Сафи ар-рахман аль-мубаракфури

Бенарес, Индия,

Года хиджры – 6/11/1976 г.н.э.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шихаб ад-дин Ахмад бин Мухаммад аль-Асади аль-Макки, (ум. в 1066 г.х.) “Ихбар аль-кирам би-ахбар аль-масджид аль-харам”.

2. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, (ум. в 256 г.х.) “Аль-адаб аль-муфрад”.

3. Хайр ад-дин аз-Заркали, “Аль-а‘лям”.

4. Исмаил бин Кясир ад-Димашки, “Аль-бидайа ва-н-нихайа”.

5. Ахмад бин Хаджар аль-‘Аскалани, (773–852 гг. х.) “Булюг аль-марам мин адиллят аль-ахкям”.

6. Сеййид Сулейман ан-Надави, (ум. в 1373 г.х.), “Тарих ард аль-Куран”.

7. Шах Акбар-хан ан-Наджибабади, “Тарих аль-ислам”.

8. Ибн Джарир ат-Табари, “Тарих аль-умам ва-ль-мулюк”.

9. Абу-ль-Фарадж Абд ар-Рахман бин аль-Джаузи, “Тарих Умар бин аль-Хаттаб”.

10. Абу-ль-‘Али Абд ар-Рахман аль-Мубаракфури (ум. 1353 г.х..1935 г.н.э.), “Тухфат аль-ахвази”.

11. Исмаил бин Касир ад-Димашки, “Тафсир”.

12. Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Тафхим аль-Куран”.

13. Абу-ль-Фарадж Абд ар-Рахман бин аль-Джаузи, (ум. в 597 г.х.) “Тальких фухум ахль аль-асар”.

14. Абу Иса Мухаммад бин Иса бин Сура ат-Тирмизи (209–279 гг.х.), “Джами‘”.

15. Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Аль-джихад фи-ль-ислам”.

16. Мухибб ад-дин Абу Джафар Ахмад бин Абдуллах ат-Табари (ум. в 673 г.х.), “Хулясат ас-сийар”.

17. Мухаммад Сулейман Сальман аль-Мансурфури (ум. в 1930 г.н.э.), “Рахматун ли-ль- алямин”.

18. Доктор Хамидулла, “Расуль акрам ки сийаси зандаки”.

19. Абу-ль-Касим Абд ар-Рахман бин Абдуллах ас-Сухайли (508–581 гг.х.), “Ар-рауд аль- анаф”.

20. Шамс ад-дин Абу Абдуллах Мухаммад бин Бакр бин Аййуб, известный также как Ибн аль-Каййим (691–751 гг.х.), “Зад аль-ма‘ад”.

21. Библия, Книга бытия.

22. Абу Абдуллах Мухаммад бин Йазид бин Маджа аль-Казвини (209–273 гг.х.), “Сунан”.

23. Абу Дауд Сулейман бин аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275), “Сунан”.

24. Абу Абд ар-Рахман Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса‘и (215–303), “Сунан”.

25. Ибн Бурхан ад-дин, “Ас-сират аль-халябийа”.

26. Абу Мухаммад Абд аль-Малик бин Хишам бин Аййуб аль-Химйари (ум. в 213 или 218 г.х.), “Ас-сират ан-набавиййа”.

27. Абу Мухаммад Абдуллах Джамаль ад-дин бин Йусуф, известный также как Ибн Хишам аль-Ансари (708–761 гг.х.), “Шарх шузуз аз-захаб”.

28. Абу Закарийа Мухййи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави (ум. в 676 г.х.), “Шарх Сахих Муслим”.

29. Аз-Заркани, “Шарх аль-мавахиб аль-лядуннийа”.

30. Кади ‘Ийад, “Аш-шифа би-та`риф хукук аль-мустафа”.

31. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари (ум. в 256 г.х.), “Сахих”.

32. Муслим бин аль-Хаджжадж аль-Кушайри, “Сахих”.

33. Библия, Книга пророка Аввакума.

34. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Сульх аль-Худайбийа”.

35. Мухаммад б. Са‘д, “Ат-табакат аль-кубра”.

36. Абу-т-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади, “‘Аун аль-ма‘буд шарх Аби Дауд”.

37. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Ухуд”.

38. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Бадр аль-кубра”.

39. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Хайбар”.

40. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват бани курайза”.

41. Ахмад бин Али бин Хаджар аль-‘Аскалани (773–852 гг.х.), “Фатх аль-Бари”.

42. Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”.

43. Священный Коран.

44. Фуад Хамза, “Кальб джазират аль-араб”.

45. Абу-ль-Хасан Али аль-Хусни ан-Надави, “Маза хасира-ль-алям би-нхитат аль- муслимина?”

46. Шейх Мухаммад аль-Хадири”, “Мухадарат тарих аль-умам аль-исламийа”.

47. Шейх Абдуллах бин Мухаммад ан-Наджди, “Мухтасар сират ар-расуль”.

48. Ан-Насафи, “Мадарик ат-танзиль”.

49. Шейх Абу-ль-Хасан Убайдуллах ар-Рахмани аль-Мубаракфури, “Миркат аль- мафатих”.

50. Абу-ль-Хасан Али аль-Мас‘уди, “Мурудж аз-захаб”.

51. Абу Абдуллах Мухаммад аль-Хаким ан-Найсабури, “Аль-мустадрак”.

52. Имам Ахмад бин Мухаммад бин Ханбаль аш-Шайбани (ум. в 264 г.х.), “Муснад”.

53. Абу Мухаммад Абдуллах бин Абдуллах ад-Дарими (181–255), “Муснад”.

54. Вали ад-дин Мухаммад бин Абдуллах ат-Табризи, “Мишкат аль-масабих”.

55. Йакут аль-Хамави, “Му‘джам аль-бульдан”.

56. Аль-Касталлани, “Аль-мавахиб аль-лядуниййа”.

57. Имам Малик бин Анас аль-Асбахи (ум. в 169 г.х.), “Муватта”.

58. Али бин Ахмад ас-Сухраварди, “Вафа аль-вафа”.

[1] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие государства как Сирия, Иордания, Ливан и Палестина.

[2] Около трёх миллионов квадратных километров.

[3] Имеются в виду Византия и Иран.

[4] Марибская плотина находилась в Йемене.

[5] Хиджаз – горные цепи, которые тянутся вдоль аравийского побережья Красного моря.

[6] Харам – священная территория вокруг святилища, где все живые существа и растения являлись неприкоосновенными.

[7] Тихама – узкая приморская полоса на аравийском побережье Красного моря.

[8] Гассаниды – арабские князья, являвшиеся вассалами Византии. Их резиденция находилась в Джабии, расположенной в 80 километрах к югу от Дамаска. Гассаниды и их подданные исповедовали христианство.

[9] Ляхмиды – арабские князья, являвшиеся вассалами сасанидских правителей Ирана. Подобно Гасанидам они также исповедовали христианство.

[10] Хира – город на берегу Евфрата на юге Ирака, где находилась резиденция Ляхмидов.

[11] Бахрейн – район, расположенный на побережье Персидского залива.

[12] Название прибрежного района, расположенного на юге Аравийского полуострова.

[13] Неджд – обширное центральное плоскогорье Аравии.

[14] Более подробно об этих племенах и их миграциях см.: “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/11–13”, а также “Сердце Аравии”, с. 231–235. Среди исторических источников наблюдаются значительные расхождения по вопросам определения времени и причин вышеупомянутых миграций. Ознакомившись с разными точками зрения, мы изложили те из них, которые представляются нам наиболее обоснованными.

[15] Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Тафхим аль-Куран”, 1/553 – 556.

[16] Там же, 1/108.

[17] Прежде всегда считалось, что Хаджар была невольницей, однако известный писатель и крупный учёный кади Мухаммад Сулейман аль-Мансурфури установил, что она бы ла свободной женщиной и являлась дочерью фараона. См.: “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/36–37.

[18] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/474–475.

[19] Вади – сухое русло, долина, каньон.

[20] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/475.

[21] Иначе говоря, Ибрахим уложил Исмаила, мир им обоим, на землю лицом вниз, чтобы совершить жертвоприношение.

[22] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/475–476.

[23] “Сердце Аравии”, с. 230.

[24] Иначе говоря, Ибрахим велел Исмаилу, мир им обоим, не расставаться с этой его женой.

[25] См.: “Сердце Аравии”, с. 230.

[26] См.: “Тарих ард -аль-Куран”, 2/78–86.

[27] См.: “Тарих” ат-Табари, 2/191–194; “Аль-А`лям”, 6/5.

[28] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/14–15.

[29] Этот хадис Муслим приводит со слов Ваиля бин аль-Аска‘, “Глава о достоинстве происхождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует ”, 2/245. Этот хадис приводит также ат-Тирмизи.

[30] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, “Глава о том, что было сказано относительно достоинства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 2/102.

[31] Харра – лавовое поле.

[32] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/15–16.

[33] См.: “Саба”, 16

[34] То есть да будут прокляты!

[35] О походе на Мекку войска Абрахи, в составе которого были боевые слоны, упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.

[36] Имеется в виду истребление воинов Абрахи, на которых Аллах наслал птиц, закидавших их кусками обожжённой глины.

[37] Хосрой – титул царей Ирана.

[38] Подробнее об этом см. “Тафхим аль-Куран”, 4/195–198, а также “Тарих ард аль-Куран”, т. 1, с. 133 и далее. Что касается определения дат, то в этом отношении между различными историческими источниками имеются большие расхождения. Некоторые авторы характеризовали приводимые в этих источниках упоминания о деталях словами Корана: “Поистине, это не что иное, как сказания древних”. (“Скот”, 25)

[39] Маздак – основатель одной из зароастрийской сект, возникшей на рубеже V–VI вв. Маздакиты стремились к уничтожению социальноого неравенства и в качестве эффективного средства сословных перегородок провозгласили общность жён.

[40] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/29–32.

[41] Думат аль-Джандаль находится на севере пустыни Нефуд на границах Шама и Аравии.

[42] Йармук – вади к западу от Тивериадского озера, где произошло сражение мусульман с византийцами, в котором мусульмане одержали крупную победу.

[43] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/34; “Ард аль-Куран”, 2/80–82.

[44] “Кальб джазират аль-араб”, с. 230–237.

[45] См.: Библия, Книга бытия, Глава 25, 17.

[46] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 230–237; Ибн Хишам, 1/111–113. Из всех детей Исмаила, мир ему, Ибн Хишам упоминает только о правлении Набита.

[47] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 230.

[48] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/48.

[49] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 231.

[50] Не путать со старшим Мудадом аль-Джурхуми, о котором упоминалось ранее в рассказе об Исмаиле, мир ему.

[51] Аль-Мас‘уди пишет: “В то время персы дарили Каабе много богатств и драгоценностей. Так, Сасан бин Бабек принёс в дар две золотых газели, драгоценности, мечи и много золота, и всё это ‘Амр схоронил в источнике Замзам”. См.: “Мурудж аз-захаб”, 1/205.

[52] Аль-Хаджун – гора в Мекке.

[53] См.: Ибн Хишам, 1/114–115.

[54] Имеется в виду, что, когда боевые действия захватывали и какой-нибудь священный месяц, например, мухаррам, в течении которого сражаться было нельзя, священным объявлялся следующий месяц, сафар, а военные действия в мухарраме не прекращались.

[55] Ибн Хишам, 1/44; 119–120; 122.

[56] См.: Йакут, “Му‘джам аль-бульдан”, статья “Мекка”.

[57] Имеется виду, что среди них не было хранителей ключей от Каабы.

[58] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/35; Ибн Хишам, 1/117.

[59] Ибн Хишам, 1/117–118.

[60] Там же.

[61] Там же, 1/188.

[62] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 2/55.

[63] Ибн Хишам, 1/123 – 124. “Шаддах” означает “разбивающий” .

[64] “Кальб джазирату-ль-араб”, с. 232.

[65] Ибн Хишам, 1/124–125.

[66] Ибн Хишам, 1/125; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/36; “Ахбар аль-кирам”, с.152.

[67] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/36.

[68] Ибн Хишам, 1/130.

[69] Ибн Хишам, 1/129–132, 137, 142, 178–179.

[70] “Тарих ард аль-Куран”, 2/104–106.

[71] Хороший поэт был предметом гордости любого племени.

[72] См.: “Сахих” аль-Бухари, 1/222.

[73] Джахилийа – невежество. Имеется в виду доисламская эпоха.

[74] “Шурака’” – так они называли тех божеств, которым поклонялись наряду с Аллахом.

[75] Имеются в виду их утверждения, что это является частью поклонения Аллаху.

[76] Ибн Хишам, 1/89–90.

[77] См.: “Сахих” аль-Бухари, 1/499.

[78] Там же.

[79] Иначе говоря, компенсацией за убийство, ранение или нанесение увечья.

[80] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/56; Ибн Хишам, 1/152–153.

[81] См.: “Сахих” Муслима с комментариями ан-Навави, “Книга веры”, «Глава, в которой разъясняется, что не верует тот, кто говорит: “Нам был послан дождь благодаря появлению (такой-то) планеты”, 1/59. »

[82] Если сова садилась на чей-либо дом, считалось, что скоро там кто-то умрёт.

[83] См.: “Сахих” аль-Бухари, 2/851–852 и примечания к нему шейха Ахмада Али ас-Сахаранфури.

[84] От “ахмас” – истовый в вере.

[85] То есть покидайте долину аль-Муздалифа утром в день праздника. Здесь обращение к курайшитам и представителям некоторых других племён, живших вокруг Мекки, которые оставались в аль-Муздалифе и не отправлялись к Арафату.

[86] Ибн Хишам, 1/199; “Сахих” аль-Бухари, 1/226.

[87] Ибн Хишам, 1/202.

[88] Ибн Хишам, 1/202; “Сахих” аль-Бухари, 1/226.

[89] То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на неё в чистых и, по возможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело.

[90] Ибн Хишам, 1/202–203.

[91] “Кальб джазират аль-араб”, с. 151.

[92] “Вафа-аль-вафа”, с. 116.

[93] “Тафхим аль-Куран”, 6/297–298; Ибн Хишам, 1/, 20–22, 27, 31, 35, 36.

[94] “Тафхим аль-Куран”, 6/297.

[95] Ибн Хишам, 1/31–34.

[96] Сабии или же, как их ещё называют, сабеи – одна из категорий обладателей Писания, которые пользовались покровительством мусульман. Упоминания о них есть в Коране (2:62; 5:69; 22:17), однако неизвестно, кто именно имеется в виду в Коране под сабиями.

[97] “Тарих ард аль-Куран”, 2/193 – 208.

[98] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Книга брака”, “Глава о видах брака, заключавшихся людьми, жившими в эпоху джахилийи”.

[99] См. Коран,“Женщины”, 22–23.

[100] Имеется в виду, что мужчина мог разводиться со своей женой и возвращать её обратно столько раз, сколько хотел.

[101] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Книга брака”, “Глава об отмене возобновления брака после трёх разводов.” Толкователи Корана указывают, что именно это стало причиной ниспослания аята, в котором говорится: “Развод (даётся только) дважды* … ”(“Корова”, 229)* Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.

[102] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Глава о том, что ребёнок принадлежит тому, на чьей постели он родился”.

[103] См.: Коран, “Скот”, 151; “Пчёлы”, 58–59; “Ночное путешествие”, 31; “Скручивание”, 8.

[104] Нетрудно заметить, что это слово созвучно арабскому слову “карм” (щедрость).

[105] Муаллака – одно из семи признанных наилучшими поэтических произведений доисламской эпохи.

[106] Майсир – род азартной игры или же лотереи, широко распространённой в доисламской Аравии.

[107] Ибн Хишам, 1/1–2; “Тальких фухум ахль аль-асар”, 5–6; “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/ 11–14; 52.

[108] После тщательного исследования Мухаммад Суляйман аль-Мансурфури объединил эту часть генеалогии с тем, что передают аль-Кальби и Ибн Са‘д. См.: “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/14–17, где есть значительные расхождения с историческими источниками.

[109] Ибн Хишам, 1/2–4; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 6; Ат-Табари, “Хилясат ас-сийар”, с. 6; “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/18. В этих источниках некоторые из вышеупомянутых имён пишутся по-разному, а в некоторых других вообще не упоминаются.

[110] Сарид – мясной бульон, в который крошат куски хлеба.

[111] Слово “хашим” (разбивающий) является причастием действительного залога от глагола “хашама” – ломать; разбивать.

[112] Зимний караван уходил в Йемен, а летний – в Шам.

[113] “Шайба” – седой волосок. Ибн Хишам, 1/137; “Рахматун ли-ль-’алямин”, 1/26; 2/24.

[114] Йасриб – доисламское название Медины.

[115] Ибн Хишам, 1/107.

[116] Ибн Хишам, 1/137–138.

[117] Аль-Хиджр – огороженное невысокой полукруглой стенкой открытое пространство, примыкающее к Каабе и являющееся её частью.

[118] Ибн Хишам, 1/142–147.

[119] Ибн Хишам, 1/43 – 56; “Тафхим аль-Куран”, 6/462–469.

[120] Иначе говоря, люди, покорившиеся (асляма) воле Аллаха. До возникновения ислама такими людьми являлись христиане, а до возникновения христианства – иудеи.

[121] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 8–9; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 6/56, 66.

[122] Иначе говоря, вира (дийа), которую взимали с виновных за убийство или нанесение ранений и увечий.

[123] То есть Амину, дочь Вахба.

[124] Ибн Хишам, 1/156–158; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 58; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 2/91.

[125] “Табакат” Ибн Са`да, 1/62.

[126] Кунья – почётное прозвище, например, Умм Фадль (мать Фадля), ‘Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана) и так далее.

[127] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4; “Сахих Муслима”, 2/96.

[128] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/38–39. Расхождения в определении дня апреля являются следствием расхождений в христианских календарях.

[129] Ибн Са‘д, “Табакат”, 1/63.

[130] “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 12.

[131] Ибн Хишам, 1/159–160; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”. По некоторым сообщениям, он родился уже обрезанным. См.: “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4. Ибн аль-Кайим сказал: “Надёжного хадиса относительно этого нет”. См.: “Зад аль-Ма‘ад”, 1/18.

[132] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4;

[133] “Зад аль-Ма‘ад”, 1/19.

[134] Ибн Хишам, 1/162–164.

[135] Так пишут все авторы жизнеописаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя по контексту в жизнописании Ибн Исхака должно указываться, что ему исполнилось три года. См.: Ибн Исхак, 1/164–165.

[136] Имеется в виду кормилица Халима.

[137] “Сахих” Муслима, “Глава о ночном путешествии”, 1/92.

[138] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; Ибн Хишам, 1/168.

[139] Ибн Хишам, 1/168; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 50.

[140] Ибн Хишам, 1/168.

[141] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; Ибн Хишам, 1/169.

[142] Об этом сообщает Ибн аль-Джаузи в “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7.

[143] Акаба – город в южной части Иордании.

[144] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 16; Ибн Хишам, 1/180–183. В сборнике хадисов ат-Тирмизи и некоторых других источниках сообщается, что он отправил с ним Биляла, но это явная ошибка, так как в то время Биляла, очевидно, ещё и на свете не было, а если он уже и родился, то его не было ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром. См.: “Зад аль-Ма‘ад”, 1/17.

[145] Ибн Хишам, 1/184–187; “Кальб джазират аль-араб”, с. 260; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/63”.

[146] Ибн Хишам, 1/113, 135; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника,”, с. 30–31.

[147] “Краткое жизнеописание”, с. 30–31.

[148] Ибн Хишам, 1/166.

[149] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 52.

[150] Ибн Хишам, 1/187–188.

[151] Ибн Хишам, 1/189–190; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 59; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7.

[152] Ибн Хишам, 1/190–191; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 60; “Фатх аль-Бари”, 7/507. Между вышеупомянутыми источниками имеются некоторые расхождения, в силу чего мы выбирали то, что представляется нам наиболее предпочтительным.

[153] Около шести метров.

[154] Другими словами, деньги, заработанные честным путем.

[155] Аль-Амин (верный; честный; надёжный) – прозвище посланника Аллаха, благословит его Аллах и приветствует.

[156] Название аль-Хатым носит полукруглая стенка, которая отделяет аль-Хиджр от того места, на котором совершается обход Каабы.

[157] Матаф – место, предназначенное для обхода (таваф) Каабы.

[158] Подробнее о перестройке Каабы см.: Ибн Хишам, 1/192–197; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 58; “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинстве Каабы и её перестройке”, 1/215; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/64.

[159] Аль-Лат, аль-‘Узза, а также Манат – доисламские женские божества.

[160] Указанием на это служит то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал монаху Бахире. См.: Ибн Хишам, 1/128.

[161] Относительно степени достоверности этого хадиса существуют разные мнения. Аль-Хаким и аз-Захаби считали его достоверным, а Ибн Касир в “Аль-бидайа ва-н-нихайа” (2/287) называет его слабым.

[162] Название одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер.

[163] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинстве Каабы и её перестройке“, 1/540.

[164] См. тот же источник с комментариями аль-Касталляни.

[165] “Сахих” аль-Бухари, 1/3.

[166] Савик – проваренный ячмень или пшено, к которым добавлялись вода и масло. Савик использовался арабами в качестве походной еды быстрого приготовления.

[167] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/47; Ибн Хишам, 1/235–236.

[168] Ибн Хаджар пишет: “Аль-Байхаки сообщает, что эти видения продолжались в течение шести месяцев, из чего следует, что начало пророчества, выразившегося в видениях, приходится на месяц его рождения раби аль-авваль после достижения им возраста сорока лет, что же касается откровений, получаемых наяву, то они начались в рамадане”. (“Фатх аль-Бари”, 1/27)

[169] Данные историков относительно того месяца, когда Аллах почтил его пророчеством и ниспослал первое откровение, в значительной степени расходятся между собой. Большая часть их считает, что это произошло в месяце раби аль-авваль, тогда как другие полагают, что это было в рамадане. Есть и такие, которые утверждают, что месяцем ниспослания первого откровения являлся месяц раджаб. На наш взгляд, наиболее предпочтительным представляется второе мнение, согласно которому это произошло в рамадане, так как Аллах Всевышний сказал: “Месяц рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран” (“Корова”, 185). И Аллах Всевышний также сказал: “Поистине, Мы ниспослали его в ночь предопределения”. (“Предопределение”, 1) Известно, что ночь предопределения является одной из ночей рамадана, и именно о ней идёт речь в том аяте, где говорится: “Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь, ведь Мы (всегда желали) предостеречь … ” (“Дым”, 3) Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в уединении в пещере Хира в рамадане, и именно туда, как известно, спустился к нему Джибрил.
Расхождения во мнениях существуют и относительно того дня, когда именно было ниспослано первое откровение. Одни утверждают, что это был седьмой день, другие указывают на семнадцатый, а третьи – на восемнадцатый (См. : Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 75; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/49). Что же касается аль-Хадири, то в своих “Лекциях” он настаивает на том, что это был семнадцатый день рамадана (См.: “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/69).
Мы, со своей стороны, отдаём предпочтение двадцать первому дню рамадана, хотя нам неизвестно, чтобы кто-нибудь ещё придерживался такого мнения, поскольку все или большинство авторов жизнеописаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сходятся на том, что ниспослание первого откровения пришлось на понедельник. Это мнение подтверждается сообщениями крупнейших мухаддисов, которые приводят хадис, передаваемый со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что однажды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задали вопрос в понедельник, и он сказал: “В (этот) день я родился и в (этот день) мне было ниспослано (первое откровение)”. В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В этот день я родился и в этот день я стал пророком (или: … в (этот день) мне было ниспослано (первое откровение)”. (См. : “Сахих” Муслима, 1/368; Ахмад, 5/297, 299; аль-Байхаки, 4/286, 300; аль-Хаким, 20/602.) Понедельники месяца рамадан этого года приходились только на седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое число. С другой стороны, во всех достоверных версиях соответствующих хадисов указывается, что ночь предопределения является одной из нечётных ночей последней декады рамадана. Если сопоставить слова Аллаха Всевышнего: “Поистине, Мы ниспослали его в ночь предопределения … ” (“ Предопределение”, 1), и сообщение Абу Катады, да будет доволен им Аллах, о том, что первое откровение было ниспослано пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в понедельник, с научными расчётами, касающимися календарных дат, а именно с тем, какие дни в тот год выпадали в рамадане на понедельник, нам станет ясно, что первое откровение было ниспослано пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ночью двадцать первого рамадана.

[170] То есть истинного.

[171] Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений.

[172] То есть для уединения в пещере.

[173] Первое откровение включало в себя пять аятов из суры “Сгусток” и заканчивалось словами: “…научил человека тому, чего он не знал” (“Сгусток”, 5).

[174] Ко времени возникновения ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями.

[175] Здесь Хадиджа, да будет доволен ей Аллах, называет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, племянником Вараки только для того, чтобы указать на почтенный возраст последнего. В действительности же в родстве они не состояли.

[176] То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.

[177] «Сахих» аль-Бухари,1/3. Аль-Бухари приводит этот хадис с небольшими изменениями также в «Книге толкования Корана» и в «Книге толкования снов».

[178] То есть если они придут к такому выводу после того, как я расскажу им о полученном откровении.

[179] Ат-Табари, 2/207.

[180] Ибн Хишам, 1/237–238.

[181] Краткое изложение сообщения Ибн Хишама, 1/238.

[182] “Фатх аль-Бари”, 1/27; 12/360.

[183] “Сахих” аль-Бухари, “Книга толкования снов Корана”, “Глава об истинных видениях, с которых началось ниспослание откровений посланнику Аллаха, “, 2/1034.

[184] Имеется в виду прекращение ниспослания откровений на несколько дней.

[185] “Фатх аль-Бари”, 1/27.

[186] “Сахих” аль-Бухари, “Книга толкования Корана”, 2/733.

[187] Имеется в виду, что они сидели рядом друг с другом, скрестив ноги.

[188] См. “Зад аль-Ма‘ад”, 1/18.

[189] То есть желая получить большее от людей.

[190] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.

[191] См. “Покаяние”, 100.

[192] Он попал в плен и был обращён в рабство. Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, рабом которой он являлся, подарила его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а потом за ним приехали его отец и дядя, чтобы увезти его к cоплеменникам и родственникам, однако он предпочёл им посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который усыновил его в соответствии с обычаями арабов, в силу чего его и называли Зайд бин Мухаммад до тех пор, пока усыновление не было отменено в соответствии с одним из аятов Корана.

[193] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/50.

[194] О том, почему он получил такое прозвище, см.: “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинствах Абу Убайды бин аль-Джарраха”, 1/530.

[195] Ибн Хишам, 1/245–256.

[196] См. Ибн Хишам, 1/262.

[197] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 88.

[198] Ибн Хишам, 1/247.

[199] “Фикх ас-сира”, с. 76.

[200] Аль-Айка – название селения или название рощи, деревьям которой поклонялись люди народа пророка Шу‘айба, мир ему. В Коране это название упомнается в трёх местах. См.: “Аль-Хиджр”, 78; “Поэты”, 176; “Сад”, 13.

[201] Ибн аль-Асир, “Фикх ас-сира”, с. 77–78.

[202] “Йа сабаха-ху!” – восклицание, которое используется как предупреждение о грозящей опасности.

[203] “Поэты”, 214.

[204] Имеется в виду вся сура “Пальмовые волокна”.

[205] “Сахих” аль-Бухари, 2/702; 734. Другая версия этого хадиса приводится также в “Сахихе” Муслима, 1/114.

[206] “Поэты”, 214.

[207] “Сахих” Муслима, 1/114; “Сахих” аль-Бухари, 1/358, 2/702; “Мишкат аль-масабих”, 2/460.

[208] Ибн Хишам, 1/265.

[209] Кахин – человек, предсказывавший будущее в состоянии транса.

[210] Отвечая на вопросы своих клиентов, прорицатели говорили рифмованной прозой (садж‘).

[211] То есть что он одержим джинном, который вселился в него.

[212] В доисламской Аравии колдуны завязывали узлы на верёвках и дули на них, произнося заклинания.

[213] Ибн Хишам, 1/271.

[214] Здесь речь идёт о тех словах о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, которые приготовил для людей аль-Валид бин аль-Мугира.

[215] То есть этот Коран представляет собой колдовские речи, передаваемые Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, с чужих слов.

[216] Ибн Хишам, 1/271.

[217] В этих местах в период хаджжа проводились торговые ярмарки.

[218] Хадис, в котором рассказывается о том, что делал Абу Ляхаб, приводит ат-Тирмизи, передавший его со слов Йазида бин Румана, а также Тарика бин Абдуллаха аль-Мухариби. Этот хадис в своём “Муснаде” приводит также имам Ахмад (3/492; 4/341).

[219] То есть чтение Корана.

[220] То есть верующих.

[221] Имеются в виду неверные.

[222] То есть пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

[223] Ибн Хишам, 1/299–300; 358; “Тафхим аль-Куран”, 4/8–9; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 117–118.

[224] “Тафхим аль-Куран”, 6/501–502.

[225] Ибн Хишам, 1/362.

[226] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/59–60.

[227] Хадис, в котором сообщается об этом, приводит ат-Тирмизи.

[228] “Тафхим аль-Куран”, 6/522.

[229] “Тафхим аль-Куран”, 6/490.

[230] “Джами‘” ат-Тирмизи.

[231] См.: “Пальмовые волокна”, 4.

[232] Так курайшиты называли пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имя которого на самом деле переводится как “хранимый”.

[233] Ибн Хишам, 1/335–336.

[234] Имеется в виду Кааба.

[235] Имеется в виду отец Омеййадского халифа Марвана бин аль-Хакама.

[236] Ибн Хишам, 1/416.

[237] В тексте – “саля” (оболочка или же рубашка плода).

[238] Имеется в виду ‘Укба бин Абу Му‘айт.

[239] Дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[240] То есть в Мекке.

[241] “Сахих” аль-Бухари, “Книга омовения”, глава “О том, что если на спину молящегося положат нечто нечистое или падаль, его молитва от этого не станет недействительной“, 1/37.

[242] Ибн Хишам, 1/356–357.

[243] В данном случае речь идёт о том, кто злословит о людях, не стесняясь их присутствия.

[244] Имеется в виду человеку, заявляющий о своей принадлежности к тем людям, к которым на самом деле он отношения не имеет.

[245] Имеется в виду, что Абу Джахль не поверил в истинность Корана.

[246] “Сахих” Муслима.

[247] Ибн Хишам, 1/330.

[248] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57.

[249] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/58; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 60.

[250] То есть Аллах – Один.

[251] Одна окия соответствует примерно 37,5 грамма.

[252] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 61; Ибн Хишам, 1/317–318.

[253] То есть такого человека, которого заставят заявить о своём неверии.

[254] Ибн Хишам, 1/319–320; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 82. Часть этого сообщения приводит аль-Ауфи, передавая его со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 92.

[255] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Мин и‘джаз ат-танзиль”, с. 53.

[256] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 60.

[257] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; Ибн Хишам, 1/319.

[258] Ибн Хишам, 1/318–319.

[259] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/58.

[260] Ибн Хишам, 1/263.

[261] Имеются в виду неверные, притеснявшие верующих юношей.

[262] Буквально – “двурогий”, однако поскольку слово “карн” означает не только “рог”, но имеет и другие значения, то это словосочетание можно перевести и по-другому. “Зу-ль-Карнайн” часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским; высказывались также и другие предположения относительно личности этого человека. Здесь имеется в виду рассказ, который приводится в суре «Пещера», 83 – 97.

[263] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 92–93; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61.

[264] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24.

[265] Аль-Бухари приводит сообщение об этом земном поклоне в сокращённом виде, передавая его со слов Ибн Мас‘уда и Ибн ‘‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: “Глава о земном поклоне во время чтения суры “Звезда””; “Глава о земном поклоне мусульман и многобожников”, 1/146. См. также: “Глава о том, что пришлось претерпеть пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам от многобожников в Мекке”, 1/543.

[266] “Тафхим аль-Куран”, 5/188. Исследователи данного хадиса склоняются именно к этому толкованию.

[267] “Тафхим аль-Куран”, 5/188; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; 2/44; Ибн Хишам, 1/364.

[268] “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61.

[269] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61.

[270] В начале этой суры речь идёт о рождении Йахйи (Иоанна) и Исы, мир им обоим.

[271] Иначе говоря, Абдуллах указал на возможность кровной мести со стороны родственников мусульман, если с ними случится что-нибудь после слов Амра.

[272] Имеется в виду, что они были недовольны тем, что сказал негус.

[273] Иначе говоря, будет подвергнут крупному штрафу, который разорит его.

[274] В тексте указывается, что негус повторил последние слова трижды.

[275] Ибн Хишам, 1/334-338

[276] То есть, после марта 624 года.

[277] Шейх Абдуллах ан-Наджди, «Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с. 96-98. На этих страницах подробно приводятся вышеупомянутые вопросы и ответы.

[278] Ибн Хишам, 1/265–266.

[279] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с. 68.

[280] Ибн Хишам, 1/226–227.

[281] “Звезда”, 1. Утайба хотел сказать, что он не верит ни в суру “Звезда”, ни в Коран в целом.

[282] “Звезда”, 8. Имеется в виду Джибрил, мир ему, который принёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, откровение.

[283] “Тафхим аль-Куран”, 6/522; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 135.

[284] Имеются в виду места, отводившиеся для представителей различных курайшитских родов и находившиеся в непосредственной близости от Каабы.

[285] Ибн Хишам, 1/289–290.

[286] Ибн Хишам, 1/289–290.

[287] “Сахих” аль-Бухари, “Глава, в которой упоминается о том, что претерпели пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники от многобожников в Мекке”, 1/544.

[288] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 113.

[289] Имеется в виду, что курайшиты избивали Абу Бакра и таскали его за волосы.

[290] “Рахматун ли-ль-лямин”,1/68; Ибн Хишам, 1/291–292.

[291] Указанием на это может служить та версия этого сообщения, которую шейх Абдуллах ан-Наджди приводит в “Кратком жизнеописании посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 101.

[292] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с.11.

[293] Сообщение о том, как это произошло, приводится ниже.

[294] “Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах. Достоинства Умара бин аль-Хаттаба”, 2/209.

[295] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 92–93.

[296] Речь идет о 69-й суре Корана.

[297] То есть таких, кто отвратил бы гнев Аллаха в подобном случае.

[298] Имеется в виду Коран.

[299] Имеется в виду, что это будет в День воскресения.

[300] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 6. Подобное сообщение приводит и Ибн Исхак, передавший его со слов ‘Ата и Муджахида, но в конце его есть некоторые отличия от этого сообщения. См.: Ибн Хишам, 1/346-348. Примерно то же Ибн аль-Джаузи передаёт и со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, однако в завершающей части и этого сообщения имеются некоторые отличия от той его версии, которая приводится нами. См.: “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 9–10.

[301] Об этом сообщает Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах. См.: Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 10, а также: Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 103.

[302] Об этом сообщает Ибн ‘‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 102.

[303] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 7,10–11; Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветств

Наши рекомендации