Сбор на Суд (Хашр) и место сбора (Махшар).
Лексическое значение слова «хашр» - «собираться», «приходить в одно место». В религии это слово означает «сбор людей после их воскрешения для призвания к ответу за дела совершенные в земной жизни». Место, где собираются люди, называется Махшар или Арасат. В Священном Коране есть очень много аятов о Сборе: «С опущенными взорами выйдут они из могил, точно саранча, поспешно рассеявшаяся в своей многочисленности, устремляясь к зовущему, скажут неверующие: «Это - тяжкий День!» (Сура «Аль-Камар», 7-8 аяты).
«В тот День Мы соберем богобоязненных перед Милостивым чтимым посольством.(Сура «Марьям», 85 аят)
«В тот День Он (Аллах) соберет их всех...» (Сура «Юнус», 45 аят)
«В тот День человек убежит от своего брата, от своей матери от своего отца, от своей жены и от своих детей. В тот День каждый будет заботиться только о себе. В тот День одни лица будут светлыми, сияющими от счастья, другие же лица будут покрыты пылью печалью, мраком и чернотой. Эти лица неверующих, которые не обращали внимание на свои грехи». («Абаса»:34-42) Пророк (С.Г.В.) сообщил нам, что люди, которых соберут в Судный день, будут босыми, необрезанными и нагими, как во время первого их создания. Каждый раб будет воскрешен в том состоянии, в котором он умер. Умерший с благодеяниями, будет воскрешен в радостном расположении духа, умерший же со злодеяниями, будет воскрешен ужасе от происходящего и в уродливом виде.
Посланник Аллаха (С.Г.В.) в одном хадисе сказал, что люди будут собираться, будучи разделены на три группы: пешие, верхом, а также влачащиеся на своих лицах. Кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха! Как же они будут передвигаться на своих лицах?» В ответ на это, Пророк (С.Г.В.) ответил так: «Аллах, который смог создать их передвигающимися на своих ногах, способен создать их и передвигающимися на своих лицах». Бухари Муслим Тирмизи
В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Аль-Микдада бин аль-Асвада, (Р.Г.), который передал, что он слышал, как посланник Аллаха, (С.Г.В.) сказал:
«В День воскресения солнце будет приближено к людям и окажется от них на расстоянии мили, люди же погрузятся в собственный пот по мере дел своих».
В этой ситуации пророк, (С.Г.В.), станет ходатайствовать за людей после того, как не возьмутся за это Адам, Нух, Ибрахим, Муса и Иса, мир им, что и станет величайшим заступничеством и местом достохвальным.
3. Условия при заключении никаха.
Заключение никаха действительно только при соблюдении следующих условий:
Рукны никяха:
1) Акт соглашения (предложение и принятие).
2)Присутствие сторон (жених и невеста или их попечители).
Условия вступления никяха в силу:
1. Четкое определение супругов. (если несколько дочерей, какую именно?)
2. Обоюдное согласие сторон. Согласие разумного и совершеннолетнего (мукалляф) мужчины и свободной и разумной женщины.
3. Совершение акта- соглашения в одном и том же месте и времени.
4. Слышание и понимание акта-соглашения сторонами.
5. Отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения.
6. стороны или попечители д.б. мукалляфами
7. Присутствие опекуна (вали). Право опекунства принадлежит отцу девушки. За ним следует дед по отцу, прадед и т.д. За ним- сын (мукалляф), внук (сын сына )и т.д. За ним следует родной брат, затем брат по отцу, затем племянник(сын брата) и т.д.
8. Наличие свидетелей (две мужчины или один мужчина и две женщины по мазхабу Имама Абу Ханифы).
9. Отсутствие препятствий для брака (например: молочное или кровное родство и т.д.).
Согласно мазхаба Имама Абу Ханифы при отсутствии одного пункта из рукнов никяха или условий,никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись. Такой никях называют «батыль». 8 и 9 пункты – условия для полноценного никяха.
Бракосочетание
Этот обряд следует после сватовства. Его главной частью является соглашение между женихом и опекуном невесты, когда последний говорит жениху, что он выдает замуж за него свою дочь, сестру или т.д., а жених, в свою очередь, что он берет ее в жены. Эти слова являются неотъемлемой частью обряда бракосочетания. Оформлять обряд документально необязательно, но его регистрация у судьи или государственного чиновника позволяет узаконить брак с точки зрения законов того или иного государства.
Свидетели и прочие условия
Все мусульманские богословы единодушны в том, что на бракосочетании обязательно должны присутствовать свидетели. Шариат предписывает присутствие свидетелей и при менее важных событиях, например, при даче денег в долг или при заключении договора с рабом о его выкупе за определенную сумму. Естественно, что шариат охраняет честь мусульман сильнее, чем их имущество, и присутствие свидетелей на бракосочетании важнее. Ими могут быть двое или более справедливых мужчин-мусульман, не являющихся родственниками жениха и невесты.
Присутствие свидетелей является одним из пяти условий обряда бракосочетания. Кроме того, необходимо (1) точно знать, кто является женихом и невестой. (2) Они оба должны достигнуть половой зрелости, а невеста должна быть не моложе девяти лет, и быть согласны вступить в брак друг с другом. Согласием девственницы может считаться ее молчание. При этом необходимо назвать невесте имя ее мужа. (3) Обязательно присутствие опекуна невесты. Им имеет право быть только мужчина-мусульманин, в первую очередь, ее отец. Если его нет, то ее сын, затем ее родной брат, затем брат ее отца, затем дети ее братьев, затем родственники со стороны ее отца и другие родственники. Если их нет, то опекуном невесты является правитель страны или его заместитель. (4) Жених и невеста должны не иметь препятствий для вступления в брак друг с другом, например, близкое кровное или молочное родство, неверие одного из них (лишь мужчине-мусульманину разрешается жениться на христианке или иудейке, но не наоборот), нахождение женщины в ‘идда после развода либо нахождение в ихраме при паломничестве.
Обнародование бракосочетания и проповедь
Пророк велел обнародовать брак и уведомлять об этом родственников и близких, дабы все могли разделить эту радость, а при встрече с четой различать между законными отношениями и распутством. При этом девушкам разрешается бить в бубны и петь. Посланник Аллаха сказал: “Дозволенное и запрещенное разделяют удары в бубен и пение при бракосочетании”.
Кроме того, желательно, чтобы при бракосочетании молодоженам была прочитана проповедь, потому что Посланник Аллаха читал проповедь при всех благих начинаниях.