Поход на табук в месяце раджаб девятого года хиджры
Завоевание Мекки провело четкую границу между истиной и ложью. После этого уже ни у кого из арабов не осталось никаких сомнений в истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В результате этого ход событий изменился, а люди стали принимать религию Аллаха толпами, о чем речь пойдет далее, в главе о делегациях арабских племен, и о чем свидетельствует огромное количество людей, принявших участие в прощальном паломничестве. Таким образом, внутренние проблемы были решены, а мусульмане получили возможность заняться обучением людей законам Аллаха и распространением исламского призыва.
Причина этого похода
Оставалась одна сила, являвшаяся в то время величайшей военной силой на земле и предпринимавшая враждебные действия против мусульман, не имея для этого никаких оснований. Раньше мы уже упомнали о том, что началось это с убийства посланца посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Хариса бин Умайра аль-Азди, да будет доволен им Аллах, которое было совершено по приказу Шурахбиля бин Амра аль-Гассани, когда этот посланец вез послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры. После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда отряд под командованием Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, выдержавший жестокий бой с византийцами при Муте. Несмотря на то, что мусульмане не сумели отомстить этим высокомерным притеснителям, сражение при Муте оказало глубочайшее воздейстиве на всех арабов.
Император не мог ни игнорировать факта этого благоприятного для мусульман воздействия, ни того, что после этого многие арабские племена стали стремиться к независимости от Византии и установлению тайных контактов с мусульманами. Император понимал, что все это представляет собой угрозу для его владений, которая шаг за шагом приближалась к ним со стороны границ с Шамом, где обитали арабы. С учетом этого он посчитал, что с мусульманами надо покончить, прежде чем они приобретут такую силу, с которой бороться будет невозможно, и начнут провоцировать беспорядки среди арабов, живущих на границах с Византией.
Руководствуясь подобными соображениями, меньше чем через год после битвы при Муте император принялся готовить к решающему сражению новое войско, состоявшее из византийцев и подвластных им гассанидов.
Общие сведения о подготовке к войне византийцев и гассанидов
После того, как известия о военных приготовлениях византийцев к решающему сражению начали доходить до Медины, людей охватил страх, и в любом незнакомом звуке им стало мерещиться наступление врага. Все это нашло особенно яркое проявление в том, что в один прекрасный день случилось с Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. В этом году, то есть в девятом году хиджры, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал клятву, что в течение месяца не будет приближаться к своим женам, после чего он покинул их и все свое время проводил в отдельном помещении. Сначала сподвижники, не знавшие об истинных причинах этого, решили, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развелся со своими женами, из-за чего их охватили печаль и беспокойство. Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– “У меня был друг из числа ансаров, и когда я отсутствовал, он приносил мне новости о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, когда же отсутствовал он, новости приносил я”, а они жили в ‘Авали[1134], и по очереди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
– А в то время мы боялись одного из гассанидских правителей, о котором нам сказали, что он хочет пойти на нас войной, и мы только об этом и думали. И вдруг мой друг из числа ансаров постучал в дверь и сказал: “Открой, открой!” Я спросил: “Явился этот гассанид?” Он ответил: “Хуже, ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул своих жен[1135]!”[1136]
В другой версии этого хадиса сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы часто говорили о том, что гассаниды собираются напасть на нас, и в тот день, когда узнавать новости должен был мой товарищ, он вернулся вечером, сильно постучал в мою дверь и спросил: “Он спит?” Я испугался и вышел к нему, а он сказал: “Случилось нечто важное!” Я спросил: “Что именно? Явились гассаниды?” Он сказал: “Нет, еще важнее! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развелся со своим женами!”[1137]
Все это указывало на серьезность положения и на то, что со стороны Византии мусульманам грозила серьезная опасность. Подтверждением этому может служить и то, как повели себя лицемеры, когда до Медины дошли известия о приготовлениях византийцев. Несмотря на то, что эти лицемеры видели, что успех сопутствует посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во всем и что он не боится никакой власти на земле, но преодолвает все препятствия, возникающие на его пути, они стали надеяться, что наконец-то осуществятся их тайные надежды, а ислам и мусульман постигнет дурное. В предвкушении скорого осуществления своих надежд они свили гнездо интриг и заговоров в подобии мечети, которая была мечетью вреда, основанной ими для распространения неверия, внесения раскола в ряды мусульман и привлечения к себе всех тех, кто был готов воевать с Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Они предложили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершить молитву в этой мечети, желая благодаря этому ввести верующих в заблуждение, чтобы они не поняли, что в этой мечети против них готовятся заговоры, и не обращали внимания на тех, кто входит и выходит из нее, и это место оставалось безопасным как для них самих, так и для их товарищей, живших за пределами Медины. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил отложить совершение молитвы в этой мечети до своего возвращения из похода, так как он был занят приготовлениями к нему, в результате чего они потерпели неудачу, а Аллах покрыл их позором, так как после своего возвращения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрушил эту мечеть вместо того, чтобы совершить в ней молитву.
Некоторые сведения о ходе подготовки к войне, осуществлявшейся византийцами и гассанидами
Таково было положение мусульман, получавших сведения от набатеев, которые привозили в Медину из Шама оливковое масло. Они сообщили, что Ираклий собрал большую армию, состоявшую из сорока тысяч воинов, и поручил командование ею одному из знатных людей Византии. Кроме того, мусульманам стало известно, что он привлек к участию в походе такие поддерживавшие его арабские племена как лахм, джузам и некоторые другие и что авангард его армии уже находится в Балке. Таким образом, мусульмане столкнулись с серьезной угрозой.
Опасность возрастает
Положение осложнялось еще и тем, что стояла сильная жара, люди страдали от недорода и у них не хватало верховых животных. Между тем поспели финики, все хотели остаться в тени пальм, и в подобных обстоятельствах никому не хотелось никуда ехать, тем более, что путь был неблизким и тяжелым.