Второе – обязанности мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам.
Обязанностей мусульман перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) много, и некоторые из них мы уже упоминали, говоря об обязанностях перед всеми посланниками. Здесь мы перечислим некоторые из обязанностей, которые мусульмане должны выполнять только перед Пророком Мухаммадом, саля Ллаху алейхи ва салам.
1. Необходимо верить в его пророческую миссию и послание и иметь твердую убежденность в том, что его послание отменило все предыдущие послания. Обязательным условием этого является признание правдивости всего, что он говорил, повиновение всему, что он приказывал, и избежание всего, что он запрещал. И, конечно же, поклоняться Аллаху следует только так, как он предписывал, и это подтверждается доказательствами из Корана и Сунны. Всевышний сказал: «Уверуйте же в Аллаха, Его Посланника и свет, который Мы ниспослали» (ат-Тагабун, 8); «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (аль-А’раф, 158); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).
Передают, что Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и будут совершать намаз и выплачивать закят. Если они поступят так, то защитят от меня свои жизни и свое имущество, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а вот счет им предъявит Аллах».[«Сахих аль-Бухари» (25), «Сахих Муслим» (22)].
2. Обязательно верить в то, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) донес послание, выполнил свою миссию, дал наставления своим последователям, указал им на все добрые деяния, побудив их совершать их, и запретил им совершать любые злодеяния, предупредив об их опасности. Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3).
Передают, что Абу ад-Дарда рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, я оставляю вас на светлом пути, ночь которого подобна дню».[«Мукаддимат Сунан Ибн Маджа» (5)].
Сподвижники засвидетельствовали то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) донес до них истину, на своем самом большом сборище, когда он обратился к ним с известной проповедью во время прощального паломничества. Он разъяснил им их обязанности, сообщил о запретах Аллаха, заповедал им руководствоваться Его писанием, а затем сказал: «Вас будут спрашивать обо мне. Что же вы скажете?».Люди сказали: «Мы будем свидетельствовать, что ты донес послание, выполнил свою миссию и дал нам наставления». Тогда он поднял указательный палец к небу, затем указал им на людей и сказал: «О Аллах, будь же свидетелем!». Он повторил это трижды.[«Сахих Муслим» (1218)]. Об этом сообщается в хадисе Джабира бин Абдуллаха о хадже Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .
Абу Зарр же сказал: «Когда МухаммадПророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил нас, стоило птице взмахнуть крыльями в небе, как это напоминало нам о том знании, которому он обучил нас». [«Муснад Ахмад» (5/153)]. Высказываний ранних богословов на эту тему очень много.
3. Необходимо любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сильнее, чем мы любим самих себя и все остальные творения. И хотя мусульмане обязаны любить всех пророков и посланников, любовь к нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) должна быть особенной, и поэтому любить его нужно сильнее, чем всех остальных людей, включая детей, родителей, прочих родственников и даже самих себя. Всевышний сказал: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» (ат-Тауба, 24).
Аллах упомянул о любви к Его посланнику(да благословит его Аллах и приветствует) наряду с упоминанием о любви к Нему Самому и пригрозил тем, кто любит свое имущество, своих жен и детей сильнее, чем Аллаха и Его посланника. Великий и Могучий Господь сказал: «…то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей вместе».[«Сахих аль-Бухари» (15), «Сахих Муслим» (44)].
Передают также, что Умар рассказывал, что он сказал Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам: «О посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, пока не возлюбишь меня сильнее, чем самого себя».Тогда Умар сказал: «Воистину, сейчас я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя». Пророк жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вот теперь, Умар!». Этот хадис передал аль-Бухари (6632) со слов Абдуллаха бин Хишама.
4. Необходимо уважать и почитать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и это тоже относится к обязанностям мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам. Всевышний сказал: «…чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его» (аль-Фатх, 9); «Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (аль-А’раф, 157).
Ибн ‘Аббас сказал: «Почитание его – это прославление его, а уважение к нему – это возвеличивание его». Катада же сказал: «Почитание его – это оказание ему помощи, а уважение к нему – это признание его своим господином». Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника» (аль-Худжурат, 1);
«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (ан-Нур, 63).
Муджахид сказал: «Аллах приказал им обращаться к нему с кротостью и смирением: «О посланник Аллаха», а не говорить ему хмуро и угрюмо: «О Мухаммад». Сподвижники явили собой превосходный пример того, как необходимо почитать Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам. Усама бин Шурейк сказал: «Однажды я пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники сидели вокруг него так, словно на их головах сидели птицы». И почитание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после смерти также обязательно, как и при жизни. Кадий Ийад сказал: «Следует знать, что уважительное и почтительное отношение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти также обязательно, как и при его жизни. А выказывать такое отношение следует, когда ты произносишь его имяПророк (да благословит его Аллах и приветствует) его хадисы или предания из Сунны, когда ты слышишь его имя или истории о его жизни. Сюда же относится отношение к его семье и потомкам, почитание членов его семьи и сподвижников».
5. Необходимо молиться за благословение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и желать ему мира, причем делать это часто, как это повелел Аллах. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (аль-Ахзаб, 56). Аль-Мубаррид сказал: «По сути своей, мольба о благословении – это молитва о проявлении милости. Благословение Аллаха – это милость, а благословение ангелов – это мягкость и обращение к Аллаху с просьбой о милости». Передают, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо помолится за мое благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз».[«Сахих Муслим» (384)].
Передают также, что Али рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скупой – это тот, кто не молится за мое благословение, когда при нем упоминают меня».[«Сунан ат-Тирмизи» (3546), «Муснад Ахмад» (1/201). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным].
И хотя разрешается молиться за благословение и желать мира всем пророкам, как это уже было отмечено ранее, предписание поступать так в отношении нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является особенно важным. Это является одним из величайших обязанностей мусульман перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и каждый его последователь должен молиться за его благословение и желать ему мира. Именно поэтому мы упомянули об этом в числе особых обязанностей мусульман перед ним. Богословы однозначно высказывались о том, что мольба за благословение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является обязательным предписанием, а некоторые из них даже отмечали, что богословы единодушны по этому поводу. Кадий Ийад сказал: «Следует знать, что мольба за благословение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является обязательной и не ограничивается временными рамками, потому что Всевышний Аллах приказал поступать так. Имамы и богословы считали это предписание обязательным и были единодушны в этом вопросе».
6. Необходимо признавать его славные достоинства и высокие качества, которые подтверждаются священными текстами. Некоторые из них мы уже изложили в начале обсуждения этой темы. Мусульмане обязаны верить в это, хвалить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за это и распространять знания об этом среди людей. Они должны обучать им детей и воспитывать их в духе любви и уважения к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и осознания его высокого места перед Аллахом – Велик Он и Могуч!
7. Необходимо избегать чрезмерного возвеличивания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и остерегаться этого, потому что такое отношение доставляет ему большую неприятность. Всевышний приказал Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кахф, 110); «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении»(аль-Ан’ам, 50).
Таким образом, Аллах приказал Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) убедить своих последователей в том, что он – всего лишь посланник от Аллаха. Он не обладал никакими качествами Господа и не был ангелом, а лишь повиновался приказам своего Господа и следовал тому, что было дано ему в откровении. Наряду с этим, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег своих последователей от чрезмерного возвеличивания его и излишнего восхваления. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Умара бин аль-Хаттаба о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, а говорите: “Раб Аллаха и Его посланник”».[«Сахих аль-Бухари» (3445), «Муснад Ахмад» (1/23)].
Ибн аль-Асир отметил, что под возвеличиванием подразумевается ложное и чрезмерное восхваление. Передают также, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и в разговоре с ним сказал: «Так пожелал Аллах и ты!».Посланник Аллаха жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неужели ты приравнял меня к Аллаху? Нет, так пожелал один Аллах!».[«Муснад Ахмад» (1/214), «Сунан Ибн Маджа» (2117)].
Следовательно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал людей от чрезмерного возвеличивания его и не желал, чтобы они помещали его выше того места, которое отвел для него Великий и Могучий Господь. В этом предании содержится указание и на все остальные формы чрезмерного возвеличивания, потому что любые проявления чрезмерности в отношении к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) запрещены.
Некоторые из таких проявлений по своей тяжести достигают степени многобожия. Одним из них является обращение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с мольбой. Некоторые люди говорят, например: «О посланник Аллаха, сделай для меня то-то!». Подобное обращение является мольбой, тогда как мольба – это обряд поклонения, который нельзя посвящать никому, кроме Аллаха. К проявлениям чрезмерности в отношении к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) относятся посвящение ему обетов и жертвоприношений, обход вокруг его могилы, обращение лицом в направлении его могилы во время намаза или при совершении других обрядов поклонения. Поступать так запрещается, потому что все эти деяния относятся к поклонению, а поклонения нельзя посвящать кому-либо из творений. Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (аль-Ан’ам, 162-163).
8. К обязанностям перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) относится любовь к его сподвижникам, членам его семьи, его супругам. Мусульмане обязаны любить их всех, не умалять их достоинство, не бранить и не очернять их. Аллах вменил в обязанность мусульманам любить и поддерживать сподвижников Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и побудил их последователей молить для них прощения и просить Аллаха о том, чтобы в их сердцах не возникала неприязнь по отношению к ним. После упоминания мухаджиров и ансаров, Всевышний сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» (аль-Хашр, 10).
Говоря же о родственниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и членах его семьи, Господь сказал: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)» (аш-Шура, 23).
В толковании этого аята говорится: «Скажи тем верующим, которые следуют за тобой: «Я не прошу у вас вознаграждения за то, что я принес вам, а лишь хочу, чтобы вы любили моих близких родственников». В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Зейда бин Аркама о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время одной из проповедей сказал: «Итак, люди, слушайте! Я – всего лишь человек. Скоро уже явится посланец господа моего, и я отвечу на его призыв. Вам же я оставляю две весомые вещи. Первое – это писание Аллаха, в котором заключено верное руководство и свет. Хватайтесь же за писание Аллаха и держитесь его». Он призвал руководствоваться писанием Аллаха и вдохновил людей на это, а затем сказал: «А еще – это обитатели моего дома, и посему относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!».[«Сахих Муслим» (2408)].
Он приказал делать добро членам его семьи, ценить их и отдавать им должное, потому что они являются его родственниками, славными и почтенными людьми. Вместе с тем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал хорошо относиться к его сподвижникам и запретил бранить их или умалять их достоинство. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. [«Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2541). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари].
Любовь к сподвижникам посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) его родственникам и супругам относится к важнейшим убеждениям приверженцев Сунны и единой общины, и между ними нет разногласий по этому вопросу. Более того, желание очернить их они считали явным признаком уклонения от истины и заблуждения.
Абу Зура сказал: «Если ты увидишь человека, который пытается умалить достоинство кого-либо из сподвижников посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) то знай, что он является безбожником». Имам Ахмад же сказал: «Если ты увидишь человека, который плохо высказывается о сподвижниках посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) то обвини его в отступлении от ислама».
Мы вкратце коснулись лишь некоторых из обязанностей мусульман перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) . Пусть же Всевышний Аллах поможет нам и нашим братьям исправно выполнять их!