Он Тот, у Кого необходимо искать помощи.
Хвала Аллаху, Который не принимает от рабов одного лишь признания Его Господства, без уединения Его в поклонении полным уединением.
[В этой короткой фразе имам ас-Сан’ани поместил смысл своего послания.
В ней множество полезных моментов, из которых можно упомянуть следующий:
Всевышний разделил происходящее в этом бытие на два вида: а) то, что приходит к нам от Всевышнего Аллаха б) то, что исходит от нас к Всевышнему Аллаху.
Из первого вида то, что Всевышний Аллах сотворил нас, придал нам облик, слух и зрение, сохранил нашу жизнь во младенчестве и продлил ее нам так, что мы достигли расцвета сил. Дает нам пропитание, имущество и все, что имеется у нас. Защищает нас от многих видов зла, и испытывает нас некоторым из этого дурного. Все это Всевышний делает без чьей-либо помощи и не просит у нас за это пропитания. Все эти действия Всевышнего олицетворяют Его Господство, в котором у Него нет сотоварища.
Если же человек признаёт единственность Аллаха в этом Господстве и не оспаривает его, то он из тех, кто является единобожником относительно Господства Аллаха.
Однако, этого недостаточно для того, чтобы войти в Ислам, стать верующим, и единобожником в полном смысле слова. Это потому что успех человека и его спасение, с соизволения Аллаха, в его собственных деяниях, в том, что исходитот него кВсевышнему Аллаху.
Поэтому если человек не проявит благодарность Аллаху за то, что приходит к нему от Одного Аллаха, и:
а) откажется от поклонения Аллаху, или же -
б) будет поклоняться Аллаху, но вместе с этим будет поклоняться еще кому-либо, то пусть знает, что он не является единобожником в поклонении Аллаху, и его признание Господства Аллаха не принесет ему пользы.
Поэтому если человек скажет: «Я верю, что Аллах существует, что Он сотворил меня и дает мне пропитание, значит, я верю в Аллаха», мы скажем: «Нет, для того, чтобы быть верующим в Аллаха, необходимо верить в то, во что веришь ты, а также поклоняться Аллаху, да еще и не поклоняться никому, кроме Него».
Это и есть смысл свидетельства, произнеся которое, человек входит в Ислам: «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» («ля иляха илля Ллах»).
Итог сказанного выше: недостаточно признавать единственность Аллаха в том, что приходит к нам от Него, но необходимо также уединять Аллаха в том, что исходит от нас, т.е. поклонение. Это и есть смысл фразы автора книги].
Он требует, чтобы люди не придавали Ему равных в поклонении*, чтобы не взывали они к кому-либо, кроме Него, чтобы не уповали на кого бы то ни было, кроме Него.
*[Придавание Аллаху равных не заключается в том, что кто-то считает какой-либо объект полностью равным Аллаху и идентичным Ему.
Но тот, кто считает Аллаха несравненно Великим, и Единственным Творцом так, что никто не равен Ему в Именах и Атрибутах, но в то же время, посвятил хоть один вид поклонения какому-либо объекту, кроме Аллаха, тот приравнял этот объект Аллаху, и стал из тех, кто поклоняется многим богам, вместо Одного. А значит, является МНОГОбожником, вместо ЕДИНОбожника.
Поэтому, когда один из людей сказал пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «так пожелал Аллах и ты», пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему суровой фразой: «Неужели ты сделал меня равным Аллаху?!». Обрати же внимание на то, что человек этот не считал пророка – Великим Единственным Творцом, идентичным Аллаху в Именах и Атрибутах, но вместе с этим, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал это придаванием Аллаху равных!!
Сказал шейх уль-Ислам: «Никто из рода человеческого не говорит о том, что есть какой-то объект полностью идентичный Всевышнему Аллаху. Ни от одного из народов неверующих не было передано такого, чтобы они говорили: «У этого мира есть два абсолютно равных творца». И даже огнепоклонники, которые утверждают о наличии двух сил – света и мрака, единогласны в том, что «свет» - это благо, заслуживает поклонения и восхваления, а «мрак» - это зло, заслуживает порицания и проклятия. И в любом случае даже они не уравнивают мрак со светом со всех сторон». («Мажму’уль-Фатауа» 7/75)].
Он требует также, чтобы во всех своих ситуациях люди не обращались ни к кому, кроме Него, и чтобы не взывали к Аллаху, кроме как посредством Его прекрасных Имен, и чтобы не пытались приблизиться к Нему через заступников и посредников: "Кто же способен заступиться перед Ним, кроме как с Его позволения?" (2: 255)*.
*[Этими словами имам ас-Сан’ани указывает на два порицаемых явления, которые присутствуют в обществе мусульман: 1) Взывание к Аллаху почетом пророков, правом праведников, именем душ родственников и т.п. Все это является неузаконенным в религии Аллаха, но нужно взывать к Нему и искать к Нему приближения посредством Его Имен: «Ему принадлежат самые прекрасные Имена, взывайте же к Нему ими» (7: 180).Более подробно этот вопрос рассмотрен в книге о Булгаре стр. 135-168 (глава 19) (2-ое издание).
2) То, что люди не обращаются к Аллаху напрямую, но ищут посредников и заступников между собой и Аллахом. Это и есть религия многобожников, которые не верят в широту милости и прощения Всевышнего. Сказал о них Аллах в Своей Книге: «Они поклоняются тому, что не приносит им ни вреда, ни пользы и при этом говорят: «Это наши заступники перед Аллахом» (10: 18). Аллах недоволен этим, но требует, чтобы люди обращались к Нему напрямую без посредников: «И когда Мои рабы спрашивают тебя обо Мне, то ведь Я близко, отвечаю мольбе взывающего, когда он взывает ко Мне» (2: 186).
Обрати же внимание на то, что Всевышний не сказал: «пусть не взывают ко Мне, но ищут себе посредников и заступников», но, наоборот, Всевышний обобщил Свое обращение, сказав: «Мои рабы», и велел обращаться к Нему всем Своим рабам без исключения!!! (Более подробно этот вопрос рассмотрен в книге о Булгаре стр. 168-191 (глава 20)) (2-ое издание)].
Я свидетельствую о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварищей.
Нет другого Господа, а также Божества, кроме Него*.
*[Обрати внимание на эту фразу имама ас-Сан’ани: «Нет другого Господа, а также Божества, кроме Аллаха»!! Это потому что тот, кто считает Аллаха Единственным Господом, но в то же время обожествляет еще кого-либо наряду с Ним, посвящая ему что-то из видов поклонения, тот является многобожником, которому уготованы вечные, мучительные наказания в аду. Это потому что он считает, что нет другого Господа, кроме Аллаха, но есть другое божество, кроме Него!].
А также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник , которому Всевышний приказал сказать: "Скажи: Я не владею для себя ни пользой, ни вредом, кроме как настолько, насколько пожелает Аллах" (7: 188) – и достаточно Аллаха как Свидетеля*.
*[В аяте, который привел имам ас-Сан’ани указание и опровержение заблуждения многих суфийских течений, которые имеют убеждение о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) способен приносить пользу и вред, что он способен творить, управлять явлениями этой вселенной, что он слышит и видит то, что происходит на земле. Более того, эти люди убеждены в том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слышит, понимает и различает их мольбы, несмотря на то, что мольбы эти произносятся в разных уголках земли, на разных языках одновременно!! (Более подробно ложные убеждения суфиев относительно пророка (да благословит его Аллах и приветствует) изложены в книге о маулиде стр. 62-74)].
Да будет мир и благословение Аллаха над Его посланником, а также его приверженцами, последовавшими за ним свободными от дурных качеств и примесей, которые загрязняют идеологию сердец.
А затем:
Это – книга "Очищение вероубеждения от примесей безбожия". Ее написание стало моей обязанностью и неспадаемой ответственностью после того, как я увидел и убедился в том, что люди начали придавать Аллаху равных в поклонении в городах, деревнях и во всех уголках – Йемене, Шаме, Нежде, Тихаме, и во всех странах Ислама в общем.
Это многобожие заключается в неправильных убеждениях относительно тех, кто захоронен в могилах.
[Под неправильными убеждениями имам ас-Сан’ани имеет в виду то, что многие из людей считают позволительным посвящать умершим праведникам некоторые из видов поклонения, под предлогом того, что эти умершие являются их заступниками перед Аллахом.
Из этих видов поклонения – взывание к умершему, просьба его о помощи, обеты ему и жертвоприношения, обход вокруг могил и т.п. При этом, совершающие подобное, оправдываются либо тем, что их действия это вовсе не поклонение, либо же тем, что поклонения можно посвящать различным объектам, помимо Аллаха, если посвящающий при этом не считает этот объект Всевышним Господом].
Такое же убеждение имеется у людей и относительно живых, которые заявляют о знании скрытого* или видении на далекие расстояния.**
*[Как, например колдуны, астрологи, предсказатели и им подобные неверующие].
** [Такие заявления распространены среди суфийских шейхов различных тарикатов].
Это вместе с тем, что живые эти – из числа грешников – не посещают мечетей мусульман, ты не увидишь их совершающими Аллаху поясного или земного поклона, не знают они ни Сунны, ни Книги, и не страшатся ни воскрешения, ни расчета.
Поэтому обязательным для меня стало порицание того, что обязал порицать Всевышний Аллах, и не могу я быть из числа скрывающих то, что Всевышний повелел разъяснить*.
*[В этих словах имама ас-Сан’ани разъяснение причины написания книги. Что касается видов скрывания Истины и постановления каждого из этих видов, то это приведено нами в четвертой (4) лекции изучения книги «Три основы и их доказательства»].
Знай же, что здесь необходимо усвоить некоторые "ОСНОВЫ", которые являются фундаментом религии, и важнейшим из того, что должны познать единобожники*:
*["Основа» - это то, на чем строится все остальное. Автор привел эти основы не зря, но для того, чтобы затем построить на них диспут с упорствующими и невежественными людьми в том разделе книги, в котором он отводит различные сомнения в вопросах единобожия и многобожия].
Основа первая (все, что в Коране – Истина).
Каждому мусульманину известно о том, что всё имеющееся в Коране – истина, а не ложь, правда, а не обман, прямой путь, а не заблуждение, знание, а не невежество, убежденность, в которой нет места сомнению.
[Автор указал на отсутствие в Коране – лжи (батыль), обмана (казиб), заблуждения, невежества и сомнения. Сказал Всевышний: «Не подступает к немуложьни спереди, ни сзади. Это ниспослание от Достохвального, Мудрого» (41: 42), «Твой народ счел это (Коран)обманом, а ведь это Истина» (6: 66), «А тот, кто последует за Моим руководством –не заблудитсяи не станет несчастным» (20: 123), «После того, как к тебе пришлознание» (2: 145), «Это книга, в нейнет сомнения» (2:2). Что касается тех, кто заявляет о возможности введения в Коран того, что не из него, или наоборот удаления или же искажения, то они являются неверующими в Слова Аллаха: «Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и Мы его оберегаем» (15: 9)].
Это – ОСНОВА, без подтверждения которой, не будут действительными Ислам и Вера человека.
Это бесспорное правило, в котором нет разногласия.[Из тех, кто передал единогласное мнение об этом – Ибн Хазм (см. «Маратиб уль-Ижма’» с 174)].