Что разрешается тому, кто совершает и ’тикаф.
Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":
1. Ему разрешается покидать мечеть по нужде. Также разрешается высовывать голову для того, чтобы помыть её или расчесать волосы. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха высунул свою голову в моём присутствии, когда он совершал итикаф, а я была в своих покоях. Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом, если только это не было по нужде, когда он совершал итикаф».[Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шейба и Ахмад, и первое дополнение принадлежит последним двум из них (упомянутых). Этот хадис приведён в «Сахих Абу Давуд» (2131-2132)].
2. Для того, кто совершает итикаф, а также для других разрешается делать вуду (омовение) в мечети. Это основано на словах человека, прислуживавшего Пророку: «Пророк делал лёгкое вуду (омовение) в мечети». [Это привёл Аль-Бейхаки с хорошим иснадом и Ахмад (5/364) в сокращенной форме с достоверным иснадом].
Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".
Что разрешено неотлучно пребывающему в мечети с другой статьи:
1. Выходить из места своего и‘тикафа для справления нужды, а также высовывание головы из мечети для её мытья и расчёсывания. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), пребывая в мечети, просовывал голову (ко мне в комнату), и я расчёсывала его волосы». А в другой версии сказано: «И я мыла её, а меня отделял от него порог двери, и у меня в это время была менструация, и во время неотлучного пребывания в мечети он не входил в дом, кроме как ради удовлетворения обычных человеческих потребностей». [Аль-Бухари, Муслим и другие. См. также «Сахих сунан Абу Дауд», 2131, 2132].
Таким образом, человек не должен покидать мечеть без необходимости.
Абу Зара аль-Иракы, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы ему было разрешено входить ради чего-то иного, тогда ему не было бы нужды высовывать из мечети одну только голову — он мог бы выйти сам и расчесать волосы дома…». [Источник: Аль-Ираки, «Тарх ат-тасриб», т. 4, с. 177].
2. Совершать малое омовение в мечети. Человек, который прислуживал Посланнику Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), передаёт: «Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершил в мечети облегчённое малое омовение». [Аль-Байхакы, хадис с хорошим иснадом, а также Ахмад (т. 5, с. 364) в сокращённом виде с безупречным (сахих) иснадом].
3. Ставить маленькую палатку у задней стены мечети, чтобы неотлучно пребывать там. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что когда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) неотлучно пребывал в мечети, ему ставили маленькую палатку, и делалось это по его велению». [Аль-Бухари и Муслим, со слов ‘Аиши].
«И однажды он совершал и‘тикаф в маленькой палатке, на пол которой была постелена циновка». [Муслим, Абу Дауд и Ибн Хузайма. Со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Сахих сунан Абу Дауд, № 1251].
4. Женщине разрешается навещать своего мужа, неотлучно пребывающего в мечети, а он может провожать её до выхода из мечети. Сафийа, да будет доволен ею Аллах, передаёт:
«Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершал и‘тикаф (в последние десять дней рамадана), и однажды вечером я пришла навестить его, (когда у него находились другие его жёны, которые потом ушли). Я поговорила с ним немного, а когда я собралась уходить, он сказал: “Не спеши. Я пойду с тобой”». Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) поднялся вместе со мной, чтобы проводить меня. Мимо проходили двое ансаров, которые ускорили шаги, увидев Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал им: “Не спешите, это ведь Сафийа бинт Хуйайй!” Они воскликнули: “Пречист Аллах, о Посланник Аллаха!” Тогда Посланник Аллаха , сказал: “Поистине, шайтан течёт в человеке подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он может внушить вашим сердцам что-нибудь дурное”». [Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд. «Сахих сунан Абу Дауд», № 2133 и 2134].
Более того, женщине разрешается совершать и‘тикаф вместе с мужем. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Вместе с Пророком (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершала и‘тикаф одна из его жён (в другой версии говорится, что это была Умм Саляма), а у неё были жёлтые и красные выделения, и иногда она даже ставила под себя таз, когда совершала молитву». [Аль-Бухари. «Сахих сунан Абу Дауд», № 2138].
И ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал и‘тикаф в последнюю декаду рамадана до самой своей кончины, и его жёны продолжили делать это.
5. Неотлучно пребывающему в мечети разрешается принимать пищу. Он должен стелить скатерть, чтобы не пачкать мечеть. [Источник: Ибн Кудама, «Аль-мугни», т. 3, с. 151].