Стремление добиться расположения (тавассуль)
Обычно под этим понимается стремление приблизиться к желаемому.
Что же касается средства (василя), то под этим подразумевается то, чем пользуются люди для достижения желаемого.
Стремление добиться расположения Аллаха Всевышнего может быть двух видов: соответствующее шариату и стремление с использованием средств, изобретённых самими людьми.
Стремление, соответствующее шариату, может быть трёх видов:
1. Стремление добиться расположения Аллаха Великого и Высокого через посредство Его прекрасных имён и высочайших атрибутов.
Так, например, человек может взывать к Аллаху, обращаясь к Нему по этим менам.
Аллах Всевышний сказал: «Есть у Аллаха прекрасные имена, так обращайтесь же к Нему по ним…» (Сура ««Аль-Аграф»», 180 аят)
Взывающий к Аллаху может произносить такие слова: "О Прощающий, прости меня, о Милосердный, помилуй меня!», – что же касается Пророка (с.а.в.), то он говорил:
"О Живой, о Сущий, о Обладатель величия и Почитаемый, о Создатель небес и земли, к милосердию Твоему обращаюсь за спасением!»
2. Стремление добиться расположения Аллаха Всевышнего с помощью веры или совершения обязательных и желательных праведных дел.
Иначе говоря, речь идёт о стремлении приблизиться к Аллаху с помощью веры в Него, исповедания чистого единобожия, любви к Нему и подчинения Его велениям и запретам, равно как и с помощью веры в Его Посланника (с.а.в.), любви к нему, подчинения ему, следования ему, почитания его, любви к близким Ему и ненависти к его врагам. Всё это человек может использовать в нижеследующих целях:
1) Для того, чтобы добиться благоволения Аллаха и оказаться в Его раю.
2) Для того, чтобы благодаря этому добиться ответа Аллаха на обращенную к Нему мольбу.
Что касается первого, то Аллах пояснил это, передав слова апостолов Исы, которые говорили:
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником, так причисли же нас к тем, кто признаёт веру истинную.» (Сура «Али Имран», 53 аят)
Аллах Всевышний также сказал: «... которые говорят: "Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени!» ( «Али Имран»:16 ).
Что же касается второго, то здесь в пример можно привести хадис, где рассказывается о троих людях, укрывшихся в пещере, вход в которую завалил огромный камень, упавший с горы, после чего они стали говорить друг другу: «От этого камня может спасти вас только обращение с мольбой к Аллаху, чтобы Он избавил вас от него за ваши благие дела». Бухари и Муслим
3. Стремление добиться расположения Аллаха Всевышнего через посредство мольбы праведного человека, обращенной к Нему.
Иначе говоря, чтобы добиться желаемого, можно попросить живого и присутствующего праведного человека, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за нуждающегося. Так поступали сподвижники, обращаясь к посланнику Аллаха, с подобными просьбами при его жизни, и так будут поступать люди в День воскресения, которые станут обращаться к нему с просьбами о заступничестве.
Попытки добиться расположения Аллаха с помощью средств, изобретённых самими людьми.
Здесь имеется в виду использование некоторыми людьми таких средств, на которые нет никаких указаний в Коране и Сунне, примером чего является не узаконенное шариатом обращение к покойным или к тому положению, которое они занимали при жизни. Именно поэтому, после смерти посланника Аллаха, (С.Г.В.), его сподвижники перестали обращаться к нему с просьбами, а Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, попросил о том, что ему было нужно, дядю пророка Аббаса, да будет доволен им Аллах, и это указывает на то, что если бы они просили чего-нибудь у Аллаха ради сана Пророка, (С.Г.В.). то не стали бы обращаться к Аббасу, поскольку сан Посланника Аллаха, (С.Г.В.),выше сана Аббаса, и таким он останется навсегда.
Точно также не следует просящему, о чём-либо говорить: « О Аллах, прошу Тебя об этом ради такого-тo!»-, чему есть две причины:
1) Это равносильно клятве, когда клянутся не Аллахом, что является недопустимым.
2) Подобные просьбы указывают на то, что просящий считает, что некто может иметь какие-то права на Аллаха, но это не так, ибо всё, что делает Аллах для рабов, является не чем иным как Его милостью. Таким образом, ни один из просящих не имеет никаких оснований говорить: «О Господь, ответь на мольбу мою, ибо такой-то из числа рабов Твоих является рабом праведным!»-, поскольку это будет нарушением правил приличия, которые необходимо соблюдать при обращении с мольбами к Аллаху, ведь Аллах Всевышний сказал: «Обращайтесь к Господу своему со смирением и покорностью, поистине, не любит Он преступающих!»(«Аграф»:55).
Как уже отмечалось ранее, обращения к Аллаху с мольбами относятся к числу важнейших видов поклонения, которое должно основываться на следовании сунне пророка, (С.Г.В.), а не на всевозможных нововведениях.