Потери сторон убитыми в боях за Хайбар
В боях за Хайбар погибло шестнадцать мусульман: четверо курайшитов, один человек из племени ашджа‘, один человек из племени аслам, один из жителей Хайбара, а остальные погибшие были из числа ансаров.
По другим сообщениям, в этих боях погибло восемнадцать мусульман, а шейх аль-Мансурфури сначала упоминает о девятнадцати погибших, а потом пишет: “После соответствующих исследований я обнаружил двадцать три имени: одно приводит ат-Табари, еще одно – аль-Вакиди, один человек умер, поев отравленной баранины, что же касается еще одного, то нет единого мнения, когда именно он погиб – при Бадре или во время боев за Хайбар, но на самом деле он погиб в битве при Бадре”.[1005]
Что же касается иудеев, то они потеряли убитыми девяносто три человека.
Фадак
После того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Хайбар, он отправил Мухаййису бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, к иудеям оазиса Фадак, чтобы он призвал их к исламу, однако они медлили с ответом. Когда же Аллах даровал мусульманам победу в Хайбаре, в сердцах их поселился страх, и они отправили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своих посланцев с предложениями о заключении мира в обмен на половину собираемого в Фадаке урожая, как это уже было в Хайбаре, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял их предложение. Таким образом, Фадак стал добычей одного только посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку он достался мусульманам без боя.[1006]
Вади аль-Кура
Сразу после завершения похода на Хайбар посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся на Вади аль-Кура, где вместе с арабами жили и иудеи. Когда мусульмане остановились там, приготовившиеся к бою иудеи обстреляли их из луков, убив раба посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Муд‘ам, и люди сказали: “Да порадуется он раю!”, – однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет! Клянусь Тем, в Чьей длани душа его, поистине, накидка, которую он взял себе из добычи Хайбара до ее раздела, сейчас пылает на нем огнем!” Когда люди услышали об этом, один человек принес посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один или два ремня, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ремень из огня! (или: Два ремня из огня!)”[1007]
А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, построил своих сподвижников в боевой порядок и вручил одно знамя Са‘ду бин ‘Убаде, другое – аль-Хубабу бин аль-Мунзиру, третье – Сахлю бин Ханифу, а четвертое – ‘Аббаду бин Бишру, да будет доволен всеми ими Аллах. Потом он призвал иудеев к исламу, однако они отказались принять его, и вперед выехал один из них. С ним сразился аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, да будет доволен им Аллах, убивший его, после чего он убил в поединке еще одного иудея, а с третьим сразился Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, также убивший своего соперника, после чего он убил еще десять человек, и каждый раз, как Али убивал кого-нибудь из них, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, неизменно призывал остальных к исламу.
Когда в этот день наступало время молитвы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее вместе со своими сподвижниками, а потом возвращался и снова призывал иудеев к исламу, а также к Аллаху и Его посланнику, и так он сражался с ними до вечера. А наутро пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова двинулся на них, и не успело солнце подняться еще и на высоту копья, как они отдали то, чем владели, и были побеждены силой, а Аллах даровал мусульманам, захватившим богатую добычу, их имущество, и им досталось много всякого добра.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Вади аль-Кура четыре дня, разделив между своими сподвижниками захваченную добычу, после чего оставил землю и пальмы иудеям на тех же условиях, на каких он позволил обрабатывать землю иудеям Хайбара.
Тайма
Когда до иудеев Таймы дошли известия о сдаче сначала Хайбара, потом – Фадака, а потом – Вади аль-Кура, они не оказали мусульманам никакого сопротивления и сами послали к ним своих представителей с предложениями о мире. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял это предложение, в результате чего они остались жить на своем месте и сохранили свое имущество[1008], и это было записано в договоре, где говорилось: “Это – послание Мухаммада, посланника Аллаха, бану ади. Им предоставляется защита, а они должны выплачивать подушную подать, и не будут с ними ни враждовать, ни выселять их, и могут они спокойно жить и трудиться. Записал Халид бин Са‘ид[1009]”.
Возвращение в Медину
После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился обратно в Медину. На обратном пути он двигался по ночам, а спал в конце ночи, и однажды он сказал Билялю, да будет доволен им Аллах: “Смотри не проспи”[1010], однако Биляла сморил сон, и он заснул, прислонившись к своей верблюдице, и никто не проснулся до тех пор, пока солнце не стало припекать. Первым из проснувшихся был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он покинул это вади, прошел немного вперед, а потом совершил утреннюю молитву вместе с людьми. Сообщается также, что это случилось во время другого похода.[1011]
Подробное изучение всего того, что касается сражений за Хайбар, показывает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину в конце месяца сафар или в месяце раби аль-авваль седьмого года хиджры.
Поход Абана бин Са‘ида, да будет доволен им Аллах
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, лучше, чем любому иному военачальнику, было известно, что оставлять Медину полностью неприкрытой после завершения запретных месяцев было бы опасно, поскольку вокруг города кочевали бедуины, только и ждавшие, когда мусульмане допустят какую-нибудь оплошность, чтобы совершить на них набег с целью грабежа и разбоя. По этой причине, находясь в Хайбаре, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Неджд отряд под командованием Абана бин Са‘ида, да будет доволен им Аллах, в задачу которого входило устрашение бедуинов. Выполнив то, что ему было поручено, Абан вернулся назад и присоединился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Хайбаре уже после того, как он был завоеван.
Вероятнее всего этот поход состоялся в месяце сафар седьмого года хиджры. Упоминания о нем есть в “Сахихе” аль-Бухари[1012], а Ибн Хаджар сказал: “Мне ничего не известно об походе”.[1013]