Побуждение к увеличению поклонения в последние десять ночей рамадана.

https://youtu.be/lkj9S-IOWgk

Побуждение к тому, чтобы проявлять усердие и стремиться к большему поклонению в последние 10 дней месяца Рамазан.

Слова Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сильнее завязывал свой изар» – возможно она имела в виду под этим, что он отходил от своих жен, а возможно имеется ввиду, то, что он как бы засучивал рукава устремляясь к поклонению, а возможно имеется виду и это и это. И ее слова – «он оживлял свою ночь» – то есть не спал в эту ночь, и оживлял эту ночь поклонением, и оживлял самого себя тем, что не спал в эту ночь и совершал в ней поклонение.

Сказал ибн Хаджар, что в этом хадисе указание на стремление человека и на побуждение человека к тому, чтобы он постоянствовать в выстаивании последних 10 ночей месяца Рамазан, и это указание на то, чтобы человек завершил свой месяц Рамадан должным образом, то есть хорошей печатью.

В этом хадисе явный довод на то, что последние 10 ночей месяца Рамазан являются более предпочтительными нежели остальные ночи, и в этом хадисе побуждение и почет тех людей, кто оживляет эти ночи поклонением , а как же говорит нет вместе с тем что Всевышний Аллах Субханаху ва Таала ,указал что в эти 10 ночей есть ночь Предопределения, и сказал, что «ночь Предопределения лучше» чем 1000 месяцев.

[Примечание редактора стенограммы]:

В двух хадисах, первый из которых рассказал Абу Хурейра, сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал (их) совершать ночной намаз в месяце рамадан, не делая это обязательным. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Если кто совершит ночной намаз в месяце рамадан с твёрдой верой и, надеясь быть вознаграждённым, его прошлые (маленькие) грехи будут прощены”». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался и дело осталось в таком положении. [Т.е. молитву таравих не совершали в джамаате]. Такое положение продолжалось в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и часть периода правления Умара (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привёл Муслим и другие, а также Аль-Бухари в форме марфу от Пророка. Этот хадис со всеми сообщениями приведён в «Ирва-уль-Галил» (4/14/906) и в «Сахих Абу Давуд» (1241).

Имам аль-Баджи говорил: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” См. “аль-Мунтакъа” 251.

Второй хадис рассказал ‘Амр бин Мурра аль-Джухани, который сказал: «К Посланнику Аллаха пришёл человек из Гуда’а и спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь, если я засвидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и ты – Посланник Аллаха, буду совершать пять ежедневных намазов и ночной намаз в месяце рамадан и давать закят?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо умрёт в таком положении, то он будет из числа сиддикин [Прим. перев.: Сиддиками называют тех, которые первыми уверовали в пророков и засвидетельствовали правду в трудные времена] и шахидов”». Этот хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», а также другие с достоверным иснадом. См. мой комментарий к Ибн Хузейме (3/340/2262) и «Сахих ат-Таргиб» (1/419/993).

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 171.

Ан-Науауи сказал: “Умма единогласна в том, что совершение молитвы тарауих не является обязательным, однако это является желательным!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/379.

[Конец примечания].

Хадис 682. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока великий и могучий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Хадис 683. Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если хотел совершать иътикаф в этом году, то совершал намаз фаджр (21 числа), и после этого заходил в свое место, где он делал иътикаф. Хадис приходит у Бухари и Муслима и является достоверным

Хадис 684. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

Хадис 685.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «В соответствии с Сунной во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать ее и выходить из мечети без особой необходимости. Уединяться может только постящийся, и уединяться можно только в кафедральной мечети».Этот хадис передал Абу Давуд с неплохой цепочкой рассказчиков, и мусульманские богословы назвали хадис прерванным.

Это сообщение передает абу Дауд, и все его передатчики – нет в них ничего страшного, хадис из категории хороших хадисов, но более правильно то, что его окончание, то есть последние фразы не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: в разъяснении этого хадиса, что этот хадис больной, потому что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши либо того, кто до Аиши в иснаде. Приводит его Абу Дауд, по дороге от АбдуРрахмана абу Исхака, от аз-Зухри, от Уввы, от Аиши, да будет доволен ею Аллах, и этот хадис, относительно него было указано о том что, в нем есть болезнь. Эта болезнь заключается в том, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши, да будет доволен ею Аллах или даже слова того кто до нее в иснаде. Сказал Абу Дауд, после того как привел этот хадис, никто кроме АбдуРрахмана ибн Исхака не говорит при передаче этого сообщения о том, что Аиша да будет доволен ею Аллах сказала что сунной является то-то или то-то. Именно он - АбдуРрахман ибн Исхак привел этот хадис так, что эти слова Аиши да будет доволен ею Аллах, то есть остальные не передают это даже как слова Аиши, а предают как слова кого либо другого в иснаде. Поэтому сказал Ад-Даракутни: правильно сказать, то что слова в этом хадисе: «что сунной для того, кто делает иътикаф является то-то и то-то» и до конца хадиса не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Более того это даже не со слов Аиши, а со слов Зухри, а кто ввел слова Зухри эти в хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тот допустил оплошность, а Аллаху известно лучше.

И один из передатчиков этого хадиса Хишам ибн Сулейман не упоминает о том, что этот хадис передается со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

И сказал аль-Байхакъи: некоторые из мухаддисов указали на то, что это слова Аиши, а некоторые сказали что это даже не слова Аиши, а слова Зухри, и более правильно что это слова одного из передатчиков хадиса который ниже Аиши по иснаду, потому что Суфьян ас Саури передает это хадис от Хишама ибн Урвы от Урвы, о том что он сказал: «тот который делает иътикаф в мечети не должен идти за джаназой, и не должен посещать больного и не должен отвечать на призыв, если тебя позвали на свадебное угощение то ты не должен отвечать на это приглашение, и то, что иътикаф не бывает кроме как с уразой. И то, что не нужно делать иътикаф кроме как в общей - соборной мечети».

Значит более правильно относительно этого сообщения то, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и даже не Аиши да будет доволен ею Аллах, но либо слова Зухри либо Урвы, поэтому из него напрямую постановлений шариатских не берется.

[Примечание редактора стенограммы]:

А данное сообщение Аиши: «Сунна для совершающего и’тикаф не посещать больного… не выходить по нужде и то, что нет и’тикафа кроме как в общественной мечети».
Дело в том, что многие имамы говорили, что эти слова не ‘Аиши, а добавка кого-то из передатчиков до нее. Кто-то говорил, что это слова аз-Зухри, а кто-то говорил, что это слова ‘Урвы. И по этой причине это сообщение приводит аль-Бухари в своем Сахихе без данной добавки, а просто слова ‘Аиши: “В последние десять дней Рамадана пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда делал и’тикаф в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его. А после него так же стали поступать и его жены”.аль-Бухари 2029.
Также и Муслим привел это же сообщение без данной добавки в своем Сахихе 2/831, а также и Ибн Хиббан 5/269.


Также это сообщение от ‘Аиши передает имам Малик 1/312, и он не упоминает такие ее слова, как «Сунна».


Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзиб ас-Сунан» сказал относительно этого сообщения: “По этой причине автор Сахих (аль-Бухари) привел первую часть хадиса и отказался от второй”.

Хафиз аль-Мунзири в «Мухтасар Сунан Аби Дауд» сказал: “Этот хадис приводит ан-Насаи через Йунуса ибн Зайда и в нем не сказано, что ‘Аиша сказала: «Сунной является…»”.


аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/426 сказал: “Многие хафизы сказали, что эти слова (Сунной для совершающего и’тикаф является…) являются словами того, кто был до ‘Аиши”.

Имам Ибн Къудама сказал: “Было сказано, что эти слова принадлежат аз-Зухри”. См. “аль-Мугъни” 3/213.


Имамы Абу Хатим, ад-Даракъутни, Абу Дауд, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн ‘Абдуль-Хади, Ибн Касир и многие другие говорили, что это слова аз-Зухри, а не ‘Аиши. Более того, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Никто не говорил в этом хадисе Аиши слова «Сунна», кроме Абдур-Рахмана ибн Исхакъа, и эти слова все не достоверны для ученых, кроме как от аз-Зухри!” См. “ат-Тамхид” 8/330.


Также и шейх Закария аль-Бакистани привел этот хадис в главе о затворничестве, в книге своей о слабых хадисах в вопросах фикъха, и назвал его слабым. См. “Танкых аль-калям филь-ахадис ад-да’ифа фи масаиль аль-ахкам” 634.

[Конец примечания].

Хадис 686. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: этот хадис является слабым, со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и более правильно, что это слова ибн Аббаса, а не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Этот хадис передает Ад -Даракутни, Аль Хаким и по их дороге аль-Байхакъи, то есть по дороге аль Хакима. Дорога эта следующая: АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли передает от Мухаммада ибн Яхьи ибн Умара аль Адани, говорит рассказал нам Абдуль Азиз ибн Мухаммад от Абу Сухейла, от Малика ибн Анаса, от Тавуса , от ибн Аббаса, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Сказал ад-Даракутни, что один из передатчиков этого хадиса передал этот хадис со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а все остальные передатчики не передают его со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но передают его со слов ибн Аббаса.

Сказал маджд ибн –Теймия –дед шейхуль ислама ибн –Таймии, абу Бакр ас-Суси (шейх Даракутни) поднял этот хадис до Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, а другие передатчики не поднимают этот хадис до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. А некоторые сказали что, ошибка не от абу Бакра ас-Суси, а от другого передатчика, которого звали Мухаммад ибн Исхак ас-Суси, и ибн аль Джаузи придерживался этого мнения, что ошибка от Мухаммада ибн Исхака ас-Суси, а также этого мнения придерживался аз-Захаби как об этом сказано в книге «Ат-Тахкъикъу ат-Танкъих».

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: но более правильно то, что ошибка даже не от Мухаммада ибн Исхака, потому что его поддержал в передаче этого хадиса, таким образом Ахмад ибн Махбуб ар-Рамли, и этот хадис приходит у Хакима и Байхакъи. Поэтому более правильное мнение то, которое выставил ибн Абдуль Хади в своей книге «Ат-Тахкъикъу ат-Танкъих», сказал тот кто ошибся в этом хадисе это АбдуЛлах ибн Махаммад ар-Рамли, сказал относительно него Къаттан, и АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли - я не знаю этого передатчика, и сказал аль-Байхакъи- единственный кто передал этот хадис – это АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли, то есть передал его тем, что поднимает его до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, затем сказал, что это правильно относительно этого хадиса, что это слова ибн Аббаса, а что касается того что это слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то это оплошность. И хадис этот со слов ибн Аббаса является достоверным, и этот хадис приводит аль Байхакъи и приходит в книге «аль Мушкиль аль Асар», и более правильное мнение в отношении этого сообщения о том, что человек который делает иътикаф в мечети не обязан держать уразу кроме как если сам себя этим обяжет, возьмет, например обет.

Это сообщение не является словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но является словом ибн –Аббаса.

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 682-686.

Наши рекомендации