Глава о добавке веры и убавлении ее.
И многие из имамов этой общины передавали иджма от салафов о том, что вера добавляется и уменьшается.
20- قال أبو عبيد: حدثنا عبد الرحمن بن مهدي عن سفيان عن جامع ابن شداد عن الأسود بن هلال قال: قال معاذ بن جبل لرجل: " اجلس بنا نؤمن ساعة يعني نذكر الله (45) وبهذا القول كان يأخذ سفيان والأوزاعي ومالك بن أنس،
Говорит Абу Убайд: «Рассказал нам АбдуРрахман ибн Махди, от Суфьяна, от Джамиа ибн Шаддада, от Асуаля ибн Иляля, сказал: «Однажду Муаз ибн Джабаль сказал одному человеку, сядь с нами, будем веровать определенное время». (Сахих). (В этом асаре смысл будем поминать Всевышнего Аллаха и тем самым повышать свою веру).
И этого мнения придерживался Суфьян ас-Саурий, а также аль-Аузаи, а также Малик Ибн Анас.
(От Абу Ахмада аз-Зубайри - Я слышал как Суфьян ас-Саури не раз говорил: «Вера увеличивается и уменьшается». («Аш-Шариа» аль-Аджури. Сахих. ).
От АбдуРразака приходит что он говорил я слышал от Суфьяна ас-Саури, а также ибн Джураджа а также Маамар ибн Ращид а также Малик ибн Анас а также Суфьяна ибн Уейны все они говорили что иман это слова и дела, увеличивается и уменьшается. И добавил АбдуЛлах ибн Ахмад (сын имама Ахмада), слово АбдуРразака к этому и потом сказал и я также это говорю что иман это слова и дела, увеличивается и уменьшается, а если я буду им противоречит (тем которые упомянуты выше) то я буду одним из заблудших, и не буду из тех кто идет по прямому пути.
От Худайка ибн Сулаймана- Однажды аль-Аузаи спросили о вере. Он сказал: «Вера увеличивается и уменьшается, а тот, кто считает, что вера не увеличивается и не уменьшается, тот нововведенец». (Худайк ибн Сулайман неизвестный, но у него есть поддерживающие цепочки.)
И пришло тоже самое от Имама Малика ибн Анаса с достоверным иснадом. И можно сказать это слово что вера увеличивается и уменьшается слово всех сподвижников и имамов этой общины.)
يرون أعمال البر جميعا من الازدياد في الإسلام، لأنها كلها عندهم منه. وحجتهم في ذلك ما وصف الله به المؤمنين في خمس مواضع من كتابه منه قوله ]الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُواْ لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَاناً وَقَالُواْ حَسْبُنَا اللّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ [( آل عمران/ 173) وقوله ]لِيَسْتَيْقِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا [( المدثر /31) وقوله ]لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَّعَ إِيمَانِهِمْ[( الفتح /4). وموضعان آخران قد ذكرناهما في الباب الأول، فاتبع أهل السنة هذه الآيات وتأولوها أن الزيادات هي الأعمال الزاكية.
Все те, которых мы перечислили выше считают, что все благие дела являются добавкой Ислама, потому что все эти дела у них считаются из веры, и довод этих имамов на то слово которое они высказали, это то чем Всевышний описал верующих в пяти местах из Своей Книги.
Из этих слов: «Те, которым сказали люди, - «Поистине, люди собрались вокруг вас, бойтесь же их!» Но это лишь добавило им веры, и они сказали:- «Достаточно нам Аллаха, и прекрасен Он как Покровитель». (Али Имран-173)
А также: - «Это для того чтобы обладатели Писания пришли к убежденности, а те которые уверовали, их вера увеличилась». (аль-Мудассир-31)
И слова:- «Это для того чтобы верующие, добавилась вера к их вере». (аль-Фатх-4)
И два последних места мы упомянули в первой главе. (На стр. 25. А это сура Ат-Тауба аят 124 и сура Аль-Анафаль аят 2).
И Ахлю сунна уаль-джамаа последовали за этими аятами, и подчинились им, и разъяснили их таким образом, что под добавкой к вере имеется ввиду совершение благих деяний.
وأما الذين رأوا الإيمان قولا ولا عمل فانهم ذهبوا في هذه الآيات إلى أربعة أوجه:
أحدها أن قالوا، أصل الإيمان الإقرار بجمل الفرائض مثل الصلاة والزكاة وغيرها والزيادة بعد هذه الجمل، وهو أن تؤمنوا بأن هذه الصلاة المفروضة هي خمس، وأن الظهر أربع ركعات، والمغرب ثلاثة 11/1، وعلى هذا رأوا سائر الفرائض.
А что касается тех, которые говорят, что иман это лишь слово без дела (Мурджия аль-Фукаха или карамиты), что касается их, то они разъяснили эти аяты не так, как это разъяснили Ахлю сунна уаль-джамаа, и у них есть 4 мнения как нужно понимать эти аяты:
1 Сказали:- «Основа веры человека это подтверждение сердцем обязательных ниспосланий Шариата в общем. Как например намаз, закят и другие. И после того как он уверовал в это, у него случается добавка к вере, и это тогда когда человек начинает веровать что обязательных намазов пять, и то что зухр состоит из 4 ракаатов, что магриб состоит из 3 ракаатов, и так считают они относительно остальных обязательных действий».
والوجه الثاني: أن قالوا. أصل الإيمان الإقرار بما جاء من عند الله، والزيادة تمكن من ذلك الإقرار.
2Сказали: «Основа веры, когда человек утверждается сердцем относительно того, что пришло от Аллаха. А добавка, когда у человека икърар (убеждение) увеличивается». То есть они говорят что вера увеличивается не за счет дел органами тела, а за счет убежденности в сердце.
والوجه الثالث أن قالوا: الزيادة في الإيمان الازدياد من اليقين.
3 Сказали: «Добавка веры, это добавка убежденности». То есть когда человек видит разные знамения от Всевышнего Аллаха, и то как Он оказывает поддержку и помощь этой религии у него появляется убежденность в том что он на правильном пути что эта религия истинная и т.д. и добавляется у него аль йакын (убежденность).
والوجه الرابع أن قالوا: إن الإيمان لا يزداد أبدا، ولكن الناس يزدادون منه.
4 Сказали: «Вера не увеличивается ни в коем случае, но люди увеличиваются от веры». То есть не вера увеличивается от действия человека, а действия человека увеличиваются из-за его веры.
وكل هذه الأقوال لم أجد لها مصدقا في تفسير الفقهاء ولا في كلام العرب،
И все эти четыре мнения, я не нахожу на них ни одного подтверждения, ни в тафсире ученых, а также в арабском языке.
، فالتفسير ما ذكرناه عن معاذ حين قال: " اجلس بنا نؤمن ساعة " فيتوهم على مثله أن يكون لم يعرف الصلوات الخمس ومبلغ ركوعها وسجودها إلا بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم، وقد فضله النبي صلى الله عليه وسلم على كثير من أصحابه في العلم بالحلال والحرام ثم قال: " يتقدم العلماء برتوة " (46) هذا لا يتأوله أحد يعرف معاذا.
(1) Например, то что мы упомянули от Муаза ибн Джабаля, когда он сказал:- «Садись с нами, будем веровать определенное время», - может ли подумать кто-то, относительно Муаза, что он не знает подробностей о пяти намазах, и о поясных поклонах и суджудов, и узнал их Муаз только после того как он посидел с этим человеком после смерти пророка, мир ему и благословение Аллаха? Вместе с тем, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, превознес Муаза ибн Джабаля над многими из своих сподвижников знанием относительно халяля и харама, сказал: «Муаз ибн Джабаль придет впереди ученых в Судный День на расстоянии кидания камня».(Иснад сообщения хороший из-за многих поддерживающих его цепочек). Такое не может сказать относительно Муаза никто, кроме того кто действительно не знает кто такой Муаз ибн Джабаль.
وأما في اللغة فإنا لم نجد المعنى فيه يحتمل تأويلهم وذلك كرجل أقر له رجل بألف درهم له عليه، ثم بينها فقال: مائة منها في جهة كذا، ومائتان في جهة كذا، حتى استوعب الألف، ما كان هذا يسمى زيادة، وإنما يقال له تلخيص وتفصيل،
А что касается арабского языка, то мы не находим в нем таких смыслов которые бы поддерживали их мнения. И это как человек подтвердил, что человек должен ему 1000 дирхамов, а потом разъяснил, сто дирхамов он у меня занимал на то-то, двести дирхамов на то-то, потом разъяснял, пока не разъяснил, на что он взял у него 1000 дирхамов. Это не является добавкой к долгу, но это является в арабском языке разъяснением на что этот человек занимал у меня эти 1000 дирхамов. (Это ответ на первое мнение мурджиитов)
وكذلك لو لم يلخصها ولكنه ردد ذلك الإقرار مرات، ما قيل له زيادة أيضا، إنما هو تكرير وإعادة، لأنه لم يغير 11/2 المعنى الأول ولم يزد فيه شيئا.
(2) А также если человек не разъясняет подробно на что занял он эти деньги. Но подтверждает это несколько раз (говоря этот человек мне должен 1000 этот человек мне должен 1000). Это тоже не называется добавкой, но называется повторением и возвращением, потому что он не поменял первого смысла, и не добавил в этом ничего. (Это ответ на второе мнение мурджиитов)
فأما الذين قالوا يزداد من الإيمان، ولا يكون الإيمان هو الزيادة، فإنه مذهب غير موجود، لأن رجلا لو وصف ماله فقيل: هو ألف، ثم قيل: إنه ازداد مائة بعدها، ماكان له معنى يفهمه الناس إلا أن يكون المائة هي الزائدة على الألف، وكذلك سائر الأشياء، فالإيمان مثلها، لا يزداد الناس منه شيئا، إلا كان ذلك الشيء هو الزائد في الإيمان.
(3) Что касается тех, которые сказали, то что человек добавляется от веры, а не вера добавляется от человека, то это мазхаб который не существует. Потому что если человек опишет свое имущество, скажет: «У меня есть тысяча дирхамов», а после этого будет сказано, что этот человек добавился тысячей дирхамов, не будет у этого смысла который понимали бы люди. (То есть у тебя есть 1000 дирхамов и тебе принесли 100 дирхамов и добавили к этой тысяче, ты говоришь у меня добавились дирхамы, но не говоришь я добавился от моих дирхамов, то есть не ты увеличиваешься от дирхамов а дирхамы увеличиваются по средством добавления). И люди поймут, только если скажут, что сотня добавилась тысячей, а также другие вещи. Иман в этом примере подобен этому имуществу, люди не добавляются от веры, но эта вещь наоборот добавляется к вере. (То есть вера увеличивается от действии, а ни действия от веры). (Это ответ на четвертое мнение мурджиитов)
وأما الذين جعلوا الزيادة ازدياد اليقين فلا معنى لهم، لأن اليقين من الإيمان فإذا كان الإيمان عندهم كله برمته إنما هو الإقرار، ثم استكمله هؤلاء المقرون بإقرارهم أفليس أحاطوه باليقين من قولهم فكيف يزداد من شيء قد استقصى وأحيط به ؟! أرأيتم رجلا نظر إلى النهار بالضحى حتى أحاط عليه كله بضوئه هل كان يستطيع أن يزداد يقينا بأنه نهار ولو أجتمع عليه الإنس والجن ؟! هذا يستحيل ويخرج مما يعرفه الناس.
(4) А что касается тех, которые сказали, добавка веры - имеется ввиду добавка убежденности человека, то в этом тоже нету смысла, потому что убежденность из веры, если они сами же говорят, что вера у них вся полностью единым разом, это только подтверждение истинности религии и произношение языком, а потом те, которые и так уже утверждают истинность религии Ислам, затем дополняют эту веру опять утверждением, неужели они не понимают, что своим утверждением они уже охватили всю веру, как они могут дополнить вещь, которая уже дошла до совершенства, и уже окружена? (То есть если человек утвердил что эта религия Ислам истинная от Всевышнего Аллаха, мурджииты говорят: раз он утвердил что эта религия истинная, то вера его полноценная стала этим самым, и автор книги им говорит причем здесь тогда йякын убежденность человека? Почему сами говорите что добавляется убежденность человека если она и так у него была полноценной? И как может добавляться то что и так уже полноценно?). Если человек посмотрел на день во время духа (утром после восхода солнца), так что этот человек охватил все утро со всем его светом, может ли он добавиться в убежденности что это день? Если даже соберутся все джинны и люди, чтобы добавить ему убежденности что сейчас день, не добавится его убежденность. И это выходит из того что понимают люди.
(Дополнение не из урока: Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “«Вера – это слово и действие. Она увеличивается и уменьшается”». [«Манакиб аш-Шафии» (1/387).].
АбдуЛлах бин Ахмад сказал:«Я слышал, как моего отца, да будет милостив к нему Аллах, спросили об аль-ирджа [мурджиизме], на что он ответил: «Мы говорим: “Вера – это слово и дело, она увеличивается и уменьшается. Если человек совершил прелюбодеяние и употребил спиртное, то его вера уменьшилась”» [«ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада (1/307).]. ).
4- باب تسمية الإيمان بالقول دون العمل