тому, что обозначено данным словосочетанием.
3. "Ляйлятуль-кадр"-Ночь Могущества. Ученые оговаривали различные предположения именно такого названия данной ночи. Вот некоторые из них:
- "могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь";
- "...по той причине, что невероятно огромное количество ангелов опускаются в эту ночь на землю";
- "...по той причине, что проявление благодати, милости и прощения Господа миров в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности";
- "...по той причине, что верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии".
Также слово "аль-кадр"может быть переведено как "теснота". С учетом данного значения слова алимы говорили: "В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им просто становится "тесно".
Также - "ограниченность", то есть осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно "Ляйлятуль-кадр",ограничены Всевышним Аллахом. В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.
Порой "Ляйлятуль-кадр" переводят как "Ночь Предопределения". Это в том случае, если слово "кард" читать как "кадар". С учетом таково возможного перевода исламские ученые предположительно поясняли: "В зависимости от того, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами он будет обращаться ко Всевышнему, это может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя параллельно и едино с изначальной всеосведомленностью Творца". (См. например: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300, 301).
4. "Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!". Безусловно, с учетом того, что в этих месяцах и среди этих многих тысяч дней нет самой этой ночи, нет "Ляйлятуль-кадр".
Аят прямым текстом дает знать верующим, что любое благое дело, совершенное в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Всевышним, чем совершение этого же благого поступка или действия на протяжении тысячи месяцев. В этом -проявление величайшей милости Всевышнего Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и набожности.
5. "Спускаются ангелы в эту ночь" - как спускаются с небес на землю, так и становятся более близки к верующим.
6. "... и "ар-рух" [ангел Джабраил]". Всевышний Аллах, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила пред Собою, пред Творцом всего сущего.
7. "в каждом деле". То есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году.
8. "Она [длится] до рассвета" - "Ляйлятуль-кадр" начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы "Фаджр".
Всевышний также поведал о том, что ангелы нисходят с дозволения их Господа для того, что выполнить Его мудрые повеления. Ангелы – послушные рабы Аллаха, беспрекословно выполняющие любые Его приказы. Всевышний сказал: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали»(аль-Анбийа, 21:19-20).
Нисходя на землю, ангелы приносят с собой добро, благословение и милость. А поскольку самым величественным и славным среди них является ангел Джибрил, Аллах упомянул о нем в отдельности.
Всевышний Господь поведал и о том, что Ночь предопределения благополучна вплоть до наступления зари.
Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме Ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей».
Муджахид сказал, что в эту ночь люди не заболевают, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. В другом сообщении, переданном от его имени, говорится: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы».
Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 97:5)».
В эту ночь верующие защищены от всякого зла и любых неприятностей, потому что они проводят ее в усердном поклонении, благодаря которому они спасаются от мучений в Адском Пламени. Господь отметил, что Ночь предопределения длится вплоть до наступления зари. Это указывает на то, что верующие должны поспешить совершить как можно больше праведных деяний до наступления времени рассветного намаза, дабы Всемогущий Покровитель многократно приумножил их награду.
Таким образом, в суре «аль-Кадр» отмечается сразу несколько достоинств Ночи предопределения.
Во-первых, Всевышний Аллах ниспослал в эту ночь Коран, чтобы указать людям на прямой путь и сделать их счастливыми как в этом мире, так и в Будущей Жизни.
Во-вторых, слова Всевышнего «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?» указывают на то, что человек не в состоянии осознать все величие этой благословенной ночи.
В-третьих, эта ночь превосходит тысячу месяцев, которые не содержат в себе Ночи предопределения.
В-четвертых, ангелы нисходят в эту ночь, выполняя мудрые веления Господа и неся с собой добро, благословление и милость.
В-пятых, она приносит великое благо верующим, поклоняющимся Господу, поскольку благодаря этому они избавляются от наказания в Аду.
В-шестых, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, повествующую о величии этой ночи, и мусульмане будут читать ее вплоть до наступления Судного Дня.
Определение судеб в ночь предопределения и на каждый день.
Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.
Определение судеб на ближайший год осуществляется в ночь предопределения, когда из хранимой скрижали выписывается, кто родится или умрет в следующем году, какой удел получат творения, сколько выпадет дождя, какие деяния совершат рабы и т.п. Всевышний сказал:
«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылали [пророков и Писания]» (Ад-Духан, 3-5).
Повседневное определение судеб — это соотнесение судеб с заранее определенными для них сроками. Всевышний сказал:
«Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом» (Ар-Рахман, 29).
Ибн Джарир передал со слов Муниба бин ‘АбдуЛлаха, что отец того рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».
В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать».
[Эти слова принадлежат известному комментатору Корана аль-Багави. См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/346)].
Как мы должны проводить ночь Предопределения?
Всемогущий Аллах говорит:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Сонмы 33:21)
Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В течение последних десяти дней Рамадана он усердствовал больше, чем в остальные дни этого месяца. Когда наступали последние десять дней Рамадана, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не спал всю ночь, но будил своих жен, проявлял особое усердие и затягивал свой изар».Аль-Бухари, 2024; Муслим, 1174; Абу Дауд, 1376; ат-Тирмизи, 796; ан-Насаи, 1639; Ибн Маджа, 1768.
Аʹиша (да будет доволен ею Аллах) описала нашего Пророка, являющегося образцом для подражания, четырьмя атрибутами, присущими ему в последние десять дней Рамадана:
1. То, что он ʺпроводил ночь в поклоненииʺ, означает, что он не ложился спать в течение ночи. Таким образом, он (мир ему и благословение Аллаха) бодрствовал всю ночь в поклонении, и оживлял свою душу, проводя ночь без сна. Так как сон ‐ брат смерти. Смысл выражения ʺпроводил ночьʺ ‐ состоит в том, что он (мир ему и благословение Аллаха) проводил ее в состоянии кыйама (молитвенное стояние) и совершал деяния поклонения ради Аллаха, Господа миров. Мы должны помнить, что последние десять дней Рамадана ‐ установлены и исчислены.
Что касается того, что передавалось относительно запрета проводить всю ночь в молитве, который упомянут в хадисе Абдуллы ибн ʹАмра (да будет доволен им Аллах), то этот запрет относится к тому, кто делает это постоянно в течение всего года.
2. Он (мир ему и благословение Аллаха) ʺ...будил свое семействоʺ. Это означает, что он будил своих чистых жен, матерей верующих, так, чтобы они могли принять участие в получении блага, зикра и дел поклонения в это благословенное время.
3. ʺ...усердствуяʺ означает, что он (мир ему и благословение Аллаха) был стоек и тверд в поклонении, добавляя к своим делам еще больше, чем он совершал в первых двадцати днях (Рамадана). Он делал это только потому что ночь Аль‐Кадр ‐ в одну из этих (последних десяти) ночей.
4. То, что он (мир ему и благословение Аллаха) ʺзатягивал свой изарʺ означает, что он усердствовал в поклонении. Также сказано, что это означает, что он (мир ему и благословение Аллаха) отстранялся от жен. Это, кажется, наиболее правильным, так как близко к тому, что упоминалось ранее и к хадису Анаса (да будет доволен им Аллах): ʺОн сворачивал свою постель и отходил от женщин (т.е. своих жен)ʺ. [Лята ифуaль ма ариф, с. 219].
Фатва аль Ладжна аль Даима
Вопрос: Как мы должны проводить ночь Предопределения? Читая Куран и Сиру (жизнеописание Пророка ,мир ему и благословение Аллаха ), слушаяпроповеди и уроки и празднуя это в мечети?.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых:
Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха ) обычно молился так упорно и усердно в последние десять ночей Рамадана, как никогда ранее, он ( мирему и благословение Аллаха ) молился и читал Куран.
Аль Бухари и Муслим передают от Аиши ( да будет доволен ею Аллах ), что когда наступали последние десять дней Рамадана, Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) не спал ночью, будил всю свою семью и туго затягивал свои одежды. Согласно Ахмаду и Муслиму: он усердно старался в поклонении в течение последних десяти ночей Рамадана, так, как не делал этого в другие времена.
Во-вторых:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) убеждал нас проводить ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой на награду.
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах ), что Пророк ( мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Кто будет проводит ночь Предопределения с верой и надеждой на награду, тому будут прощены его предыдущие грехи. "
Это передается группой кроме Ибн Маджа. Этот хадис указывает на предписание проводить ночь в молитве.
В-третьих:
Одна из лучших дуа, которая может быть расказана ночью Предопределения, которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) научил Аишу ( да будет доволен ею Аллах ). Это было передано Ат Тирмизи, который классифицировал этот хадис как сахих.
Аиша (да будет соволен ею Аллах) передает: я сказала: "O Посланник Аллаха, если я знаю, какая ночь является ночью Предопределения, что я должна говорить? " Он ( мир ему и благословениеАллаха ) сказал: " Скажи: Аллахумма иннака 'афувун тухиб аль-'афва фа'аффу 'анни(О Аллах, Ты Всепрощающий и Ты любишь прощение, так прости меня). "(Ат-Тирмизи, 3513. аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 4423.)
В-четвертых:
Выбор одной ночи Рамадана как ночи Предопределения требует доказательства. Нонечетные ночи в течение последних десяти ночей более вероятны чем другие, и ночь двадцать седьмого, более вероятно будет являться ночью Предопределения.
В-пятых:
Бида (новшество) недопустимо ни в Рамадан ни в другие времена. Было доказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто будет вводить новшество в Ислам в каком либо вопросе, который не является частью Ислама отклоняйте это." И он сказал: "Кто бы ни совершал какое либо действие, которое не является частью Ислама, отклоняйте его." В отношении празднований, которые проводятся в течении нескольких ночей в Рамадане, у нас нет никакого доказательства для этого.
Лучшее руководство - руководство Мухаммада ( мир ему и благословение Аллаха), и худшее то, что является новшеством.
И Аллах - Источник силы. Пусть Аллах пошлет благословения и мир на нашего Пророка Мухаммада , его семью и сподвижников.
Фатва аль Ладжна аль Даима, 10/413.
'Аиша передала, что "Посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан много молился, будил свою семью для молитвы, совершал много благого". (См.: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 316, хадис № 2024. )
Однажды, когда люди пришли к Ибн Мас'уду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!» Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя». Уберечь же от этого может только Всевышний Аллах!
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Используй Ночь предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 191.
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: "Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах”. См. "Лятаифуль-ма’ариф” 204.
В Ночь Предопределения, как и в другие ночи в году, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его?». Затем Он простирает Свои Руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо?» (Муслим).
Праведные предшественники этой Уммы удлиняли ночную молитву, усердствуя в ней. Ас Са'иб ибн Йазид сказал: Умар ибн Аль Хаттаб приказал Убайи ибн Ка'бу и Тамиму Адy Дари вести людей в молитве с одиннадцатью ракатами. Чтец читал сотню аятов так, что мы были вынуждены опираться на палки из‐за долгого стояния. И мы не останавливались до появления фяджра (рассвета). [Аль Муватта имама Малика, т. 1, с. 154 ].
АбдуЛлах ибн Абу Бакр сообщил: «Я слышал как мой отец (Абу Бакр) сказал: ʺВ течении Рамадана мы завершали (ночную молитву) поздно и мы поторапливали слуг с приготовлением пищи (сухур), опасаясь, что наступит фяджр». [Аль Муватта: т. 1, с. 156].
Есть два сражения души, перед которыми верующий встает во время Рамадана: сражение днем ‐ в посте и сражение ночью в кыйама (в ночной молитве). Тот, кто соединит эти две вещи и соблюдет их права, из терпеливых, тех, кому будет ʺдана их награда без счетаʺ
Что может делать в Ночь Предопределения женщина, у которой менструация.
Женщина во время менструации может совершать все виды поклонения, кроме молитвы, поста, обхода вокруг Каабы и пребывания в мечети с целью поклонения (и‘тикяфа).
Передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил в поклонении последние десять ночей месяца рамадан. ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала, что когда наступали десять последних ночей рамадана, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потуже затягивал свой пояс, оживлял (то есть проводил в поклонении – прим. пер.) свои ночи и будил свою семью (на молитвы). Это предание приводит аль-Бухари (№ 2024) и Муслим (№ 1174).
«Оживление ночи» – это не только совершение молитв, к этому относятся и все остальные виды поклонения. Словосочетание «оживлять ночь» ученые разъясняли следующим образом.
Ибн Хаджар сказал, что это означает «бодрствовать в подчинении (Аллаху)».
Ан-Науауи сказал, что это означает «бодрствовать большую часть ночи, проводить ночь в молитве и других видах поклонения».
В «‘Аун аль-ма‘буд» сказано: «То есть в молитве, поминании Аллаха и чтении Корана».
Выстаивание ночи в молитве – это лучшее поклонение, которое может выполнять раб Аллаха в Ночь Предопределения. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстоял Ночь Предопределения (в молитве), веря и надеясь на награду (Аллаха), простятся все предыдущие грехи» (аль-Бухари № 1901, Муслим № 760).
Так как женщине во время менструации совершать молитву запрещено, она может проводить ночь, совершая другие виды поклонения:
1 Читать Коран.
2 Поминать Аллаха, премного говоря «субхана-ллах» (пречист Аллах), «ля иляха илля-ллах» (нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха), «аль-хамду ли-ллях» (хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах велик), «субхана-ллахи уа бихамди-хи» (пречист Аллах и хвала Ему), «субхана-ллахи-ль-‘азым» (пречист Великий Аллах) и другие;
3обращаться к Аллаху с просьбой о прощении, премного говоря «астагфиру-ллах» (прошу прощения у Аллаха);
4обращаться к Аллаху Всевышнему с мольбами о благе в этой и в будущей жизни; воистину, мольба – один из наилучших видов поклонения; посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мольба – это поклонение» (ат-Тирмизи № 2895; аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен № 2370).
Женщина во время менструации в Ночь Предопределения может совершать эти или другие виды поклонения.
Просим Всевышнего Аллаха помочь нам совершать те дела, которые любы Ему и которыми Он доволен, и принять наши праведные деяния.
[Конец примечания].
Хадис 690. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 690.