Путь праведных предшественников в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего.
Пусть Аллах поможет нам и тебе произносить такие слова и совершать такие дела, которыми Он доволен [1], и пусть Он убережет нас и тебя от отклонения от истины и ошибок. [2]
[1] [Это указывает на то, что самой важной целью мусульманина в течение его жизни является достижение довольства Аллаха Всевышнего. Довольство Аллаха Всевышнего – это самая великая цель человека. Поэтому автор книги, да помилует его Аллах, обратился за тебя, о читатель, с такой великой мольбой к Аллаху. Если Аллах Всевышний не окажет помощь Своему рабу, тот заблудится. Поэтому сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы не Аллах, то мы бы не последовали по прямому пути, и не соблюдали пост, и не совершали молитву». Этот хадис передал аль-Бухари, 6620. А Аллах Всевышний сказал в Своём Писании: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый».(Сура аль-Худжурат, аяты 7-8). А также: «Они[некоторые бедуины]попрекают тебя(о, пророк)тем, что обратились в Ислам. Скажи(им): «Не попрекайте меня вашим обращением в Ислам.Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду»».(Сура аль-Худжурат, аят 17) ].
[2] [А, ведь, только Аллах оберегает Своих рабов, и нет у них иного защитника, помимо Него. Именно поэтому Аллах Всевышний сказал: «Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь».(Сура али ′Имран, аят 101). А также: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба(как покровителя и защитника)?»(Сура аз-Зумар, аят 36) ].
Знай, что праведные предшественники и наилучшие представители последующих поколений, великие имамы и знающие мужи этой общины были единогласны в том, что каждый человек должен уверовать в Аллаха Всевышнего. Все они были единогласны в том, что:
- Аллах является Единственным и Самодостаточным. [1]
- Аллах является Живым и Поддерживающим жизнь. [2]
- Аллах является Слышащим и Видящим. [3]
- У Него нет ни сотоварища, ни помощника. [4]
- У Него нет ни подобного Ему, ни равного. [5]
- Аллах описывается предвечными атрибутами. [6]
[1] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Он – Аллах – один[нет у Него сотоварища], Аллах –Самодостаточный».Сура аль-Ихляс, аяты 1-2].
[2] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь».Сура аль-Бакара, аят 255].
[3] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».Сура аш-Шура, аят 11].
[4] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи(о, пророк, этим многобожникам): «Призовите тех, кого вы считали божествами наряду с Аллахом». Они[ложные божества]не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле. Нет у них[у этих божеств]там[на небесах и на земле]никакого соучастия, и нет для Него среди них[среди ваших божеств]помощника».Сура Саба, аят 22].
[5] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему».(Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного[у кого были бы такие же имена и особенности]?»(Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, равного Ему».Сура аль-Ихляс, аят 4].
[6] [То есть: Аллах Всевышний был всегда описан этими атрибутами. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, входя в мечеть, обращался к Аллаху со следующей мольбой: «Прибегаю к защите Великого Аллаха, посредством Его благородного ликаи Его предвечной власти, от проклятого шайтана». Этот хадис передал Абу Дауд, 466. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 1/136-137. Этот хадис, в частности, указывает на то, что эта власть была присуща Аллаху всегда и без начала. Также Аллах Всевышний всегда был Слышащим, Видящим, Знающим, и так далее. Именно это имеет в виду автор книги, да помилует его Аллах, говоря о предвечных атрибутах].
Об атрибутах Всевышнего Аллаха повествует Его великое Писание, к которому не может подступиться ложь ни спереди, ни сзади. [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это[Коран]– однозначно, великое Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального».(Сура Фуссылят, аяты 41-42). Это Писание целиком и полностью является истиной, посему ты не должен сомневаться ни в чём, что содержится в этом великом Писании].
Это Писание ниспослано от Мудрого, Достохвального, а также достоверные предания от избранного и лучшего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был господином рода человеческого.
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, донёс послание своего Господа[целиком и полностью, без упущений или добавлений], искренне отнесся к своей общине [1],усердствовал на пути Аллаха должным образом, установил религию, разъяснил ясную дорогу [2],довёл религию до совершенства [3]и подавил неверующих. Он не оставил для безбожников и пустословов какой-либо возможности.
[1] [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым искренним по отношению к общине мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами(по отношению друг к другу)».(Сура аль-Ахзаб, аят 6).].
[2] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты(о, Мухаммад)указываешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела».(Сура аш-Шура, аяты 52-53)].
[3] [Аллах Всевышний посредством этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, довёл Свою религию до совершенства. Не осталось такого религиозного постановления, которое не было бы разъяснено посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал незадолго до смерти этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Сегодня Я сделал завершённой (и совершенной) для вас вашу религию».(Сура аль-Маида, аят 3).].
Передается, что Тарик ибн Шихаб [ибн ′Абду-ш-Шамс аль-Баджали, Абу ′Абдуллах аль-Куфи. Скончался в 82-ом или 83-ем г.х.] сказал: ― Как-то раз один из иудеев пришёл к ′Умару ибн уль-Хаттабу,да будет доволен им Аллах, и сказал ему:«О, повелитель верующих! Есть в вашем Писании один аят, который вы читаете, (и я думаю, что) если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник». Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, спросил у него:«Что же это за аят?!», на что иудей ответил:«Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, сказал:«Поистине, мне известен этот день и то место, где (этот аят) был ниспослан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это был вечер пятницы, когда мы стояли на горе ‘Арафат». [Передал аль-Бухари (№ 45, № 4606), и Муслим (№ 3017).].
Праведные предшественники уверовали в то, о чём сообщил Аллах в Своём Писании, и в то, что достоверно передано от Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует [1].Они принимали эти аяты и хадисы так, как те были переданы, не вдаваясь в образ этих атрибутов [2], не имея убеждений, что эти атрибуты подобны или схожи с атрибутами творений [3],и не отрицая их [4].Им было достаточно Сунны Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и пути, которым доволен Аллах. [5]Они не переходили на путь скверных и губительных нововведений [6], и посредством этого достигли великих степеней и высокого положения.
[1]. [Как сказал имам аз-Зухри, да помилует его Аллах: «Аллах Всевышний отправил послание, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был обязан донести его, а мы обязаны предаться (покориться) этому посланию». См. «Фатх уль-Бари», 13/513].
[2]. [То есть: не задаваясь вопросом «как?» Они не спрашивали: «А как Аллах видит?! А как Он слышит?! А как Он возвысился над небесами?!» Они знали, что человеческий ум не может постичь образ атрибутов Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал:«Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».(Сура аш-Шура, аят 11). Аллах Всевышний сказал: «Не следуй(о, человек)за тем, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут(в День Суда)призваны к ответу».(Сура аль-Исра, аят 36). Поэтому передается, что как-то раз один человек спросил у имама Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах: «Аллах сказал:«Милостивый вознесся над Троном»(Сура Та Ха, аят 5). Как Он вознесся?!» Тогда имам Малик разгневался и сказал: «Возвышение – известно, а как – неизвестно, верить в это обязательно, а расспросы об этом являются нововведением. И я думаю, что ты скверный человек, посему выйди из моего собрания».Передали Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 867; Сказал Хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/407: «Цепочка передатчиков этого сообщения крепкая (джеййид)».Передали также ад-Дарими в «ар-Рад ’аля-ль-Джахмийа», 104; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 7/151, и многие другие].
[3]. [Праведные предшественники не говорили, что атрибуты Аллаха подобны атрибутам творений, однако они утверждали эти атрибуты так, как подобает Его величию. Они не говорили: «Аллах видит так же, как вижу я», но они говорили: «Аллах видит так, как подобает Его величию, а я вижу так, как подобает моей слабости». Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».(Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного[у кого были бы такие же имена и особенности]?»(Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, подобного Ему».(Сура аль-Ихляс, аят 4) ].
[4]. [И это отличало их от заблудших течений, которые отрицают или искажают атрибуты Аллаха Всевышнего. Например, читая слова Всевышнего: «Милостивый вознесся над Троном»(Сура Та Ха, аят 5), они ложно утверждают, что в этом аяте имеется в виду, что Аллах завладел Троном. Например, Аллах Всевышний сказал: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает».(Сура аль-Маида, аят 64). Аллах Всевышний в этом аяте сообщает, что у Него в действительности есть две руки, которые не подобны чьим-либо рукам, а заблудшие течения искажают этот аят и говорят, что на самом деле под словом «руки»здесь имеются в виду «милости». Подобных искажений с их стороны великое множество].
[5]. [Сподвижникам, да будет доволен ими Аллах, было достаточно Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал: «Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание[Коран], которое им читается? Воистину, в этом — милость и напоминание для верующих людей».(Сура аль-′Анкабут, аят 51). ].
[6]. [Автор книги, да помилует его Аллах, упомянул две великие основы, в которых заключено спасение.
- Строгое следование Cунне;
- Отдаление от нововведений.
Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад ибн Сарийа сказал: «(Однажды) посланник Аллаха rобратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали:“О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!”Он сказал:“Вот моё наставление вам: остерегайтесь наказания Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”».Этот хадис передали Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджа, 42, и другие.
Нововведение (бид′а) – это то, что было внесено в религию и противоречит истине, пришедшей от посланника Аллаха, r, а затем было сделано прямым путём.См. «аль-Бахр ар-Раик шарх Канзу-д-Дакаик», 1/370.
Подробнее о нововведениях вы можете ознакомиться в книге «Разъяснение сорока хадисов ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах].
Возвышенность Аллаха.
Из тех атрибутов, которыми Аллах Всевышний описал Себя в Своём Писании, и о которых сообщил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует – Его вознесение над Своим Троном, о чём Он поведал Сам.[И после этих слов автор книги, да помилует его Аллах, упомянул семь аятов, в которых Аллах Всевышний ясно указывает на то, что Он возвысился над Своим Троном. Поэтому тем, кто отрицает возвышенность Аллаха над Троном, следует ответить словами Всевышнего: «Вы лучше знаете или же Аллах?»Сура аль-Бакара, аят 140].
Аллах Всевышний сказал в суре «аль-А′раф»:
﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю(из небытия)за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура аль-А′раф, аят 54].
Также Он сказал в суре «Йунус»:
﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю(из небытия)за шесть дней, а потом возвысился над Троном».[Сура Йунус, аят 3].
Также Он сказал в суре «ар-Ра′д»:
﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем возвысился над Троном».[Сура ар-Ра′д, аят 2].
Также Он сказал в суре «Та Ха»:
﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾
«Милостивый возвысился над Троном».[Сура Та Ха, аят 5].
Также Он сказал в суре «аль-Фуркан»:
﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«А затем Он возвысился над Троном».[Сура аль-Фуркан, аят 59].
Также Он сказал в суре «ас-Саджда»:
﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура ас-Саджда, аят 4].
Также Он сказал в суре «аль-Хадид»:
﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура аль-Хадид, аят 4].
Это – семь аятов, в которых Аллах Всевышний поведал о том, что Он над Троном.
Абу Хурайра [1], да будет доволен им Аллах, сказал: ― Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Поистине, Аллах, прежде чем сотворить творения, записал: ”Поистине, Моя милость опережает Мой гнев”, и эта надпись возле Него над Троном [2]».[аль-Бухари, 3194, 7404, 7422; Муслим, 2751].
[1] [Абу Хурайра ‘Абду-р-Рахман ибн Сахр ад-Дауси. Он был одним из величайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передал наибольшее число хадисов. Принял Ислам в 7 г. х., когда мусульмане покорили Хайбар, а затем переселился в Медину и почти не отходил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его кончины. Скончался в 59 г. х.].
[2] [После упоминания аятов Корана, повествующих о вознесении Аллаха над Своим Троном, автор книги, да помилует его Аллах, приступил к упоминанию доводов о возвышенности Аллаха над творениями. Об этом много говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Они[ангелы]боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено».(Сура ан-Нахль, аят 50). А также: «Он[Аллах]— Одолевающий и находится над Своими рабами».Сура аль-Ан′ам, аят 18].
А со слов аль-′Аббаса ибн ′Абд уль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул семь небес и то, что между ними, после чего сказал:«А над семью небесами находится море. Между поверхностью этого моря и его дном расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над этим морем восемь горных козлов. Между копытами этих горных козлов и между их коленями расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над их спинами находится Трон (′Арш), величина которого равна расстоянию между одним небом и другим. А Аллах Всевышний над этим Троном». [Абу Дауд, 4723; ат-Тирмизи, 3320; ибн Маджа, 193; Ахмад, 1/206-207.Этот хадис известен среди обладателей знания как «хадис о горных козлах». Но следует заметить, что цепочка передатчиков этого хадиса является слабой. На это, в частности, указал аз-Захаби, да помилует его Аллах. См. «аль-′Улю», стр. 50. Также на это указал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах. См. «Зылялю-ль-Джанна», стр. 254. Хотя среди обладателей знания были и те, кто назвал этот хадис хорошим. Например, ат-Тирмизи, приведя этот хадис, сказал: «Хороший, редкий». Также хорошим его назвал аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в «аль-Мустадрак», 2/410. Однако, даже если этот хадис слабый, на возвышенность Аллаха указывают много других достоверных хадисов, не говоря уже об аятах Корана].
Супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, и Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, говорили относительно слов Всевышнего: «Милостивый возвысился над Троном»[Сура Та Ха, аят 5],следующее: «Возвышение не является чем-то неизвестным, а образ этого не поддается нашему разуму, подтверждение вознесения – это вера, а отрицание – неверие[1]». [2]
[1] [Это — правило, которое можно применить ко всем атрибутам. Например, кто-то приведёт тебе слова Всевышнего: «Его обе Руки простерты».(Сура аль-Маида, аят 64). А затем скажет: «Каковы же руки Аллаха?!»Ответь ему: «Что такое Руки – известно, а их образ – неизвестен, верить в них – обязательно, а вопросы об их образе – нововведение». Сказал ибн уль-Кайим, да помилует его Аллах: «Ответ Малика,да помилует его Аллах, касается всех вопросов, связанных с атрибутами Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: ”Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу”.Кто-то может спросить: ”Как Аллах слышит и как видит?” Ему следует ответить этим ответом: ”Что такое слух и зрение – известно, а их образ не поддается нашему разуму”. То же самое следует ответить тому, кто спрашивает о знании Аллаха, о Его жизни, могуществе, желании, нисхождении на ближнее небо (в последнюю треть ночи), гневе, довольстве, милости, и так далее. Смыслы всех этих атрибутов – понятны, но их образ не поддается нашему разуму».См. «Мадариджу-с-Саликин», 2/86].
[2] [От Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, эти слова передает аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 663. Также на эти слова указал ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/406, и ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/365, однако назвав это сообщение слабым. Также аз-Захаби передал это сообщение от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, и указал на то, что оно – недостоверно. См. «аль-′Улю», стр. 65. Что касается слов имама Малика, да помилует его Аллах, то они достоверны. Их передал аль-Бейхакы в книге «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 516. Также эти слова упомянул хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» (13/406-407), назвав цепочку передатчиков крепкой (джеййид).
Шейх уль-Ислям ибн Теймия сказал: «Поистине, люди приняли эти слова и никто среди приверженцев Сунны не отрицал их».См. «Маджму′ аль-Фатауа», 13/309. Также эти слова передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; Абу Ну′айм в «аль-Хилья», 6/325; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 27; аз-Захаби в «аль-′Улю», 103].
Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Какой бы мужчина ни позвал свою супругу в постель, а она не пришла к нему, то непременно Тот, Кто над небесами будет гневаться на неё до тех пор, пока её муж не станет довольным (ею)[1]».[Аль-Бухари, 5193-5194; Муслим, 1436. Хадис с данным словом приводится именно у Муслима в одной из версий данного хадиса].
[1] [О том, что Аллах Всевышний над небесами, говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас?»(Сура аль-Мульк, аят 16). А также: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не нашлет на вас ураган с камнями?»(Сура аль-Мульк, аят 17). Об этом также говорится и в других хадисах. Например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостивые (люди) – помилует их Милостивый! Проявляйте милость к тем, кто на земле, и тогда помилует вас Тот, Кто над небесами». Этот хадис передали Абу Дауд, 4941; ат-Тирмизи, 1924; Ахмад, 2/160; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 925].
Сообщается со слов Абу Са′ида аль-Худри [Са′д ибн Малик ибн Синан аль-Ансари. Известный сподвижник. Скончался в 74 г.х.],да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, а, ведь, мне доверяет Тот, Кто над небесами! Известия с небес приходят ко мне утром и вечером».[аль-Бухари, 4351; Муслим, 1064].
Сообщается со слов Му′авии ибн уль-Хакама ас-Сулями, t, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал рабыне: «Где Аллах?!»,а она ответила: «Над небесами».Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто я?!»,а она ответила: «Ты – посланник Аллаха!»Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо она является верующей».[Муслим, 537; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 3/13, и другие].
Этот хадис передали Муслим ибн уль-Хаджадж, Абу Дауд и Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи.
[Для более полного понимания следует привести данный хадис полностью, ибо этим словам предшествовало следующее событие.
Передают, что Му’ауия ибн уль-Хакам ас-Сулями рассказывал: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ горы Ухуд и Джауанийи. Однажды я решил узнать, сколько овец у меня в стаде, и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал своей рабыне пощёчину. После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому рассказал о том, что случилось, и он возвеличил это дело (в моих глазах). Затем я спросил:«О посланник Аллаха, не освободить ли мне её?»Он сказал:«Приведи её ко мне».Когда я привёл её к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил:«Где Аллах?»Она ответила:«Над небесами»Он спросил:«Кто я?»Она ответила:«Ты — посланник Аллаха»,и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Освободи её, ибо, поистине, она — верующая»».
Сказал имам ′Усман ибн Са′ид ад-Дарими, да помилует его Аллах: «Разве ты не видишь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал признаком её веры – её знание о том, что Аллах над небесами?!»См. «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 17.
Сказал имам аз-Захаби, да помилует его Аллах: «В этом хадисе (указание на) две вещи. Во-первых, (указание на) узаконенность того, что мусульманин спрашивает: ”Где Аллах?”. А, во-вторых, (указание на) узаконенность того, что (человек), отвечающий на (этот) вопрос, говорит: ”Над небесами”. А кто отрицает два этих вопроса (вывода), тот выражает порицание самому избранному пророку,r».См. «аль-′Улю», стр. 46].
Кто же более невежественен, кто же более глуп, кто же более заблужден, чем тот, кто говорит, что нельзя задавать вопрос: «Где Аллах»?! И это после того, как сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос «Где Аллах».
[А, ведь, Аллах Всевышний сказал об этом посланнике: «Он[Мухаммад]не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение(от Аллаха), которое внушается».(Сура ан-Наджм, аяты 3-4). Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, я больше любого из вас остерегаюсь наказания Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём». Аль-Бухари, 20].
Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:«Зейнаб бинт Джахш обычно хвалилась перед остальными супругами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря:”Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах с высоты семи небес”*». Передал аль-Бухари, 7420.
*[Аллах Всевышний выдал её замуж с высоты семи небес. Аллах Всевышний сказал: «Мы женили тебя(о, Мухаммад)на ней[на Зейнаб]».(Сура аль-Ахзаб, аят 37). А остальных супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выдавали замуж их попечители].
А со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул состояние верующего после смерти. Среди прочего он сообщил о том, что душу верующего возносят до небес, над которыми Аллах Всевышний. [Ахмад, 2/364; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/353. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджа», 3/386].
Сообщается со слов Абу ад-Дарды [Это – славный сподвижник. Принял Ислам после битвы при Бадре. Скончался в Дамаске в 32-ом или 33-ем г.х.],да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то из вас или ваших братьев заболеет, то пусть говорит: ”Наш Господь – Аллах, Который находится над небесами. Твоё имя священно, Твое веление (распространено) на небесах и на земле подобно тому, как милость Твоя на небесах. Прости же нам наши проступки и грехи, поистине, Ты – Господь благих (людей). Ниспошли же милость и исцеление из Твоего исцеления на эту боль”. (Сказавший это) исцелится». Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари. [См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» (№ 648), автором которой является имам ат-Табари аль-Лялякаи. Также этот хадис передали Абу Дауд, 3892; Ахмад, 6/21, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф аби Дауд», стр. 313-314. Однако существуют другие достоверные хадисы о тех заклинаниях, которые следует читать во время болезни. Например, передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к больному или когда (больного) приносили к нему, он говорил: «Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Исцеляющий, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни!/Азхиби-ль-ба’са, Рабба-н-нас,-ишфи уа Анта-ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-кя шифа’ан ля йугадиру сакаман!/». Передали аль-Бухари, 5675; Муслим, 2191].
Если мы начнём упоминать все доказательства из Корана и Сунны относительно этого вопроса, то эта книга станет очень большой.
Отрицающий возвышенность Аллаха после знания об этих аятах и хадисах является противоречащим Книге Аллаха и отвергающим Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[После упоминания аятов и хадисов на эту тему, автор книги, да помилует его Аллах, упомянул несколько сообщений от праведных предшественников, и в частности данное сообщение от имама Медины Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах].
Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Аллах над небесами, а Его знание во всех местах. Нет такого места, о котором не знал бы Аллах».[Передали аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 289; ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 11 (1/107); ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 76 (стр. 186); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 673 (2/401)].
Сказал аш-Шафи′и, да помилует его Аллах: «Правление Абу Бакра – это истина! Аллах предопределил это над небесами и объединил вокруг него сердца сподвижников Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует».[Передал ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 93 (стр. 181)].
Сказал ′АбдуЛлах ибн уль-Мубарак [аль-Маруази. Хафиз, шейху-ль-Ислям. Родился в 118-ом г.х., а скончался в 181-ом или в 182-ом г.х],да помилует его Аллах: «Мы знаем нашего Господа над семью небесами и Он отделён от Своих творений. И мы не говорим так, как говорят джахмиты: ”Он здесь”*»,— указав на землю.[Передали ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 22, 598 (1/111, 307); аль-Бухари в «Хальку Аф′али-ль-′Ибад», стр. 8; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 9; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 538; ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 83-84 (стр. 192-193)].
*[Как известно, группа из числа джахмитов, склонная к суфизму, открыто говорит, что Аллах находится везде. Этот вопрос, связанный с мнениями джахмитов относительно возвышенности Аллаха, разъяснил шейху-ль-Ислям ибн Теймия. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 2/298-299].
Лик Аллаха.
Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания.
[Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого(и ничего)подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».Сура аш-Шура, аят 11].
Аллах Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика*».[Сура аль-Касас, аят 88].
﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ﴾
*[Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого[на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой».Сура аль-Фуркан, аят 58].
Аллах Всевышний сказал:«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». [Сура ар-Рахман, аят 27].
﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ﴾
[Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много].
Передаёт Абу Муса [′Абдуллах ибн Кайс, славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже] да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра.*И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него». [аль-Бухари, 7444; Муслим, 180. Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором наТвой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!». Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301].
*[В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада».(Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя(садами)есть еще два сада».Сура ар-Рахман, аят 62].
Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав:”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [1]; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи[2]; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его