Понятие о разводе и о том, что должно при нем соблюдаться
Развод - это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком. Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1. Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.
2. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.
Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Всевышний Аллах сказал : "О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок" (Сура Развод, аят 1).
Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: "Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся". Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза.
Не говори: "Ты - разведена два раза", или: "Ты - разведена три раза", или: "Ты - разведена, ты - разведена, ты - разведена". Повторять трижды "Ты - разведена" запрещено в соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды:
"Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас". Один из присутствующих при этом спросил: "А не убить ли его, о Посланник Аллаха(с.а.в.)?"
Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб божий должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: "Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя".(Сура "Развод", аят 1). Он также сказал: "А если кто переступает границы Аллаха, тот - неправедный".(Сура "Корова", аят 229).
ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВОДА
Поскольку развод - это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди которых укажем на следующие:
1. Необходимость соблюдения периода, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.
Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в половые сношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:
"О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы" (Сура Сонмы, аят 49).
Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж: 3 менструальных цикла, если у женщины бывают менструации; 3месяца, если она не имеет менструаций; время до рождения ребенка, если она беременна.
2. Запретность жены для мужа в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется, в виду, следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока, в течение которого, она не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней, по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего:"Развод - двукратен: после него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием". (“Бакара”:229).
"Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим"(2: 230).
Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав, однажды, на свою жену, сказал: "Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой". "Как это?" - спросила жена. "Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока". Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах Всевышний ниспослал следующее: "Развод - двукратен", ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.
Мы привели большое число положений, касающихся брака, стремясь избежать как скучных длиннот, так и вредной поспешности. Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех правоверных знающими предписания Аллаха, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими волю Аллаха, руководствующимися поклонением Аллаху.
Господи наш! Не уводи нас в сторону после того, как вывел на правильный путь. Дай нам Твою милость, ведь Ты - Дающий. Господи наш! Дай нам хорошее в жизни земной и загробной, и спаси нас от мук огня. Да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, его семью, его сподвижников и да приветствует их всех! И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.
Билет №2.
1. Погребальная молитва (джаназа) (хутба).
2. Воскрешение (багс) и Сбор на суд (Хашр).
3. Условия при заключении брака.
1. Погребальная молитва (джаназа) (хутба).
Погребальная молитва (по арабский джаназа) является фардом кифая. У этой молитвы 2 фарда: стояние и произнесение четырех такбиров.
Покойного кладут перед общиной перпендикулярно к Каабе, головой направо. Имам становится напротив груди покойного, а остальные мусульмане выстраиваются за ним в три ряда. Имам, поднимая руки, произносит первый такбир (Аллаху Акбар), складывая руки, как в других намазах и после него читает дуа сана («Субханака» добавляя в него слова «ва джалля санаука»). После нее он произносит второй такбир и читает салават Пророку (с.а.в.). Вслед за этим он произносит третий такбир и читает дуа покойному. Произнеся четвертый такбир, имам совершает приветствие сначала направо, затем налево: «Ассаляму аляйкум ва Рахматуллах».
При произнесении второго, третьего и четвертого такбиров руки не поднимаются.
Эту молитву выполнять в мечети -.макрух.
Дуа, которая читается после третьего такбира в намазе аль-джаназа: «Аллахумма гфирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина Аллахумма ман ахъяйтаху мина фаахйихи аля-ль Ислам. Ва манн таваффайтаху мина фатаваффаху аля-ль иман».
Значение: «О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужщин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой». Если не знают этого дуа, то читают дуа «Кунут», если и не знают его, читают дуа «Раббана атина…», После этого читаются другие дуа в зависимости от пола.
2.Воскрешение (багс) и сбор на суд (Хашр).
После Конца Света, когда Ангел Исрафил вновь затрубит в Сур, люди воскреснут и явятся к месту Сбора. В Коране сказано: «Неужели человек думает, что Мы не соберем его костей? Несомненно! Мы можем правильно сложить даже кончики его пальцев… Он спрашивает: «Когда настанет день воскрешения?» Тогда, когда зрение помрачится и луна затмится и солнце с луной соединятся, скажет человек в тот День: «Где мне убежище?» Нет, не будет никакого убежища. В тот День у Господа твоего прибежище. В тот День будет возмещено человеку, что он уготовил вперед и отложил».Кыйама.75:3-13.
Всевышний сказал в суре Аз-Зумар(39:68): «Потом в нее подуют еще раз, и вот они уже встали и смотрят». Затем Аллах ниспошлет дождь, от которого из копчика вырастут тела умерших, и они будут совершенно новыми, бессмертными творениями, нагими, босыми и необрезанными, и они будут видеть ангелов и джиннов. Воскрешены они будут, делая то же, что делали перед смертью.
Облаченный в ихрам будет произносить тальбийу, из ран шахида будет течь кровь, а беспечный будет занят пустой забавой. Сказал Пророк (с.а.в.) : «Каждый раб будет воскрешен таким, каким он умер» Муслим.). Кроме людей также будут воскрешены и джинны, и животные, все остальное, что было умерщвлено после первого дуновения в трубу.
Затем Аллах соберет творения для расчета к месту суда (Махшар), и они будут словно пьяные от ужаса, в Великий День, продолжительность которого пятьдесят тысяч лет, и пребывание их в этом мире будет казаться часом. Солнце будет очень близко к головам людей, и все люди будут стоять в поту. Кому-то пот достигнет щиколоток, кому-то колен, кому-то шеи и т.д. Только семь групп людей в этот день будут стоять в тени трона:
1) справедливый правитель,
2)молодой человек, выросший, поклоняясь Аллаху,
3)человек, сердце которого было привязано к мечетям,
4) двое мусульман, любившие друг друга ради довольства Аллаха,
5) человек, которого красивая и знатная женщина пыталась склонить к прелюбодеянию, но он воздержался, боясь Аллаха,
6)человек, дававший подаяние скрытно,
7)человек, сидевший в одиночестве и плакавший, вспоминая Аллаха.
Мусульманские богословы, комментируя этот хадис, говорят, что в нем речь идет и о женщинах, попавших в такие же ситуации, или поступавших точно также.
Люди будут собраны, но суд над ними начнется не сразу говорят исламские ученые. Поэтому после долгого ожидания суда, не выдержав, люди обратятся за заступничеством к пророкам. Каждый пророк будет отправлять следующему. Таким образом, люди дойдут до Пророка Мухаммеда (с.а.в.) и он обратится к Аллаху с просьбой о начале суда, и Аллах, ответив на его просьбу, начнет суд и расчет.
Пророк (С.Г.В.) сказал: «И истлеют все части тела человека, кроме копчика, из которого Аллах создаст его заново» Бухари,Абу Дауд, Муслим.
Воскрешение (Багс).После начала Конца Света со вторым звучанием Сура всех, кто имеет душу, воскрешают заново для того, чтобы призвать их к ответу. Повторное воскрешение, согласно точке зрения суннитов, будет и телесным и духовным. По Воле Всевышнего Аллаха, будут собраны все части тела людей (после того, как они умерли, а тела их подверглись процессу гниения), и каждая душа, найдя свое тело, войдет в него. В Священном Коране сказано: «Поистине, тех, которые не веровали в Наши аяты, Мы непременно бросим в Огонь. Всякий раз, как будет сгорать их кожа, Мы заменим ее на новую кожу, чтобы дать вкусить им наказание сполна, Поистине, Аллах - Великий, Мудрый!» ( «Ан-Ниса»:56 ).
Из аята следует, что во время второго воскрешения душа будет находиться вместе с телом. Священный Коран в доказательство тем, кто сомневается в воскрешении людей после их смерти, говорит, что это непременно произойдет, и что вполне логично считать повторное воскрешение людей возможным. В священном Коране, сравнивается оживление человека после смерти с его первым творением. Следуя человеческой логике, можно сделать следующее заключение: раз возможно создание человека в первый раз, то возможно его создание и во второй раз. «Он (Убайя бин Ханаф), забыв о том, что он сам был создан, приводит Нам притчи. Он сказал: «Кто же может вернуть жизнь этим истлевшим костям?» Ответь ему: «Их оживит лишь Тот, Кто создал их в первый раз. Он (Аллах) сведущ о каждом творении (и о том в каком виде их воссоздать)». (Сура «Йа Син», 78-79 аяты)
«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом – из капли, потом – из сгустка крови, потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или несформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на нее воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения» (Сура «Аль-Хадж», 5 аят)
Люди восстанут из своих могил, когда Исрафил, (Г.С.), затрубит в трубу, люди воскреснут и восстанут из могил. В Коране Аллах Всевышний сказал: «Потом протрубят ещё раз, и люди встанут, озираясь».(Сура «Аз-Зумар», 68 аят)