Малое многобожие – второй из двух видов многобожия.
К нему относятся все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием, хотя они не достигают степени великого многобожия. Это могут быть как поступки, так и слова. Судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от воли Аллаха, как и судьба того, кто совершает тяжкие грехи. [Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию].
Вот некоторые из его проявлений:
а) Незначительная показуха. Об этом свидетельствует хадис, переданный имамом Ахмадом и другими знатоками, о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха. В День воскресения, когда Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них хоть какое-нибудь вознаграждение».[«Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих»]
б) Выражение «так пожелали Аллах и ты». Абу Дауд в «ас-Сунане» передал хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не говорите: «Так пожелали Аллах и такой-то», а говорите: «Так пожелал Аллах, а затем так пожелал такой-то». [«Сунан Абу Дауд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная]
в) Выражения «если бы не Аллах и такой-то», «если бы не утки, то к нам пробрались бы воры» и т.п. Ибн Абу Хатим в толковании слов Всевышнего: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакъара, 22) передал следующее высказывание Ибн ‘Аббаса: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь женщине: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и моей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры» или «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Так пожелали Аллах и ты!» А иногда говорят: «Если бы не Аллах и такой-то!» Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия».[«Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62)]
Различия между великим и малым многобожием.
Между великим и малым многобожием есть несколько различий, наиболее важными из которых являются следующие:
1. Аллах прощает великое многобожие только после раскаяния, тогда как судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от Его воли.
2. Великое многобожие губит все остальные деяния, тогда как малое многобожие губит только тот поступок, при совершении которого оно имело место.
3. Великое многобожие выводит человека из лона ислама, тогда как малое многобожие не превращает его в неверующего.
4. За совершение великого многобожия человек навечно попадает в Ад и лишается возможности попасть в Рай, тогда как малое многобожие в этом вопросе подобно прочим грехам.
Неверие.
а) Определение.
Лексическое значение арабского слова «куфр» – «покрытие», «окутывание». В шариате же это слово является полной противоположностью веры и означает неверие в Аллаха и Его посланника. Неверующий человек может действительно считать истину ложью, а может и не делать этого. Он может сомневаться в ней или отворачиваться от нее по причине зависти, высокомерия или потакания собственным страстям, отвлекающим его от следования путем небесного послания.
б) Виды неверия.
Неверие бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие обрекает человека на вечные страдания в Аду, в то время как за малое неверие человек заслуживает наказание, но не вечные страдания.
Великое неверие.
Оно проявляется в пяти формах:
Первая форма – неверие по причине того, что человек считает истину ложью (куфр ат-такзиб). Это – убежденность в том, что посланники Аллаха были лжецами, и если человек считает их лжецами на словах или в сердце, то он является неверующим. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?» (аль-Анкабут, 68).
Вторая форма – неверие по причине отказа от истины и высокомерия (куфр аль-иба ва аль-истикбар). Такой человек знает о правдивости Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и знает о том, что он принес истину от Аллаха, однако он не повинуется его приказам и не выполняет его повелений по причине высокомерия и упрямства. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (аль-Бакъара, 34).
Третья форма – неверие по причине сомнения (куфр аш-шакк). В этом случае человек колеблется и не испытывает уверенности в правдивости посланников. Такую форму неверия называют пребыванием в догадках, поскольку они являются противоположностью уверенности и убежденности. Доказательством этого служат слова Всевышнего: «Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет. Я не думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное». Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу» (аль-Кахф, 35-38).
Четвертая форма – неверие с отвращением от истины (куфр аль-ирад). Под отвращением здесь подразумевается полное отвращение от религии, когда человек слухом, сердцем и знаниями отворачивается от того, что принес Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) . Об этом свидетельствует высказывание Всевышнего: «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают» (аль-Ахкаф, 3).
Пятая форма – неверие с проявлениями лицемерия (куфр ан-нифак). Здесь имеется в виду лицемерие в воззрениях, когда человек выдает себя за верующего и скрывает свое неверие.[«Мадарик ас-Саликин» (1/346)] Доказательством этого служат слова Всевышнего: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны, и теперь они не разумеют» (аль-Мунафикун, 3).
Лицемерие бывает двух видов:
1. Лицемерие в воззрениях. Оно относится к проявлениям великого неверия и выводит человека из лона религии. Такое лицемерие проявляется в шести формах: отрицание правдивости посланника; отрицание правдивости чего-либо из того, что он принес; ненависть к посланнику; ненависть к чему-либо из того, что он принес; ликование от унижения религии посланника; и неприязнь к торжеству религии посланника.
2. Лицемерие в поступках. Оно является проявлением малого неверия и не превращает человека в неверующего. Тем не менее, оно расценивается как тяжкое преступление и великий грех. Некоторые из его форм упомянуты в следующем хадисе Пророка , саля Ллаху алейхи ва салам: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно. А тот, кто отличается хотя бы одним из этих качеств, не избавится от лицемерия до тех пор, пока не избавится от этого качества». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. [«Сахих аль-Бухари» (34), «Сахих Муслим» (58)]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Лицемера отличают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его». Этот хадис передал аль-Бухари. [«Сахих аль-Бухари» (33)]
Малое неверие.
Оно не превращает человека в неверующего и обрекает его не на вечные страдания в Аду, а на суровое наказание. Фактически оно является неблагодарностью за оказанную милость и объединяет все деяния, которые в священных текстах называются неверием, но не достигают степени великого неверия. Приведем несколько примеров этого.
Всевышний сказал: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (ан-Нахль, 112).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два качества являются проявлением неверия в людях: порочение родословной и причитания по покойникам». Этот хадис передал Муслим.[«Сахих Муслим» (67)]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Не возвращайтесь после меня к неверию, рубя головы друг другу». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[«Сахих аль-Бухари» (121), «Сахих Муслим» (65)]
Эти и другие примеры относятся к неверию без неверия, которое не выводит человека из мусульманской религии.
Всевышний сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат, 9-10).
Великий и Могучий Аллах назвал их верующими, несмотря на то, что они сражались друг с другом.
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48). Этот прекрасный аят указывает на то, что воздаяние за все грехи, которые уступают по тяжести многобожию, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, то Он накажет грешника в зависимости от тяжести его греха, а если нет, то Он сразу простит его. Однако это не распространяется на многобожие, потому что Аллах никому не прощает его, о чем ясно свидетельствует этот аят. Кроме того, Всевышний по этому поводу сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (аль-Маида, 72).