Глава: Страх верующего перед тем, что (благие) дела его окажутся тщетными, а он и не заметит этого.
Хадис №45 (48)
Передают со слов Зубейда ибн аль-Хариса, что он рассказывал: «Однажды я спросил Абу Уаиля о мурджиитах, на что он мне сказал: «Мне рассказывал ‘Абдуллах бин Маc‘уд, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поношение мусульманина есть /проявление/ нечестия, а сражение с ним — /свидетельство/ неверия»».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что грехи имеют разные степени, точно также как и иман имеет разные степени.
2. В хадисе наисильнейшее опровержение мурджиитам.
3. В хадисе указание на страх перед тем, что дела могут оказаться тщетными.
4. В хадисе побуждение к благим нравам.
5. В хадисе указание на то, что если в одном контексте приходят слова неверие (куфр) и нечестие (фиск), то каждый из них указывает на разный смысл.
6. В хадисе указание на запрет поносить верующего.
7. В хадисе указание на запрет сражаться с мусульманином, не говоря о его убийстве.
8. В хадисе указание на то, что новшество мурджиитов - старое новшество.
Хадис №46 (49)
Сообщается, что ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«/Однажды/ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел /из дома/, чтобы поведать /людям/ о Ночи предопределения, но в это время двое мусульман вступили в перебранку друг с другом, и тогда он сказал:“Поистине, я вышел, чтобы поведать вам о /времени наступления/Ночи предопределения, но такой-то начал ссориться с таким-то, и /то, что я знал/ исчезло. Возможно, это и лучше для вас, /а теперь/ ждите её в девятую, седьмую и пятую (в версии: «...седьмую, девятую и пятую...»)!”».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на достоинство Ночи предопределения.
2. В хадисе указание на то, что споры, разногласия и перебранки между мусульманами порицаемы.
3. В хадисе указание на то, что споры, разногласия и перебранки между мусульманами являются причиной лишения блага, прямого пути и успеха.
4. В хадисе указание на желательность отказаться от своего личного мирского права ради того, чтобы это не привело к спорам и разногласиям. Что же касается религиозного разногласия, то у него есть свои правила, границы и этикет.
5. В хадисе указание на то, что споры и поднятие голоса при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время его жизни, и у его Сунны, после его смерти являются причиной лишения добра, и даже тщетности дел. И по этой причине этот хадис был приведен в этой главе.
6. В хадисе указание на то, что разногласия и перебранки в религии порицаемы, даже если обе стороны желают истины.
7. В хадисе указание на то, что лишение каких-то знаний иногда может быть добром для человека.
8. В хадисе указание на то, что место, в котором присутствует шайтан, лишается бараката и знаний.
9. В хадисе указание на стремление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к добру для своей общины.
10. В хадисе указание на предопределение, а также на то, что если что-то предопределено, то оно свершится.
11. В хадисе указание на то, что Ночь предопределения в одну из последних десяти ночей рамадана.
Глава: Джибриль спрашивает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, Исламе и чистосердечии /ихсан/.
Хадис №47 (50)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился среди людей (на возвышенном месте), к нему подошёл какой-то человек и спросил: “/О посланник Аллаха,/что такое вера?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “/Суть веры/ в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, во встречу с Ним и в Его посланников, а также в том, чтобы ты верил в Воскресение”.
/Человек/ спросил: “Что такое Ислам?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “/Суть/ Ислама в том, чтобы ты поклонялся одному только Аллаху и никого не придавал Ему в сотоварищи, совершал молитву, выплачивал обязательный закят и соблюдал пост в рамадане”.
/Человек/ спросил: “Что такое ихсан?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал:“/Ихсан — значит/ поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то, /не забывая о том, что/ Он, поистине, видит тебя”.
/Человек/ спросил: “Когда наступит Час этот?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Тот, у кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос, но я поведаю тебе о предзнаменованиях этого Часа:/он приблизится,/ когда невольница породит /того, кто станет/ её хозяином, а пастухи /, некогда занимавшиеся выпасом/ чёрных верблюдов, станут соревноваться друг с другом в возведении огромных жилищ /или станут управлять людьми/. /Все это из предзнаменований/. /Однако Час этот является одной/ из пяти вещей, о которых не знает никто, кроме Аллаха”. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят /, в котором сказано/: “Поистине, лишь Аллах знает о Часе этом. Он ниспосылает дождь и знает о том, что находится в утробах. Никто не знает, что приобретёт он завтра, и никто не знает, в какой земле умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Сведущий!” — после чего /этот человек/ удалился, /Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,/ велел /своим сподвижникам/:“Верните его!”./Они хотели его вернуть,/ однако они ничего не увидели, и тогда /Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал: “Это был Джибриль , который пришёл для того, чтобы научить людей их религии”».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. Из рубрики: «Учимся фикху (пониманию) шариатских текстов»: В хадисе указание на то, что если термины Ислам и Иман приходят в одном контексте, каждый из них указывает на свой отдельный смысл, а если они приходят отдельно, то каждый из них указывает на другой.
2. В хадисе указание на обязательность верить в скрытый мир.
3. В хадисе указание на то, что скрытый мир можно познать только через довод из Корана и Сунны.
4. В хадисе указание на обязательность веры в столпы Имана.
5. В хадисе указание на обязательность веры в имена и атрибуты, которыми Аллах описал Себя в Коране или Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, - в достоверной Сунне.
6. В хадисе указание на то, что верующие увидят своего Господа в Судный День.
7. В хадисе указание на то, что самой важной и самой первой обязанностью для людей является единобожие.
8. В хадисе указание на важность таухида улюхия.
9. В хадисе указание на то, что ученому следует проявлять скромность и быть снисходительным к тем, кто обращается к нему с вопросами.
10. В хадисе указание на то, что иман – это слова, дела и убеждения, и на то, что он имеет разные степени, а также и на то, что он увеличивается и уменьшается.
11. В хадисе опровержение философам и еретикам, которые не верят в Аллаха.
12. В хадисе опровержение тем, кто заявляет о том, что об Аллахе можно узнать путем разума, так как об Аллахе можно узнать только через знамения (уахьи).
13. В хадисе опровержение мурджиитам, с той стороны, что Ислам это не только произносить шахаду, но и выполнять его столпы.
14. В хадисе опровержение хариджитам, с той стороны, что не придавать Аллаху сотоварищей и совершать молитву, и держать уразу являются разными вещами. Хариджиты же все это сделали одной вещью. То есть, по их убеждениям, придавать Аллаху сотоварищей – ширк, не молиться –ширк, не держать уразу – ширк и т.д.
15. В хадисе опровержение кадаритам и джабритам.
16. В хадисе опровержение джахмитам и муътазилитам, с той стороны, что верующие увидят своего Господа в Судный день. Так же с той стороны, что Коран – Слова Аллаха. И со стороны многих других вопросов, в которых они отошли от истины.
17. В хадисе опровержение рафидитам, которые утверждают что иман, это вера в имамитство и безгрешность семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
18. В хадисе опровержение суфистам и всем приверженцам нововведений, с той стороны, что религия – это то, что упомянуто в данном хадисе, а не то, что придумали они.
19. В хадисе указание на то, что ихсан, наивысшая степень имана.
20. В хадисе указание на то, что Аллах наблюдает за Своими рабами.
21. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как Зрение.
22. В хадисе указание на запрет давать фатва без знаний.
23. В хадисе указание на то, что если ученый чего-то не знает, то ему не следует стесняться говорить: «Не знаю». В нем также указание на то, что ему следует обучать этому своих учеников.
24. В хадисе указание на то, что невозможность лицезрения Аллаха в этой жизни, не значит невозможность этого в жизни Вечной.
25. В хадисе указание на то, что налоги, которыми облагают людей, являются запретными и на то, что люди не обязаны ими.
26. В хадисе указание на то, что ученому следует оставлять ответы на те вопросы, в которых нет пользы спрашивающему, и отвечать ему тем, что действительно принесет ему пользу.
27. В хадисе указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знает сокрытого. И в этом опровержение излишествующим (крайним) суфистам.
28. В хадисе указание на стремление сподвижников к требованию полезных знаний.
29. В хадисе указание на законность приветствовать салямом (в некоторых версиях хадиса сказано, что он поприветствовал его салямом).
30. В хадисе указание на дозволенность спрашивать ученого не с целью что-то узнать, а с целью обучить этому присутствующих.
31. В хадисе указание на то, что религия это то, на что указывают Коран и Сунна, а не мнения и вкусы кого-либо.
32. В хадисе указание на то, что хороший вопрос называется знанием и обучением.
33. В хадисе указание на дозволенность сидеть на возвышенном месте при обучении (кресло, стул, минбар и т.д.).
34. В хадисе опровержение пантеистам, с той стороны, что в хадисе говорится о том, что Всевышний Аллах, Его ангелы и Его посланник - все это разное.
35. В хадисе указание на то, что ангелы могут принимать образ мужчин. Однако не следует из этого брать дозволенность театральных сценок.
36. В хадисе указание на то, что из признаков Судного часа не берутся шариатские положения. Т.е. сами по себе они не указывают не на добро, не на зло, если только на то нет отдельного довода.
37. В хадисе указание на величие этого хадиса, и на то, что он является основой знакомства с религией, так как собрал в себе все его основы и правила.
38. В хадисе указание на красноречие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и на то, что его слова, не смотря на свою краткость, несли в себе огромный смысл.
39. В хадисе указание на желательность надевать белую одежду.
40. В хадисе указание на то, что при чтении аятов в качестве довода не следует произносить «истиъазу».
41. Этот хадис назван Матерью Сунны, как об этом сказал имам аль-Куртуби.