Мытье и заворачивание покойного в саван.
Тавассуль и Таваккуль.
Микаты хаджа.
Мытье и заворачивание покойного в саван.
Для омовения покойного кладут на специальное корыто, обработанное чем-либо ароматическим, покрывают его гаврат и снимают с него одежду. Пророк (с.а.в.) сказал: «Если вы окуриваете покойного, то окуривайте нечетное количество раз» Хаким.
После этого, не полоская рот и нос, совершают удуъ т.е. тахарат. Тщательно моют голову и бороду. Затем, повернув на левую сторону, омывают его правую сторону, и повернув на правую сторону, омывают левую сторону. Завершив это, умершего сажают и слегка поглаживают по животу, если при этом происходят выделения, то их смывают. После этого все тело поливают водой, смешанной, с чем-либо ароматическим, тело покойного вытирают, и материю, покрывавшую гаврат, заменяют новой (сухой). При омовении умершего разрешается добавлять в воду мыло и ароматические вещества. Передают от Уммы Гатыя: «Пророк (с.а.в.) вошел, когда мы омывали его дочь, и сказал: «омойте ее три, пять или большее число раз водой с лотосом, а в конце добавьте камфары или чего-либо подобного». Муслим.
Завертывание покойного в саван.
Саван мужчины состоит из трех частей: изар, камис и лифафа. Изар и лифафа – куски материи, превышающие в длину человеческий рост на 30 см со стороны головы и со стороны ног. Камис – это кусок материи, равный двойной длине от шеи до стоп. Камис имеет Т-образный разрез посередине. Когда нет возможности завернуть на все три слоя, то можно ограничитьтся только изаром и лифафой. Без причины завертывать в два слоя – макрух. Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас сказал: «Покойного заворачивают в камис, изар и третий слой лифафа, если же нет ничего, кроме одного слоя материи, то заворачивают в него». Малик.
Вышеупомянутые куски савана расстилают в следующем порядке: вначале стелится лифафа, на нее изар, и на него камис. Омытого покойного покойного кладут головой на Т-образный разрез камиса, просовывают голову в этот разрез и покрывают свободной частью камиса до стоп, после чего завертывают в изар и лифафу. При завертывании всегда начинают с правой стороны. Для того, чтобы саван не разматывался, его связывают над головой, под стопами и посередине.
Саван женщины состоит из пяти частей: дирг (камис), изар, лифафа, хымар и хырка. Хымар-кусок материи длиной в три локтя. Хырка - кусок материи длиной от груди до бедер. Женский саван расстилается так же, как мужской. Омытую покойную кладут на дирг, просовывают голову в Т-образный разрез и покрывают тело от шеи до ступней свободной частью дирга. После этого волосы заплетают в две косы, складывают на груди, покрывают тело хыркой от груди до бедер, после чего покрывают волосы хымаром. Вслед за этим покойную завертывают в изар и лифафу. Также можно саван связать в трех местах, чтобы он не развязывался. Умму Хабиба, жена Пророка (с.а.в.) сказала: «Я была в числе тех, кто завертывал в саван Умму Кульсум, дочь Пророка (с.а.в.). Первый кусок материи, который нам Пророк (с.а.в.), был хакву (хырка), затем он нам дал дирг (камис), хымар и последним мильхафа (лифафа)». Абу Дауд.
Перед завертыванием и женский и мужской саван обрабатывают чем-либо ароматическим.
Волосы покойных не стригут и не расчесывают, ногти также не стригут.
Тавассуль и Таваккуль.
Тавассуль– это приблежение к Аллаху. Существуют дозволенный и запрещенный виды приблежения к Аллаху.
Дозволенный вид приближения к Аллаху подразделяется на три вида:
1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его Имен и Атрибутов.
2. Приближение к Аллаху посредством некоторых благих дел, как в истории троих сидевших в пещере.
3. Приближение к Аллаху посредством дуга благочестивого мусульманина (живого), в отношении которого есть основания надеяться, что на его дуга Всевышний Аллах ответит
Запрещенный вид приближения к Аллаху подразделяется на два вида:
1. Когда человек просит Всевышнего Аллаха положением Пророка (с.а.в.) или праведника (вали).
Например, сподвижники, когда началась засуха не пытались просить Аллаха положением Пророка(с.а.в.), даже притом, что его могила была рядом с ними, но использовали для приближения к Аллаху дуга его дяди (в то время еще живого) аль – Аббаса (р.а.)
2.Когда раб просит Аллаха то, в чем нуждается, используя клятву Его пророком или одним из Его приближенных (вали). Например, «О Аллах, заклинаю Тебя Твоим вали таким-то дать мне то-то» (или: заклинаю Тебя правом пророка Твоего таково-то»), потому что заклинать сотворенного сотворенным для человека запрещено, заклинать же подобным образом Аллаха запрещено еще строже. К тому же, раб не имеет никакого права требовать от Аллаха чего-либо, полагая, что Он обязан внять его просьбе только из-за его послушания Ему.