Распространенные ошибки у тех, кто совершает и’тикаф.
Сказал шейх АбдуЛлах аль-Фаузан: Из ошибок в которые впадают многие делающие и’тикаф:
1. Непонимание смысла итикафа, и мудрости узаконивания его. И накладывается на это халатность многих делающих и’тикаф по отношению ко многим поклонением, для выполнения которых и’тикаф считается хорошим шансом
2. Длительный сон днём, и сидение за сухуром ночью, без выполнения поклонений, кроме как молитва тахаджжуд с имамом. И это противоречит тому, что следует делать выполняющему и’тикаф, а это уменьшение времени сна, и бережное отношение ко времени, используя его, ведь это малое количество дней.
3. Чрезмерство в использовании телефона без всякой пользы, и я считаю, что мудрость и требуемое от и’тикафа не будет достигнуто, если присутствует мобильный телефон в его современном виде. И вполне может делающий и’тикаф связаться со своей семьей при нужде, другим путём.
4. Большое количество перемещений внутри мечети, от группы к группе, и многочисленность слов в которых нет пользы, и которые являются причиной в проматывании слова, и халатность по отношении к драгоценным минутам.
Что же касается того чтобы иногда поговорить с некоторыми из делающих и’тикаф, или с семьей. То в этом нет проблем, по причине того, что пришло достоверно в двух “Сахихах”, что жена Пророка Сафия, да будет доволен ей Аллах, посетила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его месте и’тикафа, и он поговорил с ней.
5. Малочисленность стороны поклонения у многих делающих и’тикаф, особенно чтения Корана, и дополнительных молитв.
6. Проведение существенной части времени в чтении книг, и на мой взгляд, это не является уместным кроме как для того, кто использует время в поклонении должным образом, в таком случае разрешается ему немного почитать
7. Среди людей есть такие, кто делает и’тикаф, в то время как его семья и жена нуждаются в нём, или запрещает ему его отец делать итикаф по уважительной причине. И такой выполняет Сунну, оставляя уаджиб, и не следует такому делать и’тикаф, ведь сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллаху Ибн Амру, да будет доволен им Аллах: “Истинно, у твоего тела есть право на тебя, и у твоего Господа есть право на тебя, и у твоей семьи есть право на тебя” (аль-Бухари, Муслим). Что же касается того, у чьей семьи нет в нём нужды, то для такого и’тикаф узаконен. А если нуждалась в нем его семья в начале первых десяти дней, а затем он освободился, а десять дней еще не закончились, то он может делать и’тикаф в оставшие дни, и будет вознагражден за это, инша Аллах.
Источник: “Ар-рисаля иля аль-мутакифин”.
То, что разрешается му’такифу (совершающему и’тикаф).
Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":
Му’такифу разрешено следующее:
Выходить из мечети, чтобы проводить свою жену.
Сафийа рассказывает: «Как-то раз я пришла к Посланнику Аллаха, – мир ему и благословение – чтобы навестить его, когда он соблюдал и’тикаф. Я поговорила с ним, затем встала и отправилась уходить, а он встал вместе со мной, чтобы сопроводить меня. — Жила она тогда в доме Усамы б. Зейда, — [В тот момент] мимо проходили два ансара, которые увидев Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ускорили свои шаги. [Заметив это] Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: "Идите не спеша, это Сафийа бинт Хуйай!”. Они сказали: "Пречист Аллах, О Посланник Аллаха!” (тем самым, они хотели сказать, что не могли подумать ничего дурного о Посланнике Аллаха), — а [Пророк – мир ему и благословение Аллаха] ответил: "Воистину, шайтан бегает внутри человека в тех местах, где циркулирует кровь, и я испугался, что он может внушить вам что-нибудь”», — или же он сказал: «… внушить вам дурное». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд.
2) Расчесывать волосы, брить голову, стричь ногти, приводить себя в опрятный вид, очищать тело от грязи, надевать самую нарядную одежду и умащаться благовониями.
‘Аиша рассказывает: «Бывало, что соблюдая в мечети и’тикаф, Посланник Аллаха – мир ему и благословение – просовывал мне в комнату свою голову, а я мыла её», — а в версии Мусаддада: "… а я расчесывала её”,— и при этом у меня были месячные кровотечения. Этот хадис передают аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд.
Выходить по крайней нужде.
‘Аиша рассказывает: «Будучи в и’тикафе, Посланник Аллаха – мир ему и благословение – склонял ко мне свою голову и я расчесывала её. [В тот период] он не входил в дом, кроме как по естественной человеческой необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в том, что му’такиф может выходить из мечети для того, чтобы сходить в туалет, так как без этого никак, а в мечети справлять нужду нельзя. Сюда же относится необходимость в приёме пищи и питья. Если нет того, кто может принести му’такифу пищу, то он вправе выходить из мечети, чтобы поесть. Также, если человека тянет на рвоту, он может выйти, чтобы изрыгнуть вне мечети. Да и вообще, для всего, в чем есть насущная необходимость и что невозможно сделать в мечети, разрешается выходить из мечети, и и’тикаф при этом не нарушается, если это не затянется на слишком долго» (Конец цитаты).
Подобно этому, разрешается выходить из мечети для того чтобы совершить гусль (ритуальное купание) после джанаба (полного нарушения ритуальной чистоты) и для того чтобы очистить своё тело и одежду от наджаса (нечистот).
…
Аль-Хаттаби говорит: «Часть ученых утверждает, что и’тикаф не нарушается из-за ухода для совершения пятничной молитвы, посещения больного и участия в похоронах. Об этом также передаётся от ‘Али, – да будет доволен им Аллах! – и также утверждали Са’ид б. Джубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха’и».
Абу Дауд передал со слов ‘Аишы: «Будучи в состоянии и’тикафа, Пророк – мир ему и благословение Аллаха – проходил мимо больного. В таком состоянии он проходил мимо него, спрашивал о нём, но не заходил к нему».
Из того, что она сообщила, следует, что согласно сунне, му’такифу не следует посещать больного. То есть, ему не следует покидать место соблюдения и’тикафа с целью посещения больного, но он не ограничен в том, чтобы проходить мимо него и не заходя к нему спрашивать о его состоянии.
4) Принимать в мечети пищу и питьё, спать в ней, соблюдая при этом чистоту и порядок, заключать в ней договора и соглашения, как например, брачное соглашение…
(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").