События после похода на бану курайза

Поход Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах

Это был первый военный поход после завершения битвы у рва и подавления бану курайза, а участие в нем приняло тридцать всадников.

Отряд под командованием Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах, двинулся в сторону аль-Карта, который расположен близ Дарйа по направлению к аль-Бакарат в Неджде, Дарйа же находится на расстоянии семи дней пути от Медины. Этот отряд выступил в поход через десять дней после начала месяца мухаррам шестого года хиджры и направился к местам обитания рода бану бакр бин киляб. Когда мусульмане напали на этих людей, те разбежались, а победители захватили много скота. Они вернулись в Медину за один день до конца мухаррама, приведя с собой вождя племени бану ханифа Сумаму бин Усаля аль-Ханафи, который изменил свою внешность и отправился в путь, чтобы убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по приказу лжепророка Мусайлимы.[814]

Захватив Сумаму, мусульмане привязали его к одному из столбов мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?”[815] (В ответ ему Сумама) сказал: “У меня все хорошо, о Мухаммад[816], так как, если ты убьешь меня, будет кому за меня отомстить[817], если окажешь мне благодеяние[818], то окажешь его человеку благодарному, если же ты хочешь денег, то требуй с (этого человека), что пожелаешь!” Его оставили до следующего дня, а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” Он сказал: “То же, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному”, и его (опять) оставили до следующего дня, а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” – и он сказал: “Только то, что я уже сказал тебе”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел: “Отпустите Сумаму”. После этого Сумама направился в пальмовую рощу, находившуюся поблизости от мечети, совершил полное омовение, а потом вошел в мечеть и засвидетельствовал, что принимает ислам. Он сказал: “О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но (теперь) оно стало для меня самым любимым из (всех) лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, а (теперь) твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, а (теперь) этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватил меня, в то время, когда я хотел совершить умру”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал его благой вестью и велел ему совершить эту умру, когда же (Сумама) приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты отступился (от своей веры)?” (В ответ Сумама) сказал: “Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы[819] ни одного зернышка пшеницы без разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует!” Что же касается Йамамы, то она снабжала Мекку продовольствием, и когда Сумама, да будет доволен им Аллах, уехал туда, он запретил возить в Мекку зерно, в результате чего курайшиты стали голодать, а потом они отправили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послание, в котором просили пожалеть их и написать Сумаме, да будет доволен им Аллах, чтобы тот разрешил возить к нему продовольствие, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это.[820]

Поход на бану лихйан

Как уже сообщалось ранее, в результате вероломства людей из рода бану лихйан десять сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были убиты в ар-Раджи‘, но поскольку их поселения располагались в самом сердце Хиджаза у границ Мекки, а отношения между мусульманами, с одной стороны, и курайшитами и бедуинами, с другой, были крайне напряженными ввиду обоюдного стремления к мщению за кровь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, считал, что до поры до времени совершать походы в районы, расположенные поблизости от территории главного врага мусульман, не следует. Однако после того как союзные племена лишились сил, утратили свою решимость и в определенной степени смирились с существующим положением дел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал, что настало время отомстить бану лихйан за своих сподвижников, погибших в ар-Раджи‘. В месяце раби аль-авваль или джумада аль-уля шестого года хиджры пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повел на бану лихйан отряд из двухсот своих сподвижников, оставив за старшего в Медине Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и сделав вид, что направляется в сторону Шама. Однако потом он изменил направление движения и быстро достиг Батн Гарран, вади, расположенного между Амаджем и ‘Усфаном, где были убиты его сподвижники, которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жалел и за которых обращался с мольбами к Аллаху. Услыхав о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бану лихйан разбежались и попрятались на вершинах гор, и он никого не смог захватить. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался там в течение двух дней, рассылая вокруг отряды мусульман, но и они никого захватить не сумели. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся на ‘Усфан, направив десять всадников в Кура‘ аль-Гамим, чтобы напомнить о себе курайшитам, после чего вернулся в Медину после двухнедельного отсутствия.

Продолжение походов

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал направлять военные отряды из Медины. Ниже приводятся краткие сведения об этих походах.

1. Поход ‘Уккяши бин Михсана, да будет доволен им Аллах, в аль-Гамир, предпринятый в месяце раби аль-авваль шестого года хиджры. ‘Уккяша, да будет доволен им Аллах, отправился в аль-Гамир, место, где находился источник воды племени бану асад, во главе отряда из сорока человек. Бедуины разбежались, а мусульмане захватили двести верблюдов и пригнали их в Медину.

2. Поход на Зу-ль-Касса отряда под командованием Мухаммада бин Масламы, да будет доволен им Аллах, состоявшийся в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Ибн Маслама, да будет доволен им Аллах, повел отряд в десять человек на Зу-ль-Кассу, где обитало племя бану са‘ляба. Их подстерегли враги в количестве ста человек, и когда мусульмане заснули, перебили всех за исключением Ибн Масламы, да будет доволен им Аллах, которому, несмотря на полученное ранение, удалось бежать.

3. Поход на Зу-ль-Касса отряда под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда этот отряд сразу же после гибели товарищей Мухаммада бин Масламы, да будет доволен ими Аллах, и Абу ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, повел к месту их гибели сорок человек, которые шли туда пешком по ночам и добрались до поселений бану са‘ляба ранним утром, после чего неожиданно напали на них. Однако люди из племени бану са‘ляба бежали в горы, где преследовать их было невозможно, и удалось захватить только одного человека, который впоследствии принял ислам. Кроме того, была захвачена богатая добыча.

4. Поход на аль-Джамум Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, в месяце раби ас-сани шестого года хиджры. Аль-Джамум – это источник воды племени бану салим, который находился у перевала Марр аз-Захран. Зайд, да будет доволен им Аллах, двинулся на них, захватив по пути одну женщину из племени музайна по имени Халима, которая указала им, где располагался лагерь противника. Мусульмане напали на него и захватили добычу и пленных, а когда они вернулись обратно, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил эту женщину на волю и выдал ее замуж.

5. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на аль-‘Айс в месяце джумада аль-уля шестого года хиджры. Он повел туда сто семьдесят всадников и захватил караван курайшитов, возглавляемый зятем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу-ль-Асом, которому удалось ускользнуть от них. Он явился к Зайнаб, да будет доволен им Аллах, и обратился к ней с просьбой о заступничестве, а потом попросил ее поспособствовать тому, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему захваченное имущество, и она выполнила его просьбу. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал людям вернуть захваченную ими добычу, не принуждая их к этому, и они вернули ему абсолютно все. Абу-ль-Ас вернулся в Мекку и отдал доверенное ему имущество владельцам, а потом принял ислам и переселился в Медину, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, после трех с половиной лет разлуки, восстановив брак между ними. Об этом сообщается в одном из достоверных хадисов.[821] Брак был возобновлен, поскольку в то время еще не был ниспослан аят, запрещающий выдавать мусульманок замуж за неверных. Что же касается тех хадисов, где говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, заключив между ними новый брак, или же что он вернул ему Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, через шесть лет, то они неверны по сути, а иснады их являются недостоверными.[822] Удивление вызывают люди, упорно ссылающиеся на этот слабый хадис, говоря: “Абу-ль-Ас принял ислам в конце восьмого года хиджры незадолго до завоевания Мекки”, а потом противоречат сами себе, заявляя: “Зайнаб скончалась в начале восьмого года хиджры”. Мы привели множество доводов относительно этого в примечаниях к сочинению под названием “Булюг аль-марам”, а Муса бин Укба склоняется к тому, что захват этого каравана был осуществлен Абу Басиром и его товарищами в седьмом году хиджры, однако это не соответствует содержанию ни достоверного, ни слабого хадисов.

6. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на ат-Тараф или ат-Тарак в месяце джумада аль-ахира шестого года хиджры. Зайд, да будет доволен им Аллах, повел на племя бану са‘ляба отряд из пятнадцати человек. Бедуины решили, что на них идет сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, испугались и разбежались, а Зайд, да будет доволен им Аллах, отсутствовавший в Медине четыре дня, захватил двадцать верблюдов.

7. Поход Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах, на Вади аль-Кура в месяце раджаб шестого года хиджры. Зайд, да будет доволен им Аллах, повел туда отряд с целью сбора сведений о возможных передвижениях врага. Жители Вади аль-Кура напали на них и убили девять человек, а троим, в том числе и Зайду бин Харисе, да будет доволен им Аллах, удалось уйти.[823]

8. Поход листьев. Согласно некоторым сообщениям, этот поход состоялся в месяце раджаб восьмого года хиджры, однако сам ход событий показывает, что этот поход состоялся еще до заключения перемирия в аль-Худайбиййе. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас в поход в составе отряда из трехсот всадников под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха, поручив нам выследить караван курайшитов. В дороге голод стал мучить нас так, что мы ели листья деревьев, и поэтому поход был назван «походом листьев». Один человек зарезал трех верблюдов, потом еще трех, а потом еще трех, после чего Абу ‘Убайда запретил ему делать это. А через некоторое время море выбросило нам животное, именуемое «‘анбар» (кашалот), и мы ели его целых полмесяца и умащались его жиром, пока тела наши не вернулись к прежнему состоянию и не поправились. И Абу Убайда взял одно из ребер этого животного, выбрал самого высокого воина и самого высокого верблюда, посадил его на этого верблюда, и тот проехал под этим ребром. Мы запаслись большими кусками его мяса, а после возвращения в Медину мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обо всем рассказали ему и он сказал: “Это – удел, дарованный вам Аллахом. Найдется ли у вас (немного) его мяса и для меня?” – и мы послали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часть этого мяса.[824]

В связи с этим мы и говорим, что обстоятельства этого похода указывают на то, что он состоялся до заключения перемирия в аль-Худайбиййе, так как после этого мусульмане больше не нападали на караваны курайшитов.

ПОХОД НА БАНУ АЛЬ-МУСТАЛИК, ИЗВЕСТНЫЙ ТАКЖЕ КАК ПОХОД НА АЛЬ-МУРАЙСИ‘, СОСТОЯВШИЙСЯ В МЕСЯЦЕ ША‘БАН ШЕСТОГО ГОДА ХИДЖРЫ

Несмотря на то что этот поход не имел большого военного значения, во время его осуществления случилось то, что привело мусульманское общество в возбуждение, навлекло на лицемеров позор и послужило причиной установления назидательных наказаний, способствовавших облагораживанию мусульманского общества и поддержанию духовной чистоты людей. Сначала мы расскажем об этом походе, а потом упомянем и о вышеупомянутом случае.

Скорее всего поход на бану аль-мусталик состоялся в месяце ша‘бан шестого года хиджры[825]. Причиной его послужило то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал, что вождь бану аль-мусталик аль-Харис бин Абу Дирар во главе своих воинов и других арабов, которых ему удалось собрать, двинулся на него войной. Для проверки достоверности этого сообщения к ним был послан Бурайда бин аль-Хасиб аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, который явился к ним, встретился с аль-Харисом бин Абу Дираром, поговорил с ним, а потом вернулся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всем ему рассказал.

Убедившись в том, что полученные им известия соответствуют истине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал своих сподвижников в поход и поспешил выступить в путь за два дня до конца месяца ша‘бан. Вместе с ним в поход пошли и некоторые лицемеры, не принимавшие участия в военных походах мусульман прежде. За старшего в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по одним сведениям, оставил Зайда бин Харису, по другим – Абу Зарра, а по третьим – Нумайлю бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен всеми ими Аллах. Что же касается аль-Хариса бин Дирара, то он направил соглядатая, чтобы тот сообщал ему о передвижениях мусульманской армии, но мусульмане захватили и казнили его.

Когда аль-Харис бин Абу Дирар и его приспешники узнали о походе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и казни их шпиона, их охватил сильный страх, и арабы, находившиеся с ним, покинули его. Тем временем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до одного из их источников под названием аль-Мурайси‘, который находился в районе побережья близ Кудайда, и мусульмане стали готовиться к бою. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, построил своих сподвижников в боевой порядок и вручил знамя мухаджиров Абу Бакру, а знамя ансаров – Са‘ду бин ‘Убаде, да будет доволен Аллах ими обоими. Некоторое время противники обстреливали друг друга из луков, а потом все мусульмане по приказу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросились в атаку и одержали победу. Многобожники были разбиты, кто-то из них погиб, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в плен женщин и детей и захватил много добычи. Мусульмане потеряли только одного человека, которого по ошибке убил кто-то из ансаров, приняв его за врага.

Эти сообщения приводят авторы жизнеописаний и книг о военных походах, однако Ибн аль-Каййим пишет: “Это ошибка, поскольку они вообще не вступали в бой, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напал на них у этого источника, взял в плен женщин и детей и захватил добычу, как сообщается об этом в “Сахихе”, где сказано, что “пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (неожиданно) напал на (людей из племени) бану аль-мусталик, когда они этого не ожидали, а их скот находился на водопое, перебил их бойцов и захватил в плен их детей и женщин. И в тот день (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) досталась Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах”.”[826]

Итак, среди пленных находилась и дочь вождя бану аль-мусталик аль-Хариса, Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах. При разделе добычи она досталась Сабиту бин Кайсу, да будет доволен им Аллах, с которым она договорилась о выкупе за ее освобождение, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплатил его и женился на ней. После этого мусульмане отпустили на волю сто человек из этого племени, которые приняли ислам и которых стали называть родственниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по линии жены[827].

Что же касается событий, имевших место в этом походе, то, поскольку произошли они из-за главы лицемеров ‘Абдуллаха бин Убаййа и его товарищей, мы считаем нужным сначала упомянуть о некоторых их делах в мусульманском обществе.

Наши рекомендации