Заступничество за обитателей Рая, чтобы поднялась их степень в Раю.
Заступничество за тех, кто заслуживает Огня, чтобы они вошли в Рай.
Заступничество за тех, кто вошел в Огонь, чтобы они вышли из Огня.
Заступничество возможно только при наличии двух условий:
1 ― Позволение Аллаха тому, кто заступается.
Аллах Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»(Сура аль-Бакара, аят 255).
Никто не сможет заступиться за кого-то, если этого не позволит Аллах Всевышний.
2 ― Довольство Аллаха тем, за кого заступаются, а Аллах доволен только единобожниками.
Аллах Всевышний сказал: «Заступничество заступников не поможет им[неверующим]».(Сура аль-Муддассир, аят 48).
А также: «Они[ангелы]заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним».(Сура аль-Анбийа, аят 28).
Также в одном из аятов Аллах Всевышний упомянул сразу два этих условия, сказав: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы,пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!». Сура ан-Наджм, аят 26].
Вера в Водоём, вера в наказание могилы, Рай и Ад, а также Весы.
Также необходимо верить в то, что у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будет Водоём, к которому будет приходить его община [в День Воскресения], о чем сообщается в достоверных преданиях от него самого.
Также необходимо верить в то, что расстояние этого Водоёма подобно расстоянию от Адена [араб. عدن — город в Йемене на берегу Аденского залива] до Аммана [араб. عمان — столица Иордании и крупнейший город страны]. [Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Саубана, да будет доволен им Аллах. Этот хадис передал Ахмад, 5/275. Нечто подобное передаёт и ибн Хиббан (8/125) со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах].
Также сообщается, что расстояние этого Водоёма подобно расстоянию от Мекки до Иерусалима [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 6/1123 (№ 2115); ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 2/358 (№ 771). Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков этого сообщения достоверной].
Также относительно этого существуют и иные версии.
Вода этого Водоёма белее молока и слаще меда, а кувшины, имеющиеся на его берегах, по численности своей подобны небесным звёздам. Сообщения об этом передаются со слов ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара [Передал Ахмад, 2/132; ад-Дарими в «ас-Сунан», стр. 337; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 6/1125 (№ 2120). Цепочка передатчиков является достоверной].
‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра [Передали аль-Бухари, 6579; Муслим, 2292].
Убейя ибн Ка‘ба [Передал ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 2/331 (№ 718). Шейх аль-Альбани назвал это сообщение выдуманным].
Абу Зарра [Передали Муслим, 2300; ат-Тирмизи, 2445].
Саубана который был вольноотпущенником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [Передал Муслим, 2301].
А также со слов Абу Умамы аль-Бахили [Передали Ахмад, 5/250; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 2/338 (№ 729). Цепочка передатчиков является достоверной].
И Бурейды аль-Аслями[Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 6/1124 (№ 2119). Хадис слабый, т.к. в его цепочке передатчик по имени ‘Аиз ибн Нусейр – слабый (как об этом сказано в «Лисан уль-Мизан»). А вообще хадисы о Водоеме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаются со слов более чем тридцати сподвижников. См. «Шарх ат-Тахауия», 1/277. На то, что эти хадисы передаются в большом количестве (мутаватир) указал также аль-Кады ‘Ийад. См. «Шарх Муслим» (15/53) ан-Науауи. Также на это указал шейх уль-Ислям ибн Теймия. См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 13/35. Все приверженцы Сунны уверовали в существовании этого Водоема, а отрицают его только хариджиты и некоторые му‘тазилиты. См. «Фатх уль-Бари», 11/467].
Вера в наказание могилы
Вера в наказание могилы – это непременная обязанность. Об этом от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передают ‘Али ибн Аби Талиб [Передали аль-Бухари, 4111; Муслим, 627].
Абу Аййуб [Сообщается, что Абу Аййуб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышедший (из дома) после захода солнца и услышавший (какой-то страшный) крик, сказал: “Это иудеев подвергают мучениям в их могилах”». Передали аль-Бухари, 1375; Муслим, 2869].
Зейд ибн Сабит [Передал Муслим, 2867].
Анас ибн Малик [Передали аль-Бухари, 1374; Муслим, 2868, 2870].
Абу Хурайра [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук огня, от испытаний жизни и смерти и от испытания Даджаля!» /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабр, уа мин ‘азаби-н-нар, уа мин фитнати-ль-махйа уа-ль-мамат уа мин фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/ Передали аль-Бухари, 1377; Муслим, 2872].
Абу Бакра [Абу Бакра – Нуфей‘ ибн уль-Харис ас-Сакафи. Хадис с его слов передали Ахмад, 5/39; ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», стр. 122; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 2/422 (№ 870). Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков этого сообщения достоверной].
Абу Рафи‘[Передал Ахмад, 6/392. Цепочка передатчиков является слабой, т.к. в ней передатчик по имени Манбуз (из семейства Абу Рафи’) – его положение неизвестно (маджхуль уль-халь)].
‘Усман ибн Аби-ль-‘Ас[‘Усман ибн Аби-ль-‘Ас ибн Науфаль ибн ‘Абду-ш-Шамс ибн ‘Абдуманаф – сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует].
‘Абдуллах ибн ‘Аббас [Передали аль-Бухари, 1361; Муслим, 292].
Джабир ибн ‘АбдуЛлах [См. «Исбат ‘азаб аль-Кабр», (стр. 126) аль-Бейхакы. от Джабира об этом пришло сразу два разных хадиса, но оба они являются слабыми – в одном опасность тадлиса Абу з-Зубейра, а во втором слабый передатчик Ибн Ляхи’а].
‘Аиша – супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует [Передали аль-Бухари, 1372; Муслим, 2706].
И её сестра Асма [Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднявшийся со своего места и обратившийся к людям с проповедью, упомянул об испытаниях, которым подвергнется в могиле (каждый) человек, и когда он упомянул об этом, мусульмане громко зашумели (от страха)». Передали аль-Бухари, 1373; Муслим, 905].
А также другие.
Также необходимо верить в то, что [два ангела] Мункар и Накир будут задавать человеку вопросы в могиле.
[Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «После завершения погребения покойного пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно (некоторое время) стоял у его (могилы) и говорил:“Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы”». Передали Абу Дауд, 3221; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/526; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 4/56; ад-Дыя в «аль-Мухтара», 1/528. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 945. Эти два ангела придут и спросят человека: «Кто твой Господь?! Какая твоя религия?! Кто твой пророк?!»Аллах Всевышний сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни[во время смерти и при допросе ангелами в могиле]. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает».(Сура Ибрахим, аят 27). Что касается упоминания имен этих ангелов, то об этом говорится у имама ат-Тирмизи (№ 1071). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи», 1/544. Этот вопрос касается уже испытания в могиле (фитнату-ль-кабр), а не блаженства и наказания в ней].
Рай и Ад
Также необходимо верить в то, что Рай и Ад уже сотворены и никогда не исчезнут.
[Приверженцы Сунны единогласны в том, что Рай и Ад уже существуют. Аллах Всевышний сказал в Своей великой Книге: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уже уготованному для тех, кто остерегается(наказания Аллаха)».(Сура али ‘Имран, аят 133). А также: «Он[Рай]уже уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников».(Сура аль-Хадид, аят 21). А также: «Остерегайтесь Огня, который уже уготован неверующим».(Сура али ‘Имран, аят 131). Известно, что Рай был сотворен еще до сотворения Адама, мир ему. Аллах Всевышний сказал: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников»».(Сура аль-Бакара, аят 35).
Сообщается также, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я видел Рай и (протянул руки, чтобы) взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать её, то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя (Ада), и я не видел ничего более ужасного, чем (то, что увидел) сегодня, и я увидел, что большинство обитателей ада составляют женщины». Передали аль-Бухари, 1052; Муслим, 907].
Они сотворены, чтобы существовать вечно, а не для того, чтобы исчезнуть.
[Аллах Всевышний сказал: «Там они[обитатели Рая]не вкусят смерти после первой смерти[которая была в земной жизни]».(Сура ад-Духан, аят 56). А также: «Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда[из Рая]».(Сура аль-Хиджр, аят 48). А также: «Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно».(Сура аль-Беййина, аят 8). Что же касается Ада, то Аллах Всевышний сказал: «Они[неверующие]захотят выйти из Огня, но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения».(Сура аль-Маида, аят 37). А также: «Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны[Ада]и пребудут там вечно».(Сура аль-Беййина, аят 6). Также Аллах Всевышний сказал: «А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны[Ада].С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся.Так Мы воздаем каждому неверующему. Там они возопят: «Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать праведно, а не так, как мы поступали прежде». Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель[пророк]приходил к вам. Вкусите же наказание, и нет для беззаконников помощников(которые спасли бы их от наказания Аллаха)».Сура Фатыр, аяты 36-37].
На эту тему пришло множество достоверных хадисов.
[Передается от Абу Са’ида и Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, глашатай возгласит: “Поистине, будете вы жить (вечно) и никогда не умрёте, и, поистине, будете вы здравствовать и никогда не заболеете, и, поистине, будете вы молодыми и никогда не состаритесь, и, поистине, будете вы благоденствовать и никогда не постигнет вас (ничто) дурное!”» Передал Муслим, 2837.
Также сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Лихорадка (возникает) от жара Геенны». Передали аль-Бухари, 3264; Муслим, 2209].
Вера в Весы
Также необходимо верить в Весы.
[Речь идет о Весах, на которых в Судный День будут взвешены деяния рабов, а также сами рабы и свитки, в которых записаны их деяния. Упоминание этих весов пришло во многих аятах и хадисах, хотя автор книги, :, ограничился приведением только одного аята. Аллах Всевышний также сказал: «Те, чья чаша Весов[с благими деяниями]окажется тяжелой, обретут успех[войдут в Рай]. А те, чья чаша Весов[с благими деяниями]окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне[в Аду]».(Сура аль-Муъминун, аяты 102-103).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка,а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Пречист Аллах, и хвала Ему, пречист Аллах Великий!”». Передали аль-Бухари, 7563; Муслим, 2694].
Аллах Всевышний сказал:«В День воскресения Мы установим справедливые Весы». [Сура аль-Анбийа, аят 47].
17. Столпы и сущность веры (имана), её уменьшение и увеличение.
Также необходимо верить в то, что вера (иман) – это слово, деяние и намерение. [Относительно этого не было разногласия среди праведных предшественников. Для понимания этой фразы вам следует обратиться к книге «Разъяснение сорока хадисов ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах].
Она увеличивается при подчинении Аллаху и уменьшается, если человек совершает грех.
[Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем,и это самое слабое проявление веры».Муслим, 49.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Какого бы пророка Аллах не посылал до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники, которые следовали по его пути и строго придерживались его повелений. Но затем после них приходили следующие поколения, которые говорили то, чего не говорили эти пророки, делали то, чего не приказывали эти пророки. Кто боролся с такими людьми своей рукой, тот – верующий. Кто боролся с такими людьми своим языком, тот – верующий. Кто боролся с такими людьми своим сердцем, тот – верующий,и нет после этого веры (имана) даже с размером в горчичное зерно».Муслим, 50].
Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا ﴾
«Что касается тех, кто уверовал, то их вера увеличивается».[Сура ат-Тауба, аят 124].
А также:
﴿ لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَّعَ إِيمَانِهِمْ ﴾
«…чтобы их вера увеличилась».[Сура аль-Фатх, аят 4].
А также:
﴿ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا ﴾
«…чтобы увеличилась вера у верующих».[Сура аль-Муддассир, аят 31].
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, а стыдливость — (одно из) ответвлений веры». [аль-Бухари, 9].
А в версии, которую приводят Муслим и Абу Дауд, сказано: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или шестидесяти) ответвлений, лучшим из которых является произнесение слов «Ля иляха илля Ллах», а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям». [Муслим, 35; Абу Дауд, 4676].
″Исключение″ в вере.
[Исключением в вере называют следующие фразы: «Я – верующий, если пожелает Аллах», «Я надеюсь, что я – верующий»,и так далее. Но следует заметить, что подобные фразы не указывают на то, что человек сомневается в наличии у него веры. Ведь, фраза «если пожелает Аллах» не всегда указывает на наличие сомнений. Например, Аллах Всевышний сказал: «Вы непременновойдете в Заповедную мечеть,если пожелает Аллах, будучи в безопасности». (Сура аль-Фатх, аят 27). Также передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл на кладбище и сказал:″Мир вам, о пребывающие в обители верующих! Поистине, если пожелает Аллах, мы присоединимся к вам″». Передал Муслим, 249. Хотя пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был убежден в том, что он и все люди непременно умрут. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты(о, Посланник) смертен, и они смертны».(Сура аз-Зумар, аят 30). И как прекрасно разъяснил суть этого вопроса аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах. Однажды, у него спросили: «Верующий ли ты?!»Тогда он ответил: «Есть два вида веры. Если ты спрашиваешь меня о вере в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Рай, Воскрешение и Расчет, то я – верующий (в это).А если ты спрашиваешь меня о словах Всевышнего:″(Истинно)верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел″,то, клянусь Аллахом, я не знаю, отношусь ли я к их числу или нет». Передал аль-Бейхакы в «аль-И‘тикад», стр. 182].
″Исключение″ в вере – это устоявшаяся Сунна. Если человека спрашивают:«Являешься ли ты верующим?!»,он отвечает: «Если пожелает Аллах».
Это передаётся от:
‘АбдуЛлаха ибн Мас‘уда[См. «аш-Шари‘а», (стр. 137, 139) аль-Аджурри; «аль-Иман», (стр. 67) Абу ‘Убейда; «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», (5/976) аль-Лялякаи. Это сообщение с достоверной цепочкой передатчиков].
‘Алькамы ибн Кайса[Имам аль-хафиз ‘Алькама ибн Кайс ибн ‘Абдуллах ибн Малик аль-Куфи – известный последователь сподвижников. Это сообщение с достоверной цепочкой от него передают аль-Аджурри в «аш-Шари‘а», стр. 139; Абу ‘Убейд в «аль-Иман», стр. 68].
Аль-Асуада ибн Йазида [Имам Абу ‘Умар, аль-Асуад ибн Йазид ибн Кайс аль-Куфи. Застиг еще доисламские времена, но не встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Скончался в 75-ом г.х.]
Абу Уаиля Шакыка ибн Салямы [Имам Абу Уаиль, Шакык ибн Саляма аль-Куфи – шейх Куфы. Застиг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не встречался с ним. Передавал хадисы от таких сподвижников, как ‘Умар, ‘Усман и ‘Али].
Масрук ибн уль-Аджда‘а [Имам Абу ‘Аиша, Масрук ибн уль-Аджда‘ ибн Малик аль-Уади‘и аль-Хамадани аль-Куфи. Принял Ислам еще при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не встречался с ним. Скончался в 62-ом г.х.]
Мансура ибн уль-Му‘тамира [Хафиз Мансур ибн уль-Му‘тамир аль-Куфи – известный ученый своего времени. Скончался в 132-ом г.х.]
Ибрахима ан-Наха‘и [Имам аль-Хафиз, ученый Ирака, Абу ‘Имран, Ибрахим ибн Йазид ибн Кайс ибн уль-Асуад ан-Наха‘и аль-Йамани. Скончался в 96-ом г.х. Это сообщение с достоверной цепочкой от него передают аль-Аджурри в «аш-Шари‘а», стр. 141; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 5/968].
Мугъиры ибн Миксама ад-Дабби[Имам, крепкий и надежный передатчик, Абу Хишам, Мугъира ибн Миксам ад-Дабби аль-Куфи. Скончался в 133-ем г.х. Это сообщение от него передает аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 5/978].
Фудейля ибн ‘Ийяда[Имам, шейх уль-Ислям, Абу ‘Али, Фудейль ибн ‘Ийад ибн Мас‘уд ибн Бишр ат-Тамими аль-Хурасани. Родился в Самарканде, а скончался в Мекке в 187-ом г.х.].
И других [В частности, подобное передается от Ибн Шубрумы, аль-А‘маша, Лейса ибн Аби Сулейма, Исма‘иля ибн Аби Халида, ‘Ата ибн ас-Саиба, Йазида ибн Аби Зияда, Суфьяна ас-Саури, ‘Абдуллаха ибн уль-Мубарака. См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», (5/978) аль-Лялякаи].
Человек произносит эти слова, несмотря на свою убежденность (йакын) [Ибо говоря: «Я верующий, если пожелает Аллах»,человек в действительности не сомневается в наличии у него минимально необходимого уровня веры].
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَتَدْخُلُنَّ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ إِن شَاء اللَّهُ آمِنِينَ ﴾
«Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности».[Сура аль-Фатх, аят 27].
Сущность веры.
Вера (иман) – это Ислам и еще нечто большее. [В этой главе автор, да помилует его Аллах, указывает на то, что есть разница между понятиями «ислам» и «иман» (вера). Для понимания этого вопроса вам следует обратиться к книге «Разъяснение сорока хадисов ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах].
Аллах Всевышний сказал:
﴿ قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا ﴾
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали(совершенной верой). Посему говорите: “Мы приняли Ислам”».[Сура аль-Худжурат, аят 14].
Сообщается, что ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяце Рамадан и совершении хаджа”». [аль-Бухари, 8; Муслим, 16].
Это и есть суть Ислама. Что же касается сущности веры, то об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и он был приведен выше. [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, а стыдливость — (одно из) ответвлений веры». Передал аль-Бухари, 9. А в версии, которую приводят Муслим и Абу Дауд, сказано: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или шестидесяти) ответвлений, лучшим из которых является произнесение слов «Ля иляха илля Ллах», а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям». Передал Муслим, 35; Абу Дауд, 4676].
Сообщается, что Са‘д ибн Аби Уаккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оделил подарками группу людей, среди которых сидел и я. При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше всех из них, и я спросил:“О посланник Аллаха, почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!”А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Может быть мусульманин?!”Я помолчал немного, но мне не давало покоя то, что я знал об этом человеке, и я снова спросил:“Почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!”Он сказал:“Может быть мусульманин?!” Но и после этого то, что мне было известно об этом человеке, продолжало беспокоить меня, и я снова задал тот же вопрос. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то же самое, а потом добавил:“О Са‘д, поистине, (иногда) я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в Огонь (если я не дам ему этого), хотя другого люблю больше, чем его”». [аль-Бухари, 27; Муслим, 150].
Сказал аз-Зухри [1]: «Мы считаем, что Ислам – это слово [2], а вера (иман) – это праведное деяние [3]». [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 4/812-813 (№ 1493, 1495); ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 1/351 (№ 752). Цепочка передатчиков является достоверной].
[1] [Имам аль-Хафиз Абу Бакр, Мухаммад ибн Муслим ибн ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах ибн Шихаб аль-Кураши аз-Зухри. Родился в 50-ом г.х., а скончался в месяце Рамадан 124-го г.х.]
[2]: [Иначе говоря, человек принимает Ислам, произнося фразу: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».Если человек произнес эту фразу, он считается мусульманином].
[3]: [Имеется в виду, что праведные деяния – это непременная составляющая веры (имана)].
В соответствии с этим, человек может выйти из веры (имана) в Ислам, а из Ислама можно перейти только в неверие в Аллаха Всевышнего. [Имеется в виду следующее: религия состоит из трех ступеней: низшая – это Ислам, затем – вера (иман), а затем – ихсан. Подробнее с этим можно ознакомиться, прочитав книгу «Разъяснение сорока хадисов имама ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах. См. разъяснение хадиса № 2. Если человек лишается степени «ихсана», то он не становится неверующим, а переходит на степень, которая ниже, чем «ихсан», — а именно степень «имана» (веры). Если человек лишается степени «имана» (веры), то он не становится неверующим, а переходит на степень, которая ниже, чем «иман», — а именно степень «Ислама». Если человек лишается степени «Ислама», то нет после этого ничего, кроме неверия (куфра)].
18. Выход ад-Даджаля, снисхождение ‘Исы и убийство им ад-Даджаля.
Выход ад-Даджаля.
Мы веруем в то, что ад-Даджаль непременно выйдет среди этой общины, ибо об этом сообщил сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[Упоминание ад-Даджаля приходит во многих достоверных хадисах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, упомянул в своём достоверном сборнике сразу десять хадисов о нём (№№ 7122-7131).
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: ― Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии людей упомянул о ад-Даджале и сказал: «Поистине, Благой и Всевышний Аллах не является кривым, что же касается ад-Даджаля, то он крив на правый глаз, и этот глаз похож на выступающую вперёд виноградину». Передали аль-Бухари, 7127; Муслим, 169.
Также хадисы о ад-Даджале можно найти в достоверном сборнике имама Муслима (№№ 2933-2947).
Передается от Анаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не было такого пророка, который не предостерегал бы свою общину от (этого) кривого лжеца. Поистине, он будет кривым на один глаз, тогда как ваш Всемогущий и Великий Господь, поистине, кривым не является, (и ещё) начертаны меж глаз (ад-Даджаля буквы) “каф”, “фа” и “ра”». Передали аль-Бухари, 7131; Муслим, 2933.
Вышеупомянутые буквы образуют собой корни арабских слов “неверный” /кяфир/ и “неверие” /куфр/.
Сообщается, что Имран бин Хусайн сказал: ― Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не будет между сотворением Адама и наступлением Часа этого ничего более значительного, чем (появление) ад-Даджаля”. Передал Муслим, 2946.
Более подробно с хадисами об ад-Даджале можно ознакомиться, прочитав книгу «Сады праведных». См. хадисы №№ 1808-1819].
Снисхождение ‘Исы и убийство им ад-Даджаля
Мы веруем в то, что ‘Иса, сын Марии, мир ему, снизойдет на белый минарет на востоке Дамаска.
[Пришло множество достоверных хадисов о снисхождении ‘Исы, мир ему, перед Судным Днём. В частности, хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Его передают ибн Маджа, 4078; ат-Тирмизи, 2233. Аллах Всевышний говорит в Коране: «И(после нисхождения пророка ‘Исы с неба перед Днём Суда)из людей Писания не останется такого, который бы не уверовал в него до его смерти».Сура ан-Ниса, аят 159].
Он направится к ад-Даджалю тогда, когда мусульмане будут окружены в местечке ‘Акаба Афйяк [Город недалеко от Дамаска], а ад-Даджаль начнет убегать от него. ‘Иса убьёт ад-Даджаля у ворот на востоке Людда, а Людд находится в землях Палестины, недалеко (примерно в двух милях) от Рамли.
[О том, что ‘Иса, мир ему, убьёт ад-Даджаля говорится в хадисе со слов ан-Наууаса ибн Сам‘ана. Этот хадис передал Муслим, 2137; ибн Маджа, 4075].