Единство Божественности (Таухид Улухияти)

Под этим подразумевается признание единственности Алла­ха, находящее своё выражение в действиях Его рабов, иначе гово­ря, признание того, что Аллах является единственным Богом и что один лишь Он достоин поклонения, в то время как никто иной этого не заслуживает. Именно в этом и заключается смысл слов «Нет бога, кроме Аллаха», ибо суть этого великого сви­детельства состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не обладает правом на поклонение со стороны других. Таким образом, в этом смысле значения слов ««Бог» и «объект поклонения» идентичны.

Передают, что о смысле слова «Аллах» Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал следующее: «Аллах — это Тот, Кого все сотворенные Им существа должны считать Богом и кому они должны поклоняться». Он также сказал: «Он – тот, кого всё сущее считает Богом и кому поклоняется всё со­творенное». Сообщается также, что он читал: «...и отречься от тебя и обожествления тебя...» подразумевая под обоже­ствлением «поклонение». И он говорил: «Фараону поклонялись на земле».

Призыв к единобожию такого рода являлся первым шагом всех посланников, как является оно главной обязанностью лю­бого достигшего совершеннолетия и дееспособного человека. Именно ради этого Аллах Всевышний создал джиннов и людей, ради этого направлял Он к ним Своих посланников и ради этого ниспосылал Он им Свои Писания. Кроме того, именно из-за этого возникали споры между посланниками и теми, к кому они были посланы, и это являлось причиной разделения людей на ве­рующих и неверных, счастливых и злосчастных.

Аллах единственный вправе быть объектом поклонения, и нет Бога кроме Него. Этот вид Единобожия подчеркивает единственность Аллаха путем поклонения Ему во всех его видах.

Сказал Аллах: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас,- быть может, вы устрашитесь». (Сура «Аль-Бакара», 21 аят). Также сказал Аллах: «Тебе только поклоняемся, и у Тебя только просим помощи!»(Сура «Аль-Фатиха», 5 аят).

Важность Единства Божественности заключается в том, что оно - не что иное, как начальная и конечная цель религий, явное и сокрытое знание ее. Ради выполнения данного вида Единобожия создано все окружающее. Сказал Аллах: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».(Сура «Аз-Зарият», 56 аят)

Можно выделить следующие основные моменты Единства Божественности:

§ Ради него созданы люди и джины (согласно аяту);

§ Оно является областью разграничения язычников от монотеистов. Согласно этому виду Единобожия существует либо награждение, либо наказание в обоих мирах;

§ По причине этого вида Единобожия были посланы на Землю посланники и Священные Книги. Сказал Аллах: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура «Ан-Нахль», 36 аят).

А так же: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому бы не было внушено: «Нет божества, кроме меня. Поклоняйтесь же мне!» (Сура «Аль-Анбия», 25 аят) И вокруг Единства Божественности всегда возникали споры и разногласия между пророками и их общинами. Такая же ситуация возникла и у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), когда неверные отвергли Единство Божественности . Даже убеждение неверных в существование Господина - Бога не дало им спасения и, было недостаточным для вхождения в Ислам. Подтверждение этого вида Единобожия означает подтверждение свидетельства того, что нет Бога, кроме Аллаха.

Понятие свидетельства «Нет Бога, кроме Аллаха» и его ключевые условия.

Само слово «Единобожие» уже заключает в себе смысл, что нет Бога, кроме Аллаха.

Что же скрывается под фразой «Нет Бога, кроме Аллаха»? В чем ее главный смысл?

А смысл этой фразы состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не достоин поклонения. Бог – вот единственный объект поклонения, божественный и которому подчиняются. Упоминание Его пробуждает в сердцах людей любовь и доброту, страх и возвеличивание, веру и надежду. Свидетельство «Нет Бога, кроме Аллаха» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, это есть отрицание, а с другой – подтверждение. При этом:

- «Нет Бога» - есть отрицание всех, кто претендует на поклонение: право на поклонение есть лишь у Аллаха;

- «Кроме Аллаха» - подтверждение поклонения только единственному Аллаху; Аллах – действительный Бог, достойный поклонения Ему.

Второй раздел Единобожия (Таухида) – это Единобожие в поклонений (Таухид аль-улюхиййа) – это обращение поклонения (намаз, обет, милостыня и т.д.) только к Аллаху (а также вера в то, что никто не достоин поклонения, кроме Всевышнего Аллаха). Ради того, чтобы люди поклонялись одному лишь Аллаху, были посланы посланники, т.е. Пророки и ниспосланы Писания.

Этот вид таухида на самом деле включает в себя все виды таухида. В него входит таухид Господства и таухид Имен и Атрибутов, однако при этом нельзя сказать, что верно и обратное. Так, признание человеком единственности Господства не означает признания им единственности Божественности. Он может признавать Господство Всевышнего Аллаха и при этом не поклоняться Ему. Точно так же таухид Имен и Атрибутов не включает в себя другие виды таухида. Однако если раб Всевышнего признает единственность Аллаха как Бога и признает, что Один лишь Аллах достоин поклонения, и никто и ничто, кроме Него, не заслуживает поклонения в любом его проявлении, он одновременно признает и то, что Аллах является Господом миров и что у Него – самые прекрасные Имена и самые совершенные Атрибуты. Это потому, что поклонение не может быть обращено к кому-то, имеющему пороки и недостатки. Как же можно поклоняться тому, кто не является Творцом, Повелителем и Распорядителем всего, и как можно поклоняться тому, кто не совершенен?

Получается, что шахада – свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, - включает в себя все виды таухида, ибо её непосредственное значение – это признание единственности Аллаха как Бога, что включает в себя признание единственности Его Имен и Атрибутов.

Всевышний сказал об этом в Коране:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарийат:56)

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. поклоняйтесь же Мне». (Аль-Анбийа: 25).

«Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (Аль-Аграф:59).

«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (Аль-Маида:23).

Сыфаты «Зати». Т.е сыфаты сальби- Атрибуты сущности.

1.Вуджуд-бытие: Аллах существует. Его небытие невозможно. Его существование необходимо. У этого бытия нет ни начала, ни конца. Его бытие от Себя. Его существование самое крепкое среди всех степеней сущих, самое основное, самое сильное и самое совершенное. Если бы Аллаха не было и Вселенная не существовала бы. Например: нет письма без написавшего это письмо. Существование этого мира невозможно себе представить без Того, Кто его создал. Имя Его – Аллах. Кто не признает существование Создателя, тот – неверующий.

2.Кидам – Аллах Вечен без начала. Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него. Все, что существует кроме Аллаха (время ,место, явления и т.д.), имеет начало, потому что является созданным. Все созданное находится под Его контролем.

3.Бака – Аллах вечен без конца. Все созданное имеет конец (кроме некоторых созданий: Рай, Ад, души людей и джиннов не имеют конца существования, но их бесконечность отличается от Бесконечности Аллаха, т.к. бесконечное существование им дал Аллах, тогда как Аллах Бесконечен Сам по Себе и никто не давал Ему это), но существование Аллаха Вечно.

4.Вахданият – Аллах Един и Один. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему. Он неделим. Аллах единственный в своей сущности, в своих свойствах, в своих деяниях. Невозможно существование более одного Аллаха.

5.Мухалафатул Лильхавадис – Аллах не похож на все то, что создано. Всевышний Аллах не похож на свои творения, ни свойствами, ни деяниями. Его нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Нельзя говорить,что Аллах – это «свет» , « Высший Разум», «Святой Дух», «Суперсила», «Абсолют» и. д. Аллах – Создатель света, нура, разума, духа и силы, и Он не является ни одним из них. Также как не похож плотник на дерево, так же как кузнец не является разновидностью железа, а потому нет необходимости, чтобы Творец был разновидностью своих творений.

6.Киям бинафсихи - Аллах существует Сам по Себе. Существование Аллаха, не нуждается ни в какой причине. Аллах существует вместе со своей сущностью. Все появляется благодаря Его творению. Существование творений, гармоничная взаимосвязь между ними и продолжение этого процесса указывает на существование того, кто существует сам по Себе. Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

Торговля.(сура и аят).

Торговля-это обмен имуществом при добровольном договоре.

Договор о купле и продаже считается заключенным, т.е. сделка считается завершенным после того, как продавец и покупатель выразили свое согласие вслух. Например, один сказал «я продал», а второй сказал « я купил». Если один из договоривающих согласиться, то обязана ли заключить договор другая сторона? Нет, для этого необходимо предложение и согласие с обеих сторон, и если один согласится на сделку, то другой может выбрать между согласием и несогласием. Если же он согласится, находясь в том же месте, то первый уже не сможет отказаться от тсвоего соглашения. И нахождение в определенном месте – это обязательное условие. Потому что если одна из сторон дала согласие в одном месте, затем ушла с того места и другая сторона дала согласие в другом месте, то сделка аннулируется. После завершения сделки, если покупатель найдет недостатки в товаре, он имеет право его вернуть. Возможна рассрочка, если срок уплаты заранее оговорен. Покупатель при покупке товара не указывает его меру: ни вес, ни длину, т.к. указание обьема товара при покупке не является условием действительности сделки. Условием действительности сделки является назвать размер суммы денег и качество, т.е. в рублях или долларах и т.д.

Если покупатель приобрел какое-то количество продоволствия, а потом обнаружил недостаток в купленном товаре, тогда можно потребовать возврата стоимости недостатка или вернуть весь товар продавцу и потребовать возврата всей уплаченной суммы. Если покупатель обнаружит излишек товара, излишек следует вернуть продавцу.

Если человек купил 100 метров ткани стоимостью 10 дирхемов за метр. Затем обнаружил, что длина ткани меньше, чем 100 метров. То покупатель имеет право взять деньги с продавца за товар, а может просто вернуть всю ткань. Если человек обнаружил, что ткани больше, чем 100 метров. Все, что купил, принадлежит покупателю. Также дело обстоит и с участком земли.

Если продавец продал связку тканей и сказал: «Продаю связку из 10-ти тканей за 100 дирхемов по 10 дирхемов за каждую ткань». После покупки покупатель обнаружил излишек или недостаток. За недостаток покупатель имеет право требовать возмещения, а при излишке сделка аннулируется.

Если товар покупается за деньги, то сначала передаются деньги продавцу, а потом товар покупателю. Если происходит бартерный обмен или обмен деньгами, то товар и деньги передаются одновременно.

Заочно покупать товар можно, но если после осмотра товара покупатель захочет вернуть его обратно, то он имеет на это право.

Торговля издавна считалась почтенным занятием – ведь сам Пророк Мухаммад (с.а.в.) когда-то занимался торговлей. Однако именно с торговлей и денежными операциями связаны некоторые запреты Шариата, касающиеся заработка и ремесла.

В Коране говорится о законности торговли: «Аллах разрешил торговлю, и запретил рост» (2:275).

В Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить проценты с долга (риба).

Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещенных Шариатом, а именно:

- свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;

-мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата;

-алкогольные напитки, табачные изделия, наркотоки;

-проституция и порнографическая продукция;

-все то, что приносит вред религии и обществу.

Билет №6.

Наши рекомендации