Каково постановление держать добровольную уразу после середины ша'бана.
Вопрос, который рассматривается под №674.
Вопрос, который рассматривается под №676.
Вопрос, который рассматривается под хадисом 677.
Абу 'АбдиЛлях Мухаммад ибн 'Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба'дани.
Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Вопрос, который рассматривается под №674.
Каково постановление держать добровольную уразу после середины ша'бана.
https://youtu.be/2OmlQ7BXb1Q
Ответ:
(Во время разбора одного из прошлых уроков (вопрос 1960) мы говорили то, что Аиша, радыяЛлаху анха, передавала то, что не видела чтобы пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, держал уразу больше в какой либо из месяцев, чем в месяц Шаабан. То есть, указывает на то, что в месяц Шаабан пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, держал уразу больше, чем в другие месяцы, то есть, практически весь месяц его держал пост. А здесь, в этом хадисе приходит то, что если середина Шаабана наступила, больше пост до Рамадана не держите. Так получилось внешнее противоречие и как его собрать).
Говорит имам Ас-Санаани: «Ученые разошлись в разногласиях относительно вопроса (можно ли держать уразу после середины Шаабана или нет). Многие из Шафиитов считают, что это запрещено (из-за того запрета, которое пришел в нашем хадисе). А некоторые сказали, что это не является запретным, но является желательным, но запретным это становится только за один или за два дня до месяца Рамадан. А некоторые сказали, что это не является нежелательным, (но нет никаких проблем и более того, что разрешено держать уразу после середины Шаабана). А некоторые сказали, что это не только разрешено, но даже желательно».
Говорит шейх Мухаммад Хизам: «Более правильное мнение то, что держать уразу после середины Шаабана является желательным. И это мнение большинства ученых. Из-за хадиса Аиши, радияЛлаху анха, который приходило по книге ранее. Где она сказала: «Я не видела, чтобы посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи васаллям, в какой либо из месяцев держал уразу больше, чем в месяц Шаабан». А так же из-за хадиса умм Саламы у абу Дауда, а так же у других, то, что посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи васаллям, не держал уразу целый месяц подряд в какой либо из месяцев года, кроме месяца Шаабан, и присоединял его вплотную к Рамадану.
То есть, держал пост почти весь Шаабан, и затем весь месяц Рамадан. Эти два хадиса указывают на то, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, держал уразу как в начале Шаабана, так в его середине, так в его конце.
И пришло в одном из ривайятов у имама Муслима: «Он держал уразу в месяц Шаабан, кроме как несколько дней». (То есть, кроме как небольшое его количество). И передал ат-Тирмизи от ибн аль-Мубарака о том, что он сказал: «Разрешено в словах арабов, если человек продержал уразу большинство или большую часть месяца сказать, продержал уразу весь месяц. (То есть, в арабском языке позволяется слово "весь", использовать относительно большинства). Говорят про человека - этот простоял всю ночь в намазе. Вместе с тем, что он не всю ночь простоял, но часть ночи он ужинал и еще может быть занимался какими-то определенными своими делами». Сказал имам ат-Тирмизи: - «Возможно, что АбдуЛлах ибн Мубарак собрал между двумя хадисами таким образом».
В одном хадисе пришло, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, держал уразу весь Шаабан, а в другом сказано - весь Шаабан, кроме небольшой его части. Как говорит, соединить эти два хадиса? (Ответ): То, что держал весь Шаабан кроме небольшой его части, а тот хадис где сказано, что он держал весь Шаабан, имеется в виду большая его часть потому, что это позволительно в арабском языке.
Правильное мнение в этом вопросе то, что держать уразу после середины Шаабана является желательным, и нет в этом никакой нежелательности или тем более запрета. А хадис этот, который запрещает, является недостоверным, отвергаемым.
[Примечание редактора стенограммы]:
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Ша`бан дойдёт до середины, то не поститесь»
Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (2/442); Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (2/751), хадис №2337; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/121), хадис №735, где он сказал: «Хадис хороший достоверный». Также он сказал: «Некоторые учёные говорят, что смысл этого хадиса заключается в следующем: [Запрет поститься во второй половине Ша`бана адресован] тем, кто до этого совсем не постился, а когда остались считанные дни Ша`бана, то вдруг начал поститься с целью возвеличить месяц рамадан». Также этот хадис передали: ибн Маджа (1/528), хадис № 1651; ад-Дарими в сборнике «ас-Сунан» (2/17), глава 34.
Ибн Раджаб в книге «Лятаиф аль-маариф», стр 142, сказал: «Этот хадис привели: Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа, ибн Хиббан в сборнике «ас-Сахих», и аль-Хаким по цепочке от `Аля ибн Абдуррахмана, от его отца, от Абу Хурайры, после чего он упомянул хадис. Ат-Тирмизи и другие назвали его достоверным, однако учёные были в разногласии относительно достоверности данного хадиса. Если говорить о признании хадиса достоверным, то это сделали многие, среди них ат-Тирмизи, ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Тахави, ибн Абдульбарр. Однако вместе с тем, о недостоверности этого хадиса сказали учёные, более великие в своих знаниях, чем те, кто был упомянут, они сказали, что это непригодный хадис (хадис мункар). К тем, кто посчитал хадис слабым (да`иф) относятся такие учёные, как АбдуРрахман ибн Махди, имам Ахмад, Абу Зур`а ар-Рази, аль-Асрам. Имам Ахмад сказал: «Аль-`Аля не передавал хадиса более непригодного, чем этот», после чего он опроверг достоверность этого хадиса словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не предваряйте Рамадан постом за день или два [до его наступления]», который передают аль-Бухари и Муслим, из этого хадиса понятно, что предварять Рамадан больше чем за два дня можно». Аль-Асрам сказал: «Все хадисы противоречат этому хадису», после чего он указал на те хадисы, в которых говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился Ша`бан полностью и объединял его с Рамаданом, а также на запрет поститься за день или два до начала Рамадана. Таким образом, данный хадис входит в категорию хадисов «шазз» * (редкие хадисы, которые противоречат более достоверным хадисам, что указывает на вероятность ошибки кого-либо из передатчиков) и противоречит достоверным хадисам. Ат-Тахави сказал: «Этот хадис является отменённым (мансух)», также ат-Тахави утверждал, что существует единое мнение всех учёных (иджма`), что действовать в соответствии с данным хадисом не надо. [Но в любом случае] большинство учёных придерживаются мнения, что действовать в соответствии с данным хадисом не нужно». Конец цитаты из книги «Лятаиф аль-маариф» ибн Раджаба.
*[«Хадис шазз/аномальный хадис» (حديث شاذ) – это хадис, который передаётся приемлемыми передатчиками хадисов, однако по своему смыслу он противоречит другим хадисам, передающимся через более надежных и авторитетных передатчиков, что является своего рода аномалией. Следовательно, такой хадис выбраковывается, несмотря на то, что его иснад состоит из надёжных передатчиков].
Сказал ат-Тирмизи: Смысл хадиса у некоторых ученных, (то, что бывает так), что мужчина не постится, и когда у Ша`абана остается (несколько дней до конца), он берется постится (в одном) положении с месяцем Рамадан.
Сказал ибн Хузейма: Смысл хадиса: Не соединяйте (постом) Ша`абан с Рамаданом и не поститесь в Ша`абан полностью, потому что запрет постится, когда Ша`абан дойдет середины, запрет абсолютный.
И итог, то что запрет отнесен к избранию последней половины (месяца) или же отсутствию соединения Ша`абана с Рамаданом, однако тот кто постился в начале и не избирал конец его и не соединил его с Рамаданом, то нет запрета постится в них. А Аллах знает лучше!
(См. Тамамуль-минна 2-180).
Совмещение между хадисом: «Если наступила середина месяца Ша’бан., то не поститесь...» и хадисом: «Что он (да благословит его Аллах и приветствует) соединял (постом) месяц Ша’бан и Рамадан».
Один брат из города эр-Рияд задаёт следующий вопрос: Я читал в «Сахих аль- Джами'» хадис под номером 397, приведённый ас-Суютый, который является достоверным согласно проверке шейха аль-Альбани (398), от Абу Хурайры, который сказал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если наступила середина месяца Ша'бана, то не поститесь (т.е. не начинайте пост), пока не наступит месяц Рамадан».
Также есть другой достоверный хадис, привёл который ас-Суютый (8757), и назвал его достоверным шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами'» под номером 4638, от 'Аишы, которая сказала: «Самым любимым из месяцев для поста у пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был месяц Ша'бан, который он соединял (постом) с месяцем Рамадан». Как нам согласовать эти хадисы?
Ответ шейха Ибн База:
С именем Аллаха, Милостивого и Дарующего милость, а затем:
Бывало так, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился весь месяц Ша'бан, и бывало что он постился малую его часть. Как это достоверно установлено в хадисе от 'Аишы и Умму Салямы. Что же касается хадиса, в котором приходит запрет на соблюдения поста после того как наступит середина месяца Ша'бан, то он также достоверный, как об этом сказал брат, большой учённый, шейх Насыруддин аль- Альбани.
Смысл запрета в этом хадисе касается начинания поста после наступления середины месяца Ша'бан. А что касается того, кто постился большую часть месяца или весь месяц (Ша'бан), то такой поступил согласно Сунне. И от Аллаха помощь.
Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.
http://binbaz.org.sa/mat/600
Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?
Ответ Шейха ибн База:
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост».Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине — это как раз то, что запрещено. (Конец слов ибн База). Слушать запись ответа: https://youtu.be/E5zPyDUGF10
У имама аль-Бухари от Аишы:
"Был посланник Аллаха постившимся до такой степени, что мы говорили что он вообще не прерывает пост. А иногда он не был постящимся до такой степени, что мы говорили что он вообще не постится. И не видела я, чтобы посланник Аллаха постился весь месяц кроме как в Рамазан. И не видела я больше от него постом, кроме как в шаъбан". Бухари №1969.
У учёных разногласие по поводу поста после того, как пройдёт пол месяца и большинство на том что можно, а Шафииты говорят что макрух опираясь на хадис в котором есть разговор, некоторые считали его слабым такие как имам Ахмад, ибн Маъин, Абдур-Рахман ибн Махди, Абу Зураъ и др., а некоторые достоверным как шейх Алляма аль-Альбани. И нет проблем постится после половины месяца по достоверному хадису от Абу Хурайры, то что посланник Аллаха сказал:
"Не преступайте к посту до Рамадана за один или два дня, кроме человека который постится своим постом (т.е. постоянно постится, не выделяя день или два до Рамадана), то такой пусть постится". Бухари №1914.
И здесь указания на то, что можно постится, и после половины месяца шаъабана.
Запрещено постится в середине месяца шаъабан 15 числа как делают некоторые, считая это узаконенным, так как исключить специально день, а это 15 шаъбана будет бидаътом. Кроме того, кто постится постоянно, и он попадает и в этот день тоже. И нет ни одного достоверного хадиса от посланника Аллаха в выделении 15 дня шаъбана для поста". «Сахих Фикх Сунна» 135-136.
[Конец примечания].
Хадис №675. Передают, что ас-Самма бинт Буср, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением обязательного поста, и даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или веточки с дерева, то все равно жуйте их (чтобы показать, что он в этот день уразу не держит)». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Однако в цепочке рассказчиков существует путаница, и поэтому Малик назвал хадис неприемлемым. Несмотря на это Абу Давуд назвал хадис аннулированным.
Некоторые отвергли этот хадис, по причине того, что в нем сказано: «что если один из вас не найдет ничего, кроме ветки дерева или кожуры винограда, пусть даже ее пожует». Сказали, это является отвергаемым моментом в этом хадисе, не может быть, чтобы пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, этого сказал. Потому, что для того, чтобы нарушить уразу, не обязательно что-то жевать, и не обязательно что-то искать для употребления в пищу, но достаточно взять намерение просто, что я в этот день уразу не держу.
Некоторые отвергли этот хадис по причине этого хадиса: В Сахихе пришло от Джувайрии бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее: "Ты постилась вчера?"Она сказала: "Нет". Он спросил: "Собираешься ли ты поститься завтра?". Она сказала: "Нет".Он сказал: "Тогда прерви свой пост". Бухари, 1850.
Отсюда понимается, что можно держать пост в субботу. Но ответ на это то, что в хадисе Джувейрии приходит разрешение держать пост в субботу вместе с пятницей. То есть, не выделять субботу отдельно постом, а держать вместе с пятницей пост. А что касается этого хадиса, то в этом хадисе имеется в виду выделение субботнего дня постом. Поэтому все виды отвергания этого хадиса не принимаются.
Говорит Мухаммад ибн Хизам: «Этот хадис является достоверным. Приводит его имам Ахмад, а так же абу Дауд, а так же ан-Насаив Аль-Кубра, а так же ат-Тирмизи, а так же ибн Маджда, а так же другие имамы. С различными иснадами до Саура ибн Язида, от Халида ибн Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Самма бинту Буср, от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. И некоторые из хафизов и имамов этой общины назвали этот хадис больным из-за запутанности его иснадов. Потому, что Саурибну Язид, (один из передатчиков этого хадиса), иногда передает этот хадис таким образом, как мы описали выше. То есть, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. А иногда передает от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, сразу от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. Без упоминания его сестры Ас-Самма бинт Буср. А иногда передает от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его матери.
(То есть, уже не сестры, а от его матери. То есть, Саур ибну Язид запутал иснад. Передает этот хадис несколько раз, и все время передает по-разному, это указывает на то, что он его плохо выучил).
А в некоторых ривайятах приходит от ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры, от Аиши. А иногда передается от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его отца.
(То есть, Саур ибну Язид передавал этот хадис множество раз, и каждый раз передавал с разными иснадами, и запутал эти иснады).
Но неправильным является называть его больным из-за запутанности. Потому, что из условий того, чтобы хадис мог быть назван запутанным, должно быть, чтобы все эти иснады были равными по силе.
(Если бы все эти иснады были равными по силе, тогда мы бы сказали, что иснады все эти запутанны. Например, если один иснад передается большим количеством людей, например, десять человек передает этот хадис одним и тем же иснадом, и некоторые из слабых передатчиков передают в запутанном виде, то эти иснады считаются за слабые и отбрасываемые, и принимается тот иснад, который передается большинством передатчиков, если тем более они являются крепкими).
И здесь нет такого, что все иснады равны по силе, потому что первый иснад, который мы привели, от Саура ибну Язида, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. Этот иснад является наиболее крепким, а все остальные являются отвергаемыми, потому что от Саура ибну Язида первым иснадом этот хадис передало сразу восемь передатчиков.
(Что касается мухаккыка то есть, тот, который делал тахкык на книгу "Аль-Илял" ат-Даракутни, то он привел десять передатчиков, которые передают этот иснад от Саура ибну Язида).
Большинство этих передатчиков являются передатчиками крепкими. А это: Абу Асим Ан-Набиль, аль-Валид ибну Муслим, аль-Аузаи, Асбах ибну Зейд, аль-Фадль ибну Муса, Суфьян ибну Хабиб, Абд аль-Малик ибну Саббах, а так же Кураа ибну Абд ар-Рахман. Все они передают от Саура ибну Язида этим иснадом. А что касается других иснадов, то некоторые иснады эти передаются один раз крепким передатчиком, один раз оставленным, а иногда передают передатчики уровня хороших лишь хадисов, а не достоверных. А некоторые иснады передаются через неизвестных передатчиков. А некоторые иснады передаются через слабых передатчиков.
(От сюда понимается, например пришел Саур ибну Язид, передал этот хадис своим ученикам, допустим перед ним сидело тридцать человек, сорок человек, пятьдесят человек, которые перенимали от него этот хадис, и рассказал этот хадис с определенным иснадом, потом эти студенты начали передавать от Саура ибну Язида этот хадис своим ученикам, и передавать этот хадис далее. Так вот оказалось, что среди студентов Саура ибну Язида, восемь или десять из его студентов передают этот хадис одним образом, говорят - Саур ибну Язид передал нам этот хадис от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его сестры Ас-Сама бинт Буср. И большинство этих передатчиков являются крепкими. То есть, эти восемь человек, большинство из них крепкие, они выучили этот хадис одинаково. И некоторые передатчики из которых: один слабый, один неизвестный, один оставленный вообще, передают этот хадис другим образом, говорят - от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибн Бусра, от его матери или от его отца или вообще без упоминания матери и отца, сразу от АбдуЛлаха ибн Бусра, от пророка, салляЛлаху аляйхи ва саллям, или с упоминанием Аиши после сестры Ас-Сама бинт Буср и т.п. То есть, иснад получился запутанный, но проблема получилась не в Сауре ибну Язиде, а в его учениках. То есть, Саур ибну Язид рассказал этот хадис одинаковым образом, один раз рассказал, но люди выучили этот хадис от него разным образом из-за слабости своей памяти или из-за того, что они являются неизвестными передатчиками и т.д. передали этот хадис другими иснадами какими-то. Мы говорим, что в этом случае делать? Можно ли сказать, что этот иснад запутанный, и мы этот хадис забраковали? Нет, такого - говорит - нельзя говорить. Потому, что этот хадис передается крепкими передатчиками, и большим количеством этих передатчиков по одному иснаду, это говорит, что именно этим иснадом Саур ибну Язид этот хадис рассказал. А те иснады во внимание не берутся и отбрасываются потому, что они противоречат этому крепкому иснаду. Этим крепким передатчикам в этом хадисе. Это указывает на то, что они плохо выучили этот иснад и проблема в них, а не в иснаде и не в Сауре ибну Язиде. Поэтому хадис является достоверным, и не является запутанным, и не является отвергаемым).
- Поэтому Даракутни выбрал из всех этих иснадов, иснад первый, (который мы так же выбрали) и не вынес постановление относительно этого хадиса то, что его иснады являются запутанными. И это сообщение от Даракутни передал ибн аль-Муляккин в своей книге "аль-Бадр аль-Мунир".
- Но я не нашел слов Даракутни ни в его книге "аль-Иляль", ни в его книге "ас-Суннан". И это мнение о том, что хадис является достоверным, выбрал так же шейх аль-Альбани. Это является истиной, иншаАллаху Тааля».
(Потом в процессе урока, шейх Мухаммад Хизам указал на то, что он нашел слова ад-Даракутни в книге его "аль-Иляль", в 12-м томе 254 стр. под вопросом №4061, издательство "Дарр Ат-Тайиба" с тахкиком Халида аль-Мисри. В первый раз не нашел потому, что тогда в библиотеке Даммаджа не было "аль-Иляль" в этом издании. То есть, было в другом издании, но в нем эти слова были упущены, и он их не нашел. Потом, когда приехало второе издание, посмотрел в нем и нашел эти слова имама ад-Даракутни.
Когда мы бы назвали этот хадис муттарибом? То есть, для вас, для пользы из науки Мусталях аль-хадис.
Шейх Мухаммад Хизам говорит: «Хадис муттариб, называется запутанным и отвергается если все его иснады равны по силе». Если бы у нас было так, что Саур ибну Язид рассказал этот хадис, и от него передали этот хадис пятеро, все они слабые передатчики одного уровня, и все передают по-разному. Один папу добавляет, другой маму добавляет, третий сестру добавляет, четвертый Аишу добавляет, пятый вообще никого не добавляет. Пять человек передают, все по-разному передают. И все эти передатчики равны по силе, все пятеро слабые. Тогда было бы вынесено постановление о хадисе, что этот хадис муттариб (запутанный хадис). Потому, что все эти иснады равны по силе и нет такого, что один из этих иснадов сильнее, чем остальные. Теперь, если бы было так, пять иснадов, четыре из них слабые, а один имам. То есть, четыре иснада передаются слабыми передатчиками, а один передается имамом, хафизом этой общины, то был бы выбран иснад этого имама, хафиза. И это хадис уже не назывался бы муттариб. Поэтому наш хадис не называется муттариб. Потому, что восемь крепких передатчиков, или большинство из которых, являются крепкими, передают этот иснад одним образом, и противоречит им отдельные личности, один слабый, другой неизвестный, другой оставленный и т.п.
И действительно в подобных иснадах легко запутаться, особенно со временем, когда человек выучил от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры, потом может быть пройдет 5-6 лет, и он будет передавать этот хадис и запутаться, не помнить от сестры было или от матери, и скажет от матери. Другой запутаться, от сестры было или от отца, и передает от отца. И происходит запутывание в подобных иснадах часто).
Говорит Мухаммад ибн Хизам: «К тому же у этого хадиса есть другой иснад, хороший. Приводит его имам Ахмад, говорит: - Рассказал нам аль-Хакам ибн Нафиа, рассказал нам Исмаиль ибн Айяш, от Мухаммада ибн аль-Валида Аз-Зубайди, от Лукмана ибну Амира, от Халида ибну Маадана, от АбдуЛлаха ибну Бусра, от его сестры Ас-Самма бинт Буср. (Тоже возвращается к сестре АбдуЛлаха ибн Бусра этот иснад). Получается здесь, что Лукман ибн Амир здесь поддерживает Саура ибну Язида в передаче иснада. Так, как его передал Саур ибн Язид в первом виде, или от Саура ибну Язида передали его в первом виде. А так же у этого хадиса есть еще другой иснад у имама Ахмада, со слов АбдуЛлаха ибну Бусра уже с другим иснадом, с достоверным.
И шейх аль-Альбани привел различные иснады этого хадиса в подробности, в своей книге «Ирва' аль-Галиль» под №960. И сделал прекрасный анализ этого хадиса. И правильное мнение окончательно, что этот хадис является достоверным.
(И назвали его достоверным имам ат-Тирмизи, а так же абу-Дауд, но что касается абу-Дауда, то он сказал, что этот хадис хоть и достоверный, но аннулированный, а так же этот хадис назвали достоверным ибну Хузейма, ибну Хиббан, а так же аль-Хаким, ибну Ссакан, аль-Байхаки, ибну абд аль-Барр, ан-Навави и другие).
Вместе с тем, что имам аз-Зухри сказал: - Это хадис пришел к нам с Хомса. То есть, с Шама, указывая на то, что этот хадис является больным. И сказал абу Дауд: - Он является аннулированным. И было передано от имама Малика, что он сказал относительно этого хадиса: - Этот хадис является ложью. И сказал имам Ахмад: - То, что Яхья ибну Саид аль-Каттан остерегался этого хадиса. (То есть, не действовал по нему). И сказал шейх аль-Ислам ибн Теймийя: - Это хадис является шааз. То есть, отклоненным или аннулированным. А ибн аль-Муляккин передал от ан-Насаи то, что имам ан-Насаи сказал относительно этого хадиса, что он является запутанным. И я не нашел слов имама ан-Насаи в его "Сунане", указание на разногласие передатчиков хадиса от АбдуЛлаха ибн Бусра. И это не явное заявление, о том что этот хадис является запутанным. Сказал ан-Навави в своей книге "аль-Маджмуа" после того как передал слова имама Малика, что этот хадис является ложью: - Эти слова имама Малика не принимаются потому, что этот хадис назвали достоверным многие из имамов».
(Значит, хадис является достоверным).
Хадис №676. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего постился по субботам и воскресеньям. При этом он говорил: «Эти дни являются праздником для многобожников, и я хочу отличаться от них».Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. Ему же принадлежит текст хадиса.
(В прошлом хадисе сказано, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, запретил держать уразу в субботу, а в этом хадисе сказано, что чаще всего, держал пост в субботу. Есть явное противоречие, между двумя хадисами ).
Говорит шейх Мухаммад Хизам: «Этот хадис является слабым. Передает его ан-Насаи, а так же ибн Хузейма по дороге от АбдуЛлаха ибну Мухаммад ибну Умара ибну Али. Говорит: - Рассказал нам мой отец от Курейба то, что он слышал умму Саляма, от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. Что касается Мухаммада ибну Умара, то у него имеется биография в книге "Джарх ва Тадиль" и не упомянуто о нем ничего из критики и ничего из похвалы. Поэтому он является человеком с неизвестным положением. Поэтому хадис является слабым по его причине. И назвал его слабым шейх Альбани в своей книге "ад-Даифа" под №1099. Значит, хадис является слабым».