Мусульмане выступают в поход на Хайбар

Ибн Исхак пишет: “После возвращения из аль-Худайбиййи посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Медине весь месяц зу-ль-хиджжа и часть мухаррама, а оставшуюся часть этого месяца провел в Хайбаре”.

Толкователи Корана отмечают, что Хайбар был обещан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом Всевышним, Который сказал: “ Пообещал вам Аллах богатую добычу, которую вы захватите, и (даровал) вам это заранее… ” (“Победа”, 20) Здесь имеется в виду перемирие в аль-Худайбиййе, а под богатой добычей подразумевается Хайбар.

Численность мусульманской армии

Поскольку лицемеры и те люди, вера которых была слаба, не приняли участия в походе на аль-Худайбиийу вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний отдал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, веление относительно этих людей, сказав: “Когда вы пойдете за богатой добычей, чтобы захватить ее, те, кого оставят (в Медине)[963], скажут: “Позвольте нам последовать за вами”, желая изменить слово[964] Аллаха. Скажи: “Никогда не последуете вы за нами, (ибо) так сказал Аллах раньше”. Тогда они скажут: “Вы просто завидуете нам”, но понимают они лишь немного” (“Победа”, 15).

Приняв решение выступать на Хайбар, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил, что с ним пойдут лишь желающие принять участие в джихаде, и поэтому в поход пошли только те люди, которые давали клятву под деревом[965] численностью в тысячу четыреста человек.

За старшего в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Сиба‘а бин ‘Арфата аль-Гифари, и хотя Ибн Исхак сообщает, что за старшего был оставлен Намиля бин Абдуллах аль-Ляйси, да будет доволен Аллах им обоими, исследователи считают, что соответствует действительности первое.

В это время в Медину приехал Абу Хурайра, который принял ислам и пришел к Сиба‘у бин ‘Арфату, да будет доволен Аллах им обоими, совершавшему утреннюю молитву, а когда Сиба‘ закончил молиться, он снабдил его дорожными припасами. После этого Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прибыл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который поговорил с мусульманами, и они согласились выделить ему и его товарищам долю из своей добычи.

Связи лицемеров с иудеями

Что же касается лицемеров, то они оказали поддержку иудеям. Глава лицемеров Абдуллах бин Убайй направил иудеям Хайбара сообщение, в котором говорилось: “Мухаммад отправился к вам, так примите меры предосторожности и не бойтесь его, ибо, поистине, вас много и у вас много оружия, а у Мухаммада немногочисленная кучка безоружных или плохо вооруженных людей”. Получив это сообщение, жители Хайбара попали к предводителям племени гатафан Кинану бин Абу-ль-Хукайка и Хаузу бин Кайса для того, чтобы попросить у них помощи, поскольку они были союзниками иудеев Хайбара и помогали им против мусульман, пообещав им в случае победы над мусульманами половину урожая фиников Хайбара.

На пути в Хайбар

Двигаясь к Хайбару, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, миновал гору ‘Иср и ас-Сахбу, а потом остановился в вади ар-Раджи` на расстоянии суток пути до поселений гатафан. Между тем бану гатафан приготовились к сражению и направились на помощь иудеям в Хайбар, однако, уже проделав часть пути, они услышали позади себя какой-то шум, решили, что мусульмане напали на их жилища и вернулись, в результате чего дорога на Хайбар для мусульман была открыта.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе двух находившихся при его войске проводников, одного из которых звали Хусайль. Он хотел, чтобы они указали ему наилучший путь, которым он мог бы войти в Хайбар с севера, иначе говоря, со стороны Шама, тем самым отрезав иудеям путь к бегству в Шам и одновременно перекрыв им пути сообщения с гатафан.

Один из них сказал: “Я поведу тебя, о посланник Аллаха”, и двинулся вперед. Через некоторое время он довел мусульман до места пересечения нескольких дорог и сказал: “О посланник Аллаха, любой из этих дорог можно достичь цели”, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему перечислить все их названия. Он сказал: “Одна из них называется Хузн[966]”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался идти по ней. Проводник сказал: “Вторая называется Шаш[967]”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался идти также и по этой дороге. Проводник сказал: “Третья дорога называется Хатиб[968]”, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отверг и эту дорогу. Тогда Хусайль сказал: “Осталась только одна дорога”. Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: “Как она называется?” Проводник ответил: “Мархаб”[969], и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановил свой выбор на ней.



Наши рекомендации