Описание Рая и Ада (сура, аят и хадис).
Опекуны и доверенные лица.
Виды хаджа.
Пятым столпом Ислама является Хадж (паломничество). Хадж осуществляется в месяце Зуль-Хиджа. Существует три вида Хаджа:
1. Хадж – ифрад это совершение хаджа без умры, делается намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа и курбан не является ваджибом.
2. Хадж – таматту это совершение умры и хаджа входя в ихрам отдельно для каждого: совершающий хадж входит в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Курбан является ваджибом.
3. Хадж – кыран это совершение хаджа и умры в одном ихраме: при вхождении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру. Сначала паломник совершает умру, а затем, не выходя из ихрама, хадж. Курбан так же является ваджибом.
Описание Рая и Ада (сура, аят и хадис).
Джаннат (Рай) – место для вознаграждения мусульман. В Раю есть такие дары, которых нет в нашем мире и которых невозможно себе представить. Каждый человек сможет получить все, что захочет и ему не придется ждать. В Раю нет страха, печали и болезней. В Раю нет смерти, никто не состарится, каждый останется молодым навечно. Человек, вошедший в Рай, никогда не выйдет оттуда. Там он найдет все, что ему нужно и будет радоваться и наслаждаться бесконечно. Это все из хадиса. Пророк (с.а.в.) сказал: «В Раю есть то, чего не видел глаз, о чем не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека» и после этого прочитал аят: «…те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает ни один человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали?» Муслим.
В Коране сказано: «А те, которые уверовали, совершали благие дела, будут обитателями Рая навечно».«Аль-Бакара»:82.
И еще: «Для богобоязненных в Раю уготовано все, что они пожелают, и у нас еще больше блаженства, которого не может себе представить ни один человек». «Каф»:35. (50:35) Люди, которые причиняли другим вред и зло, не выполняли повеления Аллаха и нарушали Его запреты, будут наказаны в Аду.
Тот, кто умер без веры, останется там навечно. Верующие, которые не соблюдали повелений Аллаха, если Аллах их не простит, будут в Аду некоторое время после чего войдут в Рай. А неверующие, в т.ч. мунафики (лицемеры), останутся в Аду навечно. Доказательством служат аяты: «А те, которые не уверовали и считали ложью наши знамения, Пророков и Писания, будут обитателями Ада навечно». Сура «Аль-Бакара»:39.
«Воистину, лицемеры будут в самом сильном пламени Ада. И они не найдут там заступника, который бы отвел от них мучительный огонь». Сура «Ан-Ниса»:145.
Ад (Джаханнам).
Ад - это место в последующей вечной жизни, специально отведенное для постоянного пребывания в нем неверующих, многобожников, а также лицемеров. Грешные мусульмане (если Аллах их не помилует) также подвергнутся в Аду наказаниям в той мере, в какой они грешны. В Священном Коране использованы разные названия Ада. Это: «Нар» - Огонь; «Хавийя» - Пропасть, из которой многие не возвращаются; «Сайр» - Бешеное пламя и огонь; «Лаза» - Чистейший, без примеси дыма, огонь; «Сакар» - Огонь; «Хутома» - Всепожирающий, раскаленный огонь.
Своих обитателей Ад встречает россыпями искр пламени. («Аль-Мурсалят»:32-33).
Издалека увидев Ад, они слышат его рев и ярость. (Сура «Аль-Фур-кан», 12 аят).
Вошедшие в Ад, находясь между высокими колоннами окружены со всех сторон пламенем. (Сура «Аль-Хумаза», 8-9 аяты).
Ад - это место заточения неверующих. (Сура «Аль-Исра», 8 аят).
Со всех сторон их окружает огненный шатер, который сжигает им лица, причиняя невыносимые страдания, их одеждой, ложем и покрывалами также является огонь. (Суры «Аль-Араф», 40-41 аят; «Аль-Кахф», 29 аят; «Ибрахим», 50 аят; «Аль-Мукминун», 104 аят).
Они находятся в бездонной пропасти огня, который сжигает их сердца и кожу на их лицах. (Суры «Аль-Мааридж», 15-16 аят; «Аль-Хумаза», 7 аят; «Аль-Кариа», 9-11 аят).
Топливом для Ада служат люди и камни. (Сура «Ат-Тахрим», 6 аят).
Ад никогда не устает от тех, кого бросают к нему в огонь, и даже как будто в пропасти есть еще место, говорит: «Давай! Еще есть?» (Сура «Каф», 30 аят).
Грешников, с прикованными к шее руками, бросают в очень тесное место. («Аль-Фуркан», 13 аят).
С цепями на шее их поволокут в кипящую воду, а затем бросят в огонь, где они будут сожжены в его пламени. (Сура «Аль-Мумин», 71-72 аят).
На них надевают огненные рубахи. (Сура «Аль-Хадж», 19-22 аят).
Люди находятся среди черного дыма в кипящей воде, которая своей невыносимо высокой температурой, пронзает все их существо. (Сура «Аль-Вакыга», 42-44 аят).
Когда их кожа сгорит, то каждый раз, для того, чтобы их муки не прекращались, она постоянно заменяется новой кожей. (Сура «Ан-Ниса», 56 аят).
Едой обитателей Ада служат плоды дерева Заккум, растущего на дне Ада. Когда неверующие наедятся плодов Заккума, их начинает одолевать страшная жажда, и они, подобно испытывающим жажду верблюдам, жадно набрасываются на кипяток и гной. («Аль-Вакыга»:53-55; «Ан-Наба», 24 аят).
Там нет ни прохлады, ни питья, и ничего что можно было бы употреблять. («Ан-Наба», 24 аят).
Для них уготованы железные крючья. Всякий раз, как они захотят избавиться от этих мук и уйти оттуда, они их возвращают назад. (Сура «Аль-Хадж», 21-22 аят).
Сгорающие от жажды обитатели Ада будут обращаться к обитателям Рая с просьбой дать им воду или что-нибудь съестного, дарованного им Аллахом. Находящиеся в Раю скажут: «Аллах сделал запретными для неверующих и то и другое». ( «Аль-Араф»:50-51 ).
Аллах не простит и не смилуется над теми, кто отвергал веру и лицемерил. («Ниса»:137,168).
Они не увидят своего Господа, и будут лишены этого. (Сура «Мутаффифин»:15) .
Неверующие обречены на вечное пребывание в Аду и на вечные муки Ада. Грешные мусульмане же не станутся навечно в Аду.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Этот огонь, зажигаемый сынами Адама, составляет одну семидесятую часть огня геенны» Бухари и Муслим. Как-то Кагб сказал Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен ими Аллах: «Если бы врата геенны открылись в этот мир хотя бы на величину бычьей ноздри на востоке, то на западе от его жара у человека вскипел бы и потёк головной мозг».
Пророк, (с.г.в.), также сказал: «Адский огонь разводили тысячу лет, пока он не стал белым, затем его разводили ещё тысячу лет, пока он не стал красным, а затем его разводили ещё тысячу лет, пока он не стал чёрным. Он- чёрный, подобно тёмной ночи» Тирмизи и Ибн Маджа.
Всевышний сказал: «Их лица (тех, кто творил злые деяния) словно покрыты кусками мрачной ночи. Это — обитатели Огня. В нём они пребывают вечно» ( «Йунус», 27 аят). Поистине, человек не может представить себе пламень геенны, но ему достаточно взглянуть на огонь в этом мире, который готов поглотить всё живое, возникающее на его пути. Поэтому праведные предки, глядя на него, испытывали страх пред Господом. Истину изрек Всевышний: «Размышляли ли вы об огне, который вы высекаете?.. Мы сделали его напоминанием...» ( «Вакыга»:71,73 ).
Аллах сделал земной огонь напоминанием об адском огне — огне чёрном, знойном... Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха и услышали грохот падающего камня. Пророк, (с.г.в.), спросил: «Знаете ли вы, что это?» Мы ответили: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Это — камень, брошенный в Аду семьдесят лет назад, и лишь сейчас он упал на его дно» Муслим. Посланник Аллаха, (с.г.в.), также сказал: «Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нём ничего плохого, а именно за него он семьдесят лет падает в Огне» Ахмад. Когда аль-Хаджадж сказал имаму Са‘иду ибн Джубайру, да будет доволен ими Аллах: «Мне сообщили, что ты никогда не смеешься», — тот ответил: «Как могу я смеяться, когда огонь Ада уже разведён, цепи в нём расставлены, а адское воинство готово?»
Всевышний сказал: «...И поистине, местом, назначенным для всех их (заблудших), будет геенна. У неё — семь врат, и у каждых врат — отдельная группа» («Хиджр»:43-44 )
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «У геенны — семь врат, и одни врата уготовлены для тех, кто поднял свой меч на мою общину» Ахмад Ибн Джурайх сказал, что первые врата Ада называются джаханнам (геенна), вторые — лаз’ а (ожог), третьи — аль-хутама (воспламенённые), четвёртые — ас-са‘ир (пламя), пятые — сакар (преисподняя), шестые — аль-джаhим (мрак), седьмые — аль-хавийа (пропасть). Чем ниже расположены врата, тем более ужасен их жар. Мукатиль сказал, что врата Ада запрутся вслед за вошедшими в него, и их подопрут колами из железа, чтобы жар и зной были ещё сильнее. Всевышний сказал: «Не будет им пищи, кроме (колючек) дари‘, от которых не жирнеют и которые не утоляют голода» (Сура «Аль-Гашия», 6-7 аят).
Их вкус горче алое, а запах отвратительнее запаха гнили. Когда кто-либо съест их, они не попадают в желудок и не выходят обратно в рот, а застревают между ними. Однажды, когда Абдуррахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, собирался разговеться, ему принесли ужин, и он прочел: «Поистине, у Нас — оковы и огонь, и еда удавляющая...» («Музаммил»:12-13 )
Затем он заплакал и не переставал плакать, пока не унесли еду. Он так и не разговелся. Всевышний Аллах сказал: «Разве это угощение (райские блага) не лучше, чем дерево заккум? Мы сделали его искушением для грешников. Это — дерево, выходящее из глубин Ада. Плоды его — словно головы шайтанов. Его едят они и им наполняют животы» («Саффат»:62-66 )
Аллах уготовил для неверных мучительное наказание. Оно окажется для них ещё более мучительным, потому что подобное даже не могло прийти им в голову. В Аду, из бездны огненной пропасти, растет дерево заккум. Неверие заблудших усиливается, когда они слышат эти слова Аллаха, ибо огонь в мирской жизни сжигает любые деревья, но только не дерево заккум! Поэтому Аллах назвал его искушением для грешников. Из-за вида и вкуса плодов этого дерева Аллах сравнил его плоды с головами шайтанов, и сколько будут обитатели Огня откусывать их, столько они будут кусать их в ответ. Всевышний также сказал:«..Не будет им пищи, кроме (помоев) гислин. Не есть их никто, кроме грешников»(«Хакка»:36-37).
Всевышний Аллах сказал о грешниках: «...Как тот, кто вечно пребывает в Огне и кого поят кипящей водой хамим, и она рассекает их внутренности» («Мухаммад»:15)
Эта вода вскипает, и на ней образуется пламя. Поистине, это не просто кипяток, это — горящая вода. Как-то Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, выпил прохладной воды и сильно заплакал. Его спросили: «Отчего ты плачешь?» Он сказал: «Я вспомнил аят из Книги Аллаха «Но преграда устроена между ними и тем, что они желали...» (Сура «Саба», 54 аят).А ведь обитатели Ада будут жаждать прохладной воды...» Всевышний также сказал: “...Не вкушая там ни прохлады, ни питья, кроме кипятка хамим и гноя гасак”(Сура «Ан-Наба», 24-25). Некоторые толкователи Корана утверждали, что гасак — это холодное питье, которое невозможно вкусить из-за сильного мороза. Всевышний также сказал: «Позади его — геенна, и поить его будут водой садид — водой кровавой, гнойной. Он лакает её, но едва проглатывает...»(Сура «Ибрахим», 16-17 аят). Пророк, (с.г.в.), сказал о воде садид: «Её подносят ко рту, и он (адский мученик) лакает её. Когда она приближается к нему, то опаляет лицо, и у него отпадает кожа головы; когда же он пьёт её, то его кишки разрываются и выделяются через задний проход» Ахмад. Всевышний сказал: «...а если они (несправедливые) воззовут о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу махль, которая опаляет лица. Скверно это питье, и плохо убежище!»(Сура «Аль-Кахф», 29 аят). Это питье — кипящее масло. Как-то Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллаха, расплавил серебро, а затем послал людей в мечеть, сказав: «Кто желает взглянуть на махль, то пусть взглянет на это». Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что эта вода подобна осадку масла, и когда её подносят к лицу, то кожа головы падает в неё.
Всевышний сказал: “...Тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня” ( «Хадж»:19 ).
Он также сказал: «Увидишь ты грешников в тот День связанными цепями. Одеяние их — из смолы, а лица их покрывает огонь...» (Сура «Ибрахим», 49-50 аят).
Одеянием грешников будут огонь и смола, и нет более скверного одеяния! Смола не только не укроет мучеников от языков пламени, а увеличит их страдания, ибо ещё сильнее разжигает огонь и имеет отвратительный цвет и неприятный запах. Ложа и покрывала грешников также будут из огня, и геенна станет для них тюрьмой. Всевышний Аллах сказал: «А тот, кому запись (его деяний) будет вложена в левую руку, скажет: «О, если бы мне не вручали моей записи, и не знал бы я, каков мой счёт! О, если бы это (смерть) было концом (всего)! Не спасло меня моё достояние, и лишился я своей власти» ( Сура «Аль-Хакка», 25-29 аят).
Обитатели Огня несколько раз будут обращаться к Господу, моля о прощении, отсрочке и погибели. Всевышний сказал: «Они скажут: «Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи — нет ли для нас пути к выходу?»(Ответом им будет:) “Это для вас за то, что когда призывали Единого Аллаха, вы не верили, а когда придавали Ему сотоварищей, то верили» (Сура «Гафир», 11-12 аят).
Всевышний также сказал: «И скажут те, которые были обидчиками: «Господь наш! Отсрочь нам до близкого срока, — мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками». [Ответом им будет:] «Разве ж вы не клялись раньше, что не изменитесь?!» (Сура «Ибрахим», 44 аят). Он также сказал: «Там они вопят: «Господь наш, выведи нас, и станем мы творить благое — не то, что делали (ранее)!» (Ответом им будет:) «Разве не дали Мы вам жизни, так что мог опомниться тот, кто был способен на это? Ведь к вам приходил увещеватель»(Сура «Аль-Фтыр», 37 аят). Несколько раз Всевышний ответит на молящие стоны неверных, и они всё ещё будут взывать о прощении. Но посреди этих мучений, когда грешники будут не в состоянии даже предположить о более худшем, их постигнет величайшее из разочарований. Всевышний сказал: «Они сказали: «Господь наш! Овладело нами наше несчастье, и мы оказались народом заблудшим. Господь наш! Выведи нас из (геенны), и, если мы повторим (своё беззаконие), то тогда мы будем несправедливы”. Он сказал: «Возвращайтесь в неё с позором и не говорите со Мной (более)!» («мукминун»:106-108). Неверным будет запрещено говорить с Господом, и это станет апогеем адских страданий. Пророк, (с.г.в.), сказал: «Двуличные в этой жизни в день Воскресения будут иметь две огненные головы» Табарани. В ривайе, переданной Абу Даудом, говорится: «...два огненных языка». Люди, которых Аллах введёт в геенну, будут иметь рост в шестьдесят локтей, чтобы мучительнее было наказание. Всевышний сказал: «Всякий раз, как сготовится (сгорит) их кожа, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания» («Ан-Ниса»:56). Он также сказал: «Послано будет на вас пламя и расплавленная медь нухас, и не найдёте вы помощи» ( «Рахмаан»:35). Пламя будет вздыматься над их сердцами, а на головы проливаться расплавленная медь. Всевышний сказал: «Я возложу на него (неверного) подъём» («Музаммил»:17 ). Как же мучителен этот подъём! Ангелы будут бить грешника палицами, поднимать на высоты Ада и бросать его на дно, и не останется на его теле куска мяса... Это наказание длится вечно. В «ас-Сахихе» приводится хадис Усамы, да будет доволен им Аллах, передавшего слова Пророка,(с.г.в.): «Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как ишак ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: «О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?» Он скажет: «Да. Я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это». Посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «Самым малым наказанием людям в день Воскресения будут два огненных угля, лежащие под средней частью стопы, от (жара) которых вскипает головной мозг, подобно тому, как закипает котёл». Величайшим же наказанием для людей будет лишение возможности лицезреть Господа, о чём сказал Всевышний: «Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали. Так нет же! В тот День они будут отделены от своего Господа. Поистине, потом они будут гореть в Огне» («Муттафифин»:14-17 ). Неверные не увидят прекрасного лика Аллаха, и Он — хвала Ему! — не взглянет на них, ибо взгляд Всемогущего Аллаха является величайшей милостью, которой будут лишены неблагодарные рабы Аллаха. Харам ибн Хайан, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я удивляюсь тому, как может спать жаждущий Рая и спасающийся от Огня».
Рай (Джаннат).
Лексическое значение слова «джаннат» - «сад», «место, окруженное растениями и деревьями». С точки зрения религии - это вечная обитель верующих, где их ждут самые разнообразные блага и милости Аллаха. Жизнь в Раю бесконечна. В Священном Коране приводятся самые различные названия Рая. Это: «Джаннатуль-Мава» - Рай и обитель для шахидов и верующих, «Джаннату Адн» - вечный Рай, «Даруль-Хулуд» - обитель вечности, «Аль-Фирдаус» - Райский сад, в котором есть все, что душе угодно, «Дарус-Салям» - обитель благополучия и здравия, «Да-руль-Мукама» - вечное место пребывания, «Джаннатун-Наим» - Рай полный изобилия, «Аль-Макамуль-Амин» - надежное место.
Ширина Рая сравнима лишь с небесами. (Сура «Али Имран», 133 аят).
Это место, где нет ни палящего солнца, ни мороза. (Сура «Аль-Инсан», 13 аят).
Там текут реки с чистейшей водой, реки из молока, причем оно никогда не портится. Есть реки из не опьяняющего вина, приятного для пьющих. Есть реки из очищенного меда. (Сура «Мухаммад», 15 аят).
Там есть родник Сальсабиль, вода в котором имеет вкус имбиря. («Аль-Инсан», 18 аят).
Есть и чудесный напиток, пахнущий мускусом. (Сура «Аль-Мутаффифин», 25-26 аят).
В Райском саду много видов фруктовых плодов, пальмы и гранаты. («Рахман»:68 ).
Виноградники. (Сура «Ан-Наба», 32 аят).
Обитатели Рая пребывают среди деревьев Сидр, лишенных шипов, и банановых деревьев, увешанных плодами. (Сура «Аль-Вакыа», 28-29 аят).
Там будет много всякой дичи. (Сура «Аль-Вакыа», 21 аят).
Всякий раз, как обитатели Рая вкушают плоды, они говорят: «Это похоже на то, что мы ели прежде (но прежние, были лишь подобием этим плодам)». («Аль-Бакара»:25 аят).
Обитатели Рая будут облачены в зеленые одежды из тонкого шелка, а также из атласа и парчи. (Суры «Аль-Кахф», 31 аят; «Аль-Инсан», 21 аят ).
У них будут золотые украшения. («Аль-Кахф»:31 ; «Аль-Хадж»:23 ; «Фатыр»:33 ).
Прекрасные жилища. (Сура «Ат-Тауба», 72 аят).
Прислуживают им вечно-молодые отроки, которые кажутся подобными рассыпанным жемчужинам. (Сура «Аль-Инсан», 19 аят).
Они разносят золотые кубки и подносы. Исполняется все, что только захочет душа, пребывающего там. (Сура «Аз-Зухруф», 71 аят).
В Раю есть дворцы, сооруженные одни над другими, под которыми текут реки. («Аз-Зумар»:20 ).
Обитатели Рая вместе со своими супругами возлежат на ложах в тени деревьев. («Йа Син»:56 ).
В Раю для тех, кому книги деяний были даны в правую руку, Аллах создаст особым творением сверстниц девственно чистых и любящих своих супругов. («Аль-Вакыга»:35-38).
Там будут полногрудые девы-сверстницы. (Сура «Ан-Наба», 33 аят).
У этих дев большие красивые глаза, они целомудренны, взоры их потуплены, и смотрят они только на своих супругов. (Сура «Ас-Саффат», 48-49 аят).
Всевышний Аллах освободил сердца обитателей Рая от зависти и ненависти. Они все будут братьями и будут восседать на ложах, обратившись друг к другу лицами. Там не испытывают они ни усталости, ни беспокойства, ни заботы, и не будут никогда оттуда выведены. («Аль-Хиджр», 46-48 ).
Они пьют напиток, от которого не болит голова, который не опьяняет, а дает пьющим лишь усладу. Берут они его из белоснежного источника. (Сура «Ас-Саффат», 45-47 аят).
Выпив его, люди не ощущают головокружения, он не толкает их на греховные дела, не делает их неразумными. (Суры «Аль-Вакыга», 19; «Ат-Тур», 23 аят).
В Раю не услышишь пустых и лживых слов. (Сура «Ан-Наба», 35 аят).
Райские блага не похожи ни на одно из мирских благ, они так прекрасны, что невозможно человеку даже и в мыслях представить себе, насколько они прекрасны.
Наш Пророк (С.Г.В.) в одном из своих хадисов сказал следующее: «Господь Бог сказал: «Для благочестивых рабов Своих, Я приготовил целый ряд благ в Раю, которых никто не видел, о которых никто не слышал и которые никто не может себе представить».
Блаженство правоверных в раю.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах избавил их (верующих) от бедствий того (Судного) дня и одарил их процветанием и радостью, и вознаградил за то, что они терпели. Он воздаст им райскими садами и шёлковыми одеяниями. Они будут возлежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут низко склоняться над ними. К ним приблизятся (девы) с сосудами из серебра и чашами из хрусталя — хрусталя серебряного, (блистающего) совершенством. В том саду те (девы) напоят их из чаши (напитком), настоянном на имбире, из райского источника, прозванного Салсабилом. (Чередой) обходят их вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный. Когда же присмотришься, то увидишь великое блаженство и великую власть. Они облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные. Напоил их Господь напитком чистым. Поистине, это — вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие»(Сура «Аль-Исан», 11-22 аят). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я приготовил для моих праведных рабов то, чего не видывал глаз, не слышало ухо и о чём не мыслила душа”. Если хотите, то прочтите в суре «Сажда», аят 17: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили» Бухари и Муслим
Сахль ибн Са‘д, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «У Рая восемь врат» Бухари и Муслим. Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, сказал, что врата Рая расположены одни над другими. В одном из хадисов от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится: «Кто пожертвует семейной паре что-либо на пути Аллаха, того позовут через райские врата: «О раб Аллаха, здесь — благо!» Того, кто часто совершал Молитву, позовут через врата Молитвы; того же, кто вёл Священную войну, позовут через врата Джихада». Посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «У Рая есть врата, которые называются ар-Раййан. В день Воскресения скажут: «Где постящиеся?» И врата эти закроются, когда в них войдёт последний постящийся» Бухари и Муслим. В день Воскресения будут праведники, которым Всевышний позволит войти в Рай через все восемь врат, и одним из них будет первый халиф Ислама Правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
Свет и белизна рая.
Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спросили: «Какова земля в Раю?» Он сказал: «Она из белого мрамора, изготовленного из серебра. Она подобна зеркалам”. Его спросили: «А каков его свет?» Он сказал: «Разве ты не видел час перед восходом солнца? Его свет таков, но там нет ни того солнца, ни той стужи». Ибн Аббас сказал: «Отдавайте предпочтение белому, потому что Аллах сотворил Рай белым» Абу На‘им.
Райские дома.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что как-то сподвижники попросили Пророка,(с.г.в.): «Расскажи нам о Рае — какие в нём дома?» Он, (с.г.в.), сказал: «Один кирпич из золота, другой — из серебра, а глина — мускус. Щебень — жемчуг и яхонт, пыль — шафран. Вошедший туда будет облагодетельствован и не станет отчаиваться, он вечен и не умирает. Одежды там не изнашиваются, а юноши не погибают» Ахмад. Для благочестивых Всевышний приготовил в Раю высокие горницы, о которых Он сказал: «Для тех же, кто убоялся своего Господа, — горницы, над которыми также сооружены горницы, а внизу их текут реки...» (Сура «Аз-Зумар», 20 аят). Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «Поистине, обитатели Рая будут видеть обитателей горниц над ними, подобно яркой звезде, исчезающей за горизонтом на востоке и западе. Так будет выражено их превосходство над другими». Ему сказали: «О посланник Аллаха, это — обитель пророков, и подобного не достигнет никто, кроме них». Он же, (с.г.в.), ответил: «О нет! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, это — (обитель) людей, уверовавших в Аллаха и верных посланникам» Бухари и Муслим. Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Поистине, в Раю у верующего будет шатёр из одной полой жемчужины, высота которой шестьдесят миль. В нём живёт семья верующего. Когда он навещает своих близких, одни из них не видят других» Бухари и Муслим. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Джибриль сказал Пророку,(с.г.в.): «Передай Хадидже приветствие от её Господа». Он также повелел ему обрадовать её вестью о доме в Раю из полой жемчужины. В нём не будет ни шума, ни усталости» Бухари и Муслим. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Меня ввели в Рай, и я оказался у золотого дворца. Тогда я спросил: «Чей это дворец?» Мне ответили: «Одного курайшитского юноши». Я подумал, что это — я, и спросил: «Кто же он?» Мне сказали: «Умар ибн аль-Хаттаб» Бухари и Муслим.
Райские сады.
Всевышний Аллах сказал:
«Обрадуй же тех, которые уверовали и вершили благие дела; ведь им уготованы райские сады, где текут под ними ручьи...» («Аль-Бакара», 25 ).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Поистине, в Раю есть дерево, в тени которого всадник скачет сто лет, и оно не кончается...» Бухари и Муслим. О райских реках Всевышний сказал: «(Такова) картина Рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого мёда. В нём — всякого рода плоды и прощение от их Господа» (Сура «Мухаммад», 15 аят). Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, сказал: «Аллах — Свят Он! — упомянул эти четыре вида рек и отверг от каждого из них недостатки, встречающиеся в них в мирской жизни. Недостатком воды является то, что она загнивает и портится от продолжительного стояния. Недостатком молока является то, что вкус его становится кислым и щиплющим. Недостатком вина является его неприятный вкус, мешающий пьющим его получить удовольствие. А недостатком мёда является его неочищенность». Пророку Мухаммаду, (с.г.в.), Всевышний Аллах даровал райскую реку изобилия аль-Каусар, вода которой слаще мёда и белее молока. Отпивший её никогда не будет испытывать жажды. Дно райских рек покрыто мускусом, а по берегам их расставлены шатры. Эти реки берут начало в раю Фирдаус и протекают под дворцами и горницами. Пророк, (с.г.в.), сказал: «Поистине, в Раю — сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для борцов на Его пути. Между каждым уровнем расстояние словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это — центр Рая и его наивысший уровень, над которым находится Трон Милосердного. Из него вытекают райские реки» Бухари. Милостивый Аллах приготовил для богобоязненных рабов Своих сады Фирдаус, Ма‘ва, ‘Адн, На‘им, Хульд, ‘Алийа. Они различаются своей красотой, своими ручьями и деревьями. В суре «Ар-Рахман» Всевышний сказал о самых прекрасных садах Рая: «В них два источника протекают. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? В них — от всяких плодов два вида. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? Они возлежат на ложах, подкладка которых из парчи, а над ними плоды на ветвях, склоняющихся низко...» (Сура «Ар-Рахман», 50-54 аят). Всевышний в той же суре сказал: «В них — два ключа, бьющие водой. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? В них плоды, и пальмы, и гранаты. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным?» (Сура «Ар-Рахман», 66-68 аят).
Еда и питье обитателей рая.
Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные будут под сенью (деревьев) и среди источников и плодов, какие только захотят. (Им скажут:) «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили» (Сура «Аль-Мурсалат», 41-43 аят). Всевышний также сказал: «И по Нашей воле поднесут им плоды и блюда мясные — какие они только пожелают. Они будут передавать друг другу чашу, (содержимое) которой не развязывает язык и не влечёт ко греху» (Сура «Ат-Тур», 22-23 аят). Он также сказал: «Их будут поить выдержанным вином, запечатанным мускусом» (Сура «Аль-Муттафифин» , 25-26 аят). Аллах приготовил для Своих праведных рабов лучшие блюда и вина. Вина, запечатанные мускусом, лежат со времён мироздания и ожидают своего часа. Они не развяжут язык, не повлекут ко греху и не отяготят головы. Райские наслаждения сполна дадут человеку всё, от чего он отказывался в этом мире ради Аллаха. Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Обитатели Рая едят, пьют, но не сморкаются, не испражняются и не мочатся. Съеденное ими выделяется из них с отрыжкой, имеющей запах мускуса. Их вдох — это прославление и возвеличивание Аллаха, подобно тому, как вы вдыхаете воздух» Муслим.
Одеяния обитателей рая.
Посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «Одеяние верующего будет доходить до мест, которые он мыл, совершая омовение» Бухари и Муслим. Всевышний сказал: «...будут облачаться в атлас и парчу и пребывать друг против друга» (Сура «Ад-Духан», 53 аят). Атлас — это нежный шёлк, а парча — более жёсткий. В этом наряде собрано наслаждение, как для глаз, так и для тела. Имамы Бухари и Муслим, передали хадис о том, что посланнику Аллаха, (с.г.в.), подарили шёлковую одежду, и люди были поражены её красотой. Он же, (с.г.в.), сказал: «Платок Са‘да ибн Му‘аза в Раю лучше этого».
Гурии- Райские девы.
Всевышний сказал: «Им будут предоставлены в тех садах пречистые супруги» (Сура «Аль-Бакара», 25 аят). В Раю Аллах одарит верующих наслаждениями тела и души. Гурии — это красавицы с белоснежной кожей и чёрными глазами. Они очищены от телесной грязи и душевных недостатков. Лёжа на прекрасных ложах, люди будут наслаждаться райскими плодами и неописуемым общением с гуриями. Всевышний Аллах сказал: «Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? Они (гурии) — словно яхонт и жемчуг» (Сура «Ар-Рахман», 56-58 аят). Всевышний также сказал: «В них — девы добродетельные, прекрасные — какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? — черноокие, сокрытые в шатрах» (Сура Ар-Рахман»,70-72 аят). Он также сказал: «Поистине, Мы сотворили их и сохранили девственницами, любящими, равными по возрасту...» (Сура «Аль-Вакыга», 35-37 аят). Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «...если бы одна из райских женщин явилась обитателям земли, то она осветила бы весь мир и всё, что в нём, и наполнила бы его ароматом. Одно её покрывало лучше, чем весь этот мир и то, что в нём» Бухари и Муслим.
Райский рынок.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «Поистине, в Раю есть рынок, куда люди приходят каждую пятницу. Там дует северный ветер, который касается их лиц и одежд, и их красота увеличивается. Их родственники (оставшиеся дома) говорят им: «Клянёмся Аллахом, что с тех пор, как мы расстались с вами, вы стали ещё лучше и ещё красивее!» Они же отвечают им: «И мы клянёмся Аллахом, что с тех пор, как мы расстались с вами, вы тоже стали ещё лучше и ещё красивее» Муслим.
Увидят ли господа обитатели рая?.
Всевышний Аллах сказал: «Лица (счастливых людей) в тот День будут сиять и взирать на Господа своего» (Сура «Аль-Кыяма», 22-23 аят). Он также сказал: «Им будет то, что они пожелают, а у Нас — добавка» (Сура «Каф», 35 аят). Али ибн Абу Талиб и Анас ибн Малик, да будет доволен ими Аллах, сказали, что добавкой будет возможность взглянуть на лик Великого и Всемогущего Аллаха. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророка, (с.г.в.), спросили: «О Посланник Аллаха(с.а.в.)! Увидим ли мы нашего Господа в день Воскресения?» Посланник Аллаха, (с.г.в.), сказал: «Мешает ли вам что-нибудь смотреть на луну в полнолуние?» Люди сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «Мешает ли вам что-нибудь увидеть солнце, когда оно не сокрыто?» Они ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Точно так же и вы увидите Его» Бухари и Муслим. Самым великим благом для человека будет обещанная Аллахом добавка, когда он увидит лик своего Господа и Творца, Милостивого, Милосердного, Щедрого... Поэтому самым прекрасным днём в Раю будет пятница, ибо это — день добавки. Однако среди рабов Аллаха будут такие, которых Он одарит ещё большей милостью. Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самые благородные из вас пред Аллахом те, кто будут лицезреть своего Господа утром и вечером». Абу Зайд аль-Бусами, да будет доволен им Аллах, сказал: «Есть такие рабы Аллаха, которые, если они хотя бы на один час будут отделены покрывалом от своего Господа, станут искать у Него защиты от Рая, подобно тому, как обитатели Огня ищут у Него защиты от Огня и Его наказания».
Хадис о последнем, кто покинет ад и войдёт в рай.
Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, (с.г.в.), сказал: «Я знаю последнего, кто выйдет из Огня и войдёт в Рай. Этот человек ползком выйдет из Огня, и Аллах скажет ему: «Иди и войди в Рай». Он подойдёт к нему, и покажется ему, что Рай уже полон. Тогда он вернётся и скажет: «О Господь! Я увидел, что он уже полон». Аллах скажет ему: «Иди и войди в Рай». Он подойдёт к нему, и ему вновь покажется, что он полон. Он вновь вернётся и скажет: «О Господь! Я увидел, что он полон». Он снова скажет ему: «Иди и войди в Рай, ибо уготовлены для тебя десять земных миров». Тогда он скажет: «Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ты же — Царь!» Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха засмеялся, так что стали видны его большие коренные зубы. Затем он сказал: “Этот человек займёт самое низкое место в Раю» Бухари и Муслим. Имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, передал следующий хадис Пророка,(с.г.в.): «Люди из моей общины из-за своих грехов войдут в Огонь и пребудут в нём столько, сколько пожелает Аллах. Затем многобожники станут д