Последняя делегация курайшитов к абу талибу
Покинув свое убежище, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал действовать, как и раньше; что же касается курайшитов, то хотя они и прекратили бойкот, но не перестали оказывать давление на мусульман и стараться отвращать людей от пути Аллаха, а Абу Талиб продолжал защищать своего племянника. Однако ему было уже более восьмидесяти лет, а непрерывные невзгоды и потрясения последнего времени, особенно трехлетняя осада, в значительной мере ослабили его здоровье. Всего лишь через несколько месяцев после прекращения бойкота он серьезно заболел, и тогда многобожники испугались, что приобретут дурную славу среди арабов, если после его смерти сделают что-нибудь плохое его племяннику, и еще раз попытались переговорить с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии Абу Талиба и дать ему нечто такое, чего они не хотели давать ему прежде. Приняв такое решение, они в последний раз явились к Абу Талибу.
Ибн Исхак и другие сообщают, что, когда Абу Талиб заболел и курайшиты узнали об этом, они стали говорить друг другу: “Хамза и ‘Умар приняли ислам, а о Мухаммаде знают все курайшиты, давайте же пойдем к Абу Талибу, чтобы он повлиял на своего племянника и рассудил нас”. Сообщается также, что они говорили: «Поистине, мы боимся, что этот старец умрет, а потом с ним[326] что-нибудь случится и арабы станут порицать нас, говоря: “Вы оставили его в покое, а когда его дядя умер, уничтожили его!”»
Эти люди, относившиеся к числу знатных соплеменников Абу Талиба, пришли к нему и говорили с ним. Всего их было около двадцати пяти человек, в том числе ‘Утба бин Раби‘а, Шайба бин Раби‘а, Абу Джахль бин Хишам, Умаййа бин Халяф, Абу Суфйан бин Харб и другие. Они сказали: “О Абу Талиб, тебе известно, какое высокое место ты занимаешь среди нас, и тебе известно, что постигло тебя и как мы за тебя боимся. И ты знаешь, что происходит между нами и сыном твоего брата, так призови его, возьми с нас то, что причитается ему, и возьми с него то, что причитается нам, чтобы он оставил в покое нас, а мы – его, и пусть он отступится от нас и нашей религии, а мы отступимся от него и его религии!” Тогда Абу Талиб послал за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а когда он пришел, сказал: “О сын моего брата, эти люди являются твоими знатными соплеменниками, которые пришли к тебе, чтобы что-то дать тебе и что-то получить от тебя”, после чего передал ему слова курайшитов и их предложения относительно того, чтобы ни одна из сторон не препятствовала другой. На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “А что вы скажете, если я научу вас таким словам, произнесение которых приведет к тому, что вы станете править арабами и подчинятся вам неарабы?” В другой версии этого сообщения говорится, что, обращаясь к Абу Талибу, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я добиваюсь от них того, чтобы они произнесли лишь одну фразу, благодаря чему подчинятся им арабы, а неарабы станут платить им подушную подать”. В третьей версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О дядя, почему ты не призываешь их к тому, что будет для них лучше?” Абу Талиб спросил: “А к чему призываешь их ты?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я призываю их к тому, чтобы они сказали такие слова, благодаря которым арабы им подчинятся и благодаря которым они завладеют неарабами”. В версии Ибн Исхака сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Если) произнесете вы одну фразу, то благодаря ей завладеете арабами и подчинятся вам неарабы”. После того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес эти слова, они заколебались и впали в замешательство, не понимая, как можно отказаться от этой единственной фразы, которая может принести такую огромную выгоду, а потом Абу Джахль спросил: “Что же это за фраза? Клянусь твоим отцом, мы обязательно произнесем и ее, и еще десять таких фраз!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Говорите “Нет бога, кроме Аллаха”, и откажитесь от всего, чему поклоняетесь вы помимо Него!” (Услышав это,) они захлопали в ладони[327], а потом сказали: “О Мухаммад, неужели хочешь ты превратить (многих) богов в единого бога? Поистине, делаешь ты нечто удивительное!”
А потом они стали говорить друг другу: “Клянусь Аллахом, этот человек не даст вам ничего из того, чего вы хотите, уходите же и продолжайте исповедовать религию ваших предков, пока Аллах не рассудит вас с ним!” – после чего они ушли.
И об этих людях были ниспосланы нижеследующие слова Всевышнего: «Сад. Клянусь Кораном, заключающим в себе увещание! ~ Однако те, кто не уверовал, превозносятся (над истиной и проявляют) неповиновение. ~ Сколь много поколений погубили Мы до них! Взывали они, но было уже поздно спасаться. ~ И они удивлялись тому, что явился к ним увещатель из их (же числа), и говорили неверные: “Это – лживый колдун! ~ Неужели он превратил (многих) богов в одного бога?! Поистине, это поразительно!” ~ А потом знатные из них ушли(, наказав остальным): “Идите и не отступайтесь от ваших богов, поистине, это (нам) нужно! ~ Мы не слышали об этом и в последней религии[328]: поистине, это – не что иное, как измышление!”» (“Сад”, 1–7)[329]
ГОД СКОРБИ
Кончина Абу Талиба
Болезнь не отпускала Абу Талиба, и вскоре он умер. Это случилось в месяце раджаб[330] десятого года от начала пророчества через шесть месяцев после прекращения бойкота.[331] Сообщается также, что он скончался в рамадане за три дня до смерти Хадиджи, да будет доволен ею Аллах.
В “Сахихе” со слов Са‘ида бин Мусаййаба, да будет доволен им Аллах, приводится следующее сообщение:
– Когда Абу Талиб был уже близок к смерти, к нему пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнаруживший, что у него уже находятся Абу Джахль бин Хишам и Абдуллах бин Абу Умаййа бин аль-Мугира. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Талибу: “О дядя, произнеси слова ``Нет бога, кроме Аллаха`` /Ля иляха илля-Ллах/, благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!” (Услышав это,) Абу Джахль и Абдуллах бин Умаййа (в один голос) сказали: “О Абу Талиб, неужели ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба?!” И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли свое до тех пор, пока Абу Талиб не произнес свои последние слова, (подтвердив, что) он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: “Нет бога, кроме Аллаха”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: “Не подобает пророку и тем, кто уверовал, просить прощения для многобожников после того, как им стало ясно, что они – обитатели огня, даже если они и являются их родственниками”.[332] Кроме того был ниспослан другой аят: “Поистине, не ты поведешь правильным путем (тех), кого любишь, но Аллах поведет им, кого пожелает … ” [333],[334]
Нет необходимости объяснять, что Абу Талиб обеспечивал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, защиту и по сути дела был той крепостью, которая позволяла исламскому призыву защищаться от нападок предводителей курайшитов и неразумных людей, однако Абу Талиб оставался приверженным религии своих предков и поэтому достичь полного успеха не мог. В “Сахихе” сообщается, что однажды аль-”Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Почему ты (ни от чего) не избавил твоего дядю, ведь, поистине, он защищал тебя и враждовал (с другими) из-за тебя?!” – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Если бы не я, то он обязательно оказался бы в нижнем слое огня!”[335]
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как однажды, когда в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули о его дяде, он сказал: “Может быть, мое заступничество пойдет ему на пользу в День воскресения, и будет он помещен в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до щиколоток … ”[336]