Наиболее вероятной ночью из последних семи является двадцать седьмая ночь.
Убей бин Кааб, да будет Всевышний Аллах доволен им, сказал: «Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, что эта ночь в Рамадане». — Он клялся об отсутствии [в остальном времени года Ночи Величия]. — «И клянусь Аллахом, мне известно, какая это именно ночь. Это ночь, в которой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел нам выстаивать её [в молитвах]. Это двадцать седьмая ночь. Её примета в том, что утром того дня восходит белое солнце, без лучей». (Этот хадис передал Муслим, Ахмад, Абу Дауд и ат–Тирмизи).
Ахмад, с достоверным иснадом, передаёт со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пусть тот, кто ждёт Ночи Предопределения, ожидает её [наступления] ночью двадцать седьмого [числа]».
Ибн Хаджар сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца Рамадан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы». См “Фатхуль-Бари” 4/326.
Имамы аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми сообщениями на эту тему, говорили: “Ночь предопределения меняется каждый год!” См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329.
Ученые говорили, что мудрость того, что точная дата Ночи предопределения неизвестна может заключаться в том, чтобы мусульмане усердно поклонялись все последние десять ночей месяца Рамадан, а не полагались на поклонение только лишь в эту ночь.
Сказали ученые Постоянного Комитет (10/413): «Необходимы доказательства, чтобы выделить одну из ночей Рамадана как Лейлят уль-Кадр и сказать, что именно эта ночь, а не любая другая, является Ночью Предопределения. Но более вероятно, что Ночью Предопределения является одна из нечетных ночей последних десяти ночей Рамадана, и более вероятно, что эта ночь приходится на 27 Рамадана, на что указывают некоторые хадисы».
Из другой стати информация по этой теме:
В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «В “Аль-мусавва” сказано: “Относительно Ночи предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение — что это одна из нечётных ночей последней декады рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой, и наоборот”. Абу Са‘ид сказал, что это ночь двадцать первого числа». [Источник: Ар-рауда ан-надиййа» Том 1, с. 576].
Аль-Музани передаёт, что аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой — на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему». А «Ар-рауда» также говорится: «Это сильное мнение. А ашШафи‘и считал, что она не приходится на какую-то определённую ночь. А в “Аль-минхадж” аш-Шафи‘и склонялся к мнению, что это ночь двадцать третьего или двадцать пятого числа. А Абу Ханифа утверждал, что это одна из ночей рамадана. Но какая именно, неизвестно…». Абу ‘Иса ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, сказал: «От Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) передаётся относительно Ночи предопределения, что это ночь двадцать первого числа, или двадцать третьего, или двадцать пятого, или двадцать седьмого, или двадцать девятого, или же это последняя ночь рамадана». [Аль-Албани, «Сахих сунан ат-Тирмизи», т. 1, с. 338].
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней рамадана и говорил: «Ищите Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана». Аль-Бухари, № 2020. Муслим, № 1167.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также передаёт, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: «Ищите Ночь предопределения в числе нечётных ночей из последних десяти ночей рамадана». Аль-Бухари, № 2017. Муслим, № 1169.
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Ищите Ночь предопределения среди последних семи ночей рамадана». Муслим, № 1165.
А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Ищите её в последние десять ночей рамадана, а если кто-то из вас слаб, пусть не упускает хотя бы последние семь ночей». Муслим, № 1165.
Абу Са‘ид аль-Худри, передаёт, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), неотлучно пребывал в мечети среднюю декаду рамадана вожидании Ночи предопределения, до того как ему были даны разъяснения относительно неё. Потом он велел убрать навес (палатку), а потом ему было разъяснено, что Ночь предопределения нужно искать среди последних десяти ночей рамадана. Тогда он велел заново поставить палатку, что и было сделано. А потом он вышел к людям и сказал: “О люди! Мне было сказано, когда наступает Ночь предопределения, и я вышел к вам, чтобы сообщить о ней. Однако ко мне явились два человека, которые препирались, и с ними был шайтан, и я забыл о ней (по воле Всевышнего). Ищите же её среди последних десяти ночей рамадана, а именно, в девятую, седьмую или пятую ночь (последней декады)”». Передатчик этого хадиса от Абу Са‘ида рассказывал: «Я сказал: “О Абу Са‘ид! Ты знаешь, как вести отсчёт, лучше нас”. Он ответил: “Да. У нас на это больше прав, чем у вас”. Я спросил: “Что же такое девятая, седьмая и пятая ночи?” Он ответил: “Когда пройдёт двадцать первая ночь, то следующая за ней будет двадцать вторая. Она и есть девятая. А когда пройдёт двадцать третья, то следующая за ней и будет седьмая. А когда пройдёт двадцать пятая, то следующая за ней и будет пятая”». Муслим, № 1167.
‘Абдуллах ибн Унайс передаёт, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал:
«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её (по воле Всевышнего), и я знаю, что утром этой ночи я совершал земной поклон в воду и глину». Он сказал: «А дождь шёл ночью двадцать третьего числа, и потом Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал молитву с нами, и когда мы уходили, мы видели следы воды и глины у него на лбу и носу». Он сказал, что ‘Абдуллах ибн Унайс говорил, что это была ночь двадцать третьего числа. [Муслим, № 1168].
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Пророк , сказал: «Ищите её в последние десять ночей рамадана — Ночь предопределения. Это либо девятая1 с конца месяца, либо седьмая2, либо пятая3».[Аль-Бухари, № 2021].
1-[То есть двадцать первая от начала месяца, как сказал аль-Кармани].
2-[То есть двадцать третья].
3-[То есть двадцать пятая, как сказано в «Умдат аль-кари»].
Му‘аз ибн Джабаль передаёт, что однажды Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) спросили о Ночи предопределения, и он сказал:«Это одна из последних десяти ночей рамадана, либо пятая, либо третья». [Ахмад. Аль-Албани назвал его достоверным в «Ас-сахиха», № 1471].
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это одна из последних десяти ночей рамадана — либо девятая (с начала)1, либо уж точно седьмая (с начала)2».
1-[То есть двадцать девятая, если считать от начала месяца].
2-[То есть двадцать седьмая, если считать с начала месяца].
Му‘авийа ибн Абу Суфиан, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Пророк , сказал: «Ищите Ночь предопределения. Это последняя ночь рамадана». [Ибн Хузайма. См. «Ас-сахиха», № 1471].
В «Маджму аль-фатава» говорится (с небольшими сокращениями), что Ибн Таймийю, да помилует его Аллах, спросили о Ночи предопределения, когда он сидел под стражей в Кальат аль-джабаль в 706 году, и он ответил: «Её следует искать среди последних десяти ночей рамадана, а именно — среди нечётных ночей, то есть это ночи нечётных чисел последней декады рамадана, а именно, ночь двадцать первого числа, ночь двадцать третьего числа, ночь двадцать пятого числа, ночь двадцать седьмого числа, ночь двадцать девятого числа. Ночи можно отсчитывать и с конца, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Девятая с конца, седьмая с конца, пятая с конца или третья с конца”. Аль-Бухари, № 202.
Таким образом, если в месяце тридцать дней, то это будут чётные ночи, то есть девятая с конца — это двадцать вторая, седьмая с конца — это двадцать четвёртая. Так разъяснил порядок отсчёта Абу Са‘ид в достоверном хадисе. Так следует из хадиса Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Если же в месяце двадцать девять дней, тогда, что с конца, что с начала, считать одинаково — получатся нечётные ночи. Исходя из этого, верующий должен искать Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана как чётных, так и нечётных, потому что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), велел искать её среди последних десяти ночей рамадана». Чаще всего она выпадает на последние семь ночей рамадана, и чаще всего это бывает ночь двадцать седьмого числа. Убайй ибн Ка‘б клялся, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне и наяву, и они видят её свет. Или же они видят того, кто говорит ему, что это — Ночь предопределения. А иногда человек вдруг чувствует, что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше». И его спросили, какая из ночей лучше: Ночь предопределения или Ночь вознесения Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) (исра)? Он ответил, что относительно Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) Ночь вознесения лучше, а для общины лучше Ночь предопределения, поскольку в Ночи вознесения доля Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) больше, нежели в Ночи предопределения. Верно и обратное: в Ночи предопределения доля мусульманской общины больше, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и возвышение принадлежали в эту Ночь тому, кто был вознесён.
Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури сказал: «Достоверно известно, что она является одной из нечетных ночей последних десяти дней рамадана. Согласно наиболее предпочтительному мнению, эта ночь не имеет точной даты. Она может попасть на двадцать первое, или двадцать третье, или двадцать пятое, или двадцать седьмое, или двадцать девятое число месяца рамадан. Однако в обсуждаемом нами хадисе сообщается, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью месяца рамадан. Существуют другие сообщения, в которых приводятся другие даты, например, двадцать первое или двадцать третье рамадана. Очевидно, ночь предопределения попадала на эти дни в определенный год, однако это не означает, что каждый год она попадает на один и тот же день. Кто предполагал, что она всегда будет приходиться на это число, тот рассказывал об этом на основании собственного предположения. И это послужило причиной возникновения значительных разногласий». См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 196-197.
[Конец примечания].