Может ли мужчина запретить жене неотлучное пребывание в мечети?

Да, мужчина может запретить жене неотлучное пребывание в мечети, потому что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Собираясь начать неотлучное пребывание в мечети, Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал утреннюю молитву, а потом входил в свою палатку. А однажды, готовясь к неотлучному пребыванию в мечети в последние десять дней рамадана, он велел поставить для него небольшую палатку. Увидев это, я тоже велела поставить себе палатку в мечети, что и было сделано. После этого другие жёны Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), также приказали поставить палатки, что и было сделано. Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершил утреннюю молитву, потом взглянул на палатки и воскликнул: “Что это?! К благочестию ли они стремятся? К благочестию ли они стремятся?” После этого он велел убрать из мечети все палатки, включая его, и отложил неотлучное пребывание в мечети на первые десять дней шавваля». Аль-Бухари, № 2033. Муслим № 1173. Приводится его версия.

Ан-Навави назвал несколько упомянутых кадыем возможных причин того, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), запретил своим жёнам совершать и‘тикаф вместе с ним. Одна из них: «Что в мечети собирались разные люди, включая бедуинов и лицемеров, а пребывая вместе с ним в мечети, его жёны вынуждены были время от времени выходить, поскольку у них неизбежно возникали какие-то нужды, и Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) не хотел, чтобы им приходилось постоянно показываться на людях и испытывать неудобства. Другая возможная причина — увидев, что его жёны вместе с ним в мечети, Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), почувствовал себя, как будто он дома, среди своих домочадцев. А из-за этого уходит одна из важных целей и‘тикафа — одиночество, отстранение от супруг и всего мирского. Или же причина заключалась в том, что, поставив свои палатки, жёны Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), создали неудобство для молящихся, уменьшив пространство, на котором можно было совершать молитву, и потеснив, таким образом, молящихся».

Эта история берется как довод что муж может запретить жене делать итикаф по тем или иным причинам…

И как говорил шейха Аль-Альбани выше: «В этом содержится доказательство того, что женщинам также разрешается совершать итикаф. Нет сомнения в том, что это можно лишь при условии согласия на это её махрамов. А также притом условии, что на месте нет фитны и смещения с мужчинами, основываясь на многих доказательствах по этому поводу и принципе фикха: «Предотвращение плохого берёт верх над совершением хорошего»».

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

Восстановление и’тикафа.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Кто приступит к соблюдению желательного и’тикафа, а затем прервёт его, тому желательно восстановить его. Также говорят, что он обязан его восстановить.

Ат-Тирмизи сказал: «Ученые расходятся в вопросе прерывания му’такифом своего и’тикафа до завершения обозначенного намерением срока. Малик говорит, что если и’тикаф был нарушен, то его обязательно надо возместить, и обосновывает это хадисом, в котором сообщается о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха – прервал свой и’тикаф, а потом восстановил его десятидневное соблюдения в месяце Шавваль.

Аш-Шафи’и говорит, что если человек не давал обета соблюдать и’тикаф, и не сделал ничего такого, чем бы он мог обязать сам себя соблюдать его, а соблюдал его исключительно добровольно, то в случае прерывания он не обязан возмещать его, но, если хочет, может и возместить.

Аш-Шафи’и также говорил: "Любое желательное дело ты можешь не совершать, а если ты приступил к его совершению, а затем прервал, то ты не обязан его возмещать, если только это не хадж и ‘умра”».

Что касается того, кто дал обет один или несколько дней соблюдать и’тикаф, затем приступил к его соблюдению и нарушил его, то, по единогласному мнению всех имамов, он обязан возместить этот и’тикаф.

Если же он умрёт прежде, чем возместит его, то за него этот его нарушенный и’тикаф не возмещают.

Хотя Ахмад говорил, что обязанность возместить его в таком случае лежит на опекуне этого человека. Также ‘Абду-р-Раззак передал, что ‘Абду-ль-Карим б. Умейа говорил: «Я слышал, как ‘Абдуллах б. ‘Абдуллах б. ‘Утба говорил: "Когда умерла наша мать, за ней осталась не исполненная обязанность соблюдать и’тикаф. Тогда я спросил об этом Ибн ‘Аббаса, и он ответил: «Соблюдай и’тикаф за неё и постись!»”». Также Са’ид б. Мансур передал, что ‘Аиша соблюдала и’тикаф за своего брата после его смерти.

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":

Вступление в интимную связь нарушает итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф, вступает в интимную связь, то он нарушает свой итикаф и должен опять начать его». [Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззак (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф»означают, что этот человек должен заново совершить итикаф].

Человек не обязан возмещать (кяффара) (в связи с нарушением итикафа) так, как Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

[Конец примечания].

Хадис 687.Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что несколько сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, увидели во сне, что ночь предопределения является одной из последних семи ночей месяца рамадан. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я вижу, что ваши сны сошлись на последних семи ночах месяца. Пусть же всякий, кто стремится найти эту ночь, ищет ее среди последних семи ночей».Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Хадис 688.Передают, что Му‘авийа ибн Абу Суфйан, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Этот хадис передал Абу Давуд, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Му‘авийе, да будет доволен им всевышний Аллах.

По этому вопросу существует около сорока мнений, которые я (Ибн Хаджар) перечислил в своей книге «Фатх аль-Бари» («Откровения от Создателя»).

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: Более правильно, что этот хадис о том, что ночь предопределения 27 ночь это не слова Пророка саляЛлаху алайхи уа салям, но слова сподвижника этот хадис приводит Абу Дауд а так же по его дороге аль-Бейхаки. И все они по дороге Муаза ибн Муаза от Шуаба от Къатады который слышал Мутаррифа от Муавии ибн Абу Суфьяна от Пророка, саля Ллаху алайхи уа салям, и этот же хадис приводит аль-Бейхаки по дороге Абу Дауда Ат Таялиси который говорит: рассказал нам Шуаба от Къатады от Мутаррифа от Муавии но уже не от Пророка саляЛлаху алайхи уа салям, а со слов самого Муавии, сказал аль-Бейхаки: этот хадис Абу Дауд Ат Тайяляси передал в форме маукъуф т.е. со слов сподвижника а Муаз ибн Муаз противоречил ему в этом и передал его со слов пророка саля Ллаху алайхи уа салям.

Разница есть между маукъуф и марфу, ведь если мы скажем это со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) то все однозначно, получается ночь предопределения всегда в 27 ночь. А если мы скажем что это лишь слова сподвижника, то это не является явным абсолютным доводом в этом вопросе.

Говорит и проблема в том что оба этих передатчика как Абу Дауд Ат Тайяляси так и Муаз ибн Муаз являются крепкими передатчиками хафизами но сказал Ад-Даракъутни в своей книге «аль иляль»: и не является достоверным передача этого хадиса от Шуабы от Пророка саляЛлаху алайхи уа салям.

И этот хадис упомянул шейх Мукъбиль в своей книге «ахадис му`алля». Значит тяжело взвесить этот хадис какая его передача является более правильной передача со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) или передача со слов сподвижника, потому что оба передатчика которые противоречат друг другу являются крепкими передатчиками хафизами и этот хафиз крепкий и этот хафиз крепкий, но выбрали то что более правильно что это хадис маукуф не со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), а со слов сподвижника Муавии ибн Суфьяна опираясь на слова древнего имама в этих вопросах, имама Ад-Даракъутни он указал на то, что хадис со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) является ошибкой и не является достоверным.

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 687 под 688.

2004 Почему ночь предопределения называется ночью аль-кадр

https://youtu.be/wzT8PCuATQY

Вопрос: Какова причина названия этой ночи, «ночью Къадар» (ночью предопределения)?

Ответ:

Относительно этого вопроса упомянули несколько причин такого названия из этих предположений первое предположение что ночь предопределения называется «аль-Къадр» ночью предопределения, а слово «Къадр» - что то предопределять потому что Всевышний Аллах субхана уа та`аля предопределяет в эту ночь все что будет на следующий год происходить в бытие до следующей ночи предопределения.

И на правильность этого предположения указывают Слова Всевышнего Аллаха субхана уа тагъаля: «В эту ночь решаются всякие мудрые дела».

Из этих предположений так же то что эта ночь названа из-за своего величия и большого почета и положения т.е. от слова «Къадр» - почет положение. Имеет высокое положение и высокий уровень перед Всевышним Аллахом субхана уа та`аля .

Т.е. слово Къадр можно перевести как предопределение чего либо, а можно перевести как почетное положение.

Поэтому разошлись во мнениях относительно этого почему Ночь предопределения называется так

А некоторые сказали эта ночь называется ночью предопределения потому что те благие деяния которые совершаются в эту ночь обладают великим почетом и великой наградой.

И есть другие предположения почему эта ночь называется таким образом. И в этом вопросе необходимо отметить то, что ни одно из предположений утвердить абсолютно, не получается. Потому что есть возможность этого и этого, и каждая из этих возможностей является возможным и предлагаемым, поэтому мы говорим: что эта ночь аль-Къадр названа так из-за всех этих возможностей либо от слова Къадр предопределение либо от слова Къадр почет и положение.

[Примечание редактора стенограммы]:

"Ляйлятуль-кадр"-Ночь Могущества. Ученые оговаривали различные предположения именно такого названия данной ночи. Вот некоторые из них:

- "могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь";

- "...по той причине, что невероятно огромное количество ангелов опускаются в эту ночь на землю";

- "...по той причине, что проявление благодати, милости и прощения Господа миров в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности";

- "...по той причине, что верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии".

Также слово "аль-кадр"может быть переведено как "теснота". С учетом данного значения слова алимы говорили: "В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им просто становится "тесно".

Также - "ограниченность", то есть осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно "Ляйлятуль-кадр",ограничены Всевышним Аллахом. В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой "Ляйлятуль-кадр" переводят как "Ночь Предопределения". Это в том случае, если слово "кард" читать как "кадар". С учетом таково возможного перевода исламские ученые предположительно поясняли: "В зависимости от того, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами он будет обращаться ко Всевышнему, это может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя параллельно и едино с изначальной всеосведомленностью Творца". (См. например: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300, 301).

2005 Ночь предопределения все еще имеется в месяцы рамадана или ее уже нет

https://youtu.be/6fsPXyQt9WQ

Вопрос: ночь предопределения все еще имеется в месяц Рамадан или она была поднята? Т.е. имеется в виду, что ночь предопределения была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям, или она есть каждый год до самого Судного дня?

Ответ:

Правильное мнение в этом вопросе, на которое указывает множество доводов, то что эта ночь остается и она присутствует каждый год, в одну из ночей месяца Рамадан.

А что касается того что пришло у имама аль-Бухари, со слов Убады ибн Самита, а так же у имама Муслима со слов Абу Саида аль-Худри. А так же со слов Аль Фильтана ибн Асима у аль-Баззара и этот хадис в в книге шейха Мукбиля «сахих муснад» (передается): «То что однажды пророк саля Ллаху алайхи уа саллям, вышел к людям что сообщить им о ночи предопределения (т.е. в какую она будет ночь) и увидел двух человек которые громко спорили друг с другом,и тогда Пророк саляЛлаху алайхи уа салям, приостановился перед ними и сказал я вышел к вам, что бы сообщить о том когда будет ночь предопределения, и начали громко спорить такой-то, и такой-то и оно поднялось»

Что поднялось? Некоторые сказали: ночь предопределения поднялась, имеется в виду все наличие ночи предопределения отменилось и больше ни в каком году ее больше нет т.е. она была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям.

Но правильное понимание этого хадиса то, что под словом: «поднялось», имеется в виду: «знание мое об этом поднялось», я забыл о том, когда конкретно эта ночь предопределения.

В этом хадисе имеется ввиду что поднялось знание о том какая конкретно ночь является ночью предопределения, и некоторые говорят из ученых то что эта ночь действительно поднялась и больше ее нет ни в одном из годов, ни в одном из месяцев Рамадан, но это говорит что это слово является отклоненными и слабым и неправильным.

Сказал Ан-Науауи: «Это слово которое выдумали эти отклонившиеся от основной группы ученых является ошибкой явной, более того является явной глупостью, потому что конец этого хадиса опровергает их. Потому что Пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал и это знание было поднята от меня и может быть это даже лучше для вас поэтому ищите эту ночь в 29 или 27 или 25 ночь».

Т.е. в самом же приходит: «ищите эту ночь», это говорит тебе о том, что поднялось не сама ночь, а поднялось знание о том, когда конкретно. И пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал: «что это может быть лучше для вас». Потому что если бы я вам сказал: что эта ночь такого-то числа 25 конкретно или только 27, то это привело бы к вашей лени, вы бы перестали выстаивать все остальные ночи и выстаивали бы только эту ночь. Но т.к. как вы не знаете эту ночь, то вам придется выстаивать каждую ночь, чтобы добиться достижения ночи предопределения.

Говорит Ан-Науауи: «а если бы под словом «поднялось», имелось бы ввиду поднятие самой ночи и то что она больше не присутствует в месяцах Рамадана, то пророк саляЛлаху алайхи уа салям, не приказал бы искать ее». Но он сказал: ищите ее, 29, 27 или 25 ночь вот если бы эта ночь поднялась, и больше вообще не существовала, то пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) не приказал бы искать ее, потому что нет смысла искать то, чего нет.

Правильное мнение, то, что «Ляйлятуль Къадр» (ночь предопределения) продолжает присутствовать каждый год в месяц Рамадан, и ее необходимо искать (то есть поклоняться Аллаху в ночах рамадана).

2006 Какая ночь является ночью предопределения?

https://youtu.be/Hm-RPOJojkw

Вопрос: когда наступает ночь предопределения?

Ответ:

Что касается того когда конкретно ночь предопределения то относительно этого есть множество мнений у обладателей знания.

Хафиз ибн Хаджар из этих мнений в своей книге «Фатхуль барии» привел более 40 мнений о том когда ночь предопределения.

Сказал шейх АбдуЛлах аль Басам в своем шархе: можно все эти 40 мнения собрать в 4 большие группы:

Первая группа (марфуда) отвергаемые мнения так как например мнение о том что эта ночь вообще не существует о том что она была

Вторая группа этих мнений даифа (мнения которые являются слабыми) как например мнение о том что эта ночь с середины месяца Шаабан или какой-то другой месяц и на слабость этого мнения указывают слова Всевышнего Аллаха субхана уа та`аля: «в месяц Рамадан который был ниспослан Къур-ан» ислова Всевышнего: «мы ниспослали этот Къур-ан в ночь предопределения».(Отсюда получается, что ночь предопределения одна из ночей месяца Рамадан).

Третья группа этих мнений «марджуха» те которые возможны к рассмотрению у них есть определенные сила но они марджуха они отклоняемые и не правильны как мнение о том что она в месяц Рамадан но не в последние десять ночей месяца Рамадан, (т.е. сильное мнение о том что она одна из последних десяти ночей месяца Рамадан все кто скажут другое 10 числа 15 числа второго числа все эти мнения являются марджуха т.е. отклоненными, потому что противоречат сильным доводам)

Четвертая группа мнений, которые является правильными, а это мнение о том, что ночь предопределения одна из последних десяти ночей месяца Рамадан.

И еще более правильное мнение чем это что она не просто в последние десять ночей месяца Рамадан но что она нечетное из этих ночей 21, 23, 25, 27 или 29.

И еще более сильное мнение, что она в последних семи нечетных ночах месяца Рамадан 23, 25, 27, 29. Если мы скажем 23 ночь 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 так нет получается с 24 начиная и дальше 23 не входит в последнее семь говорит.

И еще более сильный довод пришел на то, что из всех этих семи последних ночей, что она бывает в 27 ночь.

И говорит автор книги: и это последнее мнение является более правильным, какое последнее мнение? (Ответ): То что ночь предопределения в одну из последний десяти ночей месяца Рамадана. И говорит: посредством этого мнения собираются все доводы в этом вопросе, потому что пришло от Пророка, саля Ллаху алайхи уа салям, о том, что он сказал: «ищите эту ночь в последние десять ночей месяца Рамадан»,и это слово включается в себя все ночи как четные, так и нечетные. А почему мы тогда сказали что ночи нечетные, надежды в них на то, что эти ночи являются ночами предопределения больше? Ответ: потому что Пророк, саля Ллаху алайхи уа саллям, сказал: «ищите ее в нечетные ночи последних днях месяца Рамадан». И далее мы сказали что ночь 27 на нее надежды еще больше это из-за хадиса в «сахихе Муслим» то что Убай ибн Кааб клялся и не делал истисна (не говорил ин шаа-Ллах) а клялся и говорил уаЛлахи и говорил то что ночь предопределения 27 ночь Значит говорит Убай ибн Кааб имел какое-то знание относительно этого потому что он бы не клялся Всевышним Аллахом о том, о чем у него нет знания тем, более не делая истисна (не говоря ин шаа-Ллах).

И пришло от ибн Аббаса у имама Ахмада, что однажды один человек спросил о посланник Аллаха мне тяжело выстаивать намазы по ночам (т.е. ноги болят или не здоров и подобное этому) прикажи же мне выстаивать одну из этих всех ночей так чтобы Всевышний Аллах субхана уа тагъаля направил меня к ночи предопределения чтобы эта ночь была ночью предопределения. И тогда Пророк, саля Ллаху алайхи уа салам, сказал: «ты должен выстаивать седьмую ночь (имеется в виду 27 ночь месяца Рамадан)».

И так же привели в довод хадис Муавии который у нас в книге но мы уже говорили что этот хадис это слова Муавии, а не слова Пророка, саля Ллаху алайхи уа салям, то что Пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал что ночь предопределения это 27 ночь. Но почему мы не утверждаем полным утверждением что ночь предопределения каждый раз каждую месяц в 27 ночь? Ответ: потому что пришло у Бухари и Муслима со слов Абу Саида аль-Худри то, что однажды ночь предопределения попалось на 21 ночь, а в сахих Муслима пришло от АбдуЛлаха ибн Унейса то что ночь предопределения была в 23 ночь.

Все это говорит о том, что 27 ночь не всегда является обязательно ночью предопределения хоть и надежды на нее больше чем на остальные ночи, а почему больше всего надежды на то, что ночь предопределения в последние семь ночей месяца Рамадан. Т.е. из-за хадиса ибн Умара который у нас в книге под №687 то, что несколько сразу людей видели видения, о том, что ночь предопределения в одну из последних семи ночей месяца Рамадан. И так же передает имам Муслим в своем достоверном сборнике от АбдуЛлаха ибн Умара о том что Пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал: «ищите эту ночь в последние десять ночей месяца Рамадан а если кто-то ослабеет или не сможет выстаивать все эти десять ночей то пусть ни в коем случае не окажется побежденным от того чтобы стоять последние семь ночей месяца Рамадан», т.е. хотя бы семь последних ночей пуст выстаивает.

Сказал ибн Хаджар после того как упомянул множество мнений в этом вопросе сказал: поэтому самое правильное мнение в этом вопросе, то что эта ночь одна из нечетных ночей последних десяти ночей месяца рамадан и то что эта ночь перемещается из года в год. (Т. е. не всегда в одну и ту же ночь иногда бывает 23 иногда бывает 25 иногда 27 и т.д.) И надежда больше всего на последние 10 ночей на нечетные ночи последних 10 ночей месяца рамадана, шафииты считают, что из всех этих ночей надежда больше всего на 21 ночь или на 23 ночь. Основываясь на хадисах абу Саида аль Худри и АбдуЛлаха ибн Унейса, о том, что во времена пророка саляЛлаху алайхи уа салям, было такое что ночь предопределения была 21 числа, а в другом хадисе сказано 23 числа. И еще больше надежды у большинства ученых то, что эта ночь 27.

Итог: более правильное мнение в этом вопросе является, то, что ночь предопределения одна из нечетных последних десяти ночей месяца Рамадан, и она передвигается из года в год, может быть 27 числа, может быть 23 числа, может быть 21 числа и т.д.

[Примечание редактора стенограммы]:

По поводу точной даты Ночи предопределения мусульманские богословы высказывали разные мнения. Более сорока из них приводятся в книге «Фатх аль-Бари» выдающегося богослова Ибн Хаджара. Тем не менее, достоверно известно, что она наступает в Рамадане, так как Всевышний Аллах сообщил о том, что он ниспослал Коран в эту ночь и ниспослал его в Рамадане.

Всевышний сказал:«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» (аль-Кадр, 97:1).

В другом аяте говорится:«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2:185). Из этих откровений становится ясно, что Ночь предопределения приходится на месяц Рамадан.


Ночь предопределения наступает в последнюю декаду Рамадана.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения в последние десять ночей Рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей». (Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Абу Давуд).

Наши рекомендации