Глава (могилопоклонники подобны идолопоклонникам).
Из всего этого ты понял, что тот, кто имеет убеждения относительно дерева или камня или могилы или ангела или джинна или живого или мертвого в том, что они приносят пользу или вред, или приближают к Аллаху, или заступаются перед Аллахом в каких-либо жизненных проблемах, одной лишь просьбой к ним об этом, или просьбой к Аллаху об этом, кроме как то, что пришло в хадисе о праве пророка , в достоверности которого есть сомнения*, - тот, кто имеет такие убеждения, тот придал Аллаху сотоварищей, и заимел в убеждениях непозволительное, подобно тому, что имели в убеждениях многобожники относительно своих идолов.
*[Имам ас-Сан’ани имеет в виду хадис ‘Усмана ибн Ханифа о слепом человеке. Этот хадис, а также те вопросы, которые вытекают из него и связаны с ним, мы приводили в книге о Булгаре (с. 154-160) (2-ое издание).
Здесь же остается только прокомментировать слова имама ас-Сан’ани: «в хадисе о праве пророка(да благословит его Аллах и приветствует), в достоверности которого есть сомнения». Под сомнениями автор книги имеет в виду слова имама ат-Тирмизи об этом хадисе: «Мы не знаем этот хадис, кроме как со слов Абу Джа’фара, но этот Абу Джа’фар не аль-Хатмий». Этим самым имам ат-Тирмизи указал, что один из передатчиков этого хадиса неизвестен, а соответственно достоверность этого хадиса под сомнением. Но, необходимо отметить, что имам ат-Тирмизи ошибся в этом, а этот Абу Джа’фар как раз и есть аль-Хатмий. Сказал шейх уль-Ислам: «Так сказал ат-Тирмизи! Но все остальные ученые сказали, что это Абу Джа’фар аль-Хатмий, и это действительно так» («ат-Тауассуль уаль-уасиля» с. 202).
Исходя из этого, в достоверности этого хадиса сомнений быть не должно. Но, вместе с этим, этот хадис не содержит в себе довода на совершение неузаконенных видов тауассуля, поэтому постановление вынесенное имамом ас-Сан’ани правдиво и не имеет ограничений – «тот, кто заимел такие убеждения, тот придал Аллаху сотоварищей…»].
Это не говоря уже о тех, кто отдает в качестве обета свое имущество или даже ребенка мертвому или живому*, или просит у него того, чего нельзя просить ни у кого, кроме Одного Аллаха из разрешения жизненных трудностей, заключающихся в излечении больного или нахождении пропавшего, или достижении каких-либо нужд – все это и есть то самое многобожие, на котором были поклоняющиеся идолам.
*[«Отдает ребенка» - т.е. подобно тому, что делают христиане, отдавая своего ребенка в монашество в церковь. У могилопоклонников это проявляется в форме отдавания ребенка на служение мавзолею. Этим самым могилопоклонники уподобляются многобожникам-курайшитам, которые устанавливали прислужников своим идолам, таким как аль-Лят и аль-‘Узза и аль-Манат].
Выдача своего имущества в качестве обета мертвому или кому-либо иному, а также жертвоприношение на могиле, и поиск путей приближения к Аллаху через этого мертвого, и просьбы о помощи у этого мертвого – все это как раз то, чем занимались люди во времена невежества-многобожия.
Но разница лишь в том, что первые поколения делали это, называя своих божеств идолами и истуканами, а нынешние поколения делают это, называя свои объекты – "аулия" или могилами или мавзолеями.
А одни лишь названия не влияют на смысл и не изменяют его, что известно из арабского языка, разума и шариата. Например, тот, кто выпьет вино и назовет его водой! Он не выпил ничего, кроме вина, и наказание относительно него будет применено как к выпившему вино, а возможно, что его наказание должно быть еще более серьезным из-за попытки обмана в подмене названия.
И пришло к нам в хадисах то, что "появятся люди, которые будут пить вино, называя его другим названием".
[Об этом пришло сразу несколько хадисов. Из них хадис ‘Убады ибн ас-Самита о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Группа из моей общины позволит себе употребление вина, назвав его иным названием» («Муснад» имама Ахмада 22761, Абу Дауд 3688, Ибн Маджа 3385; см. «ас-Сахиха» 1/182-186, № 90)].
Правду сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Действительно появились люди из грешников, пьющие вино и называющие его набизом (напиток из фиников).
Первым, кто начал называть греховные деяния, вызывающие гнев Аллаха красивыми названиями был Иблис, да будет на нем проклятие Аллаха. Ведь именно он сказал отцу человечества Адаму (мир ему): "О Адам! Не указать ли мне тебе на дерево вечности и нескончаемой власти?!"(20: 120). Иблис назвал дерево, приближаться к которому запретил Всевышний, деревом вечности, завлекая душу Адама к этому дереву, и волнуя его чувства, обманывая его этим выдуманным названием.
Тоже происходит и сегодня, когда братья Иблиса, слепо следующие за ним, называют гашиш "куском отдохновенья". Также и некоторые тираны, насильно отнимающие имущество людей, называют это "воспитательными мерами" и говорят: "воспитание за убийство", "воспитание за воровство", "воспитание за ложное обвинение", меняя "тиранию" на "воспитание". Так же, как называют незаконные налоги словом "польза", а некоторые называют их словом "порядок".
Название всего этого у Аллаха – "несправедливость" и "тирания", как знают об этом те, кто испробовал вкус знаний Корана и Сунны, но все эти ложные названия взяты от Иблиса, который назвал запретное дерево "деревом вечности".
Из этой же главы то, что могилы называют "мавзолеями", а тех, кто захоронен в них "приближенными к Аллаху" (аулия). Но эти названия не меняют действительности того, что эти могилы не что иное, как "идолы" и "истуканы", ведь те деяния, которые совершаются относительно этих могил, это и есть деяния многобожников относительно их идолов и истуканов.
Вокруг этих могил совершаются обходы подобно тому, как паломники Хаджа делают обход вокруг Запретного Дома Аллаха – Каабы, дотрагиваются до могил также, как паломники дотрагиваются до Каабы, а также обращаются к захороненным в этих могилах словами неверия, такими как: "Уповаю на Аллаха и на тебя*", и громко повторяют их имена при горестях и бедах.
*[Что касается фразы: «Уповаю на Аллаха и на тебя», то произнесение ее запрещено, и фраза эта является проявлением многобожия и придавания сотоварищей Аллаху. Что же касается фразы: «Уповаю на Аллаха,а затемна тебя», то относительно разрешенности и запретности этой фразы есть разногласие среди ученых.
Более же правильное мнение в этом вопросе, а Аллаху ведомо лучше, состоит в том, что произнесение этой фразы запрещено. Это потому что слово «тауаккуль» (упование) не приходит в шариатских контекстах в приписанном к кому-либо, кроме Аллаха виде. К тому же, «упование» это поклонение сердечное, как сказал об этом имам Ахмад, и нет в этом доли творению, и посвящено оно лишь Одному Аллаху. Если же кто-то скажет, что говорящий такую фразу не имеет в виду ее истинного смысла, а лишь произносит ее как устоявшееся среди людей и на языке выражение, то ответом на это то, что шариат установил необходимость перекрывания путей ведущих к многобожию, поэтому необходимо порицать произнесение подобных фраз].
Не говоря уже о том, что у каждого народа есть свой праведник, к которому они взывают. Жители Ирака и Индии взывают к 'Абдулькадиру аль-Джийли. [О нем говорят «аль-Джийли», а также «аль-Джийляни», а также «аль-Кийляни». ‘Абдулькадир ибн Аби Салих аль-Джийляни – провел жизнь в Багдаде. Один из ученых ханбалитского мазхаба, был известен своим аскетизмом и праведностью. Некоторые его убеждения были подвержены критике. После его смерти на него было возведено много лжи суфиями так, что ему были приписаны различные ложные убеждения и деяния, в то время как принято считать, что он непричастен к этому, а Аллаху это ведомо лучше. Скончался в 561 г/х.].
У жителей местностей Тихамы, в каждом городе свой мертвый, к которому они обращаются, и повторяют его имя, говоря: "О Зейля'и!"*, "О Ибн уль-'Ужейль!". **
*[Ахмад ибн ‘Умар аз-Зейля’и, родился в Йемене, в одной из деревень Худейды. Был известен своим суфизмом так, что даже был прозван «Султаном познавших Аллаха». Скончался в 704 г/х и был захоронен в деревне аль-Люхия на берегу моря. Его могила постоянно посещается огромными толпами людей, которые ищут у нее благословения. Авторитет этой могилы настолько силен среди невежественных жителей, что если войдет в деревню аль-Люхия кто-либо из тех, кто бежит от властей, то представители власти не смеют войти за ним в эту деревню, не говоря уже о том, если этот человек скроется в самом мавзолее. Собрания и совершение различных видов поклонения у этой могилы продолжаются до сегодняшних дней. Да облегчит Всевышний удаление этой могилы-идола, а также ложных убеждений многобожия из сердец людей.
Примечание: аз-Зейля’и, о котором идет речь, это не тот самый Зейля’и автор известной книги «Насбу Ррая»].
**[Ахмад ибн Муса ибн ‘Ужейль (‘Ужейль – одна из деревень Тихамы в Йемене). Скончался в 690 г/х. Говорит один из заблудших суфиев (аш-Шаржи) о его могиле: «Его могила – известная, благословенная могила в Йемене. Люди приезжают к ней из далеких мест для перенятия благословения. Тот, кто будет искать прибежища у этой могилы, тот спасся от всякой беды! Никто не способен принести вреда тому, кто доберется до деревни, в которой находится эта могила. Более того, никто из правителей не имеет никакой власти в этой деревни и не способен распространить на нее свои распоряжения! И все это из-за благословенности этой могилы!!!» («Табакат уль-Хаууас» с. 57-64).
Остается только добавить то, что один из правителей Йемена своего времени имам Ахмад ибн имам Яхья Хамидуддин разрушил эту могилу-идол и купол над ней в 1348 г/х, да вознаградит его Аллах великой наградой!].
Жители Мекки и Таифа: "О Ибн 'Аббас!". [Имеется ввиду известный сподвижник ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Сказал историк Хусейн ибн Ганнам: «То, что происходит на могиле Ибн ‘Аббаса в Таифе – ужасаются от этого даже невежды, не говоря уже об ученых. Люди стоят у его могилы в унижении и смирении. Кто просит помощи, кто прибежища. Кругом слышны возгласы: «Сегодня мы ждем помощи только от Аллаха и тебя о Ибн ‘Аббас». Они просят его разрешить их трудности и дать им пропитание. И все это при том, что никто не порицает этого!» («Тарих Нежд» с. 17)].
Жители Египта: "О Рифа'и!" [1], "О Бадауи! [2]", "О семейство Бакрия [3]".
1-[Ахмад ибн ‘Али ибн аль-Хусейн ар-Рифа’и. Скончался в 570 г/х. К нему приписывается рифа’итский тарикат. Из слов имама аз-Захаби о нем понимается, что он был обладателем знания, искренности и аскетизма. Но после его смерти его последователи приписали ему то, к чему он непричастен. Из этого то, что он, якобы входил в огонь, ездил верхом на хищных животных и играл со змеями. Вместе с этим в словах некоторых ученых я встретил то, что его называют крайним суфием. А Аллаху ведомо лучше].
2 - [Ахмад ибн ‘Али аль-Бадауи. Родился в городе Фас (город в Марокко). Но известность и уважение получил в Египте. Скончался в 675 г/х. Захоронен в одном из городов Египта – Танте. Его могила считается самым большим идолом Египта, как поведал об этом шейх Мухаммад Хамид аль-Факый в своих комментариях к «Фатх уль-Мажид». В некоторых книгах приходит указание, что Бадауи был из тех, кто не совершал намаз!].
3 - [«Бакрия» - приписка к ‘Абдуррахману ибн Аби Бакру (сын Абу Бакра ас-Сыддыка и брат ‘Аиши). Семейство, к которому приписывает себя это суфийское течение, захоронено на кладбище «Карафа» в Египте, там же, кстати, захоронен и имам аш-Шафи’и].
Жители горных земель: "О Абу Тайр!". [Под «жителями горных земель» имам ас-Сан’ани имеет в виду жителей северного Йемена. Абу Тайр – это Ахмад ибн уль-Хусейн ибн уль-Касим. Объявил себя правителем в 646 г/х, и был убит в 656 г/х. Его могила расположена в землях местности Хашид. Она постоянно посещается в поисках благодати. Над могилой купол, над которым статуя птицы. Имам аш-Шаукани в одном из своих произведений указывает на то, что некоторые из могилопоклонников обращаются к Абу Тайру словами: «О самый милостивый из милостивых»!!! А Аллах превыше того, что придают Ему в сотоварищи!].
Жители Йемена: "О Ибн 'Альуан!". [Ахмад ибн ‘Альуан – заблудший суфий. Скончался в 665 г/х и захоронен в деревне «Яфрус» (около 30 км от Таиза (Йемен)). Его могила всегда была известна совершением около нее различных проявлений многобожия. Более того, жители местности и соседних деревень посещают эту могилу, беря с собой женщин и детей. В 1362 г/х имам Ахмад ибн имам Яхья Хамидуддин разрушил эту могилу-идол. Однако, в дни революции 1382 г/х (1962 год по христианскому летоисчислению) жители Яфруса вновь вернули гроб ибн ‘Альуана на прежнее место, но уже без праха самого ибн ‘Альуана. Таким образом, могилопоклонники продолжают поклоняться при этом мавзолее даже несмотря на то, что прах ибн ‘Альуана в нем отсутствует].
И так в каждой земле – свои мертвые, имена которых постоянно повторяют, к ним взывают и надеются, что эти мертвые принесут им пользу или отведут от них вред. Все это и есть то, что делают многобожники со своими идолами, как мы сказали об этом в "Неждийских куплетах"*:
Вернули этим забытого Суа'а
А также Ягуса и Уадда, как же скверно это возвращенье**
Повторяют громко их имена при горестях
Так же, как взывает человек к Самодостаточному, Единому!***
Сколько принесли они у этих могил животных в жертву
Не ради Аллаха по невежеству, но вместе с тем намеренно
И сколько же обходящих могилы и целующих их
И дотрагивающихся до этих могил руками!
*[Под «неждийскими куплетами» автор имеет в виду свое стихотворение в 74 куплета, написанное им в 1163 г/х. Причиной написания этого стихотворения стало то, что до имама ас-Сан’ани дошли вести о благословенном призыве шейха ан-Нежди, а также дошли некоторые из его книг и посланий. В этих стихах имам ас-Сан’ани выражает свою солидарность, согласие, поддержку и признательность шейху ан-Нежди за его старания на пути призыва. Сообшает ему о том, что его убеждения полностью схожи с убеждениями шейха ан-Нежди, и раскрывает суть этих убеждений в этих куплетах. После написания этих стихов имам ас-Сан’ани отправил их шейху ан-Нежди через Мекку.
Но, через некоторое время после этого, в свет вышли новые стихи, под названием «отказ и покаяние», в которых значился отказ от «неждийских куплетов». Однако, более правильное мнение в том, что этот «отказ» не дело рук имама ас-Сан’ани, но эти стихи были написаны его внуком (Йусуф ибн Ибрахим), который имел отклоненные суфийские убеждения. После их написания этот самый внук приписал эти стихи имаму ас-Сан’ани и налгал на него, возведя на него навет. Сущность этой подделки и навета разъяснена в книге имама Сулеймана ибн Сахмана «табриат уш-шейхейн иль-имамейн мин тазуир ахли ль-казиби уаль-мейн» («объявление о непричастности двух шейхов, имамов (т.е. имам ас-Сан’ани и имам ан-Нежди) к той лжи и подтасовке, которую выдумали на них»)].
** [Суа’, Ягус, Уадд – это имена праведных людей в народе Нуха, могилы которых превратили позднее в идолов, которым начали поклоняться люди.
Имам ас-Сан’ани имеет в виду, что могилопоклонники его времен совершали те же деяния многобожия, которые совершались многобожниками народа Нуха. Разница же лишь в том, что у каждого народа и у каждой эпохи свои идолы со своими именами].
***[Здесь имам ас-Сан’ани привел имя «аль-Фард» (единый). Но необходимо отметить, что имя "аль-Фард" не установлено относительно Всевышнего Аллаха достоверным контекстом, указание этого имени приходит в хадисе Джабира ибн 'Абдиллях, но в его иснаде сразу три болезни:
1. Мухаммад ибн Язид ар-Рифа'и – слабый единогласно.
2. Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби – лжец.
3. Абу Салих Базам вольноотпущенник Умму Хани – слабый, а его передача от Кальби – уровня сильной слабости.
Но в контекстах установлено иное Имя, смысл которого схож с именем аль-фард, а это Имя "аль-Уитр", как это приходит в хадисе Абу Хурайры (Бухари и Муслим), а также Имя «аль-Ахад» (Единственный), как это приходит в первом аяте суры аль-Ихлас].