Ценности сосредоточенности в молитве
«…Также Всевышний приказывает вам совершать молитву, причем не надо отвлекаться во время молитвы, так как в эти мгновения лик Всевышнего перед лицом раба, при условии, если он не отвлекается».
Запрещается отвлекаться сердцем и взором, ведь Аллах устремлен к рабу, пока тот сосредоточен в своей молитве. Если же человек отвлекается сердцем или взглядом, Аллах отворачивается от него. Однажды пророка спросили про лишние движения в молитве. Он ответил: «Это то, что ворует дьявол из молитвы раба»[59].
Передается, что Всевышний Аллах говорит в такие моменты: «(Ты повернулся) к тому, кто лучше Меня? (Ты повернулся) к тому, кто лучше Меня?».
Того, кто отвлекается во время молитвы можно сравнить с человеком, который пришел на аудиенцию к царю и стоит перед ним. Вот правитель обратился к нему, начал разговор с ним, и вдруг этот подчиненный начинает поворачиваться направо и налево, отвлекается от разговора, не вникает в суть того, что ему говорят. Как правитель поступит с таким человеком? Самый щадящий вариант — это то, что его просто удалят выгонят за пределы двора, его возненавидят, и репутация его будет очернена.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отрада (прохлада) очей моих сделана в молитве»[60].
Бакр ибн Бишр передавал от Саида ибн Саннана от Абу Захирий от Абу Шаджара от Абдуллы ибн Умара следующий хадис: «Молитва верующего, который полным образом выполняет омовение, встает на молитву в назначенное время, выполняя ее ради Аллаха, ничего не упуская из ее времени, поясных и земных поклонов и всего того, что ей приличествует, поднимется к Аллаху, Великому и Славному белоснежной, сияющей, лучезарной. А молитва того, кто встанет на нее не выполнив полным образом омовения, отсрочив ее во времени, недобросовестно совершив поясные, земные поклоны и всего того, что ей приличествует, поднимется она от него черной, окутанной мраком, не выше его волос, говоря (молящемуся): «Да унизит тебя Аллах, так же как ты унизил меня» («Да оставит тебя Аллах, так же как ты оставил меня»)»[61].
Молитва, как и любое другое дело, будет принято лишь в том случае, если оно достойно своего Господа.
Принятые дела делятся на две категории. Первая: молитвы и любые другие праведные дела, совершаемые с полной привязанностью к Всевышнему Аллаху, постоянно поминая Его. Вторая: праведные дела, совершаемые рабом по привычке и в состоянии рассеянности, однако цель этих дел — подчинение и приближение к Всевышнему.
Молящихся можно разделить на пять групп:
1) Нерадивый, несправедливый к самому себе. Его омовение, соблюдение времен молитв, ее границ и условий оставляют желать лучшего. 2) Тот, кто соблюдает времена, границы, внешние столпы и омовение, однако он не борется с наущениями и витает в области иллюзий грез и мечтаний.
3) Тот, кто соблюдает границы и столпы молитвы, борется с самим собой против наущений и (ненужных) мыслей. Он занят борьбой со своим врагом, чтобы тот ничего не смог похитить из его молитвы. Он в молитве и джихаде.
4) Тот, кто стремится соблюдать наилучшим образом все права, основы и границы молитвы. Он всем сердцем погружен в этот процесс, его душа полностью занята молитвой и поклонением своего Господа.
5) Он относится к молитве с такой же ответственностью (что и четвертая категория) с той лишь разницей, что он взял свое сердце и положил его перед своим Господом. Он смотрит на Него своим сердцем и наблюдает за Ним, он будто бы видит Его. Его душа полна любовью и почтением к Всевышнему и в ней нет наущений и (ненужных) образов. Завесы между ним и Господом подняты. Разница между ним и другими молящимися как между небом и землей. Он полностью сосредоточен на своем Господе и молитва для него — отрада очей его.
Первая категория подлежит наказанию, вторая будет спрошена, у третей категории будут искуплены грехи, четвертая удостоится награды, пятая будет приближена к Аллаху. Ведь, кто находит отраду очей в молитве, удостоится близости к Всевышнему Аллаху в мире будущем, а также найдет отдохновение в этом мире. Тот, для кого Аллах отрада очей его, таким существом будут наслаждаться взоры всех вещей. А тот кто не находит отдохновения в этом, душа его будет отчаянно разрываться по этому ближнему миру.
Передается, что когда раб встает на молитву Всевышний Аллах говорит: «Поднимите завесы между Мной и Моим рабом». Если же человек начинает отвлекаться, Он говорит: «Опустите их». То есть когда человек отвлекается сердцем своим от Аллаха и переключает внимание на что-то другое, возникает преграда между ним и Всевышним. И как раз в этот момент появляется дьявол и начинает показывать ему, как отражение в зеркале, дела этого тленного мира. Если раб сосредоточен в своей молитве и полностью обращен к Аллаху, шайтан бежит от него и ничем не может помешать ему.
Сердца бывают трех видов:
1) Сердце, в котором нет веры и добра, в нем темнота и дьявол отдыхает. Здесь не нужны наущения. В нем его пристанище, где полновластно правит он.
2) Сердце, озаренное светом веры. Есть в нем ее светильники, но в ней есть и мрак страстей и (порой бушуют) в нем ураганы желаний. Шайтан то нападает, то отступает. Идет война и пока не ясно кто одержит победу. Иногда выигрывает схватку человек, иногда наверху — противник.
3) Сердце, пронизанное и озаренное лучом веры. Туман страстей и мрак незнания рассеялись. Свет озаряет это сердце, сжигает наущения. Оно как небо, хранимое звездами, лишь только дьявол хочет напасть на нее, его побивают камнями. Душа верующего ценнее, чем небо и Аллах защищает ее сильнее. На небе ангелы поклоняются Всевышнему, там месторасположение откровения, оттуда исходят лучи благих дел. Сердце же верующего — место единобожия, любви, познания и веры. Оно не меньше неба достойно охраны и защиты от козней Сатаны.
Есть прекрасное сравнение сердце с жилищем. (Представьте) дворец царя полный сокровищ, дом простого человека убранство, которого, естественно, несравнимо с покоями царя, и заброшенный, пустой дом. В какой из этих домов предпочтет забраться вор? Если я отвечу: «В пустой». Вы скажете: «Невозможно! Что в нем можно украсть?» Однажды ибн Аббасу сообщили утверждения иудеев о том, что во время молитвы их никто не наущает. И он ответил: «А что делать Дьяволу в разрушенном доме?» Предположение, что вор заберется в царский дворец тоже несущественны. Он даже не сможет приблизиться к нему, так как вокруг дворца стоят стражники и войска наготове. Остается дом простолюдина. Туда то он и направляет свои атаки. Пусть здравомыслящие люди поразмышляют над этим примером и пропустят его сквозь свои сердца. В сердце неверного и лицемера нет блага. В нем обосновался дьявол, он охраняет свою обитель, в ней он хранит свои запасы, сокровища, сомнения, иллюзии и наущения. Неужели он будет что-то воровать оттуда?
А какой дьявол осмелится забраться в сердце, в котором почтение, уважение и любовь к Аллаху, концентрация на Нем и ощущение стыда перед Ним. Да что он сможет украсть оттуда? Хотя человек остается человеком и ничто человеческое ему не чуждо. В моменты небрежности, рассеянности и напора страстей
Сатана все же может совершить провокацию, но не более этого.
Вахб ибн Мунаббих передавал, что в прежних писаниях были такие слова Аллаха: «Меня не вмещают просторы жилищ, ведь даже небеса ничто по сравнению с троном Моим. Но Я в сердце верного, который отрекся от всего, кроме Меня». Есть другой вариант этих слов: «Небеса и земли Мои не могут объять Меня, однако сердце раба Моего вмещает Меня»[62].
А сердце, которое содержит признание единственности Всевышнего, знания, любви, веры в Него и в Его обещания, но также в ней есть низменные страсти души и ее проявления, позывы похоти и естества, находится на пересечении двух фронтов. Иногда оно отвечает призыву веры, познания, любви к Аллаху и искреннего устремления к Нему, а порой склоняется к зову Сатаны, страсти и естества. Дьяволу нравятся подобные сердца, так как на нем порой разворачиваются события, выгодные для него. Но Аллах поддерживает того, кого пожелает. «Победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха»[63].
Оружие Сатаны против такого сердца – похоть, сомнения, беспочвенные фантазии и ложные мечты. Весь этот арсенал может храниться в том же сердце и враг непременно использует его против человека, если только не найдется в ней противодействующей мощи веры (в Аллаха). Без него все обречено на полный провал. Нет мощи и силы, кроме как с Аллахом. Дьявол захватывает сердце только подобным образом, и горе тому, кто сам разрешит врагу войти в свой дом и вручит ему в руки оружие для разбоя.
Ценности поста
«…Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск[64], его распространяющий запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше перед Всевышним, чем аромат этого миска».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот, кто контролирует свои органы от совершения греха, язык -ото лжи, непристойностей и чепухи, живот - от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост. От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопашен от пустословия, лжи, распутства и несправедливости. Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья. В достоверном хадисе сказано: «Если (во время поста) человек не прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он отказывался от еды и питья»[65], в другом хадисе сказано, что «вполне возможно доля его от поста будет всего лишь голод и жажда»[66]. То есть пост для органов тела — это воздержание от совершения греха, а для живота — от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а совершенные грехи уменьшают награду за него и губят его плоды, сводят на нет это дело.
Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящего, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий. Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в «Сборнике достоверных хадисов», которого есть глава: «Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для Аллаха нежели запах миска». В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от Абу Хурайры, что пророк, мир ему, сказал: «Все дела сына Адама (делается для) него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели аромат мускуса». Следующая глава называется: «Объяснение того, что запах изо рта постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска». В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как пророк, мир ему: «Великий и Могучий Аллах сказал: “ Все дела сына Адама (делается для) него же. Кроме поста, ибо пост — для Меня, и Я вознаграждаю за него». А неприятный запах изо рта постящегося в День Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом»[67]. После этого в главе: «Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом мире иногда бывает лучше аромата миска» и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякое (благое) дело сына Адама умножится(, а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным(, но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него (, так как человек) отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его! Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее для Аллаха, чем благоухание мускуса!»[68].
Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне.
Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха, обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной, которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса»[69].
Ибн Аббас говорил: «Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу — силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)».
Усман ибн Аффан говорил: «Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему соответствующее одеяние. Если дело благое — хорошее, если нет — то плохое».
Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат. Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот. Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни этого не заметит. «Болезнь» помешает сделать это. Эти слова - предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого.
Ценности милостыни
«…Я приказываю вам творить милостыню. Дающий его, похож на человека, которого пленили враги, связали ему руки к шее, а когда его повели на казнь, он предложил им: «Давайте я откуплюсь от вас». И освободил себя таким образом».
Милостыня удивительным образом предотвращает различные беды, даже у грешников, нечестивцев и неверных. Аллах отталкивает ее несчастия, все люди, просвещенные и простые, знают и могут подтвердить это, так как испробовали это на своем опыте.
Тирмизи передавал от Анаса ибн Малика, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня гасит гнев Господа и отталкивает дурную смерть»[70]. Также милостыня тушит не только гнев Господа, но и грехи и ошибки, так же как вода гасит пламя.
Тирмизи от Муаза ибн Джабала рассказывал: «Я был вместе с посланником Аллаха в путешествии. Одно утро я оказался рядом с ним, и когда мы шли рядом (друг с другом), он сказал мне: «Указать ли тебе на врата блага? Пост — это щит. Милостыня тушит прегрешения, как вода гасит огонь. Молитва мужчины глубокой ночью — один из признаков праведности». После этого он прочитал (следующий) аят: «Их бока отклоняются от их лож; они взывают к cвoeмy Гocпoдy co cтpaxoм и жeлaниeми pacxoдyют из тoгo, чем Мы иx нaдeлили[71]»[72].
В некоторых источниках говорится: «Спешите с милостыней! Поистине, бе-дане может перешагнуть через нее».
В обоих «Сахихах» со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, со-общается, что он сказал) приводится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому из вас придется говорить с Аллахом без всякого посредника, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперед и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика!»[73]
Умар ибн Хаттаб говорил: «Мне рассказывали, что когда дела хвалятся меж собой и милостыня утверждает: «Я лучшая из вас»».
В обоих «Достоверных сборниках» со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в железных джуббах из железа, (т.е. в кольчугах) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба кольчуга) обязательно удлиняется (или: …увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу кольчугу), но она не увеличивается»[74].
Абу Бурда от своего отца передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый мусульманин должен давать садаку». (Один человек) спросил: "Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?" Он
сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку». (Человек) спросил: «О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». (Человек) спросил: «А если он не сможет (сделать этого)?» Он сказал: «(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет садакой»[75].
Всевышний Аллах сказал: «Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости»[76]. Щедрость бывает двух видов:
1) трата того, что в руках других. Это наихудший вариант.
2) расходование того, что в твоих руках.
Бывает, что наищедрейший человек ничего не тратит из своего кармана.
Именно это имеют в виду, когда говорят: «Щедрость — это когда ты расходуешь свое имущество, остерегаясь чужих денег».
Я слышал, что ибн Таймия говорил: «Однажды Всевышний Аллах спросил пророка Ибрахима: «Знаешь, почему Я взял тебя своим приближенным другом?» Он ответил: «Нет». Тогда Аллах сказал: «Я увидел, что милее и любимее для тебя — давать, а не брать»».
Из качеств Всевышнего то, что Он дает, но не берет, кормит, но сам Сам не ест. Он самый щедрый и великодушный. Для Него любимее те рабы, которые пытаются подражать Ему в этих свойствах. Аллах щедр и любит щедрых, Знающий и любит знающих. Могуществен и Ему нравятся храбрые. Красивый и Он любит красоту. Тирмизи в своем «Сборнике» пишет: «Нам передал Мухаммад ибн Башшар от Абу Амира от Халида ибн Ильяса от Салиха ибн Абу Хасана, что он слышал, как Саид ибн Мусаиб говорил: «»Поистине, Аллах Благой и Он любит благое, Чистый и Он любит чистоту, Щедрый и Он любит щедрость, Великодушен и Он любит великодушие. Держите ваши дворы чистыми, не уподобляйтесь в этом евреям иудеям». Я рассказал это Мухаджиру ибн Мисмару и он сказал, что слышал подобное от Амира ибн Сада от его отца от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме слов: «Держите ваши дворы чистыми». Эта часть хадиса странна, так как Халид ибн Ильяс считается слабым передатчиком».
Тирмизи в «Книге благодеяний» пишет: «Нам передал Хасан ибн Арафа от Саида ибн Мухаммада аль-Варрака от Яхья ибн Саида от Араджа от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклонник»»[77].
Так же есть достоверный хадис: «Поистине, Аллах Один и Он любит нечетное»[78].
Всевышний Аллах Милосерден — Он любит милосердных и проявляет к ним милость. Он скрывающий — любит тех, кто скрывает грехи Его рабов. Снисходителен — любит тех, кто относится снисходительно к Его рабам. Прощающий — любит тех, кто прощает Его рабов. Добр — любит добрых. Он ненавидит грубых, жестоких, черствых и скупых богачей. Он Кроток и Благодетелен и любит таковых. Справедлив — любит справедливость. Принимает оправдания — и любит тех, кто принимает оправдания у рабов Его.
В хадисе пришло, что: «Тот, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в этом мире и в День воскресения того, кто избавит мусульманина от печали этого мира, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто облегчит тому, кто испытывает затруднительное положение, тому Аллах облегчит расчет в День Суда»[79].
В хадисе, который приводится у Тирмизи и у других составителей сборников приводится то пророк, мир ему, однажды сказал в проповеди: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не обижайте верующих и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах выставит напоказ того, кто станет неотступно следить за недостатками своего брата в исламе, и Он покроет его позором, даже если он будет в своем доме!»[80].
Тебя будут судить в соответствии с тем, как ты относишься к другим. Живи как пожелаешь, а Аллах даст тебе в соответствии с тем как ты относишься к Нему и к Его рабам.
Лицемерам внешне объявившим принятие Ислама, но затаившим в сердцах неверие, Всевышний Аллах даст свет в День Суда, чтобы они смогли перейти Мост. Он не затушит свет и не помешает им сделать это. Точно так же те, которые показывают людям противное тому, что знает о них Всевышний Аллах. Он проявит для них в этом ближнем мире и мире будущем причины удачи, успеха и победы и скроет противоположное. Также есть хадис: «Аллах выставит напоказ того, кто будет делать что-либо напоказ другим, и обесславит того, кто будет рассказывать»[81].
Подытожив можно сказать, что Аллах дает щедрому подателю милостыни больше, чем скупому накопителю. Расширяет, развивает его личность, телосложение, расширяет удел, душу и причины для существования. Воздаяние соответствует делам.
Ценности поминания Аллаха
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…Также я приказываю вам поминать Аллаха. Поминающий похож на человека, которого преследовали враги, и он спрятался от них в неприступном замке, таким образом, обезопасив себя от них. Раб способен защитить себя от дьявола только при помощи поминания Всевышнего Аллаха».
Только это достоинство поминания достаточно, чтобы подтолкнуть раба к постоянному зикру. Единственная возможная защита от Дьявола — поминание Аллаха, а самая большая слабость перед врагом — пренебрежение зикром. Сатана всегда на чеку и при малейшей рассеянности раба, мгновенно бросается на него, чтобы растерзать его. Если раб поминает Аллаха, Сатана отступает, уменьшается в размерах, пока не становится как воробей, или как муха. Поэтому его называют «наущатель-скрывающийся», то есть он наводит смуту в сердце, но когда поминается имя Аллаха он исчезает.
Ибн Аббас говорил, что: «Дьявол восседает на сердце сына Адама. Если человек расслабляется — он начинает свои наущения, если же он поминает Аллаха - отступает».
В Муснаде имама Ахмада от Абдель-Азиза ибн Абу Суламы Аль-Мадишун от Муаза ибн Джабала передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поминание Аллаха — самый лучший способ спасения от наказания Аллаха».
Муаз говорил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел перед вашим Владыкой, благодаря которому вы вознесетесь к наивысшей степени, и которое лучше для вас, чем встреча с вашим врагом, которым вы станете рубить их головы и они станут рубить ваши головы?» Они сказали: «Конечно, да!» И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это поминание Аллаха, Велик Он и Славен»[82].
В «Сборнике достоверных хадисов» имама Муслима от Абу Хурайры приводится хадис, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ехал по мекканской дороге и проезжая возле горы Джумдан, сказал: «Проезжайте Джумдан и опередили «муфарридун» (просвещенные)!» (Люди) спросили: «Кто они?» На что пророк ответил: «(Это) мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха» [83].
В «Сунанах» со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха Всевышнего, (всегда) покидают нечто подобное туше мертвого осла и испытают (из-за этого) отчаяние»[84].
У Тирмизи приводится другая вариация (этого хадиса): «Если люди находились в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обращались с мольбами за своего пророка, их обязательно постигает отмщение, и если (Аллах) пожелает, то подвергнет их наказанию, а если пожелает, то простит»[85].
В «Сборнике достоверных хадисов» имама Муслима Агар ибн Аби Муслима говорит, что Абу Хурайра и Абу Саид слышали как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Людей, которые собираются, чтобы поминать Всевышнего Аллаха, окружают ангелы, покрывает их милость и нисходит на них милость, а Аллах поминает их среди тех, кто (находится) при нем»[86].
У Тирмизи со слов Абдуллы ибн Буср приводится, что один человек сказал: «О, Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поистине, дверей добра очень много и я не могу выполнить все, расскажи мне дело, которое я попытаюсь постоянно совершать, но не говори слишком много, потому что я могу забыть…». Есть другой вариант этого хадиса: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поистине, исламских дел очень много, расскажи мне про одно дело, которое я буду держаться”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ему сказал: “Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Всевышнего Аллаха»[87].
В «Сборнике достоверных хадисов Бухари» от слов Абу Мусы передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мертвому»[88].
В обоих «Достоверных сборниках» от слов Абу Хурайры приводится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я (буду таким), каким считает Меня Мой раб, и Я нахожусь рядом с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня про себя, то и Я помяну про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше (их). Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к Нему на локоть. Если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень. Если он пойдет ко Мне пешком, Я приду к нему бегом»»[89].
Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если будете проходить (возле) садов Рая, оставайтесь там". Спросили: "О Посланник Аллаха, что это за сады Рая?" Он сказал: "Собрания для зикра"[90].
Тирмизи передал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Лучший из лучших рабов Моих тот, кто поминает Аллаха в разгар битвы»[91].
В этом хадисе ясное указание на достоинства поминающего и борца на пути Аллаха. Воин, поминающий Аллаха лучше просто поминающего или небрежного борющего. Поминающий без джихада лучше, чем небрежный к поминанию воин. Самый лучшие поминающие — воины на пути Аллаха, самые лучшие воины — это те, кто поминает Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa вcтpeчaeтe oтpяд, тo бyдьтe cтoйки и пoминaйтe Aллaxa мнoгo, - [92]мoжeт быть, вы пoлyчитe ycпex!». Также Всевышний Аллах сказал: «O тe, кoтopыe yвepoвaли! Bcпoминaйтe Aллaxa чacтым пoминaниeм»[93]. Всевышний Аллах сказал: «…пoминaющиe и пoминaющия Aллaxa мнoгo…»[94]. Всевышний Аллах сказал: «А когда исполните все обряды ваши, поминайте Аллаха чаще, чем поминали ваши предки»[95].
В этих аятах приказано поминать Всевышнего Аллаха часто и упорно, потому что раб нуждается в Нем и постоянно зависит он Него. Любое мгновение, проведенное без поминания Аллаха, записывается против него и он несет огромные убытки в эти моменты, даже если принес себе какую-то мирскую пользу.
Некоторые знающие говорили, что человек, который был устремлен к Аллаху в течение долгих лет, а потом отвлекся на мгновение, потеряет больше, чем приобрел за эти годы.
Бейхаки приводит от Айши, что посланник Аллаха сказал: «В День Воскресения раб Аллаха будет жалеть о земных часах, которые он провел без поминания Аллаха»[96].
От Муаза ибн Джабала передается, что обитатели Рая будут жалеть о часах этого мира, которые они провели без поминания Аллаха.
От Уммы Хабибы, жены посланника Аллаха, передается, что пророк, мир ему, сказал: «Все слова человека записываются против него, кроме приказов к одобряемому и запретов порицаемого, или поминания Аллаха»[97].
Муаз ибн Джабал спросил пророка, мир ему: «Какое дело Аллах любит больше всего?» И он ответил: «Чтобы даже на смертном одре поминалось имя Его»[98].
Абу Дарда говорил: «У каждой вещи есть свой очиститель, у сердца — это поминание Аллаха».
Байхаки передает от Абдуллы ибн Умара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «У каждой вещи есть свой очиститель, а у сердца — это поминание Аллаха. Также поминание Аллаха — самый лучший способ спасения от наказания Аллаха».
Его спросили: «Оно лучше джихада?» Он ответил: «Да, даже если будешь бить мечом, пока он не сломается!»[99].
Несомненно, сердце покрывается ржавчиной так же как медь, серебро и другие металлы. Полируется — поминанием Всевышнего Аллаха. Можно очистить его настолько, что она станет сиять как зеркало. Без зикра душа — загрязняется, вместе с ним — полируется.
Причина загрязнения души в двух вещах: рассеянность и грехи. Очищение ее в испрашивание прощения и поминание Аллаха. Постоянная небрежность покрывает сердце непроницаемым налетом, и оно адекватно перестает отображать окружающий мир. Ложь видится ему в форме истины, правда в форме лжи. Чем больше грехов, тем темнее на душе человека, тем хуже ему видны реалии мира. Изменяются представления и восприятие. Она уже не принимает правды и не отрицает ложь. Это самое страшное наказание для сердца. Причина этого — рассеянность и следование страстям. Эти вещи гасят свет сердца и ослепляют его видение.
Всевышний Аллах сказал: «…и нe пoвинyйcя тeм, cepдцe кoтopыx Mы cдeлaли нeбpeгyщим к пoминaнию o Hac и ктo пocлeдoвaл зa cвoeй cтpacтью, и дeлo eгo oкaзaлocь чpeзмepным»[100].
Раб желающий подражать кому-нибудь, брать пример с кого-то, должен по-смотреть является ли этот человек из поминающих Аллаха или же он из небрежных. Управляет ли им земная страсть или Божественное откровение. Если им управляет первое, то он из небрежных и дело его плохо, нельзя подражать ему, так как он ведет к погибели.
Слово «фурата» переводиться как безалаберность, то есть оставил дело, за которым он должен был следить. Кто-то объясняет это слово как — предание излишествам, кто-то толкует как погибель, кто-то как противоречие Истине. Все эти мнения близки друг к другу.
Подытожив можно сказать, что Всевышний Аллах запретил нам следовать за тем, в ком есть эти качества. Человек должен проанализировать характер своего учителя, его образец и того за кем он следует. Если он содержит в себе вышеперечисленные черты, он должен уйти от него. Если учитель из тех, кто поминает Аллаха и следует сунне пророка, серьезно относясь к своим делам — следуй за ним. Ведь разница между живим и мертвым в поминании Аллаха. Тот, кто поминает Аллаха — жив, кто нет — тот мертв.
В Муснаде приводится хадис: «Больше поминайте Аллаха, даже если про вас скажут: «он сошел с ума»»[101].
Польза поминания
1. Поминание Аллаха гонит дьявола прочь, убивает его.
2. Доставляет удовольствие Милостивому, Велик Он и Славен.
3. Удаляет печаль и душевные беспокойства.
4. Радует сердце и веселит его.
5. Укрепляет душу и тело.
6. Озаряет светом лицо и сердце.
7. Увеличивает жизненный удел.
8. Облачает поминающего в одеяния благоговения и почета. Придает ему приятный, свежий вид.
9. Поминание Всевышнего порождает любовь к Нему, а это — дух Ислама, стержень религии, основа счастья и спасенья.
По замыслу Всевышнего Аллаха, у всего есть своя причина. Любовь возникает из-за постоянного поминания. Желающий любви к Аллаху, должен пребывать в постоянном поминании Его. Как, например, учеба и повторение — врата знаний, так же зикр[102] — входные двери любви, её главнейшая улица, самая прямая дорога к ней.
10. Усиливает самоконтроль, постепенно вводит человека в состояние «ихсан» и он начинает поклоняться Всевышнему, как бы видя Его. Небрежный к зикру не достигнет положения «ихсана» так же, как сидящий на месте не дойдет до желаемой цели.
11. Пробуждает покаяние (Мотивирует на постоянное возвращение) к Всевышнему. Чем больше человек в поминании Аллаха, тем легче ему обращаться к Нему при любых обстоятельствах. Аллах становится «киблой» сердца его, убежищем во время бед и испытаний.
12. Приближает человека к Всевышнему. Чем больше он поминает Аллаха, тем он ближе к Нему. Чем больше он небдителен, тем дальше от Него.
13. Открывает ему величайшую дверь познания. Чем больше он в поминание, тем больше его знание.
14. При поминании, когда сердце полностью подчинено Всевышнему, присутствует вместе с Ним, возникает благоговение перед Ним. В отличие от небрежного, пелена благоговения на сердце которого очень тонка.
Всевышний Аллах поминает его. В своей книге Он сказал: «Вспомните же Меня, Я помяну вас...»[103]. Только в этом одном, столько почета и уважения. Также пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал нам следующие слова своего Господа: «Того, кто вспомнит Меня тайно, Я упомяну его про Себя, поминающего Меня в обществе, Я помяну в более лучшем обществе»[104].
16. Оживляет сердце. Я слышал, как шейх-уль-ислам ибн-Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Зикр для сердца, что вода для рыбы. Каково будет рыбе, если вытащить её из воды?!».
17. Поминание Всевышнего — пища для сердца и духа. Раб, потерявший её, похож на организм лишенный питания.
Как-то я прочитал утреннюю молитву с шейхом ибн-Таймией. После неё он сел и поминал Всевышнего почти до полудня, потом повернулся ко мне и сказал примерно следующие слова: «Это мой завтрак, если я его не приму — ослабну». Так же однажды он сказал мне: «Я оставляю зикр только для того чтобы, отдохнув, приступить к новому».
18. Устраняет коррозию души.
У всякой вещи — своя ржавчина. У сердца она — небрежность и страсть. Устранение её в зикре и «истигфаре»[105].
19. Освобождает от бремени грехов. Снимает их с раба, так как зикр относится к величайшим праведным делам, а, как известно хорошее смывает убирает плохое.
20. Убирает отчужденность между рабом и Господом, Благословен Он и Возвышен. Между небрежным и Аллахом неприязнь, которая исчезает только с помощью зикра.
21. Слова почитания, очищения Всевышнего от пороков и недостатков, восхваления Его вспоминают произносившего в период несчастий.
22. Раба поминающего Аллаха в счастливые моменты своей жизни, Аллах не оставит в период несчастий. Насчет этого передаётся, что когда праведный раб попадает в беду и начинает взывать к Всевышнему, прося Его что-либо, ангелы говорят: «Господи! Знакомый голос, знакомого раба». Слыша же голос небрежного, отвернувшегося от Всевышнего они говорят: «Неизвестный голос, незнакомого раба»[106].
23. Оно спасение от наказания Аллаха. Му’аз, да будет доволен им Аллах, говорил: «Ничто не спасает человека от наказания Всевышнего так, как поминание Аллаха».
24. Зикр — причина нисхождения спокойствия, окружения поминающего милостью и постоянного нахождения в окружении ангелов.
25. Отвлекает язык от произнесения клеветы, сплетен, лжи, непристойностей и чепухи. Человек не может обходиться без разговора. Если он не занят поминанием Аллаха и Его приказов, то автоматически впадает в грех. Единственный способ избавления от этого — зикр. Жизнь и практика тому свидетели. Приучивший свой язык к зикру, обезопасил его ото лжи и пустословия. Язык сухой от зикра, обычно увлажняется пустой болтовней.
26. Собрания, где поминается имя Всевышнего — места присутствия ангелов, тогда как на собираниях небрежности — толпища бесов. Раб должен выбрать, что ему нравится, что он предпочитает больше, так как он будет с ними как в этом мире, таки в будущем.
27. Приносит счастье поминающему, и тому, кто находится рядом с ним. Он благословен, где бы он ни находился. Небрежный пустослов и тот, кто находится с ним несчастны из-за своих действий.
28. Гарантирует безопасност