Тот, который оставил все дела органов тела, называется ли он мусульманином?
Передает Ханбаль от имама аль-Хумейди: "Мне сообщили, что некоторые люди говорят: "Тот, кто признал обязательность намаза, заката, поста, хаджа, затем не сделает ничего из этого пока не умрет, или будет молиться спиной к кибле, до тех пока не умрет - то, что этот человек верующий, пока не будет отрицать (обязательность), если будет знать, что в этом оставление его имана (т.е. то что это вредит его иману), и будет признавать обязательства и то, что надо направляться
лицом к кибле.
Я (аль-Хумейди) говорю:
«Это - явное неверие и противоречие книге Аллаха и Его Посланнику и деяниям мусульман. Сказал Всевышний Аллах: И им не было приказано кроме как искренне поклоняться Аллаху». (сура аль-Байяна 5)
Сказал Ханбал:
«Я слышал Абу АбдуЛлаха – ( т.е. имама Ахмада )– который сказал: "Кто так сказал, то он неверный в Аллаха, и отверг приказ Аллаха и то, с чем пришел Посланник". См. "Шарх Усуль Аль- Иттикад ахльСунна уа аль-Джамаа", 5138-140.
[ Примечание от абу АбдуЛлаха:Шейх Ислам Ибн Таймия, после того как привел нижеприведенное слова аль-Хумейди и имама Ахмада, только вместо слова "Это явное неверие и противоречие.....деяниям мусульман", он сказал: " Это явное неверие и противоречие... ученым мусульман". Что указывает на иджма.
После того, как он привел эти слова, затем поговорил о вопросе лицемерия, затем сказал:
"И имамы сделали такфир такому, так как это предположение не может произойти. Невозможно, чтобы человек не делал ничего из того что ему приказано, из намаза, заката, поста, хаджа, делал то что может из запретного, как намаз без омовения, не по направлению к кибле, прелюбодеяние с родственницами на которых ему запрещено жениться, и вместе с этим он верующий внутри. Однако он не делает это, кроме как по причине отсутствия имана в его сердце.» См. "Маджуа фатава" 7\210-219.
Также говорит шейх Ислам ибн Таймия: «И поистине мурджииты не спорят о том что Иман который в сердце призывает делать послушание. И послушание из плодов Веры и ее результатов. Но спорят в том, разве делает этот Иман необходимым Дела?» См. «Маджмуа Фатава» 7\50.Конец примечания].
И говорит шейхуль Ислям Ибн Теймия: «Это потому что основа веры - это то что у человека в сердце, а дела органами тела это то что вынужденно, обязательно выходит у человека если у него есть вера в сердце. Невозможно представить чтобы у человека в сердце была обязательная вера, вместе с тем что нет у него ничего из деяний органами тела».(См. Маджму’ аль-Фатауа 7 том 198 стр).
Также сказал Ибн Теймия: «Стало понятно, что религия, обязательно в ней присутствие дела и слова, и то, что невозможно, чтобы человек был верующим в Аллаха и Его посланника в своем сердце, или в своем сердце и языке и не выполняет при этом никаких обязательств внешними органами тела, что бы не совершал ни намаз, ни закят, ни пост, и не выполнял каких-либо других обязательных действий».(См. Мажму’ аль-Фатауа 7 том 621 стр.)
Говорит шейх Раби’ Ибн Хади аль-Мадхали: «Я говорил множество раз, то, что тот который оставил дела полностью, такой человек является неверующим безбожником». (См. Кашфу ля кязиб стр.219).
Также он говорит: «И я явно заявлял множество раз то что мое мнение полностью соответствует мнению Ахль ас-Сунна относительно того какое они вынесли постановление на того кто оставил деяния полностью». (См. аль-Мадму’ аль-Уадых стр.459).
И также сказал: «Если человек не совершает никаких действий которые он обязан совершать исходя из своей веры, считая что на нем нет обязанностей совершать из каких-либо дел или полностью оставляя дела, это невозможно кроме как у человека в сердце отвергание (отрицание) к религии Аллаха, либо же человек у него в сердце высокомерие и упорство (в неприятии религии), такое человек является неверующим вышедшим из религии Ислам». (См. Кашфу ля кязиб стр.157-158).
[ Примечание от абу АбдуЛлаха: Сказал Исхак ибн Рахавейхи, учитель имама Бухари: «Перегибают мурджииты, когда говорят: «Тот, кто оставил предписанные намазы, пост в рамазан, закят, хадж и все фарзы, не отрицая их, то мы их не считаем кафирами. Надеемся на Аллаха, т.к. они признали их». И нет сомнения в том, что они мурджииты». «Т’азим кадр Ас-салят» 2\929.
Говорит Нафий, мауля Абдуллаха ибн Умара ибн Аль-Хаттаба, когда его спросили о тех, которые говорят: «Мы утверждаем, что намаз фарз, но не молимся, и то что спиртное харам, но пьём, и то что жениться на матерях харам, но женимся». И говорит спрашивающий, что выдернул он свою руку из моей, и сказал: «Кто это делает то он кафир». См. Сунна Абдулла ибн Ахмада стр 831, Ибана 2\809, Шарх Усуль аль-Иътикод 1\953
Говорит Суфьян ибн Уейна в книге «Сунна» Абдуллаха ибн Ахмада ибн Ханбала: “Мурджииты гарантируют Рай тому, кто сказал: «ля иляха илля-Ллах», даже если он упорствует своим сердцем в оставлении обязанностей, и мурджииты именуют оставление обязанностей (т.е. столпов Ислама) грехом, подобно совершению запретного. Однако это не одно и то же, поскольку совершение запретного без дозволения этого является грехом, а оставление столпов не по незнанию (т.е. зная о том, что делать их фарз) и без веской причины, является куфром”.
Говорит шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: «Нет разногласия в том, что необходимо, чтобы Таухид был как в сердце, так и проявлялся в сответствующих словах и ДЕЛАХ. И если чего-то не будет из этого, то не будет человек МУСЛИМОМ.Даже если человек признает Таухид сердцем, но не будет это выражаться в его словах и делах, то такой будет непокорным кафиром, такой же, как фараон, иблис и похожие на них». См.книга «Дуррар ас-Сания» 2\124.
Сказал имам Аль Аджурри: «Дела органами – подтверждение веры сердцем и языком. И тот, кто не подтвердит иман совершением дел органами, как очищение, намаз, закат, пост, хадж, джихад и подобное этому, и тот, кто будет доволен для себя познанием (в сердце) и словами без дел, то он не будет верующим, и не поможет ему познание и слова. И будут деяния указывать на ложное заявление о его имане. И знай, что это мазхаб УЧЁНЫХ МУСУЛЬМАН, как прошлых, так и нынешних. А кто говорит что-то другое, то он – мерзкий мурджиит. И бойся за религию свою от такого! И доказательство на всё это слова Аллаха: «А ведь им было велено поклоняться Одному Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера»». См. «Арбаина Хадиса», 135-137
Говорит Ибн Батта, великий ученый ханбалит, живший во третьем веке хиджры: «Имя Веры есть то, что включает в себя ТРИ составные части, и не разделяется одно от другого, и НЕ ПРИНЕСЁТ ПОЛЬЗЫ ОДНО, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ДРУГОГО, а это то, что ИМАН – это СЛОВО языком, ДЕЛО органами и ПОЗНАНИЕ сердцем. В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ словам заблудших мурджиитов, у которых отклонённые сердца и шайтан играется их разумом». См.Ибана 2\779.
Говорит Маймун ибн Махран своим сподвижникам когда увидели монаха: «У вас есть такой же в поклонении, кто достиг своим поклонением этого монаха? Ответили они: «Нет!» Сказал им «А что может принести ему пользу это, если не уверовал в Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует? Ответили «Нет, не поможет ему из этого поклонения ничего». Сказал ибн Махран: «Вот также не поможет Слово без Дела». См. Тахзиб аль-Камаль 29\217.Конец примечания].